Информация на тему: "законодательство о естественных монополиях" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.
Содержание
Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ “О естественных монополиях” (с изменениями и дополнениями)
Федеральный закон от 17 августа 1995 года N 147-ФЗ
“О естественных монополиях”
8 августа, 30 декабря 2001 г., 10 января, 26 марта 2003 г., 29 июня 2004 г., 31 декабря 2005 г., 4 мая, 29 декабря 2006 г., 18 октября, 8 ноября 2007 г., 25 декабря 2008 г., 11, 18, 19 июля, 6 декабря 2011 г., 25 июня, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 5 октября 2015 г., 26, 29 июля 2017 г.
Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года
См. комментарий к настоящему Федеральному закону
17 августа 1995 года
Федеральный закон определяет правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в РФ и направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
Закон распространяется на отношения, которые возникают на товарных рынках РФ и в которых участвуют субъекты естественных монополий, потребители, федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления.
Установлено, что естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства, а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами.
Определены сферы деятельности субъектов естественных монополий. К ним относятся: транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; транспортировка газа по трубопроводам; услуги по передаче электрической и тепловой энергии; железнодорожные перевозки; услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Предусмотрено образование специальных федеральных органов исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
Указаны методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий, которые могут применяться в РФ, и установлены меры ответственности субъектов естественных монополий.
Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ “О естественных монополиях”
Настоящий Федеральный закон вводится в действие со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 24 августа 1995 г. N 164, в Собрании законодательства Российской Федерации от 21 августа 1995 г. N 34 ст. 3426
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 279-ФЗ
Изменения вступают в силу с 31 июля 2017 г.
Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 205-ФЗ
Изменения вступают в силу с 26 июля 2017 г.
Федеральный закон от 5 октября 2015 г. N 275-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 июля 2012 г. N 132-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.
Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования
названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Федеральной закон от 4 мая 2006 г. N 62-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 26 марта 2003 г. N 39-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 16-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2002 г.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 126-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
1) ФЗ от 22 марта 1991 г. ФЗ-948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках Российской Федерации». Первый в истории России антимонопольный нормативно- правовой акт, послуживший основой для формирования в РФ антимонопольного законодательства.
2) Постановление Правительства РФ № 576 »О государственном регулировании цен и тарифов на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992 – 1993 гг.»;
3) ФЗ № 2300- I «О защите потребителей» от 7 февраля 1992 г.;
4) Указ Президента РФ № 915 «О государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» от 24 августа 1992 г.;
5) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;
6) Постановление Правительства РФ №191 «О государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской федерации»;
7) Изменения и дополнения к Закону РСФСР ФЗ-948-I «О конкуренции…» от 25 мая 1995 г.;
8) ФЗ № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г.;
9) ФЗ № 108-ФЗ «О рекламе» от 18 июля 1995 г.;
10) ФЗ от 17 августа 1995 года №147-ФЗ «О естественных монополиях».
11) Постановление Правительства РФ № 154 «О реестре хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% « от 19 февраля 1996 года;
12) Постановление Правительства РФ № 239 «О мероприятиях по решению задач государственной антимонопольной политики, демонополизации экономики и развитию конкуренции на товарных рынках Российской Федерации в 1998 – 2000 гг.» от 21 февраля 1998 г.;
13) ФЗ № 117-ФЗ «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» от 23 июня 1991 г.;
14) ФЗ № 94-ФЗ « О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» от 21 июля 2005 года;
15) Постановление Правительства РФ № 94 «О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов…» от 20 февраля 2006 года;
16) ФЗ № 38-ФЗ «О рекламе» от 13 марта 2006 г.;
17) ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» от 26 июля.2006 г.;
Согласно, Чукаловй С. Н. процесс развития законодательства о естественных монополиях можно разделить условно на три периода: 23
1) с 1991 по 1994 гг.
2) с 1995 по 2002 гг.
3) с 2003 г по настоящее время
В течение первого и второго периодов происходило формирование нормативно-правовой базы государственного регулирования естественных монополий. В третьем периоде наблюдаются недостатки антимонопольного законодательства и ведутся меры по совершенствованию данной базы.
История антимонопольного регулирования началась 22 марта 1991 г., после принятия закона РСФСР № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в котором в более сжатом виде определялись основные задачи государственной политики – содействие формированию рыночных отношений, основанных на развитии конкуренции и предпринимательства; предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства.
