Контроль органов исполнительной власти

Информация на тему: "контроль органов исполнительной власти" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.

Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать их действие, а также вносить предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, разрешает споры и устраняет разногласия между ними и т. д.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют внутриведомственный (отраслевой) и надведомственный (межотраслевой) функциональный контроль по вопросам своего ведения. Например, в числе основных задач Министерства финансов РФ значится финансовый контроль за рациональным и целевым расходованием бюджетных средств и средств государственных (федеральных) внебюджетных фондов.

Задачи по обеспечению законности в сфере исполнительной власти решаются в пределах своей компетенции органами судебной власти.

В процессе своей деятельности суды осуществляют не только свою основную функцию — правосудие, но и судебный контроль законности издаваемых актов и совершаемых действий управленческих структур и их должностных лиц. Сущность судебного контроля состоит в правовой оценке их решений и действий, выявлении нарушений законности, прав и интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, в принятии мер по восстановлению нарушенных прав и интересов, в привлечении виновных к ответственности, в определении причин и условий, порождающих эти нарушения.

Субъектами судебного контроля являются Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды и мировые судьи.

В суд могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и должностных лиц, государственных служащих, в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия реализации гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Установив обоснованность доводов жалобы, суд признает обжалуемое действие (решение) незаконным и обязывает удовлетворить требование гражданина, отменяет примененные к нему меры ответственности либо иным путем восстанавливает его нарушенные права. При этом процессуальная обязанность доказать документально законность обжалуемых действий возлагается законом на должностных лиц, действия которых обжалуются.

Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ предусмотрены ст. 125 Конституции РФ. Поводом к рассмотрению и разрешению дел в Конституционном Суде РФ является обращение (запрос, ходатайство) к нему Президента РФ, обеих палат Федерального Собрания РФ, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Жалобы граждан рассматриваются в случаях нарушения их конституционных прав и свобод вследствие применения или подлежащего применению закона в конкретном деле.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Конституционный Суд РФ 8 :

разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов РФ;

разрешает споры о компетенции между органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов;

дает толкование Конституции РФ, которое является официальным и обязательным для всех государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Если Конституционный Суд РФ признает неконституционным закон, договор или их отдельные положения, то они утрачивают юридическую силу.

Контроль судов общей юрисдикции за деятельностью органов управления осуществляется в различных формах. Так, при выявлении недостатков в работе этих органов (в случае рассмотрения конкретного дела), которые способствовали возникновению дел, суды вправе вынести частное определение. В нем обращается внимание соответствующего органа (должностного лица) на факты нарушения закона, причины и условия, способствовавшие совершению правонарушения, и требование о принятии соответствующих мер. Субъект, которому направлено частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах.

При рассмотрении гражданских дел (например, дел о восстановлении на работе, о нарушении авторских прав, о допущенных неточностях в списках избирателей и др.), кроме решения вопроса по существу, суды изучают с позиции закона правомерность действий органов при вынесении решений и издаваемых ими правовых актов, осуществляя тем самым контроль их деятельности. При этом суд может признать акты управления незаконными, отменить их или изменить.

Рассматривая дела об административных правонарушениях, суды (мировые судьи) при необходимости дают оценку неправомерным действиям органа, возбудившего дело. При этом суды (мировые судьи) вправе прекратить производство по делу об административном правонарушении.

Читайте так же:  Подсудность при расторжении брака правила подачи иска о разводе

Судебный контроль в сфере управления осуществляют арбитражные суды при разрешении возникающих в процессе предпринимательской деятельности споров, вытекающих из административных правоотношений.

Арбитражный суд рассматривает дела 9 :

• о признании недействительными ненормативных актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих законам и иным нормативным правовым актам и нарушающих права и законные интересы организаций и граждан;

об обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

о взыскании с организаций и граждан штрафов государственными органами, органами местного самоуправления и иными органами, осуществляющими контрольные функции, если федеральным законом не предусмотрен бесспорный порядок их взыскания и т.д.

Арбитражный суд при разрешении конкретных дел осуществляет проверку соответствия актов и действий органов управления (должностных лиц) требованиям законности. Если будут выявлены нарушения ими закона и других нормативных правовых актов, то арбитражный суд вправе вынести частное определение в адрес соответствующих органов (должностных лиц).

