Договор перевозки общие положения

Информация на тему: "договор перевозки общие положения" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.

Транспорт был и остается одной из главных артерий развития хоз. связей, укрепления экономики страны. Необходимость в постоянном перемещении грузов и пассажиров возводит транспорт в самостоятельную отрасль производства. Доставка груза, багажа, перевозка пассажиров стали сегодня неотъемлемой частью жизни. В целом перевозки подразделяются:перевозки грузов, пассажиров и багажа. При этом они осущ-ся различными видами транспорта.

В зависимости от того, каким видом транспорта доставляется груз, багаж, перевозится пассажир, различают: перевозки железнодорожные, автомобильные, воздушные, внутриводные и морские. Одним из видов транспорта является трубопроводный, вчастности, трубопроводы по доставке нефти и газа.

Отдельно выделены местные перевозки, которые осуществляются в пределах порта и его акватории.

В зависимости от сообщений числа транспортных орг-й, участвующих в перевозке, перевозки делятся на следующие виды:

– прямого смешанного сообщения.

В целом же отношения, возникающие в связи с перевозками, регул-ся как общими нормами (гл. 40 ГК), так и специальными:

– Законом РБ «Об авт. транспорте и авт. перевозках»,;

– Уставом ж.д. транспорта общ. пользования;

– Кодексом торгового мореплавания РБ;

– Законом РБ «О железнодорожном транспорте»;

– Законом РБ «Об основах транспортной деят-ти»;

– Законом РБ «О магистральном трубопроводном тр-те» и т.д.;

По договору перевозки грузаперевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его уполномоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 739 ГК).

Д-р перев. груза является двусторонним, реальным, возмездным.

Сторонами в договоре выступают перевозчик и отправитель груза. Ими м. быть как орг-ии, так и граждане.

В кач. перевозчика могут выступать спец. созданные пред-я, обладающие правами ЮЛ, имеющие на это разрешение.

При необходимости осуществления систематических перевозок перевозчик и грузовладелец могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок.

Д-р перевозки грузов считается заключенным с момента передачи груза перевозчику с необходимыми транспортными документами. В удостоверение приема груза к перевозке отправителю выдается специальный документ: на железнодорожном и внутреннем водном транспорте — накладная (в ней указываются сведения о грузоотправителе, получателе, грузе, пункте отправления и назначения), на морском (исключая суда речного флота) — коносамент, который может быть именным, предъявительским и ордерным. Накладная (соответственно коносамент, квитанция) служит распиской перевозчика в получении груза и обязательством выдать этот груз лицу, указанному в основном транспортном документе.

Предметом договора перевозки является оказание транспортных услуг по перемещению груза или перевозке пассажиров и доставке его багажа в пункт назначения.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Сроки доставки грузов, пассажира и багажа определяются транспортными уставами (кодексами) или изданными в установленном порядке правилами.

Цена (провозная плата, фрахт) за перевозку грузов, пассажиров и багажа, по общему правилу, устанавливается соглашением сторон, если иное не установлено зак-вом.

В обязанности перевозчикавходит своевременная подача транспортных средств, доставка груза к месту назначения в целости и сохранности в установленный срок и сдача его грузополучателю обозначенному в транспортном документе.

Обязанности грузополучателя.Он, в частности, должен принять груз, т.е. выгрузить его из вагона, контейнера.

Невыполнение обязанностей по договору перевозки влечет за собой имущ. ответственность.

12. Общие положения о перевозке. Отдельные виды договоров.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом) (п. 2 ст. 785 ГК).

Договор фрахтования (чартер) – договор перевозки, по которому одна сторона (фрахтовщик) предоставляет другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов, пассажиров и багажа.

Сторонами договора являются: грузоотправитель, перевозчик и грузополучатель.

