Информация на тему: "закон об охране природы" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
“Об охране окружающей среды”
22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая, 31 декабря 2005 г., 18 декабря 2006 г., 5 февраля, 26 июня 2007 г., 24 июня, 14, 23 июля, 30 декабря 2008 г., 14 марта, 27 декабря 2009 г., 29 декабря 2010 г., 11, 18, 19 июля, 21 ноября, 7 декабря 2011 г., 25 июня, 30 декабря 2012 г., 2, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 12 марта, 21 июля, 24 ноября, 29 декабря 2014 г., 29 июня, 13 июля, 28 ноября, 29 декабря 2015 г., 5 апреля, 23 июня, 3 июля, 28 декабря 2016 г., 29 июля, 29, 31 декабря 2017 г., 19, 29 июля, 27 декабря 2018 г.
Принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года
Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года
См. комментарии к настоящему Федеральному закону
См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Президент Российской Федерации
10 января 2002 г.
По сравнению с ранее действовавшим законодательством уточняется перечень объектов охраны окружающей среды. Теперь к таким объектам относятся также почвы, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в частности выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, загрязнение недр, почв, размещение отходов производства и потребления, загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий.
Предусмотрено проведение обязательной и добровольной экологической сертификации. Обязательная экологическая сертификация осуществляется в порядке, определенном Правительством РФ.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.
В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля и организационно-правовых форм осуществляется преподавание основ экологических знаний.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”
Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования
Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 12 января 2002 г. N 6, в “Парламентской газете” от 12 января 2002 г. N 9, в Собрании законодательства Российской Федерации от 14 января 2002 г. N 2 ст. 133
Постановлением Конституционного Суда РФ от 5 марта 2013 г. N 5-П положения статьи 16 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ:
– статьям 34 (часть 1) и 35 (часть 1), в той мере, в какой – по смыслу, придаваемому этим нормативным положениям в системе действующего правового регулирования сложившейся правоприменительной практикой, – они допускают взимание данного публично-правового платежа со специализированных организаций за размещение в 2009 году отходов, образованных в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций, на основании гражданско-правовых договоров, заключая которые стороны исходили из того, что внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязанностью той организации, в результате хозяйственной и иной деятельности которой образовались отходы;
– статьям 19 (часть 1), 34 (часть 1), 35 (часть 1), 42 и 58, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования в силу своей неопределенности они позволяют применять пятикратный повышающий коэффициент за сверхлимитное размещение отходов производства и потребления в отношении специализированной организации в случаях, когда размещаемые отходы образовались в результате хозяйственной и иной деятельности других организаций
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 538-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2019 г.
См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 252-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 212-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 503-ФЗ
Изменения вступают в силу с 31 декабря 2017 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2017 г. N 463-ФЗ
Изменения вступают в силу с 29 декабря 2017 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ
Изменения вступают в силу с 11 августа 2017 г.
Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 358-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 353-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.
Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 254-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2016 г. N 486-ФЗ)
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений вступающих в силу с 1 января 2017 г. и с 1 января 2018 г.
Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 218-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 марта 2017 г.
Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 104-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 июля 2016 г.
Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 203-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.
Федеральный закон от 24 ноября 2014 г. N 361-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г., за исключением положений, для которых статьей 12 установлены иные сроки вступления их в силу
См. будущие редакции настоящего Федерального закона
Текст настоящего Федерального закона представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ
Федеральный закон от 12 марта 2014 г. N 27-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 409-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 406-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 226-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.
Федеральный закон от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 417-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ)
Изменения вступают в силу с 1 января 2014 г.
Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 331-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2012 г.
Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 243-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ
Видео (кликните для воспроизведения). |
Изменения вступают в силу с 1 августа 2011 г.
Федеральный закон от 11 июля 2011 г. N 190-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 442-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 14 марта 2009 г. N 32-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального
Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.
Федеральный закон от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 24 июня 2008 г. N 93-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ
Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 5 февраля 2007 г. N 13-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.
Федеральный закон от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
Федеральный закон от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ
Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ
Изменения вступают в силу с 1 января 2006 г.
