Осуществление правосудия только судом

Информация на тему: "осуществление правосудия только судом" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.

Принцип осуществления правосудия только судом является конституционным принципом, нашедшим отражение в ч. 1 ст. 49, ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, а также в ст. 8 и 29 УПК РФ. Данным принципом решается вопрос о том, может ли какой-либо иной орган осуществлять полномочия по рассмотрению и разрешению дел, которыми наделена судебная власть.

Суть изучаемого принципа заключается в исключительности полномочий судебной власти: эти полномочия не могут осуществляться никакой иной ветвью власти. Причины такого правила очевидны. Если бы существовал орган, альтернативный суду по характеру его полномочий, то такое положение было бы равносильно отсутствию суда вообще. Вот почему принцип осуществления правосудия только судом относится к числу принципов не только судопроизводства, но и судоустройства — он представляет собой составную часть фундаментального принципа самостоятельности и независимости судебной власти. Помимо этого, исключительные полномочия судебной власти по отправлению правосудия объясняются приданием ей особого статуса, гарантирующего независимость судей. Судебная власть и существует только для того, чтобы осуществлять правосудие, т.е. она создается с этой специальной целью.

Принцип осуществления правосудия только судом предполагает, что:

  • суд, осуществляющий правосудие, действует не на временной основе и не создан для рассмотрения конкретного дела (эти обстоятельства заставляют усомниться в независимости суда) (ч. 3 ст. 118 Конституции РФ);
  • суд создан законом, а не актом исполнительной власти (что означало бы зависимость суда от администрации);
  • установлены четкие правила подведомственности и подсудности дел, исключающие произвольную передачу дел из одного суда в другой (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ, ч. 3 ст. 8 УПК РФ).

Как видно, принцип осуществления правосудия только судом является одной из гарантий права на судебную защиту.

В настоящее время принцип осуществления правосудия только судом не имеет исключений, хотя в истории российского суда таковые были, включая советский период, когда в определенные исторические моменты судебные функции осуществлялись несудебными органами («двойки», «тройки» и иные особые подразделения органов внутренних дел – НКВД).

Принцип осуществления правосудия только судом представляет собой правило, по которому реализация полномочий, отнесенных к ведению органов судебной власти, может осуществляться только судами, созданными в соответствии с законом.

Данный принцип характеризует место органов судебной власти в системе разделения властей, когда (в наиболее обобщенном виде) органы законодательной власти должны принимать нормативные акты, органы исполнительной власти обеспечивают их практическую реализацию, а органы судебной власти разрешают конфликты.

Применительно к арбитражному процессуальному праву данный принцип отражается в том, что по делам в сфере хозяйственной юрисдикции, отнесенным к ведению арбитражных судов, только арбитражный суд вправе осуществлять правосудие.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Данный принцип также отражает наличие нескольких автономных судебных подсистем в рамках общей судебной системы России, в которой арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере хозяйственной юрисдикции по экономическим спорам и другим делам, связанным с предпринимательской и иной экономической деятельностью.

В соответствии со смыслом ст. 118 Конституции РФ и ст. 1 Федерального конституционного закона “О судебной системе Российской Федерации” судебная власть в России в сфере хозяйственной юрисдикции (по делам, отнесенным к ведению арбитражных судов) может осуществляться только арбитражными судами в лице арбитражных судей и арбитражных заседателей, привлекаемых в установленном законом порядке к осуществлению правосудия. Никакие другие органы и лица не вправе принимать на себя функции по осуществлению правосудия. При этом не допускается создания каких-либо чрезвычайных судов. Судебная власть самостоятельна и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной властей. Тем самым законодатель обеспечивает специализацию каждого из судебных органов на решении определенного круга вопросов, не допуская пересечения их компетенции.

В ряде случаев дела, отнесенные к ведению арбитражных судов, могут разрешаться другими органами, например: третейскими судами, международными коммерческими арбитражами, органами административной юрисдикции. Согласно ч. 6 ст. 4 АПК РФ по соглашению сторон подведомственный арбитражному суду спор, возникающий из гражданских правоотношений, до принятия арбитражным судом первой инстанции судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, может быть передан сторонами на рассмотрение третейского суда. Однако деятельность третейских судов не является правосудием, а третейское разбирательство – судебным процессом. Такая деятельность является по своей правовой природе формой частного правоприменения, основанной на соглашении сторон.