• при разовой перевозке подать заявку на перевозку в установленный срок, а при систематических перевозках заключить долгосрочный договор об организации перевозок (ст. 798 ГК);

• предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме, если заключен договор об организации перевозки грузов (ч. 1 ст. 798 ГК);

• предъявить претензии к перевозчику груза до предъявления иска в суд при ненадлежащем исполнении договора (п. 1 ст. 797 ГК). Срок исковой давности по таким требованиям – 1 год (п. 3 ст. 797 ГК);

• отказаться от поданных ему транспортных средств, если они не пригодны для перевозки его груза (ч. 2 п. 1 ст. 791 ГК);

• осуществить погрузку в соответствии с установленными правилами, если она предусмотрена договором (п. 2 ст. 791 ГК), и в сроки, предусмотренные им (п. 3 ст. 791 ГК);

• подать отправителю исправные транспортные средства, пригодные для перевозки соответствующего груза в срок, установленный в заявке грузоотправителя (п. 1 ст. 791 ГК);

• осуществить погрузку груза, если это предусмотрено договором (п. 2 ст. 791 ГК).

Читайте так же:  Доплата к пенсии ветеранам боевых действий в 2019 году, надбавка 32 процента

• выгрузить прибывший груз в срок, предусмотренный договором (п. 3 ст. 791 ГК);

• предъявить претензии к перевозчику груза до предъявления иска в суд при ненадлежащем исполнении договора (п. 1 ст. 797 ГК).

По договору перевозки пассажира и перевозки багажа перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу, а пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа (ст. 786 ГК).

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа – багажной квитанцией.

Договор этот в отличие от договора перевозки груза является консенсуальным, а в случае перевозки транспортом общего пользования – публичным. Такие договоры могут быть разовыми и длительными.

Провозная плата в настоящее время регулируется тарифами, установленными государством, только на перевозку пассажиров железнодорожным транспортом и на всех видах общественного городского и пригородного транспорта, а в остальных случаях определяется соглашением сторон.

Договор перевозки багажа является реальным, в случае перевозки транспортом общего пользования – публичным.

К отношениям, связанным с перевозкой багажа, так же как и с перевозкой пассажира, применяется законодательство о защите прав потребителей.

Багаж – вещи, которые используются для личных бытовых целей пассажира и перевозятся вместе с ним, но в багажном вагоне за отдельную плату на основе проездного билета пассажира. Обязанность перевозки багажа для перевозчика вытекает из договора перевозки пассажира, но оформляется багажной квитанцией (п. 2 ст. 786 ГК).

Плата за перевозку багажа взыскивается в момент принятия его.

Срок доставка багажа исчисляется временем следования транспорта до пункта назначения.

Выдается багаж предъявителю багажной квитанции, а в случае ее утери – при условии, что пассажир доказал свои права на его получение (в таком случае багаж выдается по акту).

Хранится багаж в пункте назначения бесплатно только в течение суток, последующее хранение осуществляется за плату в соответствии с тарифом. Багаж, не полученный в течение 30 дней, подлежит реализации, а вырученные за него деньги за вычетом причитающихся перевозчику сумм, передаются предъявителю багажной квитанции в течение 6-месячного срока.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Вид транспорта определяет и виды перевозок – железнодорожные, автомобильные, морские, речные, воздушные и трубопроводные (для транспортирования нефти и газа).

Все перевозки в зависимости от территориального признака подразделяются на внутригосударственные (т.е. перевозки в пределах данной страны) и международные (например, перевозка и буксировка между портами России и иностранными портами согласно Кодексу торгового мореплавания* могут осуществляться как судами, плавающими под Государственным флагом России, так и при условии взаимности судами, плавающими под иностранным флагом).

* Кодекс торгового мореплавания РФ, принятый 30 апреля 1999 г. Российская газета. 1999 г. 1 – 5 мая.

По характеру перевозимого объекта действующее транспортное законодательство различает следующие виды перевозок: 1) перевозка грузов; 2) перевозка пассажиров и их багажа; . 3) перевозка почты (пп. 91-96 УАТ).