Таким образом, суды могут оказывать существенное влияние на принимаемые решения и действия органов управления.

Данный вид государственного контроля осуществляют Правительство Российской Федерации, федеральные министерства, иные федеральные органы исполнительной власти, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Так, Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом “О Правительстве Российской Федерации” осуществляет систематический контроль за исполнением Конституции РФ и федеральных законов федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации.

Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, находящихся в его ведении, и контролирует их деятельность. Эти федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются Правительству Российской Федерации и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.

Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках работ по руководству хозяйственным, социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций. Контроль органов исполнительной власти можно разделить на:

Общий контроль предполагает обследование целого комплекса вопросов деятельности подконтрольных объектов. Его осуществление связано с деятельностью органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик (советы министров, кабинеты министров и др.), высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ. Правительство РФ руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность. Оно вправе отменять акты этих органов или приостанавливать их действие.

В пределах своей компетенции Правительство РФ осуществляет контроль за исполнением законов, иных нормативных актов не только федеральными органами исполнительной власти, но и органами исполнительной власти субъектов РФ. Контролю со стороны Правительства РФ подлежит также деятельность по согласованию решений об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти в крае, области и назначении соответствующих должностных лиц и др.

Контрольные полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ можно свести в основном к следующим: контроль за состоянием учета и отчетности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта РФ; за использованием и охраной земель, вод, лесов, недр; за соблюдением утвержденных проектов строительства; за состоянием транспортного обслуживания населения.

Указанные органы контролируют также санитарно-эпидемиологическое, радиационное состояние подведомственной территории, соблюдение на ней законодательства РФ, устава, законов и иных нормативных актов субъекта РФ; обеспечивает контроль за соблюдением правил охраны труда, техники безопасности на предприятиях, в учреждениях и организациях, находящихся в собственности субъекта РФ.

Ведомственный контроль осуществляется органами отраслевой и некоторыми органами межотраслевой компетенции в отношении подведомственных им объектов. Он состоит в проверке этими органами в пределах своей компетенции соблюдения и исполнения законов и подзаконных актов, а также своих решений нижестоящими подведомственными им органами, а также предприятиями, учреждениями, организациями. Например, Министерство путей сообщения РФ осуществляет контроль за правильным применением действующего законодательства и иных нормативных актов на предприятиях, в учреждениях и организациях железнодорожного транспорта, за профессиональным уровнем руководящих работников этих организаций.

Оно осуществляет контроль за выполнением требований Устава железных дорог, состоянием безопасности движения поездов, сохранностью перевозимых грузов, использованием грузовых вагонов и контейнеров и др. Министерство РФ по атомной энергии осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью относящегося к федеральной собственности имущества предприятий и организаций ядерного комплекса.

В субъектах РФ ведомственный контроль осуществляется соответствующими министерствами, ведомствами, управлениями и другими органами отраслевой и межотраслевой компетенции.

Читайте так же:  Республика того наследство

Надведомственный контроль осуществляется в основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера. В пределах своей компетенции они контролируют деятельность органов исполнительной власти, предприятий, учреждений, организаций по определенным (специальным) вопросам. Между субъектами и объектами этого контроля отсутствует организационная подчиненность. Так, Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии осуществляет государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил метрологии и сертификации предприятиями, учреждениями, независимо от ведомственной принадлежности.

Государственный комитет РФ по статистике осуществляет контроль за выполнением всеми юридическими субъектами и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, законодательства РФ в области государственной статистики. Надведомственный контроль по вопросам своей компетенции осуществляют Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов РФ, Министерство труда и социального развития РФ и др.

71. Контроль органов исполнительной власти в сфере государственного управления

Целью контроля за деятельностью органов исполнительной власти органами и должностными лицами самой системы исполнительной власти является обеспечение законности и дисциплины в экономической, социально-ультурной, административно-политической, в том числе в равоохранительной, областях государственного управления за счет реализации собственных «внутренних» возможностей системы сполнительной власти.