То же самое относится к деятельности административных юрисдикций, наделенных правом разрешения в предварительном порядке споров в сфере гражданского оборота. В конечном счете их решения могут быть оспорены в суде (п. 2 ст. 11 ГК РФ), и заинтересованные лица будут вправе апеллировать к правосудию в лице компетентного арбитражного суда.

Принцип осуществления правосудия только судом закреплен в ст. 118 Конституции РФ. Этот принцип в той или иной формулировке воспроизводится во многих законодательных актах, регулирующих вопросы правосудия.

Суд является единственным органом, уполномоченным осуществлять правосудие как особую функцию государственной власти.

В соответствии с Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» правосудие осуществляется Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, верховными судами республик в составе Российской Федерации, судами краев, областей, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, районными судами, окружными военными судами и гарнизонными военными судами, а в системе арбитражных судов – окружными и судами субъектов рФ. Кроме перечисленных федеральных судов, правосудие осуществляют конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.

Упомянутый федеральный конституционный закон предусматривает возможность создания специализированных федеральных судов с целью рассмотрения гражданских и административных дел. Эти категории дел будут рассматриваться по существу, т. е. в первой инстанции, а принимаемые решения подлежат проверке в установленном порядке в федеральных судах второго звена.

Читайте так же:  Как купить, приобрести земельный участок, землю у государства под ижс в собственность по кадастровой

Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений в указанные акты.

Акты правосудия (приговоры и иные судебные решения) после вступления в законную силу приобретают обязательную силу. Решения суда могут изменить или отменить только вышестоящие суды, круг которых четко ограничен указанными выше законами.

Рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела суд способен, если он законен, компетентен и беспристрастен. Существенное значение в обеспечении перечисленных свойств на этом направлении имеет определение законом состава суда на основе единоличного и коллегиального начал, который должен рассматривать конкретное дело. Состав суда определяется федеральным законом и зависит от инстанции, в которой рассматривается дело.

Законодательством установлено положение, в соответствии с которым каждое дело должно быть рассмотрено одним и тем же составом суда.

Содержание принципа «осуществление правосудия только судом» включает осуществление судебной деятельности во всех ее формах, т. е. разрешение дел по существу в первой инстанции, разбирательство в кассационной (апелляционной) инстанции и в надзорном порядке (в том числе и по вновь открывшимся обстоятельствам).

Функционирование системы судебного контроля – важная составляющая обеспечения правосудия строго в рамках закона. Особая роль принадлежит Верховному Суду РФ и Высшему Арбитражному Суду рФ, которые обобщают судебную практику, анализируют причины допускаемых нарушений и дают судам необходимые разъяснения, публикуя свои документы для широкого использования в Бюллетене Верховного Суда РФ и Вестнике Арбитражного Суда РФ.

Некоторые совместные документы двух высших судов уточняют вопросы распределения полномочий по рассмотрению дел так, чтобы во всех случаяхправосудие осуществлялось только судом.

Данный принцип закреплен в ч. 1 ст. 118 Конституции РФ и конкретизирован ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», где сказано, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только су­дами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и феде­ральным конституционным законом.

Суд является единственным органом, уполномоченным осу­ществлять правосудие как особую функцию государственной власти.

Применительно к правосудию по уголовным делам Конститу­ция устанавливает, что лицо может быть признано виновным лишь вступившим в законную силу приговором суда (ст. 49). Этот конституционный императив конкретизирован в ст. 8 УПК указа­нием на то, что никто не может быть признан виновным в совер­шении преступления, а также подвергнут уголовному наказанию иначе как по приговору суда и в соответствии с законом.

В отношении гражданского судопроизводства и судопроизвод­ства в арбитражных судах ключевое положение суда конкретизи­руется в соответствующих нормах — ст. 5 ГПК и ст. 1 АПК.