Перевозка грузов, пассажиров и их багажа может осуществляться системой прямых смешанных сообщений: автомобильно-железнодорожных, автомобильно-водных, автомобильно-водно-железнодорожных, автомобильно-воздушных и других сообщений.

Прямым смешанным сообщением называется такой вид (способ) организации перевозки грузов, когда в процессе транспортирования участвуют различные виды транспорта. Важной особенностью такого вида (способа) организации перевозки является транспортирование по единому транспортному документу, действующему на всем пути следования и на всех видах транспорта.

Для перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты применяется и такой вид (способ) организации перевозки, как прямое сообщение, сущность которого состоит в том, что в перевозках участвуют разные предприятия (являющиеся юридическими лицами) одного вида транспорта. Например, доставка груза из Москвы в Санкт-Петербург одним видом транспорта -железнодорожным, но различными предприятиями: Московской железной дорогой и Октябрьской железной дорогой.

Перевозка грузов, пассажиров и их багажа, а также почты может осуществляться и в местном сообщении, т.е. когда перемещение объекта достигается одним видом транспорта в пределах действия одного предприятия. Например, Москва -Товарная – Серпухов (находится в Московской области), поскольку обе станции входят в состав Московской железной дороги.

Кроме классификации перевозок, общей для всех видов транспорта, существует разграничение перевозок внутри отдельных видов транспорта. Автомобильные перевозки в соответствии с п. 5 УАТ подразделяются на городские (т.е. в пределах города), пригородные (т.е. за пределы города на расстояние 50 км), межреспубликанские (осуществляемые на территории двух и более республик), международные (осуществляемые за пределы или из-за пределов территории России).

Автомобильные перевозки могут осуществляться централизованно, т.е. задание по перевозке груза дает перевозчику грузоотправитель. Если же задание по перевозке груза перевозчику исходит от грузополучателя, то такую перевозку принято считать децентрализованной. На морском транспорте каботажные перевозки делят на виды: малый и большой каботаж. Пример малого каботажа – перевозка груза по Черному морю из порта Туапсе в порт Новороссийск. Пример большого каботажа – перевозка грузов из порта Мурманск (находится на берегу Баренцева моря) в порт Певек, расположенный на берегу Северного Ледовитого океана.

Читайте так же:  Торговля пивом без лицензии

Конкретизация правового регулирования отношении по перевозкам обеспечивается транспортным законодательством, в частности Транспортным уставом железных дорог РФ, регулирующим перевозки по железной дороге; Уставом автомобильного транспорта; Кодексом торгового мореплавания; Воздушным кодексом РФ – «Собрание законодательства РФ». 1997. №12. Ст. 1383.

Развитие рынка повлияло на многие стороны хозяйственной деятельности в государстве, в том числе и на основы перевозок грузов. В частности, согласно ст. 791 ГК РФ перевозчик обязан подать отправителю груза под погрузку в срок, установленный принятой от него заявкой (заказом), договором перевозки или договором об организации перевозок, исправные транспортные средства в состоянии, пригодном для перевозки соответствующих грузов.

В развитие этого положения в Транспортном уставе железных дорог (ТУЖД) РФ (ст. 15-52) от 19.12.97 г. установлены организационные предпосылки заключения договора перевозки грузов. Например, в соответствии со ст. 17 ТУЖД железные дороги и грузоотправители при систематическом осуществлении перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. В этих договорах определяются объемы, сроки и условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозок, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозок. В соответствии с указанными договорами железные дороги обязуются в установленные сроки принимать грузы в обусловленном объеме, грузоотправители обязуются предъявлять их для перевозок.

Наряду с долгосрочными договорами об организации перевозок ТУЖД в ст. 17 установлено, что перевозки грузов по железным дорогам осуществляются в соответствии с заявками на перевозки грузов, которые представляются грузоотправителями в управления железных дорог отправления грузов не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов, а также не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов, направляемых на экспорт, и в прямом смешанном сообщении.

