Информация на тему: "транспортное страхование грузов" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.
Страхование грузов – это один из наиболее традиционных видов транспортного страхования. Страхователем может выступать как физическое, так и юридическое лицо, являющееся либо грузоотправителем, либо грузополучателем. Кто обычно заключает договор, продавец или покупатель, зависит от экономических и юридических взаимоотношений сторон.
В зависимости от условий сделки, риски, связанные с порчей или утерей товара, постепенно переходят от продавца к покупателю. Естественно, что он больше интересуется возможностями застраховать свой груз. Но продавец тоже может заключить договор страхования (по просьбе покупателя). Тогда страховые платежи автоматически будут включены в стоимость товара.
В правилах, применяемых страховыми организациями, существуют два типа страховки:
- «с ответственностью за все риски»;
- «без ответственности за повреждения».
Страхование грузов «с ответственностью за все риски» подразумевает под собой возмещение убытков от повреждения или полной гибели имущества, а также необходимые расходы, связанные со спасением и сохранением грузов, по предупреждению его дальнейшего повреждения.
Причины, по которым выплаты не производятся:
- Военные действия и их последствия;
- Забастовки и народные волнения;
- Арест груза или транспортного средства, ревизия, конфискация;
- Противоправный захват груза;
- Прямое или косвенное воздействие атомного взрыва;
- Радиоактивное заражение;
- Умысел или грубая неосторожность страхователя (его представителя);
- Нарушение правил перевозки, пересылки и хранения грузов;
- Несоблюдение необходимых требований по упаковке грузов, отправления их в поврежденном состоянии, а также недопоставка груза;
- Пожар или взрыв вследствие погрузки с ведома страхователя (его представителя), но без ведома организации самовозгорающихся и взрывоопасных веществ и предметов;
- Неполный груз при целости наружной упаковки;
- Повреждение груза червями, грызунами и насекомыми;
- Влияние температуры, трюмного воздуха или особых и естественных свойств груза.
Договор страхования «без ответственности за повреждения» подразумевает под собой выплаты за повреждение части или всего товара из-за следующих причин: пожар, взрыв, молния или другое стихийное бедствие. Также возмещение ущерба возможно, если произошло крушение или столкновение перевозочных средств, таких как самолет, поезд или грузовое судно. Кстати, если судно село на мель или столкнулось со льдом, то страховая компания также обязана выплатить всю стоимость. Вот еще несколько причин, по которым могут быть произведены выплаты:
- Провал мостов;
- Авария при погрузке, выгрузке и приеме судном топлива;
- Пропажа без вести транспортного средства;
- Расходы на тушение пожара, спасение и сохранение груза целым и невредимым.
Причины, по которым убыток не возмещается, те же, что и при условии «с ответственностью за все риски». Однако к ним еще можно добавить:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
- Потери вследствие отпотевания судна и подмочки груза атмосферными осадками;
- Обесценивание товара ввиду его загрязнения при целостности наружной упаковки;
- Выброс за борт и смытие волной палубного груза (или перевозимого в беспалубных судах).
- Кража.
Сумма страхования, заявленная страхователем, не может быть выше стоимости груза, указанной в документах на перевозку товара. Страховая компания ответственна за груз на протяжении всего его путешествия. Пока груз не будет доставлен в руки покупателя, страховщик не может спать спокойно. Договор о страховании груза можно заключить не только по месту нахождения отправляемого груза, но и по месту его получения. Сведения, которые нужно указать в заявлении о заключении страхового договора:
- точное название, род упаковки, число мест и вес груза;
- даты, номера коносаментов или других перевозочных грузов;
- способ отправки груза (в трюме или на палубе, навалом, насыпью или наливом);
- вид транспорта;
- пункты отправления, перегрузке и назначения груза;
- дата отправки груза;
- страховая сумма (стоимость страховки);
- вид страховой ответственности (условия страхования).
Не стоит забывать, что страховая организация может заключить договор с условием осмотра имущества и составлением его описи, в которой указываются: наименование, инвентарный номер, цена, количество, марка, год выпуска, номер технического паспорта и общая стоимость.
Страхователь должен срочно сообщить страховой компании обо всех существенных изменениях степени риска. С учетом данных изменений страховая организация может предложить новые условия страхования или ввести уплату дополнительных взносов. Если страхователь не принимает новые условия договора и отказывается платить дополнительный взнос, тогда договор прекращает своё действие с момента наступления изменений в рисках. Страховщик возвращает часть платежа за время, оставшееся до истечения срока страхования.