Функция осуществления правосудия — прерогатива суда. В стадии судопроизводства находит наиболее полную реализацию вся система принципов правосудия. Ни один другой правоохрани­тельный орган не обладает такими процессуальными возможнос­тями для установления истины, принятия законного, обоснован­ного и справедливого решения по делу, как орган правосудия — суд. В указанных выше законах, с исчерпывающей полнотой на­званы суды, уполномоченные (компетентные) от имени государ­ства вершить правосудие. К ним отнесены: Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, верховные суды республик, крае­вые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды и ми­ровые судьи, военные суды, а также федеральные арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов РФ. Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений в указан­ные акты.

Акты правосудия (приговоры и иные судебные решения) после вступления в законную силу приобретают обязательную силу (ст. 392 УПК, ст. 13 ГПК, ст. 16 АПК). При этом важно и то обсто­ятельство, что и приговор, и иные решения суда может изменить или отменить только вышестоящий суд, перечень которых четко ограничен названными выше законами.

Отметим, что появление этого принципа — осуществления правосудия только судом связано с широкой оглаской многочис­ленных фактов внесудебных репрессий («особыми совещания­ми», «тройками», «двойками» и другими «квазисудебными» ор­ганами) в 20—40-х гг. и 50-х гг. к ни в чем не повинным гражда­нам. Он явился предвестником судебно-правовой реформы конца 50-х — начала 60-х гг. Чтобы покончить с такой практикой, и

был провозглашен принцип осуществления правосудия только

судом как гарантом законности .

Естественно, суд, которому доверяется рассматривать и разре­шать гражданские и уголовные дела, способен отправлять спра­ведливое правосудие, если он законен, компетентен и беспри-

Второе направление вытекает из ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 47 Конституции РФ, в которых признается право гражданина на рассмотрение его дела в надле­жащем суде и тем судьей, к чьей компетенции оно отнесено зако­ном. Эти акты гарантируют право на судебную защиту и беспре­пятственный доступ к правосудию, но не менее важным является и то обстоятельство, что человек не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено федеральным законом [71] , благодаря чему у него появляется возможность знать заранее, где и каким судом будет рассмотрено его дело, если угроза привлечения к уголовной ответственности возникнет. Очевидно, что вопрос о подсудности дела из чисто юридико-технического, произвольного усмотрения какого-то должностного лица становится политическим, если иметь в виду, что закон это мера политическая.

Существенное значение в обеспечении перечисленных свойств на этом направлении имеет определение законом состава суда, который должен рассматривать конкретное дело, на основе едино­личного и коллегиального начал.

Суды общей юрисдикции могут рассматривать гражданские дела по первой инстанции [72] в двух составах: судьями единолично или коллегией в составе трех профессиональных судей (в случаях, предусмотренных федеральным законом). Большинство граждан­ских дел по первой инстанции рассматривается судьями едино­лично (ст. 14 ГПК).

Арбитражный суд большинство подведомственных ему дел рассматривает по первой инстанции в составе одного судьи (еди­ноличный суд).

Читайте так же:  Отец не участвует в воспитании ребенка после развода как доказать

суд в составе трех судей-профессионалов. В таком составе рас­сматриваются следующие четыре категории дел: относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда РФ (ст. ч. 2 ст. 34 АПК); об оспаривании нормативных правовых актов; о несостоя­тельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом; дела, направленные в арбитражный суд первой инстан­ции на новое рассмотрение с указанием на коллегиальное рас­смотрение (ч. 2 ст. 17АПК);

один судья-профессионал и два арбитражных заседателя. Это возможно, если какая-либо из сторон заявит ходатайство о рас­смотрении экономического спора или иного дела, возникающего из гражданских и иных правоотношений, подведомственных ар­битражному суду, с участием арбитражных заседателей. Однако такой состав суда не может рассматривать указанные выше четы­ре категории дел и дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, а также дела особого произ- водства(ч. Зет. 17АПК).