Основные положения Федерального закона от 22.03.1991 №948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках Российской Федерации» приведены на рис. 1.
При разработке данного закона учитывался не только зарубежный опыт антимонопольного регулирования и развития конкуренции, но и особенности правовой системы, а также переходного состояния экономики Российской Федерации.
В ходе формирования методов борьбы с монополизмом учитывались особая форма высокомонополизированной экономики России и основополагающая концепция запрета не на самого монопольного положения, а злоупотребления доминирующим положение на рынке.
Применение Закона на практике показало его неполную приспособленность к реальным процессам, происходящим в экономике страны переходного периода. Именно поэтому за период действия Закон неоднократно подвергался изменениям, основная концепция оставалась неизменной, менялись только ее статьи.
Принятие Конституции РФ, гарантирующей единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности, а так же нового Гражданского кодекса РФ и Кодекса об административных правонарушениях РФ явилось необходимым внесением изменений и дополнений в Закон «О защите конкуренции»
Одним из инструментов проведения государственной антимонопольной политики, направленной на регулирование процессов экономической концентрации на товарных рынках и деятельности крупных предприятий, владеющих влиятельными сегментами рынка, служит ведение Реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% (далее Реестр).
Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках Российской Федерации
5. Отдельные виды государственного контроля за процессами экономической конкуренции
1. Общие положения
2. Монополистическая деятельность и контроль за актами и действиями органов власти, ограничивающими конкуренцию
6. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
3. Недобросовестная конкуренция
Видео (кликните для воспроизведения). |
7. Порядок принятия решений выдачи предписаний антимонопольным органам и их обжалования
4. Задачи, функции и полномочия антимонопольного органа
Рис. 1 Основные положения Закона «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках РФ.
Целевое назначение Реестра – подготовка информационной базы о крупнейших субъектах отдельного товарного рынка для осуществления государственного контроля по соблюдению ими антимонопольного законодательства при осуществлении институциональных преобразований в экономике.
За период проведения антимонопольной политики в России существовали две различные концепции относительно формирования и ведения Реестра, которая меняла свое экономическое и правовое предназначение исходя из экономических условий.
Государственный реестр РФ объединений и предприятий-монополистов (далее Реестр-М), выступавший инструментом предупреждения и пресечения монополистической деятельности с1992 по 1995 гг., имел жесткий принудительный характер, формировался на основе приказа ГКАП России, и имел одновременно два признака – доминирующее положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке и факт злоупотребления этим положением.
Со временем при либерализации внешней торговли при разработке Реестра появилась необходимость в новой концепции: являясь инструментом, который выполнял функции административного, ценового и количественного регулирования, теперь же он становится перечнем крупных хозяйственных субъектов, имеющих значительную долю на рынке. Методология функционирования реестра претерпела значительные изменения: функция административного контроля сменилась на наблюдение за деятельностью субъектов, занимавших существенную долю рынка.
В новой редакции Закона «О конкуренции…» от 25 мая 1995 года был предложен иной подход к построению Реестра. Произошла замена старого названия реестра «Государственный Реестр РФ объединений и предприятий-монополистов» на «Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов», и представлял собой информационно-справочную функцию.
К 2005 году стало очевидным, что действующий ФЗ от 22.03.1991 № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» не отвечает экономической и правовой реальностям России и международным правовым нормам законодательства о конкуренции. В течение двух лет он разрабатывался и в июле 2006 года был принят новый Закон «О защите конкуренции» – ФЗ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». 24
Далее рассмотрим основные изменения и отличия данного Закона «О защите конкуренции» от старого закона. И так ФЗ №135-ФЗ «О защите конкуренции» был разработан с целью совершенствования законодательства о конкуренции, в том числе путем создания единых правовых основ для развития и защиты конкуренции на товарных и финансовых рынках. Структура Закона претерпела ряд изменений, к примеру, одна из особенностей, включение в его фабулу порядка рассмотрения антимонопольным органом ходатайств и уведомлений, так же появились два новых раздела – антимонопольные требования к торгам и организация государственной и муниципальной помощи. Структурные изменения в содержании нового Закона можно проследить в сравнении рис. 2 и рис. 1, представленный выше.
Основные положения нового ФЗ от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» представлен на рис. 2.