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
VI–X. МОИ ТРУДЫ ПО БИОЛОГИИ, СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ, ОХРАНЕ ПРИРОДЫ, ЭКОЛОГИИ
VI–X. МОИ ТРУДЫ ПО БИОЛОГИИ, СЕЛЬСКОМУ ХОЗЯЙСТВУ, ОХРАНЕ ПРИРОДЫ, ЭКОЛОГИИ — наиболее многочисленны (около сотни!), результативны и дельны, и потому я намерен перечислить их, вот так же, уже в следующем, третьем томе «Писем» — если доживу до написания
Законы природы, или 150 лет спустя 150 лет назад, 22 июня 1858 года, Александр Дюма-пер шагнул на санкт-петербургский берег, о котором он столь долго мечтал и на который его 20 лет кряду не пускал покойный император Николай Павлович. Добрейший был человек — другой бы за «Учителя
ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ Осознаем мы это или нет, каждый человек, будь он преступник или святой, является законопослушным гражданином. То есть, все мы подчиняемся законам природы, которые формируют наше поведение и ценности; человек не может существовать, не будучи подвластным
[Законы природы] Неужели вы думаете, будто правы, утверждая, что «законы возникают»? Неизменные законы не могут возникать, раз они вечные и не созданные, приведенные в движение в Вечности, и сам Бог, если бы он существовал, никогда не смог бы остановить их. И когда я говорил,
Законы Природы и Законы общества Таро и символика Гримуара Все вышеперечисленное – исходные данные для создателей колоды Таро «Черный гримуар» – информационная база, которая воплотилась в виде карт.Но каков прок от таких знаний? – спросите вы и этот вопрос является
Законы природы Используя санскритскую терминологию, Е.П.Б. упоминает два основных закона – Дхарму и Карму.Дхарма – универсальный закон, который все направляет к конечной цели, к предназначению. Это путь (Садхана), установленный Богом для всех. Тот, кто пытается избежать
Законы природы «Неужели вы думаете, будто правы, утверждая, что «законы возникают»? Неизменные законы не могут возникать, раз они вечные и не созданные, приведенные в движение в Вечности, и сам Бог, если бы он существовал, никогда не смог бы остановить их. И когда я говорил,
Законы Природы …Разве не очевидно, что существует или, точнее сказать, должен существовать «Космический Разум»… действующий везде и во всем, даже на тех планах, которые все еще остаются для нас невидимыми и недоступными? А значит, существует План Действия, проявляющийся
Законы природы Закон природы — это положение, которое выражает постоянное свойство или постоянную связь каких-нибудь явлений.Например, «ёжики колючие» или «силикон тонет в воде». Первая существенная черта закона природы — это его всеобщность. То есть, суждение «ёжик
Законы, созданные человеком, и законы природы Законы человеческой психологии и нечеловеческой природы в чем — то схожи, но в некоторых аспектах они различаются. Тот факт, что человек живет в мире природы, не означает, что он обязательно живет по ее правилам и законам.
А. Бог и законы природы Как Библия, так и человеческие наблюдения подтверждают, что исцеление совершается двумя способами: либо исцеляет природа, либо исцеление происходит благодаря прямому Божественному вмешательству. В природе исцеление совершается непрерывно, в
В. Законы природы — Божьи законы «Та же сила, которая управляет природой, действует и в человеке. Те же великие законы, которые руководят звездами и атомами, управляют и человеческой жизнью. Законы, по которым бьется сердце и регулируется движение крови в организме,
Законы Природы Когда мы исследуем творение основательно, мы можем заметить во всем строгий порядок: все подчинено своему Творцу посредством неизменяемых законов природы.Всем известно, что когда изготовят любую вещь, то прежде чем пустить ее в эксплуатацию или в продажу,
Законы природы Мы часто игнорируем воздействие нашего внешнего окружения на наше внутреннее состояние. В наших развитых технологических обществах нам не приходится бояться тигров, крадущихся среди деревьев. Наши чувства поэтому не так остро настроены на окружающую
Законы природы Вопрос: Может ли способности, о которых ведется речь в телепатии и других метафизических науках, развить в себе любой человек, который хочет ими обладать, или это знание доступно лишь тем, кто имеет какие-то особые качества и незаурядный ум?Ответ: Когда мы
Положения законодательства в сфере экологической безопасности нацелены на сохранение окружающей среды и природных богатств. Обусловлен такой подход предписанием Конституции о том, что каждый гражданин имеет право на благоприятное для жизни окружение. В Российской Федерации имеется несколько законов, регламентирующих вопросы экологии.