Тарифы страховых платежей зависят от типа страховой ответственности и вида транспорта.
«Росгосстрах-бизнес «Cargo» — это оптимальная страховая защита любых грузов, перевозимых автомобильным, железнодорожным, авиационным, морским и речным транспортом по всему миру.
Если вы хоть раз сталкивались с необходимостью перевозки грузов, или грузоперевозки — основа вашего бизнеса, то вопрос организации защиты для вас более чем актуален. Далеко не идеальные дороги, погодные условия, порой непредсказуемое поведение других участников дорожного движения, криминальная ситуация, все эти факторы являются дестабилизирующими в хозяйственной деятельности. Поэтому лучше заранее позаботиться о защите своего бизнеса.
Надежная всесторонняя защита вашего груза на всех этапах транспортировки — это приобретение страхового полиса компании «Росгосстрах».
- Максимально возможное сохранение позиций предприятия на рынке, независимо от величины материального и/или финансового ущерба из-за воздействия застрахованных рисков (при страховании грузов).
- Получение страховой защиты, как одного из инструментов риск-менеджмента на предприятии; выстраивание системного подхода к безопасной деятельности предприятия (сбор информации для ответов на вопросы компании «Росгосстрах» позволяет вам получить собственное представление об «узких местах» в безопасности предприятия).
- Исполнение требований партнеров, кредиторов, инвесторов по наличию страхового покрытия в отношении активов предприятия (например, при страховании международных перевозок и т.д.).
- Грузы в период транспортировки и временного хранения.
- Транспортные расходы, в том числе фрахт, таможенная пошлина и иные расходы, связанные с транспортировкой груза.
- Расходы по доставке поврежденного груза к месту ремонта и возвращению после ремонта, и стоимость расходов на командирование специалистов для ремонта — при отсутствии в пункте назначения сервисного центра для ремонта деталей.
Объем страховой защиты
Объем страховой защиты определяется с учетом требования каждого предприятия.
Страхование грузов осуществляется по трем основным категориям (страховым покрытиям):
- «с ответственностью за все риски» – максимально полное покрытие;
- «с ответственностью за полную гибель и повреждения» – более узкое покрытие, исключающее риски, связанные с противоправными действиями 3-х лиц;
- «без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения» – минимальное покрытие исключающее не только риски, связанные с противоправными действиями 3-х лиц, но и повреждение груза по любой причине, за исключением повреждения груза в результате крушения или столкновения перевозочных средств.
Страхование опасных грузов и выставочных экспонатов осуществляется на отдельных условиях, учитывающих специфику грузов и особенности их транспортировки.
Страховая защита грузов может включать в себя помимо основной выбранной категории также дополнительные риски (военные, забастовочные, рефрижераторные и т.д.)
От чего зависит стоимость страховой защиты?
Стоимость страховой защиты зависит от различных факторов:
- категория страхования (страховое покрытие),
- номенклатура груза (физико-химические свойства),
- степень подверженности груза повреждениям (хрупкость),
- ликвидность груза (возможность быстрой реализации груза),
- виды транспорта,
- дальность маршрутов и специфика транспортировки грузов,
- наличие перегрузок/перевалок,
- наличие транзитного/временного хранения грузов,
- дополнительные меры по защите грузов (сопровождение грузов охраной, наличие силовых запорно-пломбировочных устройств и т.п.),
- объемы перевозимых грузов.
Стоит ли страховать груз: виды, правила и порядок страхования + сумма выплаты при ущербе
Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про особенности страхования грузов.
Сегодня вы узнаете:
- Какие виды страховок предусмотрены для груза;
- Что не является страховым случаем;
- Как застраховать груз;
- От чего зависит стоимость полиса;
- Какие ошибки чаще всего допускают страхователи.
Ежедневно в разные города и страны транспортируются тонны товаров, начиная от печатной продукции и заканчивая домами. На этом построено взаимодействие продавцов и покупателей, а посредниками между ними выступают перевозчики. Последние отвечают за сохранность груза и доставку его до места назначения.
На дорогах, в воздухе или воде не исключены риски возникновения аварий, порчи товара или его кражи. Чтобы исключить потери (особенно если груз представляет особую ценность), перевозимые предметы принято страховать.