С учетом специфики и роли в государственном управлении

отдельных органов исполнительной власти контроль обычно

К ведению общего контроля относится обследование деятельности различных органов исполнительной власти со стороны органов исполнительной власти общей компетенции:

Правительства РФ, правительств республик, входящих в Российскую Федерацию, и других субъектов РФ, имеющих правительство, администраций краев, областей, иных субъектов РФ.

Контроль Правительства РФ за деятельностью органов исполнительной власти обусловлен прежде всего Конституцией РФ. Предоставленные Правительству РФ конституционные полномочия предполагают осуществление контроля за исполнением законодательства в области федерального бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования и др.; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и т. д. Правительство РФ осуществляет контроль и за органами исполнительной власти субъектов Федерации. Например, в соответствии со ст. 44 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Ведомственный контроль осуществляется внутри той или иной отрасли в отношении подчиненных органов и организаций всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции.

В структуре федеральных органов исполнительной власти, как правило, имеются специальные контрольно-ревизионные подразделения. Однако ведомственными контрольными полномочиями наделены и многие иные функциональные подразделения федеральных органов исполнительной власти (департаменты, службы, главные управления, управления). Ведомственные контрольные проверки осуществляются как в отношении органов, организаций и их должностных лиц на федеральном уровне, так и в субъектах РФ.

Надведомственный контроль осуществляется в отношении не находящихся к ним в ведомственной подчиненности органов и организаций со стороны органов межотраслевой компетенции и некоторых органов отраслевой компетенции, наделенных соответствующими контрольными полномочиями. К федеральным органам исполнительной власти, наделенным подобными надведомственными контрольными полномочиями, относятся

Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также многие федеральные службы и некоторые иные структурные подразделения, подведомственные Министерству внутренних дел РФ, Министерству природных ресурсов РФ, Министерству промышленности и

энергетики РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству финансов РФ, Мини стерству экономического развития и торговли РФ, Министерству юстиции РФ и др. Надведомственные контрольные проверки федеральными органами исполнительной власти также осуществляются как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. В субъектах РФ имеются и свои органы исполнительной власти, наделенные надведомственными контрольными полномочиями.

Надведомственные органы производят проверки, обследования деятельности органов, предприятий и учреждений по вопросам, относящимся к их компетенции. Они вправе давать проверяемым объектам обязательные указания об устранении обнаруженных в процессе контроля нарушений.

От подведомственного контроля следует отличать административный надзор, который состоит в проверке исполнения действующих в различных сферах и отраслях управления специальных норм и общеобязательных правил (правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарных правил и др.). Надзорные органы в отличие от контрольных вправе предупреждать и пресекать правонарушения, привлекать к ответственности виновных лиц, обладая для выполнения стоящих перед ними задач и функций соответствующими административно-властными полномочиями. В структуре федеральных органов исполнительной власти имеется ряд федеральных служб, осуществляющих надзор. Немало надзорных полномочий осуществляют и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти.

Читайте так же:  Ненормируемые оборотные средства это

Целью контроля за деятельностью органов исполнительной власти органами и должностными лицами самой системы исполнительной власти является обеспечение законности и дисциплины в экономической, социально-культурной, административно-политической, в том числе в правоохранительной, областях государственного управления за счет реализации собственных «внутренних» возможностей системы исполнительной власти.

C учетом специфики и роли в государственном управлении отдельных органов исполнительной власти контроль обычно подразделяется на:

K ведению общего контроля относится обследование деятельности различных органов исполнительной власти со стороны органов исполнительной власти общей компетенции: Правительства РФ, правительств республик, входящих в Российскую Федерацию, и других субъектов РФ, имеющих правительство, администраций краев, областей, иных субъектов РФ.