Для разбирательства уголовных дел по первой инстанции также возможны три варианта состава.суда:

суд в составе одного судьи — это преобладающий состав для судов всех уровней (от мирового до Верховного Суда) при разбира­тельстве любых уголовных дел;

три судьи-профессионала — при разбирательстве в районных судах и военных гарнизонных судах уголовных дел о тяжких и особо тяжких преступлениях, в федеральных судах общей юрисдикции среднего звена и Верховном Суде РФ — по ходатайству подсудимого, заявленного до назначения судебного заседания (ст. 231 УПК). Такой состав суда возможен с 1 января 2004 г.; до указанного срока — судьей федерального суда общей юрисдикции единолично;

Что касается разбирательства дел в кассационной и надзорной инстанциях, то независимо от волеизъявления подавшего жало­бу осужденного или оправданного оно возможно только в колле­гиальном составе. Так, в судебных коллегиях судов общей юрис­дикции среднего звена, а также в кассационной и судебной колле­гиях Верховного Суда РФ оно осуществляется судом в составе трех судей-профессионалов, а в президиумах этих судов — не менее чем половиной членов президиума.

В апелляционных инстанциях в судах общей юрисдикции (а их функции возложены на районные суды) разбирательство дел производится судьей единолично.

Дела в арбитражном суде апелляционной и кассационной ин­станций, а также в порядке надзора рассматриваются коллеги­ально в составе трех или иного нечетного количества судей, если иное не установлено АПК.

В рассматриваемом аспекте важно и то обстоятельство, что, как правило, не допускается изъятие конкретного уголовного дела из одного суда, которому оно подсудно, и передача его в дру­гой суд того же звена (например, передача дела из одного област­ного суда в другой областной суд). Это возможно лишь по мотиви­рованному ходатайству подсудимого и в случае, если все судьи данного суда в связи с удовлетворением заявленного им отвода не имеют права рассматривать его дело. Не допускается передача дела из нижестоящего суда в вышестоящий (к примеру, из район­ного суда в областной суд) даже в Верховный Суд РФ. Однако в отношении отдельных категорий лиц, перечисленных в законе* с исчерпывающей полнотой, — члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, судьи федерального суда, последний, по их ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательст­ва, может принять к своему производству (ст. 452 УПК).

Кроме того, законодательством установлено положение, в со­ответствии с которым каждое дело должно быть рассмотрено одним и тем же составом судей. Если кто-либо из судей лишен возможности продолжать участие в судебном заседании, он заме­няется другим судьей и судебное разбирательство уголовного дела начинается сначала (ч. 2 ст. 157 ГПК, ст. 18 АПК, ст. 242 УПК).

По существу определение количественно-качественного соста­ва суда, рассматривающего дело, является важнейшим средством обеспечения законности, компетентности и беспристрастности от­правления правосудия.

Последнее, третье направление законодательного обеспече­ния указанного принципа связано с правилами, соблюдение кото­рых гарантирует непредвзятость (объективность), справедли­вость и беспристрастность судей, принимающих решение по су­ществу вопросов, возникающих при отправлении правосудия по конкретным судебным делам. Такие нормы — предмет главным образом процессуального законодательства — ГПК, АПК, УПК. Они содержат правила, согласно которым судьи (присяжные и ар­битражные заседатели) отстраняются от разбирательства кон­кретного дела. Например, если есть основания считать, что ука­занные лица имеют личную заинтересованность в исходе рассмат­риваемого дела (в частности, являются родственником какой-то из сторон или их представителей, находятся в служебной или иной зависимости от лица, участвующего в деле, или его предста­вителя, приятельских или неприязненных отношениях и т.д.) или уже участвовали в досудебном или судебном производстве по данному делу в том или ином качестве — свидетеля или потерпев­шего, эксперта или специалиста, дознавателя или следователя, прокурора или судьи, делали публичное заявление или давали оценку по существу рассматриваемого дела и т.д.

Очевидно внутреннее единство указанных направлений зако­нодательного обеспечения законности, компетентности и беспри­страстности суда — единственного органа, призванного отправ­лять правосудие; с их совершенствованием в значительной мере связывается повышение авторитета судебной власти в обществе, государстве.

Конституция РФ (ч. 1 статьи 118), ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 4), ст. 8 УПК РФ, ст. 5 ГПК РФ и ст. 1 АПК РФ.

Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации». Эти суды осуществляют судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Создание чрезвычайных судов и судов, не предусмотренных указанным федеральным конституционным законом, не допускается.