В России данный вид защиты не является обязательным, однако, некоторые контрагенты не заключают договоры на транспортировку товаров при отсутствии страхового полиса. Оно и понятно: есть риск лишиться всего имущества.
Страхование грузов используется для следующих целей:
- Защита прав собственности на груз его обладателем;
- Сохранность товаров;
- Своевременная реакция на неприятности и быстрое решение сложных вопросов;
- Получение возмещения для минимизации потерь.
Добровольное страхование позволяет сэкономить при наступлении непредвиденных обстоятельств, связанных с порчей груза. Защитить можно весь объём перевозимых товаров или их часть в зависимости от условий, которые будут обозначены в страховом полисе.
Существует огромное число рисков, которому подвержены транспортируемые грузы.
Наиболее часто встречающиеся среди них:
- Аварии;
- Возгорание;
- Неправомерные деяния третьих лиц (порча грузов, разбойные нападения, кража, разрыв упаковки и т. д.);
- Загрязнение, поломка и другие обстоятельства, связанные непосредственно с особенностями транспортировки;
- Пропажа самого транспорта;
- Природные катаклизмы (град, удары молнии, смерч и другие).
Если при транспортировке крупногабаритного и дорогостоящего груза произойдёт авария, которая приведёт к его порче, и при этом груз не будет застрахован, то весь ущерб будет покрываться перевозчиком или самим собственником.
Последний несёт ответственность за транспортируемое имущество, о чём сообщается в договоре, подписанном между ним и контрагентом. Отсутствие страховки ведёт к тяжёлым судебным процессам и часто непосильным расходам.
В первую очередь стоит рассмотреть страхование грузов в зависимости от способа транспортировки.
В зависимости от количества перевозок можно оформить два вида страховых полисов:
- Покрывающий одну транспортировку. Если планируется только одна доставка, то можно оформить данный полис. Он поможет получить компенсацию, если при перевозке произойдёт страховой случай;
- Возмещающий убытки во всех перевозках в течение ограниченного времени. Обычно такой полис оформляется на год. Сколько бы в течение 12 месяцев ни было транспортировок грузов – каждая из них застрахована в объёме перевозимых предметов. Договор на таких условиях обычно заключается компанией, деятельность которой связана с постоянной отгрузкой и доставкой товаров.
При оформлении полиса важно указать, какие риски будут застрахованы.
На основе их выбора полисы делятся на три категории:
- С полным покрытием всего груза. Независимо от того, сколько тонн или штук товара транспортируется, каждая из единиц застрахована в полном объёме. Данный полис самый дорогостоящий. Чтобы подтвердить цену перевозимого груза, необходимо иметь при себе товарные чеки, накладные и прочие документы. В некоторых случаях страховая компания направляет оценщика, чтобы тот сам определил реальную стоимость имущества;
- С частичным покрытием. В договоре указываются лишь те риски, которые страхует владелец имущества. Только при указанных страховых случаях будет выплачено возмещение;
- С возмещением ущерба исключительно при крушении транспорта. Страховщик не покрывает любые повреждения груза при его транспортировке. Если же произойдёт, к примеру, крушение самолёта или тяжёлая авария на дороге, то будет выплачена компенсация.
Также защита грузов в зависимости от пути следования перевозчика подразделяется на:
- Внутреннее страхование. Полис оформляется для транспортировки грузов внутри одной страны или населённого пункта;
- Международное страхование. Страхуется транспортировка, при которой будет пересечена как минимум одна государственная граница.
Не стоит забывать и про такой вид страхования грузов, как гражданская ответственность. Правда, в этом случае страхуются не сами грузы, а перевозчик либо их владелец.
В результате транспортировки может быть нанесён вред другим средствам передвижения (многочисленные примеры, когда из грузовиков выпадают деревья, камни и повреждают сзади следующий автомобиль) или людям (к примеру, грузовой автомобиль, перевозящий окна, совершил ошибочный манёвр и перевернулся. По итогам аварии осколками стекла был поранен рядом проходящий человек).
Чтобы такие неприятности не стали причиной для длительных судебных разбирательств или больших растрат на восстановление повреждённых объектов, страхуется гражданская ответственность. Всеми известный полис ОСАГО является основой обязательного страхования.
Каждая страховая компания составляет свод правил, на которых и строится взаимодействие страховщика с собственником грузов. В них оговариваются страхуемые риски, порядок выплаты возмещения, а также те случаи, наступление которых не является поводом для выплаты компенсации.