Однако по просьбам грузоотправителей при возникновении необходимости срочных перевозок грузов в ТУЖД (ст. 18) закреплено право управлений железных дорог самостоятельно устанавливать иные, чем предусморенные ст .17 ТУЖД сроки предъявления заявок на перевозки грузов в пределах одной железной дороги (местное сообщение), а в пределах нескольких или всех железных дорог (прямое смешанное сообщение), на экспорт и в прямом смешанном сообщении по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта.

Управление железной дорогой должно рассмотреть представленную заявку в течение 3 дней при перевозке грузов в прямом сообщении, в течение 10 дней при перевозке грузов, направляемых на экспорт, и при перевозке грузов в прямом смешанном сообщении, сообщить грузоотправителю о ее принятии или возвратить ее с обоснованием отказа.

В ТУЖД РФ предусмотрено правило (ст. 18), согласно которому по просьбе грузоотправителей железные дороги имеют право: а) разрешать в исключительных случаях внутристанционные (в пределах одной железнодорожной станции) перевозки; б) заменять предусмотренной заявкой на перевозку грузов крытый подвижной состав открытым подвижным составом при определенных условиях; в) изменять предусмотренные заявками на перевозки грузов железные дороги назначения и железнодорожные станции назначения.

Таким образом, ныне действующая система перевозок грузов на железнодорожном транспорте базируется (основывается) на таких правовых формах, как заявки и договоры об организации перевозок грузов, которые в свою очередь являются предпосылкой заключения договора перевозки грузов.

Понятие, содержание и заключение договора перевозки грузов

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии с долгосрочным договором об организации перевозок грузов у транспортной организации и грузоотправителя (юридического лица) возникает взаимная обязанность предъявить груз и подать под погрузку транспортные средства. А это в свою очередь влечет за собой заключение договора перевозки грузов.

Договор перевозки грузов – это соглашение между отправителем и перевозчиком по транспортированию груза.

Договор перевозки грузов характеризуют как двусторонний, возмездный и, как правило, реальный, поскольку он считается заключенным после передачи груза перевозчику. Исключение из этого правила составляет лишь договор морской перевозки груза с условием предоставления для перевозки всего судна, части его или определенных судовых помещений. Этот договор принято относить к числу консенсуальных договоров.

Участниками договорных отношений по перевозке грузов являются с одной стороны транспортная организация, с другой – грузоотправитель (предприятие, наделенное, как и транспортное предприятие, правами юридического лица, а также гражданин, сдавший груз от своего имени).

К условиям договора перевозки относят предмет договора, срок, провозную плату, обеспечение сохранности груза, выполнение погрузочно-разгрузочных работ и др.

Предметом договора перевозки грузов является транспортная услуга, которая выражается в перемещении груза из одного населенного пункта в другой, выполнении соответствующих погрузочно-разгрузочных работ, хранении и других условиях.

Провозная плата представляет собой цену транспортной услуги, устанавливаемую государством в соответствующих тарифах. Определение размера провозной платы соглашением сторон допускается при перевозках грузов иностранных фрахтователей на российских судах и в некоторых других случаях.

В соответствии с п. 70 УАТ на автомобильном транспорте провозная плата за перевозку грузов взимается за расстояние по кратчайшему направлению (маршруту). Однако транспортное законодательство допускает и иной порядок определения оплаты перевозок грузов. Например, согласно п. 70 УАТ транспортное предприятие обязано при приеме заказа поставить грузоотправителя в известность об увеличении расстояния перевозки. В этом случае провозная плата взимается за фактическое расстояние перевозки.

Читайте так же:  Как установить отцовство через суд пошаговая инструкция

Кроме провозной платы транспортной организации (т.е. перевозчику) оплачиваются такие услуги, как хранение груза, погрузочно-разгрузочные работы и др.