Одной из основных задач при формировании данного Закона стало закрепление в нем комплекса норм, направленных на эффективную реализацию права физических и юридических лиц на получение товаров и услуг по справедливой рыночной цене и права хозяйствующих субъектов на ведение своей деятельности в условиях, стремящихся к справедливой конкуренции.
При рассматривании ФЗ от 17.08.1995 ФЗ-147 «О естественных монополиях» дается ссылка на данный Закон «О защите конкуренции», где дается понятие товара, товарного рынка, группы лиц, критерии отнесения хозяйствующих субъектов к определенным группам, занимающим доминирующее положение, доля которых превышает 35 % и т.д. Так же включаются понятия таких категорий как координация деятельности хозяйствующих субъектов третьим лицом, наносящая ущерб конкуренции, понятие согласованных действий.
В Законе существенно модифицировано понятие доминирующего положения хозяйствующего субъекта:
– снижение порогового значения доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке с 65 до 35 %;
– введено понятие коллективного (множественного) доминирования;
– презимируется доминирование субъекта естественной монополии;
– предусматривается возможность установления федеральными законами доминирования компании с долей менее 35 %;
– введен особый порядок установления антимонопольным органом доминирующего положения для финансовой организации (ст. 5).
Закон «О защите конкуренции
1. Общие положения
6. Функции и полномочия антимонопольного органа
2. Монополистическая деятельность и недобросовестная конкуренция
7.Государственный контроль за экономической концентрацией
3. Запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти и Центрального банка РФ
8. Ответственность за нарушение антимонопольного законодательства
Сервис бесплатной оценки стоимости работы
- Заполните заявку. Специалисты рассчитают стоимость вашей работы
- Расчет стоимости придет на почту и по СМС
Номер вашей заявки
Прямо сейчас на почту придет автоматическое письмо-подтверждение с информацией о заявке.
Естественная монополия — подвид монополии, которая занимает преимущественное положение на рынке в силу технологичных особенностей производства. Занимается регулированием трудоемких инфраструктур, дублирующее создание которых другими учреждениями экономически невыгодно или технически невозможно. Главным нормативно-правовом актом, регламентирующим цели, нормы, требования, порядок, функции, права и обязанности в соответствующей области является закон о субъектах естественных монополий.
Настоящий Федеральный закон о монополии от 17.08.95 г. был принят участниками Государственной Думы 17 августа 1995 года. Данное постановление регламентирует законодательные основы общефедеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации. Основные цели закона направлены на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, которые гарантируют доступность реализуемого ими продукта для потребителей, а также эффективность их функционирования.
Структура ФЗ 147 о естественных монополиях разделена на 6 глав:
Глава 1 (статья 1-5). Основные положения закона. Рассматривает:
- цели настоящего Федерального закона;
- сферу применения;
- определения общих понятий;
- сферу деятельности;
- службы, которые занимаются регулированием деятельности соответствующих субъектов.
Глава 2 (ст 6-8.1). Национальное регулирование и государственный надзор. В данном разделе представлены:
- методы управления деятельности;
- подробное описание государственного надзора;
- обязанности субъектов;
- стандарты раскрытия сведений.
Глава 3 (ст 9-14). Права и функции органов регулирования. Раздел регламентирует:
- перечень служб регулирования естественных прав;
- права и функции соответствующих органов;
- причины для принятия службами стабилизации естественных монополий решений об использовании определенных методик;
- осведомленность служб стабилизации о принятых ими решениях.
Глава 4 (ст 15-20). Ответственность за несоблюдение настоящего Федерального закона. В данном разделе представлены основные последствия нарушений, а также порядок возмещения убытков. Статьи 16, 18,19 утратили свою правовую силу.
Глава 5 (ст 21-25). Порядок утверждения предписаний и порядок их обжалования. Рассматривает:
- процедуру утверждения о введении, изменении или полного прекращения стабилизации деятельности соответствующих субъектов;
- причины рассмотрения нарушений относительно закона №147;
- процедура осуществления предписаний;
- порядок обжалования решений.
Глава 6 (ст 26-27). Заключительные положения законодательства.
Последние изменения, внесенные в ФЗ «О естественных монополиях»
В начале 2008 года Федеральная антимонопольная служба приняла решение внести существенные изменения в Федеральный закон от 17 августа 1995 г. №147-ФЗ «О естественных монополиях». Нововведения — совокупность мер, способствующих развитию конкуренции на рынках РФ.
