Информация на тему: "земельный кодекс россии" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.
Содержание
Новая редакция Земельного Кодекса РФ с изменениями на 2019 год
Действующий Земельный кодекс является первым кодифицированным документом, регулирующим земельные взаимоотношения субъектов в условиях провозглашённой частной собственности на землю. До этого было принято два Земельных кодекса, регулировавших взаимоотношения в условиях государственной монополии на землю. Кодекс 1991 года обеспечил юридическую основу переходного периода.
Как следует из статьи 2 ЗК РФ, данный документ является частью земельного законодательства страны. В части, касающейся земельных отношений, его нормативы обладают приоритетом перед другими законами федерального и регионального уровней. Это означает, что все остальные нормативные документы не должны противоречить ФЗ №136.
Субъектами земельных правоотношений являются:
- граждане Российской Федерации;
- иностранцы и люди без гражданства;
- юридические лица;
- государство в лице организаций федерального и регионального уровней;
- муниципалитеты.
Иностранные физические и юридические лица могут принимать участие в земельных отношениях на территории действия российской юрисдикции только в некоторых ситуациях. Часть 3 статьи 15 не позволяет таким лицам владеть и распоряжаться участками, расположенными в приграничных территориях. Кроме того, иностранцы и организации, в уставном капитале которых более половины средств принадлежит иностранным экономическим агентам, не имеют права приобретать в частную собственность сельскохозяйственные земли.
Объект земельных отношений проявляется в двух вариантах. С одной стороны, это земля как территория страны и её ресурсная база, а с другой – это оборотный рыночный капитал. Единицей регулируемых отношений является участок как юридическое явление, имеющее идентификационные признаки.
В соответствии с нормами ЗК РФ, участки российской территории могут находиться в собственности:
Государственная собственность имеет приоритет перед всеми с остальными формами владения участками суши. Этот приоритет проявляется в том, что любой участок, не имеющий владельцев, автоматически становится государственным. Кроме того, государство обладает правом изъятия участков для осуществления специфической деятельности или размещения объектов стратегического значения. В государственной собственности находятся земли:
- запаса;
- ООПТ;
- лесного фонда;
- госграницы;
- военных объектов;
- учреждений службы безопасности;
- космических объектов;
- атомных электростанций;
- автомобильных и железных дорог.
В муниципальной собственности, как правило, находятся территории, имеющие рекреационное значение, а так же занятые населёнными пунктами. В частном обороте чаще всего находятся участки, предназначенные для строительства и сельскохозяйственного использования.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Для целей рационального использования территории страны статьёй 7 ЗК РФ предусмотрено деление земель на семь категорий по целевому назначению. Это означает, что каждый конкретный участок должен использоваться только в соответствии с присвоенной ему категорией. Нарушение этого правила влечёт за собой изъятие участка у данного пользователя.
Таким образом, Земельный кодекс РФ носит комплексный характер. Он позволяет сочетать решение задач сохранности земли как ресурса и среды обитания с её использованием для целей сельского и лесного хозяйства, промышленности и формирования территорий населённых пунктов.
Земельный кодекс посвящён регулированию взаимоотношений, связанных с землёй, являющейся территорией страны. Земля всегда сочетала в себе одновременно признаки товара, средства производства, ресурса и среды обитания. Это единство множества признаков предъявляет особые требования к механизмам и принципам регулирования земельных отношений. Не удивительно, что земельные реформы всегда способствовали радикальному изменению состояния общества и экономики.
Современный Земельный кодекс явился следствием появления в Конституции РФ статьи 36, декларирующей право физических и юридических лиц на владение землёй. Право собственности предполагает возникновение и прав на пользование и распоряжение. Эта статья Конституции положила конец монополии государства на землю, что потребовало радикального изменения всего земельного права страны.
Однако Конституция лишь закрепила то, что уже существовало в России. Курс на возникновение частной собственности на землю начался с того, что собственниками земли сначала стали союзные республики, а не государство СССР. Так была создана основа для раздела Советского Союза.
В конце восьмидесятых и в начале девяностых годов были приняты законы, которые вводили и развивали институт частной собственности на землю. Окончательно закрепил это право кодекс 1991 года.
Этот юридический документ выполнил функцию обеспечения переходного периода в условиях земельной реформы и был заменён на ЗК РФ 2001 года. ФЗ №136 является главным современным документом земельного права. Его дополняет ФЗ №101, призванный регулировать оборот сельскохозяйственных земель.