Права и обязанности участниковдоговора перевозки грузов сводятся главным образом к следующему. Перевозчик обязан в срок доставить груз в пункт назначения и выдать его грузополучателю, т.е. лицу, указанному в транспортном документе (договоре); обеспечить сохранность груза при перевозке; своевременно известить грузополучателя о прибытии в его адрес груза; если перевозчик нарушит это требование, то грузополучатель освобождается от имущественной ответственности в случае простоя транспортных средств при разгрузке. Перевозчик имеет право требовать от грузоотправителя передать груз вместе с оформленными документами и оплатить перевозку.

Грузоотправитель обязан: сдать с соблюдением установленных правил груз к перевозке; обеспечить надлежащее (т.е. правильное) использование выделенных ему транспортных средств; внести провозную плату.

Грузополучатель обязан принять груз и внести платежи, не уплаченные грузоотправителем.

Транспортным законодательством установлено, что договоры перевозки грузов должны заключаться в письменной форме.

Договор железнодорожной перевозки грузов заключается в форме железнодорожной накладной, поскольку грузоотправитель должен представить станции отправления на каждую отправку груза накладную, которая является основным провозным документом (ст. 31-33 ТУЖД). Накладная составляется на имя определенного грузополучателя. Ее подписывает грузоотправитель, и она сопровождает груз на всем пути его следования, а на станции назначения ее выдают грузополучателю вместе с грузом. Время приема груза к перевозке удостоверяется календарным штемпелем станции на накладной.

Для удостоверения приема груза к перевозке станция выдает грузоотправителю грузовую квитанцию (ст. 31 ТУЖД).

Правовое значение железнодорожной накладной состоит не только в том, что она выполняет роль письменного договора перевозки груза, но и в том, что она является одним из важных документов, представление которого необходимо в подлиннике при предъявлении претензий к железной дороге в случае просрочки доставки груза либо его недостачи или порчи. Что касается грузовой квитанции, то, удостоверяя факт сдачи груза к перевозке, грузополучатель с ее помощью вправе предъявить претензию к железной дороге при утрате груза (ст. 138 ТУЖД РФ).

Аналогичный порядок оформления грузовых перевозок установлен на речном, а с некоторыми изменениями (например, грузоотправитель вместо грузовой квитанции получает копию накладной) и на воздушном транспорте.

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом

Договор перевозки грузов автомобильным транспортом оформляется в виде товарно-транспортной накладной. Ее заполняет грузоотправитель и передает вместе с грузом перевозчику. Товарно-транспортная накладная составляется, как правило, в четырех экземплярах. Она является основным провозным документом, по которому производятся списание этого груза грузоотправителем и оприходование его грузополучателем (п. 47 УАТ). Другими документами при перевозке грузов автомобильным транспортом являются квитанция, выдаваемая перевозчиком грузоотправителю в удостоверение принятия груза к перевозке, и путевой лист.

Типовая форма товарно-транспортной накладной и форма путевого листа, а также правила их заполнения утверждаются в порядке, установленном законодательством (п. 47 УАТ).

Путевой лист применяют не только для внутреннего расчета работы водителей, но и для отражения в нем таких сведений, как наименование и количество груза, маршрут следования, время простоя.

Договор морской перевозки грузов оформляется (без предоставления грузоотправителю всего судна или его части) коносаментом, который составляется на основании подписанного отправителем документа (ст. 117 КТМ). Один экземпляр коносамента следует с грузом, другой выдается грузоотправителю. Коносамент является ценной бумагой.

Если договор морской перевозки грузов заключается с предоставлением грузоотправителю для перевозки всего судна или его части (палубы, трюма и др.), то такой договор называется чартером.

Ответственность сторон за нарушение условий договора перевозки грузов

Действующее законодательство (гражданское, транспортное) установило имущественную ответственность за нарушение условий договора перевозки грузов. При этом всякое предварительное соглашение между перевозчиком и грузоотправителем об изменении имущественной ответственности не имеет силы.

За недоподачу железной дорогой вагонов и контейнеров и за не использование грузоотправителем поданных вагонов и контейнеров уплачивается штраф.