Природоохранные законы РФ нацелены на охрану и обеспечение природного фонда страны. Положения законодательства относятся не только к последствиям жизнедеятельности людей. Устанавливаются предписания по устранению техногенных и природных катаклизмов, а также по минимизации их ущерба для окружающей среды.
Для регламентирования соответствующих положений в России действует ряд правовых актов. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 174 ФЗ принят 19 июля 1995 года. Назначение документа – обеспечение конституционного права граждан на благоприятную среду и предупреждение негативных воздействий. ФЗ 174 решает следующие вопросы:
- полномочия Президента РФ, федеральных и региональных органов власти;
- проведение государственной экологической экспертизы;
- права граждан и общественных организаций, а также заказчиков документации по проводимой экспертизе;
- финансовое обеспечение, международные договоры;
- ответственность за нарушения законодательства, а также порядок решения возникающих споров.
Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ принят 22 мая 1998. Он регламентирует вопросы по обращению и утилизации отходов, которые могут принести вред гражданам или окружающей среде. Учитываются возможности переработки и вторичного использования. Положения ФЗ 89 регулируют следующие аспекты:
- полномочия Российской Федерации, ее регионов и местных органов самоуправления;
- общие требования к обращению с отходами;
- нормирование, государственный учет и система отчетности;
- экономическое регулирование поставленных задач;
- регулирование действий, направленных на обращение с твердыми коммунальными отходами;
- система государственного надзора за исполнением предписаний;
- ответственность за нарушения.
Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ регулирует вопросы, направленные на охрану здоровья граждан и обеспечение благоприятной для жизни экологической обстановки. Документ регламентирует следующие правовые нормы:
- права и обязанности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц;
- санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению экологической безопасности и охраны окружающей среды;
- обеспечение профилактических мероприятий;
- государственное регулирование предписанных действий и организация государственного федерального надзора;
- ответственность за нарушение предписанных норм.
Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ принят 2 апреля 1999 и регулирует аспекты, связанные с предотвращением загрязнения атмосферного воздуха. Обусловлено это тем, что таковой по ФЗ 96 является жизненно важным компонентом для жизни человека, растений и животных. На основе данного заключения устанавливаются правовые нормы по охране атмосферного воздуха. Выражаются они в следующих положениях:
- формирование управления в области охраны атмосферного воздуха;
- организация соответствующей деятельности;
- государственный учет источников вредного воздействия на атмосферу;
- обеспечение государственного надзора и экономический механизм охраны и регулирования;
- права граждан и юридических лиц в области охраны атмосферного воздуха;
- ответственность за нарушение данного закона;
- международные договора и сотрудничество РФ.
Основным экологическим законом является ФЗ 7 «Об охране окружающей среды». Документ регулирует общие аспекты, связанные с экологической безопасностью. Предписываются правовые нормы взаимодействия общества и природы, возникающие в ходе хозяйственной деятельности граждан.