На последние-то условия многие страхователи и закрывают глаза. А, между прочим, нужно знать, когда не стоит надеяться на страховую.
Правила большинства страховых компаний исключают из покрытия следующие риски:
- Военные действия на территории доставки грузов;
- Нахождение водителя в алкогольном опьянении или под действием сильнодействующих средств;
- Нарушение правил движения водителем (по незнанию или намеренно);
- Умышленные действия собственника груза ради получения денег от страховой компании;
- Неисправность транспортного средства перед поездкой (если собственник имущества знал об этом и скрыл данный факт от страховщика);
- Изъятие груза на таможне или во время пути сотрудниками правоохранительных органов;
- Повреждение товаров вследствие воздействия насекомых, грызунов, плесени;
- Разрушительное влияние температуры на грузы;
- Возгорание пожароопасных грузов при разгрузке или погрузке (если об этом не был осведомлён страховщик);
- Неисправность упаковки, послужившая причиной потери части груза;
- Ядерный взрыв;
- Косвенные убытки (потеря прибыли в результате низкой скорости транспортировки и падения цен).
В правилах также оговариваются особенности заключаемого договора.
В него обязательно должны быть включены следующие условия:
- Перечень страхуемых объектов (их наименование, количество, стоимость, подтверждаемые документами на собственность);
- Список страховых случаев, при наступлении которых страхователь может рассчитывать на компенсацию затрат;
- Величину покрытия;
- Срок, на который заключён договор.
Лишь при указании данных особенностей договор страхования считается готовым к подписанию сторонами. Важно также сверить данные касаемо собственника имущества и перевозчика. Ошибка в сведениях может стать поводом для отказа в полагающейся компенсации.
Не забывайте и о правилах страхования, которые будут установлены между вашей компанией и перевозчиком. Необходимо установить, кто из вас будет выгодоприобретателем, то есть, кому будет выплачено возмещение при наступлении страхового случая. От этого зависит учёт НДС в бухгалтерии предприятия.
Если вы впервые будете оформлять страховку для грузов, рекомендуем ознакомиться с нашей пошаговой инструкцией. С ней вы точно не упустите важных моментов.
Итак, чтобы застраховать транспортируемые предметы, необходимо пройти несколько этапов:
Важная составляющая страхования – сумма конечной выплаты при ущербе. Она зависит от страховой премии, которую уплатит страхователь за услуги страховой компании. Чем больше страховая премия, тем выше цена покрытия.
В свою очередь, стоимость полиса или договора зависит от следующих составляющих:
- Вида груза (если это хрупкие предметы, то страховка выйдет дороже);
- Упаковки (её низкое качество повышает стоимость полиса в разы);
- Способа погрузки/разгрузки;
- Вида транспорта (на каждый вид свои тарифы);
- Расстояния (международная транспортировка стоит гораздо выше);
- Состояния пути (качества дорог, менталитета местного населения, существует ли вероятность нападения).
Некоторые страховщики не берутся страховать груз, проходящий через потенциально опасные для его сохранности местности. У компаний, занимающихся международным страхованием перевозок, имеется список территорий, на которых их защита не действует.
В данных районах грузы часто пропадают, что несёт большие риски для самой страховой компании. Поэтому ответственность за сохранность груза лежит целиком на перевозчике и владельце грузов. Часто в такую местность отправляются опытные перевозчики, которые знают местные особенности и знакомы с жителями.
Среди большинства компаний применяется тариф на транспортное страхование из расчета 0,02-0,3% от стоимости груза. К примеру, если стоимость груза составляет 16 000 000 рублей, то при ставке в 0,3% страхователь отплатит 16000000*0,3% = 48 000 рублей.
Часто при оформлении первого страхового полиса на груз страхователь допускает ошибки, о которых потом жалеет. Это связано с незнанием особенностей деятельности страховых компаний. Учёт всех нюансов оформления полисов доступен лишь опытным владельцам грузов.
Мы хотим оградить вас от наиболее часто встречающихся ошибок.
К ним относятся:
Страхование грузов, перевозимых различными видами транспорта, — один из важнейших и распространенных видов страхования. Страхованию подлежат грузы (стоимость грузов), а также другие имущественные интересы страхователя, — которые могут быть оценены в денежном выражении и которые связаны с транспортировкой грузов. Договор страхования может быть заключен как с юридическим, так и с физическим лицом.