В настоящее время земельная реформа, начавшаяся в девяностых годах XX века, считается завершённой. Однако это не означает, что Земельный кодекс 2001 года не будет развиваться.
Земля – понятие многоликое и неопределённое. Однако в юриспруденции оно толкуется только как участок поверхности суши, имеющий свои границы, которые обозначены в натуре и в официальных документах Росреестра.
Это идеальные признаки земельного участка как юридической единицы. Однако для того, чтобы распоряжаться участками, достаточно, чтобы они имели:
- кадастровый номер;
- границы;
- адрес;
- владельца;
- категорию;
- разрешённое использование.
Причём, границы могут быть обозначены только на плане. А собственник у каждого участка существует по определению. Если нет конкретного лица, то владельцем недвижимости автоматически становится государство.
В ЗК РФ сконцентрировано сразу несколько функций. Это обеспечение:
- прав владения недвижимостью;
- сохранности территориальных и биологических ресурсов;
- юридической и ресурсной базы сельского хозяйства.
Статья 7 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень категорий земель. Это означает, что все участки в пределах Российской федерации должны относиться к одной из этих категорий. Такая норма обеспечивает рациональность использования ресурсов, сконцентрированных на конкретной территории или в масштабах страны.
Человеку, далёкому от юриспруденции, Земельный кодекс может понадобиться для того, чтобы:
- построить собственный дом;
- заняться сельскохозяйственным производством;
- легализовать участок, находящийся в пользовании;
- продать, подарить или завещать дачу, дом и землю;
- оформить право публичного сервитута;
- арендовать участок;
- отстаивать свои права на землю в спорных ситуациях.
Это всего лишь самые распространённые случаи, когда людям приходится обращаться к статьям Земельного кодекса России. Однако введение частной собственности на землю породило разнообразие ситуаций, которые требуют знаний норм земельного права.
Земельный кодекс относится к очень динамичным документам, поскольку он является нормативной базой ещё не до конца завершённой земельной реформы. Это предъявляет особые требования к тем, кто по роду деятельности постоянно сталкивается с земельными проблемами юридического характера. Пользуясь этим документом, следует обращать внимание на то, в какой редакции представлена данная версия. Это позволит избежать ошибок и проблем, связанных с использованием устаревших нормативов.
Статья 1. Основные принципы земельного законодательства
Статья 2. Земельное законодательство
Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством
Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации
Статья 5. Участники земельных отношений
Статья 6. Объекты земельных отношений
Статья 7. Состав земель в Российской Федерации
Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую
Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений
Статья 9.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений
Статья 10.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации
Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
Статья 11.1. Утратила силу
Статья 11.2. Образование земельных участков
Статья 11.3. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Статья 11.4. Раздел земельного участка
Статья 11.5. Выдел земельного участка
Статья 11.6. Объединение земельных участков
Статья 11.7. Перераспределение земельных участков
Статья 11.8. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки
Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам
Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
Статья 12. Цели охраны земель
Статья 13. Содержание охраны земель
Статья 14. Использование земель и земельных участков, подвергшихся загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами
Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц
Статья 16. Государственная собственность на землю
Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю
Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации
Статья 19. Муниципальная собственность на землю
Статья 20, статья 21. Утратили силу
Статья 22. Аренда земельных участков
Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)
Статья 24. Безвозмездное пользование земельными участками
Статья 25. Основания возникновения прав на землю
Статья 26. Документы о правах на земельные участки
Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков
Статья 28, статья 29, статья 30, статья 30.1, статья 30.2, статья 31, статья 32, статья 33, статья 34. Утратили силу
Статья 35. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение
Статья 36. Утратила силу
Статья 37. Особенности купли-продажи земельных участков
Статья 38, статья 38.1, статья 38.2, статья 39. Утратили силу
Статья 39.21. Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
Статья 39.22. Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
Статья 39.23. Основания для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Статья 39.24. Лица, заключающие соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Статья 39.25. Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Статья 39.26. Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой
Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
Статья 39.29. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
Статья 39.30. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации
Статья 39.31. Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации
Статья 39.32. Основания и порядок прекращения прав третьих лиц на земельный участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности
Статья 39.33. Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута
Статья 39.34. Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Статья 39.35. Обязанность лиц, использующих земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений
Статья 39.36. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации
Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков
Статья 41. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков
Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков
Статья 43. Осуществление прав на земельный участок
Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок
Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком
Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка
Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком
Статья 48. Основания прекращения сервитута
Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Статья 50. Конфискация земельного участка
Статья 51. Реквизиция земельного участка
Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка
Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок
Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации
Статья 55. Утратила силу
Статья 56. Ограничение прав на землю
Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд
Статья 57. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков
Статья 58. Утратила силу
Статья 59. Признание права на земельный участок
Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения
Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления
Статья 62. Возмещение убытков
Статья 63. Утратила силу
Статья 64. Рассмотрение земельных споров
Статья 65. Платность использования земли
Статья 66. Оценка земли
Статья 67. Государственный мониторинг земель
Статья 68. Землеустройство
Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства
Статья 70. Государственный кадастровый учет земельных участков
Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
Статья 71. Государственный земельный надзор
Статья 71.1. Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства
Статья 71.2. Административное обследование объектов земельных отношений
Статья 72. Муниципальный земельный контроль
Статья 72.1. Общественный земельный контроль
Статья 73. Утратила силу
Статья 74. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения
Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
Статья 76. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями
Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения
Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения
Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий
Статья 80. Фонд перераспределения земель
Статья 81, статья 82. Утратили силу
Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов
Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов
Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий
Статья 86. Утратила силу
Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения
Статья 88. Земли промышленности
Статья 89. Земли энергетики
Статья 90. Земли транспорта
Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики
Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности
Статья 93. Земли обороны и безопасности
Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий
Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов
Статья 97. Земли природоохранного назначения
Статья 98. Земли рекреационного назначения
Статья 99. Земли историко-культурного назначения
Статья 100. Особо ценные земли
Статья 101. Земли лесного фонда
Статья 102. Земли водного фонда
Статья 103. Земли запаса
Земельный кодекс в действующей, актуальной редакции, со всеми изменениями и дополнениями, постатейные комментарии по Земельному кодексу, земельное законодательство Российской Федерации.
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
действующая редакция
Москва, Кремль
25 октября 2001 года
№ 136-ФЗ
Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ
Федеральный закон от 03.07.2016 N 230-ФЗ
Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ
Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ
Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1
Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ
Федеральный закон от 27.07.2006 N 152-ФЗ
Видео (кликните для воспроизведения). |
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ
Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1
Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
“Об изменении и дополнении некоторых Постановлений Пленума Верховного Суда Российской Федерации”
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018)
“О публично-правовой компании по защите прав граждан – участников долевого строительства при несостоятельности (банкротстве) застройщиков и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
“Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
“Об аквакультуре (рыбоводстве) и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
“Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.12.2018)
“О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”
“О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка предоставления лесных участков в безвозмездное пользование”
“О Государственной корпорации по атомной энергии “Росатом”
“О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования правового регулирования отношений, связанных с обеспечением сохранения лесов на землях лесного фонда и землях иных категорий”
“О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”
“О внесении изменений в Федеральный закон “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации”
“Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации”
“О государственной регистрации недвижимости” (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019)
В соответствии со статьёй 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, информируем о возможности предоставления в аренду следующего земельного участка:
В соответствии со статьёй 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, информируем о возможности предоставления в аренду следующего земельного участка:
– кадастровый квартал 50:07:0060304, площадь 604 кв.м, категории «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования «для ведения личного подсобного хозяйства», местоположение: Московская область, Волоколамский район, сельское поселение Чисменское, д. Ширяево.
Граждане и крестьянские (фермерские) хозяйства, заинтересованные в предоставлении вышеуказанного земельного участка для целей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации вправе подать заявление о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка.
Заявления о намерении участвовать в аукционе на право заключения договора аренды земельного участка принимаются в письменной форме
в течение 30 дней со дня опубликования настоящего извещения по рабочим дням
с 8 до 20 часов по адресу: Московская область, г. Волоколамск,
ул. Революционная, д. 3 (МФЦ).
Способ подачи заявления: в виде бумажного документа непосредственно
при личном обращении, или в виде бумажного документа посредством почтового отправления, или в виде электронного документа посредством электронной почты (подписываются электронной подписью заявителя).