Федеральный закон об экологической безопасности РФ «Об охране окружающей среды» принят 20 декабря 2001 года. По структуре он состоит из нескольких глав, объединяющих в себе тематические положения законодательства по экологической безопасности. ФЗ 7 содержит в себе следующие правовые нормы:
- общие положения, регулирующие основные понятия закона и правовые принципы, на которые он опирается, учитываются также категории объектов, негативно влияющие на экологическую ситуацию;
- основы управления в области охраны окружающей среды – определяются полномочия федеральных, региональных и муниципальных органов государственной власти, разграничение прав и система управления;
- права и обязанности граждан, общественных объединений и юридических лиц предписываются в контексте государственной системы мер по обеспечению экологической безопасности;
- принципы экономического регулирования основываются на взыскании за негативное воздействие и определение лиц, обязанных регулярно вносить соответствующую плату; предписывается также система контроля и государственная поддержка деятельности, направленной на обеспечение экологической безопасности;
- нормирование в области охраны окружающей среды – определяются нормативы для допустимых действий в нарушении экологии;
- оценка воздействия на экологию и порядок проведения экологической экспертизы;
- требования по экологической безопасности при осуществлении отдельных видов хозяйственной или иной деятельности;
- процедура установления зон экологических бедствий и чрезвычайных ситуаций;
- учет объектов природы, которые числятся под особой охраной, их правовой режим и меры, направленные на их сохранение;
- лесопарковые зеленые пояса – их создание, размещение информации о них, принципы охраны;
- государственное экологическое наблюдение за ситуацией, функционирование его единой системы и фонд обеспечения;
- государственный экологический надзор — обеспечение производственного и общественного контроля, учет объектов, деятельность которых негативно сказывается на окружающей среде;
- определение принципов проведения научных исследований экологии;
- основы формирования экологической культуры – меры, направленные на образование и просвещение граждан;
- ответственность за нарушения закона – ее виды, порядок решения споров, возмещение нанесенного ущерба и ограничение деятельности соответствующих объектов;
- ликвидация накопленного вреда экологии – выявление такового и организация мероприятий по устранению;
- принципы международного сотрудничества Российской Федерации по вопросам экологической безопасности.
В заключительные положения закона 7 ФЗ входят предписания о его вступлении в силу, а также приведение иных законодательных актов в правовое соответствие. Закон вступил в силу в день своего официального опубликования – 10 января 2002. С данного момента он претерпел ряд изменений, нацеленных на устранение неточных формулировок и актуализацию правовых норм. Последние поправки были внесены в 2016 году.
Изменения в экологическом законе «Об охране окружающей среды» последний раз вносились в 2016 году. Поправки были введены различными документами 5 апреля, 23 июня и 3 июля. Общий перечень определяется следующими изменениями:
- в статьях 1, 19, 29 и 70 после слов «документы» были добавлены слова «, федеральные нормы и правила» в соответствующих падежах;
- статья 78 закона об экологии дополнилась пунктом 2.1 об учете затрат на устранение нанесенного окружающей среде;
- была добавлена глава 14.1 о ликвидации вреда, нанесенного окружающей среде, соответствующие поправки были внесены также в статьи 1, 5.1, 28.1 и 65;
- в закон об экологии введена глава 9.1 о лесопарковых зеленых поясах, дополнительно была скорректирована редакция статьи 44, а также добавлены пункты 4-7 в статью 68 о возможности граждан оказывать помощь государственным службам в обеспечении экологической безопасности;
- в пункт 1 статьи 50 добавлен абзац о запрете выращивания растений и животных с генно-инженерным материалом, исключение составляют лишь научно-исследовательские работы и проведение экспертизы.
Скачать Федеральный закон 7 «Об охране окружающей среды» можно здесь. В качестве основного закона об экологической безопасности данный документ наиболее актуален для изучения.
Иные документы, указанные в статье, можно скачать по следующим ссылкам:
- Федеральный закон «Об экологической экспертизе» 174 ФЗ – здесь;
- Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» 89 ФЗ – здесь;
- Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» 52 ФЗ – здесь;
- Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» 96 ФЗ – тут.
Все документы представлены в последней редакции с изменениями, актуальными на август 2017 года.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (Последняя редакция от 29.07.2018 г.)
С последними изменениями и дополнениями, вступившими в силу в 2019 году.