Контроль Правительства РФ за деятельностью органов исполнительной власти обусловлен прежде всего Конституцией РФ. Предоставленные Правительству РФ конституционные полномочия предполагают осуществление контроля за исполнением законодательства в области федерального бюджета; проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, единой государственной политики в области культуры, науки, образования и др.; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики и т. д. Правительство РФ осуществляет контроль и за органами исполнительной власти субъектов Федерации. Например, в соответствии со ст. 44 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство РФ осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Ведомственный контролъ осуществляется внутри той или иной отрасли в отношении подчиненных органов и организаций всеми федеральными органами исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции. B структуре федеральных органов исполнительной власти, как правило, имеются специальные контрольно-ревизионные подразделения. Однако ведомственными контрольными полномочиями наделены и многие иные функциональные подразделения федеральных органов исполнительной власти (департаменты, службы, главные управления, управления). Ведомственные контрольные проверки осуществляются как в отношении органов, организаций и их должностных лиц на федеральном уровне, так и в субъектах РФ.

Надведомственный контроль осуществляется в отношении не находящихся к ним в ведомственной подчиненности органов и организаций со стороны органов межотраслевой компетенции и некоторых органов отраслевой компетенции, наделенных соответствующими контрольными полномочиями. K федеральным органам исполнительной власти, наделенным подобными надведомственными контрольными полномочиями, относятся Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная служба по финансовым рынкам, а также многие федеральные службы и некоторые иные структурные подразделения, подведомственные Министерству внутренних дел РФ, Министерству природных ресурсов РФ, Министерству промышленности и энергетики РФ, Министерству сельского хозяйства РФ, Министерству транспорта РФ, Министерству финансов РФ, Министерству экономического развития и торговли РФ, Министерству юстиции РФ и др. Надведомственные контрольные проверки федеральными органами исполнительной власти также осуществляются как на федеральном уровне, так и в субъектах РФ. B субъектах РФ имеются и свои органы исполнительной власти, наделенные надведомственными контрольными полномочиями.

Надведомственные органы производят проверки, обследования деятельности органов, предприятий и учреждений по вопросам, относящимся к их компетенции. Они вправе давать проверяемым объектам обязательные указания об устранении обнаруженных в процессе контроля нарушений.

От надведомственного контроля следует отличать административный надзор, который состоит в проверке исполнения действующих в различных сферах и отраслях управления специальных норм и общеобязательных правил (правил дорожного движения, правил пожарной безопасности, санитарных правил и др.). Надзорные органы в отличие от контрольных вправе предупреждать и пресекать правонарушения, привлекать к ответственности виновных лиц, обладая для выполнения стоящих перед ними задач и функций соответствующими административно-властными полномочиями. B структуре федеральных органов исполнительной власти имеется ряд федеральных служб, осуществляющих надзор. Немало надзорных полномочий осуществляют и некоторые другие федеральные органы исполнительной власти[132].

Контроль органов исполнительной власти призван обеспечивать законность и дисциплину на порученных им участках по руководству хозяйственным,

социально-культурным и административно-политическим строительством в системе подведомственных им органов, предприятий, учреждений и организаций.

Контроль органов исполнительной власти можно разделить:

2) на внутриведомственный;

3) на надведомственный.

Общий контроль.Его осуществление связано с деятельностью органов

исполнительной власти общей компетенции: Правительство Республики Беларусь в соответствии со ст. 106 Конституции Республики Беларусь объединяет и направляет работу подведомственных министерств, госкомитетов, комитетов, ведомств, исполнительных комитетов; в порядке контроля заслушивает на своих заседаниях отчеты и доклады их руководителей о состоянии дел в руководимой ими отрасли или сфере.

Внутриведомственный контроль.Этот вид контроля осуществляется

органами отраслевой компетенции за органами единой системы в пределах под-

ведомственности и представляет собой систематическую проверку разными

методами – руководителем лично или с помощью специального аппарата

(например, инспекций, контрольно-ревизионных служб) – деятельности

подчиненных данному органу государственного управления органов,

предприятий, учреждений, должностных лиц.

Читайте так же:  Отпуск по уходу за ребенком безработной

Данный вид контроля проводится в процессе повседневного отраслевого

руководства работой подчиненных органов, учреждений, организаций.

Его основанием служит то, что контроль и проверка исполнения

это функция руководителей отраслевого аппарата (центрального и местного), органический элемент осуществления руководства.

В процессе внутриведомственного контроля разрешаются все основные

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

вопросы деятельности органа управления, включая и оценку целесообразности расстановки кадров, методов руководства и др.