Принцип осуществления правосудия только судом следует рассматривать в нескольких аспектах.

1. Особую деятельность, именуемую «правосудием», может осуществлять только суд. Это означает, что на какой-либо другой государственный орган не может быть возложена обязанность по осуществлению правосудия. Деятельность государственных и иных органов, помимо суда, нельзя назвать правосудием.

2. Судом, имеющим полномочия по осуществлению правосудия, может быть признан только тот орган, который создан исключительно на основании Конституции РФ и ФКЗ «О судебной системе РФ». В связи с этим судебная система России определена исчерпывающим перечнем судов.

Читайте так же:  Как получить участок под строительство дома молодой семье бесплатно, какие документы нужны

Учреждение иных судов возможно только путем внесения изменений и дополнений в указанные выше нормативные акты. В частности, ст.ст. 4 и 26 ФКЗ «О судебной системе РФ» предусматривают возможность создания в системе федеральных судов общей юрисдикции специализированных судов по рассмотрению гражданских и административных дел.

Специализированные суды – это федеральные суды общей юрисдикции, к полномочиям которых отнесено рассмотрение отдельных категорий гражданских и административных дел[2]. Не могут быть отнесены к специализированным судам суды, которые рассматривают дела в отношении отдельных категорий лиц, например, военные суды. Следует отметить, что в настоящее время в России специализированные суды не созданы.

От специализированных судов следует отличать чрезвычайные суды, то есть суды, которые создаются либо вне закона, либо на непостоянной основе (суды «ad hoc», т.е. «для случая»), либо для проведения репрессивной, карательной политики государства, либо создание которых обусловлено какими-либо экстремальными обстоятельствами, например, чрезвычайным положением. Создание чрезвычайных судов в Российской Федерации запрещено.

3. Правосудие может осуществляться лишь тем судом, который отвечает требованиям законности, компетентности и беспристрастности (ст.ст. 18, 45, 47, 119 121, 123 Конституции РФ, п. 1 ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Требование законности суда следует рассматривать с позиции соответствия лиц, наделяемых статусом судей, надлежащей квалификации и нравственным требованиям, которые в совокупности обеспечивают справедливость при вынесении судебных актов. Это требование применимо не только к судьям, но и к присяжным и арбитражным заседателям. Нарушение требования законности суда влечет за собой безусловную отмену принятого судебного акта (п. 2 ч. 2 ст. 381 УПК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 364 ГПК РФ, п. 1 ч. 4 ст. 270, п. 1 ч. 4 ст. 288 АПК РФ).

Требование компетентности суда означает, что дело должно быть рассмотрено только тем судом, который имеет соответствующие полномочия. Указанное требование нашло закрепление в ст. 47 Конституции РФ, в соответствии с которой «никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом». Нарушение требования компетентности суда влечет безусловную отмену судебного акта.

Требование беспристрастности суда обязывает судей, рассматривающих конкретные дела, быть нейтральными по отношению к сторонам и лицам, участвующим в деле. Судьи не вправе способствовать одной из сторон в защите своих прав и законных интересов. Предубеждения судей по каким-нибудь вопросам или по отношению к каким-либо лицам не должно иметь места. Институт отвода (если есть основания полагать, что они лично, прямо или косвенно заинтересованы в исходе дела…) (ст. 61-65 УПК РФ, ст. 16-21 ГПК РФ, ст.ст. 21-26 АПК РФ). Последствия участия судьи, который не отвечает требованию беспристрастности, – безусловная отмена судебного акта

4. Только суд может отменять или изменять акты правосудия. Судебный акт может быть проверен в апелляционном, кассационном или надзорном порядке. В результате такой проверки судебный акт может быть изменен или вообще отменен. Правом рассматривать и принимать решения по ранее вынесенным судебным актам должен быть наделен исключительно суд.