Последняя действующая в 2019 году редакция от 29.07.2018 г. Документы РФ https://dokumenty24.ru/zakony-rf/fz-o-tekhnicheskom-regulirovanii.html
27 декабря 2002 года № 184-ФЗ
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ,
от 29.12.2004 № 199-ФЗ, от 09.05.2005 № 45-ФЗ,
от 31.12.2005 № 199-ФЗ, от 18.12.2006 № 232-ФЗ,
от 05.02.2007 № 13-ФЗ, от 26.06.2007 № 118-ФЗ,
от 24.06.2008 № 93-ФЗ, от 14.07.2008 № 118-ФЗ,
от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 30.12.2008 № 309-ФЗ,
от 14.03.2009 № 32-ФЗ, от 27.12.2009 № 374-ФЗ,
от 29.12.2010 № 442-ФЗ, от 11.07.2011 № 190-ФЗ,
от 18.07.2011 № 242-ФЗ, от 18.07.2011 № 243-ФЗ,
от 19.07.2011 № 248-ФЗ, от 21.11.2011 № 331-ФЗ,
от 07.12.2011 № 417-ФЗ, от 25.06.2012 № 93-ФЗ,
от 02.07.2013 № 185-ФЗ, от 23.07.2013 № 226-ФЗ,
от 28.12.2013 № 406-ФЗ, от 28.12.2013 № 409-ФЗ,
от 12.03.2014 № 27-ФЗ, от 21.07.2014 № 219-ФЗ (ред. 29.12.2015),
от 24.11.2014 № 361-ФЗ, от 29.12.2014 № 458-ФЗ (ред. 28.11.2015),
от 29.06.2015 № 203-ФЗ, от 13.07.2015 № 233-ФЗ,
от 28.11.2015 № 357-ФЗ, от 29.12.2015 № 404-ФЗ,
от 05.04.2016 № 104-ФЗ, от 23.06.2016 № 218-ФЗ,
от 03.07.2016 № 254-ФЗ, от 03.07.2016 № 353-ФЗ,
от 03.07.2016 № 358-ФЗ, от 29.07.2017 № 280-ФЗ, от 29.12.2017 № 463-ФЗ,
от 31.12.2017 № 503-ФЗ, от 19.07.2018 № 212-ФЗ, от 29.07.2018 № 252-ФЗ,
с изм., внесенными Постановлением Конституционного Суда РФ от 05.03.2013 № 5-П)
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Еще задолго до Великого Октября В. И. Ленин, находясь в эмиграции, думал о будущем России, какой она должна стать, когда к власти придет народ. Владимир Ильич внимательно изучал и анализировал развитие хозяйства различных стран. Оказалось— существует прямая зависимость между правильным использованием природных ресурсов и благосостоянием страны. Природа— главный источник материальных и духовных сил человека. Рациональное использование ее богатств невозможно без знания законов природы. Пренебрежение к ним приводит к разрушению и гибели природы, а следовательно, и к обнищанию страны.
Первыми декретами социалистического государства, принятыми в ноябре 1917 г., были декреты о мире и земле. Земля со всеми природными ресурсами была объявлена всенародным достоянием. Чтобы наладить хозяйство молодой Республики Советов, необходим был мир и самоотверженный труд всего народа.
В трудное время хозяйственной разрухи, голода, холода, гражданской войны, интервенции, когда величайшей ценностью считался каждый грамм хлеба, мяса, килограмм угля, полено дров, В. И. Ленин предвидел, что разумное использование и сохранение природных богатств послужат одним из главных условий упрочения Советской власти, успешного строительства социализма и коммунизма. Владимира Ильича интересовали самые различные стороны охраны и использования природных ресурсов.
Советская власть позвала на помощь передовых русских ученых, которые впервые получили возможность воплотить свои идеи, использовать знания о природе в интересах всего народа. В первые месяцы после революции Академии наук было поручено разработать план по изучению природы Кольского полуострова. Этот край, расположенный вблизи жизненных центров страны, мог дать молодому государству полезные ископаемые (в том числе апатиты), лес, рыбу, оленину. Положение «О социалистическом землеустройстве и мерах перехода к социалистическому земледелию», «План электрификации России», «О работах Академии наук по изучению естественных богатств страны» — все эти документы послужили на долгие годы основой развития народного хозяйства страны, освоения, изучения и охраны ее природных ресурсов.
Нельзя вести грамотно хозяйство страны, не зная, какими ресурсами она располагает, каковы их запасы, качество. При рациональном использовании природы обращают внимание прежде всего на ее охрану. Поэтому по инициативе В. И. Ленина в 1918 г. при Народном комиссариате просвещения создается Комитет по охране природы, который был обязан следить за охраной и правильным использованием естественных богатств республики.