За просрочку в доставке груза железная дорога уплачивает грузополучателю штраф, если не докажет, что просрочка произошла не по ее вине. Размер штрафа за невыполнение заявки регулируется законом (ст. 105 ТУЖД РФ).

Уплата штрафа в процентах применяется и на других видах транспорта. Так, на автомобильном транспорте за просрочку в доставке груза при междугородных перевозках автотранспортные предприятия уплачивают грузополучателям штраф в размере 12 % провозной платы за каждые сутки просрочки. Общая сумма штрафа за просрочку в доставке не может превышать 60 % провозной платы (п. 137 УАТ).

Договор перевозки ГК РФ описывает в отдельной главе, которая разъясняет уникальные особенности такого договора и вводит большое количество его видов. О содержании данной главы мы и поговорим в нашей статье.

Особенностью гл. 40 Гражданского кодекса РФ, регулирующей правоотношения в области перевозки, является то, что она состоит преимущественно из отсылочных норм. Разнообразие видов транспорта требует специфического регулирования, чему посвящен комплекс так называемых транспортных уставов и кодексов (например, закон «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 № 18-ФЗ, далее – Устав железнодорожного транспорта).

Читайте так же:  Перерыв в осаго кбм

Тем не менее ГК РФ берет на себя установление:

  1. Важнейших особенностей договора перевозки (например, платность договора, его оформление путем выдачи грузоотправителю накладной и билета — пассажиру).
  2. Ответственности перевозчика перед грузоотправителем/пассажиром за утрату, недостачу или повреждение груза/багажа (ст. 796 ГК РФ).
  3. Дополнительных (кроме общих для предпринимателей) оснований ограничения ответственности за неподачу транспорта, неиспользование поданного транспорта, задержку отправления или прибытия пассажира (ст. 794, 795 ГК РФ).
  4. Специального срока исковой давности (1 год) для исков к перевозчику (ст. 797 ГК РФ).
  5. Видов договора перевозки, имеющих свои особенности (грузоперевозка и перевозка пассажиров, фрахтование, организация перевозки и др.)

Следует отметить, что нормы специальных законов (транспортных уставов и кодексов) имеют приоритет перед нормами ГК РФ, если последним прямо не установлено иное (см., например, постановление 3-го ААС от 11.07.2016 по делу № А33-27685/2015).

Договоры перевозки, в зависимости от критериев, могут предусматривать:

  • по объектам — пассажирские и грузовые перевозки;
  • количеству участвующих транспортных организаций — перевозки местного, прямого или смешанного сообщения;
  • виду транспорта — перевозки автомобильные, железнодорожные, воздушные и т. д.

Как было указано выше, специфика каждого договора диктует свои особенности правового регулирования, поэтому классификация договоров перевозки имеет практическое значение.

Кроме того, законодатель выделяет такой вид договора перевозки, как фрахтование (ст. 787 ГК РФ), по которому владелец транспортного средства (фрахтовщик) предоставляет транспортное средство или его часть под груз клиента (фрахтователя) на определенное количество рейсов. В транспортных уставах и кодексах данная разновидность перевозок описывается подробно. Так, бербоут-чартер в гл. XI Кодекса торгового мореплавания РФ подразумевает, что фрахтователь комплектует транспортное средство собственным экипажем и оборудует для перевозки.

Еще одной разновидностью договора такого рода является договор об организации перевозки, предусмотренный ст. 798 ГК РФ. Он отличается от договора перевозки несколькими моментами:

  • долгосрочным характером и направленностью на неоднократные грузоотправления;
  • обязанностью грузоотправителя предоставлять определенные объемы груза;
  • обязанностью грузополучателя принимать такие объемы в оговоренные сроки.

Однако о правовой природе данного договора в юридической доктрине кипят споры, т. к. одни его считают предварительным, другие — всего лишь организационной предпосылкой к заключению разовых договоров на конкретную перевозку. Очевидно одно: такой договор имеет рамочный характер, т. е. оговаривает объемы будущего сотрудничества и правила, на которых оно будет осуществляться. Каждая конкретная перевозка при этом оформляется самостоятельным документом — заявкой (ст. 10 Устава железнодорожного транспорта) или договором (ст. 68 закона «Кодекс внутреннего водного транспорта РФ» от 07.03.2001 № 24-ФЗ).