Особое значение приобретает внутриведомственный контроль в системе

министерств и ведомств. В основе организаторской работы министерств лежит проверка исполнения, контроль за точным выполнением и решением возложенных на данные органы задач.

Внутриведомственный контроль с точки зрения его содержания подразделяется на контроль общий (проверка всей работы того или иного органа (учреждения)) и специальный (проверка отдельной области работы того или иного органа (учреждения)). Таким образом, внутриведомственный контроль есть неотъемлемая часть руководства.

Контрольные полномочия соответствующих органов и должностных лиц

регламентируются, как правило, в актах, определяющих компетенцию органа.

Внутриведомственный контроль связан с государственно-властными

полномочиями лиц, организовавших проверку или осуществляющих ее.

В связи с этим вопрос об отмене, изменении или приостановлении акта

управления либо иного юридического действия решается в ходе контроля.

Надведомственный контроль. Этот вид контроля осуществляется в

основном органами межотраслевой компетенции. В отдельных случаях его

проводят отраслевые органы, наделенные государственно-властными полномочиями надведомственного характера.

Министерство статистики и анализа осуществляет контроль за выполнением всеми юридическими и хозяйствующими субъектами законов Республики

Беларусь, указов, декретов Президента, постановлений Правительства по вопросам статистики.

Следовательно, органы, осуществляющие надведомственный контроль, наделены соответствующими полномочиями. Они вправе производить проверки и обследования предприятий и организаций по вопросам, относящимся к их компетенции.

По результатам проверок органы надведомственного контроля могут

давать подконтрольным органам, предприятиям, учреждениям и организациям обязательные указания об устранении обнаруженных нарушений. К органам, осуществляющим надведомственный контроль, относятся Министерство финансов, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство труда и социальной защиты и др.

Судебный контроль

Среди способов обеспечения законности в государственном управлении

важная роль принадлежит судебному контролю, который осуществляет:

1) Конституционный Суд Республики Беларусь;

2) суды общей юрисдикции;

3) хозяйственные суды.

Конституционный Суд Республики Беларусь судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Его полномочия определены Конституцией и Законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 г.

«О Конституционном Суде Республики Беларусь». Согласно этому Закону

деятельность данного органа призвана служить укреплению основ конституционного строя Республики Беларусь, защите основных прав и свобод человека и гражданина, утверждению начал законности в правотворчестве и правоприменении,

обеспечению верховенства и прямого действия Конституции на всей территории страны. Основными принципами деятельности Конституционного Суда провозглашены независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равенство сторон.

Независимость Конституционного Суда обеспечивается и тем, что судьи несменяемы, неприкосновенны, подчиняются только Конституции и Закону «О Конституционном Суде Республики Беларусь», лишь в соответствии с которыми могут быть прекращены их полномочия. Судьи не являются представителями каких бы то ни было государственных или общественных органов, политический партий, движений и организаций, должностных лиц, государственных образований, социальных групп.

Важно, что судьи разрешают и дают заключения в условиях, исключающих постороннее воздействующее влияние на свободу их волеизъявления.

В данном случае исключительно важной является деятельность судов по

контролю за соблюдением трудового и жилищного законодательства. В частности, суды рассматривают споры, возникающие из исков на незаконную выдачу ордера на жилую площадь. Признание судом ордера на жилую площадь, право пользования которой принадлежит другому лицу, недействительным является судебным исправлением незаконных действий соответствующих органов управления.

Суды осуществляют контроль за администрацией организации в случаях,

когда рассматриваются трудовые споры в суде, дела об исках граждан к администрации о восстановлении на работе, взыскании заработной платы, снятии дисциплинарных взысканий, возмещении материального ущерба и др. При вынесении решения по перечисленным делам в пользу заявителя суд восстанавливает нарушенные права граждан, предприятий, учреждений, организаций и тем самым признает недействительным акт управления.

Важным методом укрепления законности в управлении является

рассмотрение судами дел особого производства. Действующее законодательство определяет широкий круг дел, возникающий из административно-правовых отношений. К ним относятся, например, дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение, если законом не предусмотрен иной порядок их установления; состояния; жалобы на постановления административных комиссий и иных органов о наложении административных взысканий. Во всех случаях, когда суд

выносит решение по делу не в пользу органа управления, он тем самым признает его действия не соответствующими закону.