Основные изменения и дополнения:
Каждая служба правления, имеющая полномочия относительно регулирования и контроля естественной монопольной области деятельности, обязательно должна иметь определенные права и обязанности, а также обязана нести ответственность за принимаемые решения.
Деятельность данных субъектов устанавливается в соответствии со специальными законодательными актами, которые включаются в реестр. Его ведением занимается Федеральный орган по тарифам. В перечень входят только те субъекты, в отношении которых устанавливается общегосударственное регулирование и надзор с целью определения цен тарифов.
Выделяется 3 вида организаций:
- реестр по субъектам в ТЭК;
- реестр по субъектам на транспорте;
- реестр по субъектам в сфере связи.
В области общественного потребления присутствует возможность злоупотребления со стороны естественных монополий, которые могут негативно сказываться на уровне жизни всего населения. Во-первых, это касается повышения тарифов и цен организациями-монополистами, которые приводят к росту издержек производства в иных отраслях, то есть и к росту цен на другие товары. Именно поэтому существует необходимость общегосударственного регулирования таких учреждений со стороны специальных административных служб.
Скачать Федеральный закон №147 «О естественных монополиях» по ссылке.
Естественные монополии занимают высокое положение на торговых рынках. Это происходит из-за технических особенностей производства. Такие корпорации занимают большую часть торговой ниши и другим организациям и компаниям не выгодно конкурировать с ними. Существует закон, регламентирующий цели, права, функции, обязанности, полномочия такого вида объектов.
Закон об естественных монополиях был принят Государственной Думой 19 июля 1995 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. Закон о монополии содержит 6 глав и 27 статей. Этот закон регулирует и контролирует возникающие правоотношения между потребителями и субъектами естественных монополий. Также закон регламентирует вектор развития политики по отношению к естественным монополиям РФ, а также развитие эффективности мер функционирования таких монополий.
Краткое содержание Федерального закона номер 147 о естественных монополиях:
Для контроля описанной сферы специально были собраны органы исполнительной власти по регулированию естественных монополий.
Ознакомьтесь с последними изменениями Федерального закона №58. Подробнее об этом по ссылке:
Деятельность организаций обуславливается законодательными актами, включенными в госреестр. Информацию в реестр заносят сотрудники особого органа, контролирующего тарифы.
Существует три категории организаций:
- Реестр со списком и описанием субъектов топливно-энергетических комплексов;
- Реестр со списком и описанием субъектов работы сферы связи;
- Реестр со списком и описанием субъектов, занимающихся деятельностью в области транспортного дела.
В списки реестра вносятся только определенные государством субъекты, подходящие под описание и условия. По отношению к этим субъектам государственные органы ведут надзор за деятельностью, функциями и полномочиями.
Последние изменения в закон о субъектах естественных монополий были внесены 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 279. При последней редакции изменения произошли только в 6 статье. Шестая статья была дополнена пятым пунктом. В этом пункте написано, что все процессы и определения цен и тарифов для корпораций по передаче и подаче тепловой энергии определяются другим Федеральным законом. Эту область регулирует закон номер 190 о теплоснабжении.
В статье 10 перечислены функции органов регулирования естественных монополий:
- Создание и запись информации в реестры по контролю и регулированию деятельности ест. монополий;
- Принятие решений по внесению изменений и прекращению надзора над описанными объектами;
- Анализируют и принимают меры и методы регулирования;
- Рассматривают и вносят корректировки предложений в соответствующие деятельности законы и акты;
- Только в пределах собственных полномочий и в пределах собственной области имеют право на контроль соблюдения требований закона.
Согласно 8 статье перечислены виды и категории информации, которые подлежат раскрытию публично и должны быть выведены в свободный доступ о регулировании естественных корпораций:
- Информация о тарифных планах и ценах на услуги или продукцию субъектов естественных монополий;
- Информация о процессах и способах покупки и продажи, а также о ценах разных объемов товаров;
- Информация о показателях финансово-хозяйственной деятельности, включая доходы и расходы;
- Информация об инвестициях, вкладах и программах вложения денежных сумм, а также итоги таких мероприятий;
- Информация о товарах, их характеристика, необходимость для потребителя, соответствие продукции установленным требованиям закона;
- Подробный порядок подключения монополии к внешней инфраструктуре;
- Сведения о способах доставки, хранения товаров и формы, способы заключения соглашений, договоров или контрактов;
- Сведения о возможностях тех. доступа к продукции, а также ход отправки и получения заявок.