Дата и время начала приема заявлений – 29.03.2019 в 09:00
Дата и время окончания приема заявок –29.04.2019 в 17:00
Дата подведения итогов – 30.04.2019 в 12:00
Ознакомиться с документацией в отношении земельных участков, в том числе
со схемой расположения земельного участка, можно с момента начала приема заявлений по адресу: Московская область, г. Волоколамск, ул. Революционная, д. 5, каб. № 305
Контактный телефон: 8(496)36 2-31-22
Заместитель председателя Комитета М.В. Мовсесян
Ныне действующий в России Земельный кодекс является продуктом радикальных земельных реформ, последовательно проводимых с девяностых годов двадцатого века. Радикальность изменений заключается в появлении новых форм собственности на землю, не свойственных системе Советского Союза. Разнообразие таких форм сделало данный кодекс одним из наиболее востребованных документов федерального законодательства.
ЗК РФ регулирует взаимоотношения людей и юридических лиц относительно земли, то есть участка суши, находящего в зоне российской юрисдикции. Однако понятие «земля» расплывчато и не конкретно, поэтому в законодательстве используется термин «земельный участок». Это часть территории страны, имеющая отличительные признаки – границы, определённые в документах и на местности, структуру, категорию и разрешённое использование (ст. 6, 11.2).
Земля является объектом рыночного оборота. Однако она может стать таковой только в случае образования земельного участка как юридически значимой единицы. Кроме того, каждый участок должен быть отнесён к определённой земельной категории, что накладывает на пользователей и владельцев обязанности и ограничения. Деление участков на категории является способом управления территорией и землёй как природным ресурсом, источником получения материальных благ, компонентом экологической среды человека.
В стране нет бесхозной земли. Любой участок суши имеет своего владельца. Однако и владельцы могут пользоваться участками только в соответствии с категорией и целевым назначением. Пользование землёй в нарушение её законного предназначения считается правонарушением или преступлением, в зависимости от последствий.
Статья 7 ЗК РФ содержит исчерпывающий перечень категорий, к которым может быть отнесён любой участок суши Российской Федерации. Это земли:
- сельскохозяйственные;
- особо охраняемых территорий (заповедники, национальные парки, заказники, военные объекты и т.д.);
- населённых пунктов;
- лесного и водного фондов;
- запаса.
Последняя категория представляет собой территории, которые не вовлечены в оборот, не имеют специфики разрешённого использования и принадлежат государству. Отнесение участков к категории – это юридическая процедура, осуществляемая на государственном или муниципальном уровне.
Таким образом, элементарной единицей земельного права является участок, находящийся на территории юрисдикции России, имеющий кадастровый номер, категорию, разрешённое использование, собственника, план, границы и структуру.
Эта сфера земельных отношений разработана с максимальной подробностью. Она представлена в Главах 3, 4, 5, 5.1, 5.2, 5.3, 5,4, 5,6, 6, 7, 7.1, 8, 9.
- физические лица – граждане РФ;
- физические лица – граждане других стран (имеются ограничения по категориям земель);
- юридические лица;
- государство;
- муниципалитеты.
Право на земельный участок возникает на основе заключения договоров по передаче прав владения, распоряжения и пользования. Такая передача становится законной только при регистрации договоров в соответствующих госорганах, учитывающих состояние и принадлежность недвижимости (ст. 25 ЗК РФ). Процедура госрегистрации не обязательна только для аренды участков, оформленной на срок менее года.
С точки зрения рынка земли кодекс делит все участки на три части – находящиеся в свободном обороте, имеющие ограничения в переходе от одного владельца к другому и полностью изъятые из оборота (ст. 27). В частной собственности могут находиться только земли, включённые в оборот. Не допускается изменения статуса участков:
- особо охраняемых природных территорий;
- постоянно находящихся под военными объектами;
- занятых зданиями и сооружениями, принадлежащими ФСБ, военным судам, госохране;
- с ИТС связи и коммуникаций, обслуживающих систему охраны госграницы;
- занятых под объекты атомной энергетики и захоронения радиоактивных отходов;
- отданных под кладбища.
Особое значение для страны и государства имеют земли сельхозназначения. Однако особенности их оборота в кодексе раскрыты слабо. Это объясняется наличием специального федерального закона, посвящённого исключительно обороту земель данной категории.
Отдельная глава (седьмая) кодекса посвящена проблемам прекращения прав на земельные участки. Это может происходить на основаниях:
- добровольной возмездной или безвозмездной передачи прав от одного лица другому;
- принудительного прекращения пользования или владения при использовании земли не по назначению;
- изъятия участка, если он не используется по назначению более трёх лет;
- истечения срока пользования;
- изъятия участка для муниципальных и государственных нужд;
- конфискации по решению суда;
- реквизиции (временное изъятие в условиях ЧС).