Суды рассматривают жалобы граждан на постановления соответствующих

Читайте так же:  Список льготных лекарств для инвалидов 1, 2, 3 группы на 2019 год, входящих в соцпакет, перечень бес

органов и должностных лиц о наложении штрафов: наложен ли штраф правомочным органом или должностным лицом; совершил ли оштрафованный нарушение, за которое законодательством предусмотрена ответственность в виде штрафа, и виновен ли он в его совершении; не превышает ли штраф установленный предельный размер; учтены ли при наложении штрафа тяжесть совершенного проступка, личность виновного, его имущественное положение, не истекли ли сроки давности для наложения взыскания. Установив, что штраф наложен неправильно, суд выносит

определение о его отмене и прекращении производства по делу. Определение суда является окончательным и обжалованию не подлежит.

Большими контрольными полномочиями наделены суды при рассмотрении и

разрешении дел о привлечении к административной ответственности за мелкое хулиганство, злостное неповиновение работнику милиции или народному дружиннику, а также военнослужащему при исполнении обязанностей по охране общественного порядка и другие правонарушения. При рассмотрении таких дел суд (судья) оценивает доказательства, выслушивает объяснение лица, совершившего правонарушение, проверяет законность привлечения лица к административной ответственности, решает вопрос о виновности или невиновности, применяет к нарушителю меру взыскания или освобождает невиновного от ответственности.

Таким образом, содержанием судебного контроля является проверка

судом при рассмотрении административных дел и споров соответствия или

несоответствия действий и актов органов исполнительной власти и их должностных лиц требованиям законов.

Хозяйственные суды Республики Беларусьявляются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией Республики

Беларусь в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных

(экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе иностранных, а в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

К делам по экономическим спорам, возникающим из административных

отношений и подведомственных суду, относятся дела:

− о признании недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству Республики Беларусь и затрагивающих права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;

− об обжаловании отказа юридическому лицу или индивидуальному

предпринимателю в государственной регистрации либо уклонении от их регистрации в установленный срок;

− об обжаловании решений об изъятии у юридических лиц и граждан-предпринимателей денежных средств и иного имущества, а также о возврате незаконно изъятых денежных средств и иного имущества;

− о возврате из бюджета денежных средств, списанных с нарушением

− о ликвидации, реорганизации юридических лиц, прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей и др.

Хозяйственный суд осуществляет деятельность по предупреждению

нарушений законодательства в хозяйственных (экономических) отношениях при выполнении договорных обязательств. В этих целях хозяйственный суд:

1) ведет работу по предупреждению нарушений законодательства в

хозяйственных (экономических) отношениях, разрабатывает и принимает меры в пределах своей компетенции по их устранению;

2) вправе рассматривать дела в выездных заседаниях непосредственно в

3) ведет пропаганду хозяйственного законодательства, направляет государственным и иным органам частные определения о выявленных нарушениях законодательства при рассмотрении споров, относящихся к компетенции хозяйственных судов, с предложениями об их устранении;

4) в необходимых случаях частные определения о выявленных нарушениях

законодательства направляются в правоохранительные и контролирующие органы;

5) информирует в установленном порядке о нарушениях законодательства,

допускаемых в хозяйственных (экономических) отношениях, Президента Республики Беларусь, Национальное собрание Республики Беларусь, Совет Министров Республики Беларусь и другие заинтересованные государственные органы.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь:

1) рассматривает в первой инстанции дела, отнесенные Хозяйственным

процессуальным кодексом Республики Беларусь к его подсудности;

2) рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в

законную силу судебные акты хозяйственных судов;

3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им

и вступившие в законную силу судебные акты;

4) обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений, в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 4 ст. 16 Конституции;

5) издает и обобщает практику применения хозяйственными судами

законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

6) решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

исполнению международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества ссудами иностранных государств и др.

Изображение - Контроль органов исполнительной власти 457334143346008
Автор статьи: Екатерина Павлова

Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.4 проголосовавших: 17

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here