Обеспечение законности, компетентности и беспристрастности суда

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Кратко суть данного принципа можно выразить примерно следующим образом: суд, которому доверяется рассматривать и разрешать гражданские и уголовные дела, способен вершить подлинное правосудие, если он законен, компетентен и беспристрастен. Это самоочевидное положение прямо в действующем законодательстве не сформулировано. Оно вытекает из анализа предписаний Конституции РК. Для обеспечения всех этих свойств суда существуют многие установленные законом средства. О том, как такая обеспеченность достигается в отношении независимости суда и судей, речь пойдет в следующем параграфе, поскольку данное свойство нуждается в особом рассмотрении. Что касается других из перечисленных свойств суда (законности, компетентности и беспристрастности), то средства, обеспечивающие их, отличаются своеобразием и могут быть объединены в три группы:

  • – правила, определяющие порядок наделения судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей их полномочиями, включая те правила, которые устанавливают требования, предъявляемые к кандидатам на эти роли;
  • – правила определения суда, где должно рассматриваться конкретное гражданское или уголовное дело (правила определения подведомственности и подсудности), а также его состава;
  • – правила, ограничивающие возможность необъективности либо пристрастности тех, кому доверяется принятие решения по существу вопросов, возникших по делу. Особой защиты требуют права и свободы человека, привлекаемого к уголовной ответственности, – в первую очередь неприкосновенности личности, частной жизни и жилища.

Правовые гарантии обеспечения прав человека при осуществлении правосудия включают в себя:

Любые действия, направленные на оказание давления на судей, народных, присяжных и арбитражных заседателей при осуществлении правосудия, расцениваются как административное правонарушение или даже преступление и влекут применение соответствующих мер ответственности.

Гарантии независимости судей:

  • * жесткая регламентация процедуры осуществления правосудия;
  • * определение оснований и порядка приостановления или прекращения полномочий судей;
  • * неприкосновенность судей;
  • * право судей на отставку;
  • * создание органов судейского сообщества;
  • * материальное и социальное обеспечение судей Словом, таким образом, Верховный Суд РК принял меры к тому, чтобы и в данном вопросе не было произвольных отступлений от конституционных предписаний, предусматривающих одно из средств обеспечения законности суда, которому можно доверить разбирательство конкретного дела.

Для обеспечения законности, компетентности и беспристрастности суда существенное значение имеет правильное определение состава суда, который должен рассматривать конкретное дело.

Принцип законности, компетентности и беспристрастности суда. Данный принцип призван способствовать правильному и справедливому разрешению гражданских и уголовных дел. Это достигается с помощью следующих средств:

В кассационной, надзорной и апелляционной инстанциях разбирательство дел возможно только в коллегиальном составе. Например, в судебных коллегиях судов общей юрисдикции среднего звена и Верховного Суда РК оно осуществляется тремя профессионалами, а в президиумах этих судов – не менее чем половиной членов президиума. По такой же схеме в общих чертах, как будет показано ниже, определяется состав арбитражных судов, рассматривающих дела в апелляционном, кассационном и надзорном порядке.

Читайте так же:  Отличие заявления от ходатайства

В соответствии с правилами третьей группы обеспечивается в первую очередь беспристрастность суда. Они сосредоточены главным образом в ГПК, УПК. Согласно этим правилам судьи и заседатели устраняются от разбирательства конкретного дела:

  • – если они, например, выполняли какие-то функции в связи с производством по данному делу (являлись свидетелями или потерпевшими, дали экспертное заключение по вопросам, возникшим в процессе расследования дела, участвовали в расследовании дела, оказывали юридическую помощь истцу или ответчику и т. д.);
  • – либо если есть основания считать, что судья или заседатель имеет личную заинтересованность в исходе дела (к примеру, является родственником какой-то из сторон, свидетелем, лицом, производившим расследование, уже участвовал в производстве по данному делу в качестве судьи, и т. д.).

При оценке роли и значения рассмотренных правил, обеспечивающих законность, компетентность и беспристрастность суда, которому доверяется разбирательство гражданских и уголовных дел, важно не упускать из виду то, что между этими правилами нет непроходимой пропасти. Они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Законность – это общеправовой конституционный принцип. Принцип законности при осуществлении правосудия – это требование осуществлять судебные функции на основе строгого соблюдения Конституции РФ, УПК, ГПК, АПК и иных законов, регулирующих уголовно-процессуальную, гражданскую процессуальную и арбитражную процессуальную деятельность.