Страховщик может заключить договор страхования груза с объемом ответственности (совокупностью страховых рисков) в соответствии с одним из вариантов условий страхового покрытия: «С ответственностью за все риски»; «С ограниченной ответственностью», «Только от гибели всего груза или его части».
Поясним кратко эти условия.
1. «С ответственностью за все риски». В соответствии с таким условием страховщик возмещает без удержания франшизы все убытки (если иное специально не оговорено в полисе) от повреждения или полной гибели всего или части груза, происшедших по любой причине, кроме случаев, оговоренных особо (военных действий, забастовок, повреждения груза грызунами и т.п.).
Видео (кликните для воспроизведения). |
2. «С ограниченной ответственностью» (с ответственностью за частную аварию). В соответствии с таким условием страховщик возмещает убытки от повреждения или полной гибели (если иное специально не оговорено в полисе) всего или части груза вследствие:
· огня, удара молнии, взрыва, урагана, селя, землетрясения и других явлений стихийного характера;
· крушения или столкновения судов, самолетов и других транспортных средств между собой, повреждения судна льдом, посадки судна на мель, падения самолетов;
· провала мостов, дорожных перекрытий и складских помещений;
· подмочки груза, смыва груза с борта судна, аварийного выброса груза, а также мер, принятых для тушения пожара (включая пожертвование грузом);
· пропажи судна, самолета, иного транспортного средства без вести;
· погрузки, укладки, выгрузки груза.
3. «Только от гибели всего груза или его части» (отдельного места: тюк, ящик, контейнер и т.д.). В соответствии с таким условием перечень рисков одинаков с п.1. Однако при повреждении груза страховое возмещение выплачивается лишь в случае крушения или столкновения судов, самолетов и других транспортных средств между собой, пожара, взрыва на транспортном средстве.
В соответствии с условием «3» страховщик возмещает убытки только при полной гибели груза.
Страховые премии дифференцируются по видам транспортировки и типам страховой ответственности. Они зависят от груза, места размещения его при перевозке, дальности рейса, состояния транспортного средства и т.д. Для торговых судов учитывается также их специализация (танкер, лесовоз и т.д.).
В договоре страхования особо указывается период страхования (часто устанавливается временной лимит действия страхового контроля на одну перевозку). После истечения срока страхования, но по продолжении транспортных операций страховщик вправе либо потребовать уплаты дополнительной страховой премии, либо считать договор, прекратившим действие.
Что касается страховой стоимости груза, то ею является общая торговая стоимость груза, а именно: стоимость самого груза в месте отправки в начале страхования плюс расходы на страхование, плюс расходы по доставке груза вплоть до его принятия грузополучателем.
Нормы естественной убыли груза в процессе транспортировки обычно используются для определения франшизы.
Страхование фрахта, т.е. платы за перевозку груза, имеет свою специфику. Страхователем может выступить перевозчик, грузовладелец, либо тот и другой. Если в договоре перевозки фрахт подлежит оплате в любом случае, даже при гибели судна с грузом, то в страховом фрахте и возмещении провозной платы заинтересован грузовладелец. Если же фрахт должен оплачиваться при доставке груза в порт назначения, то страхование фрахта в интересах как перевозчика, который не получит фрахта в случае недоставки груза (в результате гибели транспортного средства), так и грузовладельца, который должен будет оплатить фрахт при доставке груза, даже если он поврежден. Перевозчик заинтересован в страховании фрахта в случаях, когда судно направляется под погрузку в другой порт и в пути получит повреждение, не позволяющее осуществить перевозку в установленные договором сроки.
В практике часто используют генеральные полисы сроком на 1 год. По этому документу страховое покрытие распространяется на все грузы, указанные в нем. Генеральный полис сокращает расходы на ведение дел, но оформляется он для страхователя, который имеет твердые заказы, установившийся оборот и номенклатуру грузов.
При наступлении страхового случая страхователь обязан принять меры к спасению груза, предъявив все необходимые документы для доказательства своего интереса в застрахованном имуществе.
Подробнее об условиях морского транспортного страхования грузов см. ответ на вопрос 25.