Несмотря на топливный кризис, охвативший всю страну, остановивший фабрики, заводы, транспорт, в конце мая 1918 г. были приняты Декрет о лесах и «Основной закон о лесах». Декрет о лесах предусматривал обязательное участие детей в посадке лесов.
Земля — основное богатство любого государства. Поэтому с первых своих шагов молодая республика уделяла огромное внимание охране и сохранению плодородия почвы. В правительственных постановлениях первых лет Советской власти подчеркивается необходимость охранять почвы от истощения, увеличивать их плодородие, закладывать лесные полосы, бороться с эрозией.
В. И. Ленин подчеркивал, что земля постоянно улучшается, если правильно обращаться с ней, пополнять ее силы, внося удобрения. Он писал, что «. нерационально выбрасывать естественные удобрения понапрасну, отравляя притом нечистотами реки и воздух в пригородных и фабричных местностях», и призывал расширять поля орошения вокруг больших городов, утилизирующие городские отходы с громадной пользой для земледелия.
Документы раскрывают еще одну характерную черту отношения Владимира Ильича к этой проблеме. Он считал, что в деле охраны природы нет малых, незначительных вопросов, мимо которых можно пройти или их решение отложить на будущее. Растения— залог чистого воздуха в городах. В. Д. Бонч-Бруевич вспоминает, что Владимир Ильич не раз говорил: «Наша Москва, наш Питер должны украситься, зазеленеть, иметь как можно больше площадей и парков, где бы могли гулять и отдыхать огромные массы народа».
Под руководством и контролем В. И. Ленина создавались советские органы здравоохранения. Во многих декретах и постановлениях, связанных с охраной здоровья человека, целые разделы посвящены охране атмосферного воздуха и чистоте вод. Нужно было принимать срочные меры по борьбе с эпидемиями, источник которых таился и передавался через грязную воду.
Среди природных ресурсов нет более или менее значимых. Звери, птицы, растения— тоже достояние государства. Хищническое, бездумное отношение к животным привело к тому, что накануне Октябрьской революции многие ценнейшие представители нашей фауны были на грани исчезновения — сайгак, зубр, бобр, соболь, выхухоль, лось, цапли. Чтобы не допустить исчезновения ценнейших животных, прекратить беспорядочную охоту, 27 мая 1919 г. Совет Народных Комиссаров принимает декрет «О сроках охоты и о праве на охотничье оружие». Строго каралась любая охота на лося, и это помогло сохранить его. Запрещался сбор птичьих яиц и разорение гнезд.
В. И. Ленин непримиримо относился к любому виду браконьерства, считая его тягчайшим государственным преступлением, и настаивал на строгом наказывании браконьеров, независимо от того, какую должность они занимают.
В тяжелое для страны время В. И. Ленин думал о сохранении самых ценных участков и памятников природы. По просьбе общественности города Астрахани 11 апреля 1919 г. создается первый советский заповедник— Астраханский.
Для привлечения всего населения страны к делам по охране и приумножению богатств родной природы в 1924 г. организуется Всероссийское общество охраны природы.
При жизни В. И. Ленина было принято более 200 законодательных актов по природоис-пользованию, около 100 из них он подписал лично.
Сейчас мы можем убедиться, насколько правильными оказались предвидения В. И. Ленина о необходимости бережного отношения к природным богатствам. Наши партия и правительство постоянно и неуклонно продолжают развивать ленинские принципы в отношении сохранения и использования природы. От отдельных постановлений, законов по частным вопросам наше государство перешло к созданию всесторонней системы законодательства по охране, приумножению и использованию природных богатств. За последние годы приняты законы о земле, лесах, недрах, воде, охране атмосферного воздуха, об охране и использовании животного мира. Разрабатывается законодательство по охране других природных ресурсов и целых природных комплексов (см. Охрана природы).
Видео (кликните для воспроизведения). |
Охрана природы, бережное отношение к ней — долг каждого гражданина. Об этом говорится в Основном Законе нашей страны — Конституции.
Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.