Суды, реализуя свой правовой статус, должны правильно толковать и неуклонно соблюдать нормы как процессуального, так и материального права. Малейшее отступление от этого требования не только подрывает авторитет судебной власти, но и наносит ущерб делу укрепления законности. Ничто не может оправдать нарушения законности при отправлении правосудия.

Основные положения данного принципа закреплены в ч.2 ст.15 Конституции РФ, где сказано: “Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы”. К законам относятся федеральные законы и федеральные конституционные законы, а также принимаемые в субъектах Федерации конституции и уставы, другие законодательные акты. Все они должны соответствовать предписаниям Конституции РФ. Акты, которые противоречат Конституции РФ или закону, применяться не могут.

Для правосудия данный принцип имеет особое значение в силу того, что этот вид государственной деятельности, как отмечено выше при определении его понятия, тесно связан с неуклонным соблюдением требований закона и установленного им порядка разбирательства гражданских и уголовных дел. Там, где нет соблюдения закона, нельзя говорить о правосудии. Это скорее будет произвол. Такое “правосудие” не в состоянии выполнять свою социальную функцию.

Конституционные положения, согласно которым правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом (ст.118 Конституции РФ), возлагают на суд всю полноту ответственности за правильное разрешение каждого дела. Выполнение этой задачи возможно лишь при условии понимания судьями личной ответственности за законность и обоснованность принимаемых решений.

Согласно ст.49 Конституции РФ каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Из названного положения вновь следует правило, что именно суд устанавливает виновность лица. Так как под правосудием по уголовным делам понимается деятельность суда, направленная прежде всего на установление виновности или невиновности подсудимого, то смысл закрепленной в ст.49 Конституции РФ нормы можно прочитать и несколько иначе: каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока не будет осуществлено правосудие в предусмотренном федеральным законом порядке вступившим в законную силу приговором суда.

Независимость судей и подчинение их только суду.

Подробно этот принцип рассмотрен в третьей части данной работы.

Открытое разбирательство дел во всех судах (принцип гласности)

Согласно ст.123 Конституции РФ разбирательство дел во всех судах и при любом порядке осуществления правосудия открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Определения суда о закрытом судебном заседании могут быть вынесены:

в гражданском процессе:

а) в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц (ст.9 ГПК);

б) в целях обеспечения тайны усыновления (ст.9, ч.3 ст.263 ГПК);

в) по делам о возмещении вреда, причиненного в результате террористической акции.

в уголовном процессе:

а) по делам о преступлениях лиц, не достигших шестнадцатилетнего возраста;

б) по делам о половых преступлениях;

в) по другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни участвующих в деле лиц (ст.18 УПК);

г) для обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и других лиц. Решение суда по таким основаниям не противоречит Конституции РФ и международным пактам, поскольку обеспечивает возможность получить правдивые показания в условиях отсутствия угрозы жизни и здоровью потерпевших, свидетелей и других лиц, а также установить истину по делу.

Состязательность и равноправие сторон.

В силу конституционного положения об осуществлении судопроизводства на основе состязательности и равноправия сторон (ч.3 ст.123 Конституции РФ) суд по каждому делу обязан обеспечить равенство прав участников судебного разбирательства по представлению и исследованию доказательств и заявлению ходатайств. Основное содержание принципа состязательности и равноправия сторон в гражданском, уголовном и арбитражном процессах составляют следующие правила:

исследование доказательств осуществляется сторонами;

стороны равны в правах;

суд руководит процессом, создавая необходимые условия для всестороннего и полного исследования обстоятельств дела: разъясняет лицам, участвующим в деле, их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения процессуальных действий и в случаях, предусмотренных ГПК, оказывает им содействие в осуществлении их прав;

Читайте так же:  Завещание на квартиру кто может оспорить родственники пенсионеры дети

разрешает дело суд.

Принцип презумпции невиновности действует в той форме правосудия, которая осуществляется по уголовным делам.

Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Нельзя признавать лицо виновным, основываясь лишь на его признании.

Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Никто не обязан свидетельствовать против себя самого.