Страхование грузов — один из видов имущественного страхования, имеющий целью защиту грузов от различного рода рисков в процессе их транспортировки от грузоотправителя к грузополучателю
- «с ответственностью за все риски»
- «с ответственностью за частную аварию»
- «без ответственности за повреждения»
При страховании грузов на условиях «с ответственностью за все риски» страховая компания возмещает грузовладельцу убытки как от повреждения, так и от полной гибели застрахованного груза или его части, возникающие по любым причинам (кроме особо оговоренных в договоре страхования), а также все необходимые и целесообразно произведенные расходы, связанные со спасанием груза и предупреждением его дальнейших повреждений.
При страховании грузов на условии «с ответственностью за частную аварию» страховая компания возмещает грузовладельцу убытки, как от повреждения, так и полной гибели всего или части груза, но не по любой причине, как в условиях «с ответственностью за все риски», а связанные в основном только с аварией автотранспортного средства и груза. Как правило, подлежат возмещению убытки, происшедшие вследствие:
- пожара, удара молнии, взрыва, бури и других стихийных бедствий
- дорожно-транспортных происшествий
- пропажи автотранспортного средства без вести
- погрузки, укладки, выгрузки груза,
Также подлежат возмещению все необходимые и целесообразно произведенные расходы по спасанию груза, а также по уменьшению убытка.
Основным отличием от страхования «с ответственностью за все риски» является то, что при страховании «с ответственностью за частную аварию» страховая компания не возмещает убытки, произошедшие вследствие таких противоправных действий третьих лиц, как кража, грабеж и.п.
При страховании грузов на условиях «без ответственности за повреждения» страховая компания возмещает грузовладельцу убытки только от полной гибели всего или части груза. За повреждения груза страховщик ответственности не несет. Именно этот момент является основным отличием данного стандартного условия страхования грузов от других. Набор страховых рисков, по которым подлежат оплате убытки, в случае полной гибели всего или части груза, а также объем ответственности страховщика и исключения из этой ответственности практически совпадают с условиями страхования грузов «с ответственностью за частную аварию».
Особо оговоренные причины, по которым не возмещается ущерб, также представляют собой стандартный набор. Не возмещаются убытки, произошедшие вследствие:
- военных действий или военных мероприятий и их последствий, гражданской войны, народных волнений и забастовок, конфискации, ареста или уничтожения грузов по требованию властей
- умысла или грубой неосторожности страхователя, выгодоприобретателя или их представителей, нарушения ими установленных правил перевозки, пересылки и хранения грузов,
- влияния температуры или особых свойств и естественных качеств груза
- несоответствующей упаковки груза, его недостачи при целостности наружной упаковке.
Несмотря на наличие указанных выше традиционных условий страхования и стандартных наборов рисков по ним, перечни страховых случаев и ответственность страховой компании по ним могут быть по соглашению сторон изменены или дополнены.
Страховая сумма определяется страхователем, но не может превышать действительную стоимость груза на день заключения договора страхования в месте его нахождения (или стоимости, указанной в перевозочных документах). К страховой стоимости по условиям договора могут быть добавлены расходы по доставке груза.
Если страховая сумма равнее действительной стоимости груза, то страховая компания компенсирует полностью понесенные убытки при наступлении оговоренных в договоре страхования страховых случаев. Если страховая сумма ниже действительной стоимости груза, то страховщик при наступлении страхового случая возмещает страхователю только часть понесенных убытков, которая рассчитывается пропорционально отношению страховой суммы к действительной стоимости.
Плата за страхование (страховая премия) определяется как процент от страховой суммы и в общем случае зависит:
- от выбранного типа стандартных условий страхования
- от вида, типа и состояния транспортного средства, осуществляющего перевозку
- от географии пунктов отправления и назначения
- от условий перевозок, маршрута и его протяженности
- от времени года и других параметров, определяющих характер страхового риска.
Ответственность страховой компании по договору страхования начинается с момента, когда груз будет взят автоперевозчиком со склада в пункте отправления и продолжается на протяжении всей перевозки до момента доставки груза на склад грузополучателя, включая перегрузки и хранение на складах в пути следования.
В период действия договора страхования грузов грузовладелец должен немедленно сообщить в страховую компанию обо всех ставших ему известными значимых изменениях в обстоятельствах, сообщенных страховщику при заключении договора, если эти изменения могут существенно повлиять на увеличение страхового риска по договору страхования:
- об отклонении от маршрута перевозки, оговоренного в договоре страхования
- о существенной задержке перевозки
- об изменении пунктов перегрузки или назначении груза
- о перегрузке на другое автотранспортное средство и т.п.