Таким образом, ГК РФ договор перевозки регулируется лишь в самом общем виде. ГК дает представление о многообразии видов договора перевозки, однако либо вовсе их не описывает, давая отсылку к специальному закону, либо кратко характеризует конкретную разновидность договора.

По договору перевозки груза перевозчик (транспортная организация) обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

Из указанного определения усматривается, что договор перевозки – это двусторонний, консенсуальный, возмездный и считается заключенным с момента принятия груза перевозчиком. 70

Рассматриваемый вид договора является реальным, поскольку для его заключения кроме подписания соглашения его сторонами требуется еще и реальна передача груза. Договор в любом случае является срочным. Срок его действия равен сроку доставки груза перевозчиком, то есть сроком исполнения соответствующего обязательства. Кроме этого данный договор – разовый, то есть его действие прекращается с момента передачи груза его получателю.

Договор перевозки груза является платным. Это свойство обуславливается тем, что заказчик (грузоотправитель) всегда оплачивает услуги перевозчика по доставке груза нужному лицу.

Он является двусторонним, поскольку обе его стороны, и перевозчик и грузоотправитель, в результате его заключения приобретают взаимные права и обязанности.

Рассматриваемый вид договора является формальным, то есть должен иметь письменную форму и содержать в себе обязательные реквизиты и условия, содержащиеся в специальных правилах по перевозкам на том или ином виде транспорта.

53 Андреев И.А., Аюшеева И.З., Васильев А.С., Степанов С.А. Гражданское право. Учебник: в 3 т. Т. 2. М.: Проспект; Институт частного права, 2011. С. 369.

Данный договор так же может заключаться в форме присоединения. Это будет иметь место в случаях публичности данного договора, то есть перемещения груза транспортом общего пользования. Между тем, для признания договора перевозки груза публичным необходимо соблюдение следующих условий:

1. перевозчиком должна являться специализированная организация, которая осуществляет перевозки транспортом общего пользования.

2. организация – перевозчик должна быть наделена функциями общественного перевозчика, обязанного осуществлять перевозки по требованию каждого, кто к ней обратится.

3. организация- перевозчик должна быть включена в особый перечень лиц, обязанных осуществлять перевозки транспортом общего пользования.

Сторонами договора перевозки груза являются перевозчик и отправитель. В тех случаях, когда грузополучателем является сам отправитель, то количество участников данного договора ограничивается названными.

Если получателем груза является иное лицо, то в этом случае возникает вопрос о его статусе в отношениях, связанных с договором перевозки груза. Грузополучатель официально не является стороной рассматриваемого договора, но имеет право требовать от перевозчика выдать груз в месте его получения, а так же предъявить к нему требования в случае утраты или повреждения груза, задержки дост авки или недостачи.71

Читайте так же:  Депортация лиц без гражданства

Договор перевозки заключается в простой письменной форме. Письменной формой договора перевозки является транспортная накладная, а также чартер. В транспортной накладной указываются сведения о грузе, отправителе, получателе, расстояние перевозки, ее стоимость. Это – основной перевозочный документ, определяющий взаимоотношения участников перевозки.

Прием груза к перевозке удостоверяется транспортной накладной, которая так же сопровождает груз на всем его пути и вручается получателю перевозчиком вместе с грузом. При обращении в последующем получателя в суд в случае возникновения спора транспортная накладная является обязательным доказательством. 72

Транспортная накладная на всех видах транспорта, кроме железнодорожного, оформляется в несколь ких экземплярах. На железнодорожном транспорте в качестве транспортной накладной выдается квитанция, которая является письменным доказательством заключения договора на перевозку.

Так же на каждую отправку товара должна быть оформлена железнодорожная ведомо сть, в которой указываются данные о грузе и расстоянии, на которое он перевозится. Ведомость вместе с накладной сопровождает груз до пункта назначения.