Все эти условия касаются только земельного фонда, находящегося в обороте. Земли, уже изъятые из оборота, не могут отчуждаться по определению.
Земля относится к категории исчерпаемых ресурсов. В этой фразе заключён парадокс. Дело в том, что земля как территория государства может измениться только при смещении государственных границ или береговых линий. Однако земельный ресурс может исчерпаться даже при увеличении территории государства.
Это происходит в том случае, если земля теряет своё плодородие, становится непригодной для производства сельскохозяйственной продукции, а так же формирования экосистем, обеспечивающих оптимальное качество среды жизни людей. По этой причине в ЗК РФ существуют главы, посвящённые:
Данные блоки ЗК РФ позволяют организовать и осуществлять в обязательном порядке контроль использования земли с целью предотвращения её разрушения как ресурса и компонента экологической среды. В этом проявляется несомненное сходство земельного законодательства с экологическим. Специфика этого кодекса проявляется в том, что земля в нём рассматривается одновременно как объект вещных прав и ресурс, подлежащий сохранению.
Земельный Кодекс Российской Федерации – это кодифицированный документ, содержащий нормы земельного права. Коротко его называют ЗК РФ или Земельный кодекс, но в официальных документах возможен только один вариант названия – полный.
ЗК РФ регулирует правоотношения, складывающиеся в сфере использования, гражданского оборота и охраны земель в России. Эти отношения называются земельными. Земля понимается как основа жизни народонаселения России и его деятельности.
Отношения по владению землей, ее пользованию и распоряжению ею, по совершению сделок с землей не входят в предмет земельных отношений. Они составляют предмет гражданско-правовых отношений, поскольку земля считается одним из объектов гражданского оборота. Изъятия из этого правила и дополнения к нему предусмотрены нормами земельного, лесного, водного законодательства и других федеральных законов.
ЗК РФ устанавливает следующие обязательные принципы:
В число участников земельных отношений, соответственно, тех, к кому применяются нормы Земельного кодекса, входят:
- Граждане России,
- Юридические лица, зарегистрированные или работающие в России,
- Муниципальные образования,
- Субъекты федерации,
- Государство.
Иностранные граждане и иностранные организации земельным законодательством ограничиваются в некоторых правах в отношении земельных участков.
Консультации и комментарии юристов по законодательной системе РФ
Если у вас остались вопросы по законодательству РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.
Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.
ЗК РФ в последней действующей редакции от 1 января 2019 года.
! Кодекс имеет новую редакцию, вступающую в силу 1 июня 2019 года.
Посмотреть изменения в будущей редакции
Вы можете сравнить редакции данного кодекса, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку “Сравнить”. Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.
Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.
Так, например, Земельный кодекс имеет будущую редакцию только от 1 июня 2019 года
Шансов найти более свежую действующую редакцию – нет.
Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) – один из нормативных актов, регулирующих в соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство. Земельный кодекс устанавливает право собственности на землю: предоставления и изъятия земельных участков и регулирует разрешение земельных споров. Основной задачей земельного кодекса является обеспечение рационального использования земельных ресурсов и их охраны.
Земельный кодекс состоит из восемнадцати глав, включающих 103 статьи, которые регулируют земельные отношения в соответствии с категорией земельных участков и их назначения. Действующий Земельный кодекс Российской Федерации был принят Государственной Думой в сентябре 2001 года. Рыночные отношения в экономике и политическое развитие демократического государства оказали большое влияние на формирование основных принципов земельного законодательства, которое в свою очередь неизбежно влияет на другие сферы жизни государства: налоговое законодательство, налогообложение, охрану земельных ресурсов и социальную эффективность.
Видео (кликните для воспроизведения). |
С основными статьями и положениями земельного Кодекса РФ необходимо ознакомиться всем землепользователям, землевладельцам и арендаторам, так как любое строительство или перестройка сооружений на земельном участке должно подкрепляться разрешением в соответствии с его целевым назначением. Земельное законодательство России не ограничивается только рамками Земельного Кодекса, опираясь на ряд Федеративных законов о земельном регулировании, которые дополняют и развивают общие нормы и принципы ЗК РФ.
Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.