При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Национальный язык судопроизводства.

Принцип национального языка судопроизводства, основные положения которого отражены в ст.17 УПК, ст.8 ГПК, ст.8 АПК, характеризуется, как минимум, двумя правилами:

судопроизводство ведется на государственном языке (русском);

участвующим в деле лицам, не владеющим языком, на котором ведется судопроизводство, обеспечивается право делать заявления, давать объяснения и показания, заявлять ходатайства, выступать в суде на родном языке либо на любом свободно избранном языке общения и пользоваться услугами переводчика. Судебные документы в соответствии с установленным законом порядком вручаются лицам, участвующим в деле, в переводе на их родной язык или на другой язык, которым они владеют.

8. Осуществление правосудия на началах равенства всех перед законом и судом

В соответствии с положениями ч.1 ст. 19 Конституции РФ все равны перед законом и судом. Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, образования, рода и характера занятий, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным законом основаниям (ст.7 Закона о судебной системе).

Судьи должны с одинаковым вниманием относиться ко всем участникам судебного разбирательства при осуществлении ими права представлять доказательства, заявлять ходатайства и участвовать в исследовании собранных по делу доказательств.

Обеспечение подсудимому права на защиту

Принцип сочетания единоличного и коллегиального состава суда при рассмотрении судом гражданских и уголовных дел

Обеспечение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении правосудия

Исходя из содержания ст.18 Конституции РФ изложенные в гл.2 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, органов местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Правосудием обеспечиваются права и свободы человека и гражданина. Но правосудием обеспечиваются и интересы общества, законность и правопорядок, процесс предупреждения преступлений (ст.2 УПК), права, свободы и охраняемые законом интересы юридических лиц, а также права и охраняемые законом интересы Российской Федерации, ее субъектов, органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, органов местного самоуправления, права, свободы и охраняемые законом интересы других лиц, являющихся субъектами гражданских трудовых, административно-правовых или иных правоотношений (ст.2 ГПК) и др. Думается, что ст.18 Конституции РФ в большей степени характеризует не правосудие, а сами права и свободы человека и гражданина, их статус и место в правовой системе нашего государства.

Тем не менее права и свободы человека и гражданина действительно реализуются при осуществлении правосудия. В уголовном, гражданском и арбитражном процессах применяются правила ст. 19-21, 23, 26, 29, 32, 45-55, 60, 62 Конституции РФ. Исходя из положений ч.1 ст.46 Конституции РФ, где отмечено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, физические и юридические лица вправе обжаловать в суд любое нарушающее их права или законные интересы действие или решение государственного органа (должностного лица).

Принцип назначаемости судей на должность

Качество правосудия определяется тем кругом лиц, которые становятся судьями, а также предусмотренным законом порядком наделения лица правовым статусом судьи по должности (профессионального судьи).

Исходя из положений ч.2-6 ст.13 Закона о судебной системе судьи (в том числе председатели, заместители председателей) районных судов, а также судьи верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, судьи военных судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя Верховного Суда РФ, основанному на заключении квалификационных коллегий судей этих судов и согласованному с законодательными (представительными) органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Аналогичным образом назначаются судьи федеральных арбитражных судов, округов (с единственным отличием: представление Президенту РФ исходит не от Верховного Суда РФ, а от Высшего Арбитражного Суда РФ).

Участие граждан в отправлении правосудия.

Согласно ч.5 ст.32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

Непосредственно в отправлении правосудия они участвуют в качестве народных и присяжных заседателей.

В судопроизводстве по уголовным делам допускается участие представителей общественных организаций и трудовых коллективов (ст.250 УПК) в качестве защитников, а также общественных обвинителей или общественных защитников.

Защитниками могут быть близкие родственники и законные представители обвиняемого, а также другие лица.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

По делам несовершеннолетних суд вправе привлечь к участию в судебном разбирательстве представителей предприятий, учреждений и организаций, в которых учился или работал несовершеннолетний, комиссий по делам несовершеннолетних, а при необходимости и иных организаций.

Изображение - Осуществление правосудия только судом 457334143346008
Автор статьи: Екатерина Павлова

Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.4 проголосовавших: 17

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here