Получатель груза должен поставить роспись в ведомости о его получении, после чего она остается у перевозчика в качестве учетного документа. Вместе с накладной перевозчик обязан передать получателю и иные документы, которые сопровождают груз, то есть те, которые могут быть предусмотрены санитарными, таможенными и прочими правилами и нормами. 73

Грузоотправителем могут являться физические и юридические лица. Перевозчиком обычно является специальная организация, то есть юридическое лицо, которое предоставляет услуги по перевозке грузов и имеет все необходимые разрешения. Перевозчиком так же может являться и индивидуальный предприниматель, который имеет соответствующие разрешения. При этом те договоры перевозки, которые им заключаются не будут являться публичными, то есть стоимость доставки груза в каждом конкретном случае будет определяться индивидуально, а не согласно утвержденным тарифам.

Существенным условием договора является также срок, в который груз должен быть доставлен и выдан получателю. Срок доставки груза – срок исполнения обязательства при перевозке.

В соответствии со ст. 792 ГК РФ сроки доставки устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, при отсутствии в законодательстве норм о сроках перевозки выполняются в разумный срок, в том числе определяемый соглашением сторон. Сроки доставки зависят от вида транспорта, расстояния перевозки, скорости.

54 Терещук М.В. проблемы правового регулирования перевозок грузов автомобильным транспортом // Вестник Томского государственного ун-та. 2007. Томск.: Издательство ТГУ, №304. С.138

55 Коваль А.В. Правовое регулирование договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом // Вестник Арбитражного суда г. Москвы. М.: Юнити-Дана, 2008. № 04. С. 159

Провозная плата определяется соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом и иными правовыми актами. Цены на перевозку железнодорожным транспортом, деятельность которого относится к естественной монополии и регулируются компетентными государственными органами.74

По публичному договору перевозки груза, являющемуся одновременно договором присоединения, условия договора, в том числе и тариф, содержатся в разработанной перевозчиком стандартной форме договора, т.е. тариф устанавливается самим перевозчиком, и они одинаковы для всех. При этом перевозчику предоставлено право удержания груза в обеспечение причитающейся ему платы, если иное не установлено законодательством или договором.

Таким образом, договор перевозки груза можно определить как договор, в соответствии с которым одна сторона – перевозчик – обязуется доставить вверенный ей отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу, а вторая сторона – отправитель груза – обязуется уплатить за перевозку установленную плату. Из приведенного определения можно сделать вывод, что договор перевозки по своему характеру является возмездным и взаимным.

1. Андреев И.А., Аюшеева И.З., Васильев А.С., Степанов С.А. Гражданское право. Учебник: в 3 т. Т. 2. М.: Проспект; Институт частного права, 2011.

2. Коваль А.В. Правовое регулирование договоров перевозки грузов железнодорожным транспортом // Вестник Арбитражного суда г. Москвы. М.: Юнити-Дана, 2008. № 04.

3. Ленковская Р.Р. Особенности правового регулирования перевозок водным и морским транспортом в Российской Федерации // Актуальные проблемы российского законодательства. 2014. № 8. С. 72-82.

4. Ленковская Р.Р. Правовое регулирование перевозок в Российской Федерации: проблемы развития / Сборник материалов XIV Международного социального конгресса – М., РГСУ, 2015. С. 247-249.

5. Семенов В.М., Болотин В.А., Кустов В.Н., Семенов В.М. Организация перевозок грузов. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. Гриф Экспертного совета по профессиональному образованию МО РФ. М.: Академия, 2012.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

6. Терещук М.В. проблемы правового регулирования перевозок грузов автомобильным транспортом // Вестник Томского государственного ун-та. 2007. Томск.: Изд-во ТГУ, №304.

Изображение - Договор перевозки общие положения 457334143346008
Автор статьи: Екатерина Павлова

Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.4 проголосовавших: 17

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here