Во второй статье написано, что описываемый Федеральный закон регламентирует отношения, возникающие между участниками купли — продажи на товарных рынках РФ, когда одним из участников является естественная монополия. Другими участниками правоотношений могут быть потребители продукции, федеральные исполн. органы, органы, относящиеся к субъектам России и учреждения местного самоуправления.
Также читайте о последних изменениях в ФЗ 69 по ссылке:
Скачать закон о естественных монополиях с изменениями
Зачастую на рынках страны встречаются ситуации, когда естественные монополии захватывают весь торговый процесс и злоупотребляют своими полномочиями и возможностями. Такие ситуации негативно сказываются на населении России. При отсутствии толковой конкуренции на рынке ест. монополии начинают повышать цены и тарифы, что означает большое количество издержек на других производствах и в других компаниях. Именно поэтому государством было принято решение о контроле этой сферы для улучшения баланса и равновесия в ценовой отрасли. В случае, если гражданин РФ замечает какое-либо нарушение закона со стороны сотрудников описанных корпораций, он имеет право подать в особые органы жалобу. Для правильного оформления жалобы, рекомендуется изучить настоящий закон.
Скачать Федеральный закон от 17.08.1995 N 147-ФЗ «О естественных монополиях» можно по ссылке.
Естественные монополии: понятие, виды. Законодательство о естественных монополиях. Осуществление государственного регулирования и контроля в сферах естественных монополий.
Естественная монополия – состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров;
Субъект естественной монополии – хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии;
В российском законодательстве предусмотрены и регулируются деятельность следующих видов естественных монополий в сферах:
1) транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
2) транспортировка газа по трубопроводам;
3) железнодорожные перевозки;
4) услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;
5) услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;
6) услуги по передаче электрической энергии;
7) услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
8) услуги по передаче тепловой энергии;
9)услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
Законодательство о естественных монополиях основывается на ФЗ «О естественных монополиях», ФЗ «О защите конкуренции», а также включает в себя Постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о ФАС», «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам». Косвенно в этот перечень можно включить и такие акты, как, ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом», Указ Президента РФ «Об открытом акционерном обществе «Рособоронэкспорт», Постановление Правительства РФ «О создании ОАО «Российские железные дороги».
Органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:
1) ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения цен или их предельного уровня;
2) определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения.
Право доступа к системе российских магистральных трубопроводов и терминалов при вывозе нефти за пределы таможенной территории РФ предоставляется организациям, осуществляющим добычу нефти и зарегистрированным в установленном порядке.
Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ.
Органы регулирования естественных монополий осуществляют контроль за:
1) любыми сделками, в результате которых субъект естественной монополии приобретает право собственности на основные средства или право пользования основными средствами, не предназначенными для производства товаров, в отношении которых применяется регулирование;
2) инвестициями субъекта естественной монополии в производство (реализацию) товаров, в отношении которых не применяется регулирование;
3) продажей, сдачей в аренду или иной сделкой, в результате которой хозяйствующий субъект приобретает право собственности либо владения и (или) пользования частью основных средств субъекта естественной монополии, предназначенных для производства (реализации) товаров, в отношении которых применяется регулирование.
Для совершения указанных действий субъект естественной монополии обязан представить в соответствующий орган регулирования естественной монополии ходатайство о даче согласия на совершение таких действий и сообщить информацию, необходимую для принятия решения.
Орган регулирования естественной монополии не позднее 30 дней со дня получения ходатайства сообщает заявителю в письменной форме о своем решении – согласии или отказе. Отказ должен быть мотивирован.
Субъекты естественных монополий не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство (реализацию) товаров, в отношении которых применяется регулирование при наличии у субъекта естественной монополии возможности произвести (реализовать) такие товары.
Субъекты естественных монополий обязаны представлять соответствующему органу регулирования естественной монополии:
1) текущие отчеты о своей деятельности в порядке и в сроки, которые установлены органом регулирования естественной монополии;
2) проекты планов капитальных вложений.
Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, в отношении которых применяется регулирование на недискриминационных условиях согласно требованиям антимонопольного законодательства.
Субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности.
Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.