Страховая компания имеет право на основании уведомлений об обстоятельствах, влекущих увеличение страхового риска, пересмотреть условия договора страхования или потребовать уплаты дополнительной страховой премии, соразмерно увеличению риска наступления страхового случая.
Если грузовладелец не сообщает о ставших ему известными значительных изменениях в обстоятельствах, влияющих на увеличение страхового риска, то страховая компания вправе потребовать не только расторжения договора страхования, но и возмещения убытков, причиненных расторжением договора.
Договор страхования может заключаться не только на одну (единичную) перевозку, а и на неопределенное количество перевозок. Такой договор называется генеральным договором (генеральным полисом) и распространяется на систематическое страхование разных партий однородных грузов на сходных условиях в течение определенного срока. Однако грузовладелец должен сообщать страховой компании информацию об отправляемых грузах, видах и типах автотранспортных средств, пунктах отправления и назначения, а также другие сведения по каждой отправке грузов по генеральному полису.
Современная внешняя торговля и морские перевозки не могут обходиться без страхования. В большинстве случаев договор страхования является неотъемлемой частью торговой сделки. Вопрос о том, кто и за чей счет производит страхование, решается при заключении этих сделок. В международной торговле при всем многообразии ее форм выработаны основные условия торговли теми или иными товарами и соответствующие им виды торговых контрактов. В этих контрактах предусматривается механизм образования цены товара и действия, принимаемые на себя сторонами в этой сделке. Наиболее распространены четыре основных типа торговых сделок, обозначаемых аббревиатурами: СИФ, КАФ, ФОБ и ФАС.
Сделка СИФ получила свое название от начальных букв английских слов: стоимость товара, страхование и фрахт (cost, insurance, freight). Это особый вид контракта, в котором на специальных основаниях решаются основные вопросы купли-продажи: момент перехода на покупателя риска случайной гибели, повреждения или передачи товара, добросовестного действия продавца; порядок расчетов и другие вопросы. При продаже товара на условиях СИФ продавец обязан доставить груз в порт отгрузки, погрузить его на борт судна, зафрахтовать тоннаж и оплатить фрахт, застраховать груз от морских рисков на все время перевозки
Тема 13. Страхование во внешнеэкономической. до сдачи его перевозчиком покупателю и выслать покупателю все необходимые документы об отправке. При сделке СИФ от продавца не требуется физической передачи товара покупателю, достаточно пересылки ему всех товаросопроводительных документов при этой сделке. Имея документы, покупатель может распоряжаться дальнейшей судьбой груза до его получения.
Тема 13. Страхование во внешнеэкономической. 1990» еще не смогли установить единообразного толкования по некоторым понятиям и терминам, поэтому они в таких случаях рекомендуют пользоваться установившимися обычаями портов отгрузки и выгрузки.
Во избежание недоразумений рекомендуется не включать в договор международной торговой сделки различных сокращений и понятий, которые хорошо известны для одной стороны, поскольку применяются во внутренней торговле, но могут быть совершенно незнакомы другой стороне.
Сделка КАФполучила свое название от начальных букв английских слов: стоимость и фрахт (cost and freight). По сделке КАФ продавец должен заключить за свой счет договор морской перевозки до места назначения, указанного в контракте, и доставить груз на борт судна. Обязанность страхования лежит на покупателе.
Сделка ФОБполучила свое название от английского выражения «свободно на борту» (free on board). По условиям этого вида сделок продавец обязан погрузить товар на борт судна, которое должен зафрахтовать покупатель, обычно от внутреннего пункта до порта погрузки и далее до конечного пункта назначения.
Сделка ФАС—от английского выражения «свободно вдоль борта или свободно вдоль борта судна» (free alongside ship). Содержание сделок на условиях ФАСана.-логично условиям ФОБ, с той разницей, что по условиям сделки ФОБ продавец обязан погрузить груз на судно и товар переходит на риск покупателя с момента пересечения борта судна, а по сделке ФАС продавец доставляет груз на причал к борту судна и дальнейшая ответственность за груз с него снимается.
Достаточно распространенными видами страхования имущества, грузов, средств транспорта являются «карго» и «каско» (см. стр. 26). Такие виды оформляются с помо-
Тема 13. Страхование во внешнеэкономической. щью договоров морского страхования на основании пись менного заявления страхователя, в котором должны быть указаны: точное наименование груза, род упаковки, число мест, масса груза, номер и даты коносаментов или других перевозочных документов; наименование, год постройки, флаг и тоннаж судна; способ размещения груза (в трюме, на палубе, навалом, насыпью, наливом); пункты отправления, перегрузки и назначения груза; дата отправки судна, страховая сумма груза, условия страхования.
Перечисленные выше виды страхования в той или иной модификации соответствуют стандартным условиям Института лондонских страховщиков, которые именуются:
– с ответственностью за все риски;
– с ответственностью за частную аварию;
– без ответственности за повреждения, кроме слу
чаев крушения.
Им соответствуют разработанные группы тарифных ставок. При этом существуют ряд условий страхования, самое распространенное – «условие с ответственностью за все риски», хотя и здесь есть исключения, при которых риски не страхуются или страхуются за дополнительную плату. Еще условия, это: условие страхования с ответственностью за частную аварию (оговаривается твердый перечень страхуемых рисков), и условие страхования без ответственности за повреждения, кроме случаев крушения (по перечню страховых случаев, при которых подлежат оплате убытки). В страховании перевозок все аварии классифицируются как аварии общие и аварии частные. Страховщики несут ответственность за убытки только в пределах страховой суммы. Наличие страхового случая подтверждается целым рядом специальных документов, в т. ч. аварийными сертификатами, морским протестом, выписками из судового журнала (если речь идет о морских перевозках), актами экспертизы и другими документами, составленными в соответствии с законом. 118
_____ Тема 14. Доходы, затраты и прибыль. _______
Контрольные вопросы:
■ Дайтеобщую характеристикустрахования во
внешнеэкономической деятельности.
■ Kак осуществляется транспортное страхование?
■ Раскрытьсодержание правил «Инкотермс».
■ Какие наиболее распространенные видысделок
используютсяв международных перевозках?
■ Как осуществляетсяморское страхование грузов?
Литература: [17, с. 230 – 304].
Тема 14. Доходы, затраты и прибыль страховой компании
В разделе 3. ст.ст.33. 34 Закона Украины «О страховании», указано, что страховщики ежеквартально обязаны предоставлятьУполномоченному органуфинансовую отчетность и другие отчетныедокументы по форме, установленной Уполномоченным органом. Кроме того, они должны публиковать свои годовые балансы также в соответствиис установленными формами. Информационной базойгодовых балансов являются данные о показателяхприбыли, доходом, расходов за истекший период времени.
Доходы страховой компании складываются ИЗсуммы страховых платежей, доходов от различных финансовых вложений и инвестиций,поступлений из резервов и прочих доходов. Расходы страховой компании включают выплаты из страховых возмещений, расходына ведение дела, отчисления и резервныефонды, прочие расходы. Разницамежду доходами и расходами составляет величину балансовойприбыли. На величинуприбыли стра-овойкомпании будут влиятьпрежде всего:сумма стра-
овых платежей, эффективностьвложений финансовых II9
ресурсов, структура доходов, сумма страховых возмещений, система страховых тарифов; кроме того, количество договоров, средняя сумма платежей, выплаченных по каждому договору.
Каждая страховая компания стремится к тому, чтобы улучшить свои финансовые показатели путем увеличения доходов прежде всего за счет расширения и поиска новых рынков страховых услуг, увеличения количества видов и разновидностей страховых услуг, расширения клиентуры – потребителей страховых услуг, общего объема страховых платежей, перспективного вложения свободных финансовых ресурсов и т. д. Кроме того, необходимо также сокращать расходы страховой компании в тех случаях, когда они напрямую не связаны с процессами страхования (прежде всего, косвенные расходы). Наряду с прибылью страховая компания рассчитывает также показатель рентабельности ее работы, который определяется следующим образом:
Сумма расходов на страховые услуги
Естественно, что каждая страховая компания заинтересована в повышении рентабельности своей работы.
Контрольные вопросы:
■ Из чего складываются доходы страховой
компании?
■ Из чего складываются расходы страховой
компании?
■ От чего зависит прибыль и рентабельность
страховой компании?
Литература:[1, с. 150 – 151, 156 – 157; 9, с. 157-168; 15, с. 327-337].
Тема 15. Финансовая надежность и устойчивость
Видео (кликните для воспроизведения). |
studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.004 с) .
Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.