Все о прокуратуре

Информация на тему: "все о прокуратуре" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.

  • Изображение - Все о прокуратуре proxy?url=http%3A%2F%2Fallstatepravo.ru%2Ftemplates%2Fja_purity%2Fimages%2Fuser-increase
  • Изображение - Все о прокуратуре proxy?url=http%3A%2F%2Fallstatepravo.ru%2Ftemplates%2Fja_purity%2Fimages%2Fuser-reset
  • Изображение - Все о прокуратуре proxy?url=http%3A%2F%2Fallstatepravo.ru%2Ftemplates%2Fja_purity%2Fimages%2Fuser-decrease

1. Прокуратура РФ: понятие и конституционный статус.

Прокуратура РФ – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации

Деятельность прокуратуры РФ регулируют нормы права отраженные в статье 129 Конституции РФ и ФЗ «О прокуратуре РФ».

2. Принципы деятельности Прокуратуры РФ.

Принципы организации и деятельности Прокуратуры РФ (статья 4 ФЗ «О прокуратуре РФ):

3. Полномочия Прокуратуры РФ.

Полномочия прокурора (статья 22 и статья 27 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

– Рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушении прав и свобод человека и гражданина.

– Разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод.

– Принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

– При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.

– В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

– В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.

-В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.

– Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе:

А) по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, иметь доступ к их документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Б) требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

В) вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов.

– Прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

– Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона:

А) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов;

Б) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

В) вносит представление об устранении нарушений закона.

– Должностные лица органов, указанных в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, обязаны приступить к выполнению требований прокурора или его заместителя о проведении проверок и ревизий незамедлительно.

использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.

4. Прокурорский надзор.

Важнейшей деятельности прокуратуры РФ является надзор.

Прокурорский надзор – это деятельность прокуроров по проверки законности решений и действий органов власти, общественных объединений, должностных лиц.

Прокурорский надзор способствует предупреждению, профилактике и пресечению противоправных деяний, восстановлению нарушенных прав и законных интересов, способствует привлечению виновных к ответственности.

Виды прокурорского надзора, соответствии со статьей 2 ФЗ «О прокуратуре РФ» :

– надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

– надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

– надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.

– надзор за исполнением законов судебными приставами;

-надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Читайте так же:  Маневренное жилье это

Основные нормативные правовые акты, связанные с деятельностью по осуществлению прокурорского надзора (статьи 23,24,25, 25.1 ФЗ «О прокуратуре РФ»):

1) Протест прокурора – статья 23.

2) Представление прокурора – статья 24.

3) Постановление прокурора – статья 25.

4)Предостережение о недопустимости нарушения закона – статья 25.1.

5. Система органов прокуратуры РФ.

Система органов прокуратуры РФ (статья 11 ФЗ «О прокуратуре РФ):

Систему прокуратуры Российской Федерации составляют:

– Генеральная прокуратура РФ.

– Прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и иные специализированные прокуратуры.

– Прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

– Научные и образовательные учреждения.

В систему прокуратуры Российской Федерации входит Следственный комитет при прокуратуре Российской Федерации, состоящий из:

– Главного следственного управления Следственного комитета при прокуратуре РФ.

– Следственных управлений Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ и приравненные к ним специализированные и военные следственные управления.

– Следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам и приравненные к ним специализированные и военные следственные отделы.

Более подробно систему органов прокуратуры можно посмотреть в этой таблице.

6. Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ.

Правовой статус кадров органов Прокуратуры РФ, регламентируется нормами права Раздела V ФЗ «О прокуратуре РФ».

В соответствии со статьей 40 ФЗ «О прокуратуре РФ», устанавливаются следующие требованиям к кандидатам на должности прокуроров или следователей органов прокуратуры РФ:

– Наличие гражданства РФ

– Отсутствие любого другого гражданства.

– Наличие необходимых моральных, профессиональных и деловых качеств.

– Годность по состоянию здоровья к службе в органах прокуратуры РФ

– В отношении кандидата нет решения суда, запрещающего занимать кандидату государственную должность государственной службы.

Дополнительные требования к кандидатам или работникам органов прокуратуры:

– Необходимость пройти процедуру допуска к государственной тайне.

– Работники органов прокуратуры не должны быть подчинены или подконтрольны близким родственникам.

– Устанавливается минимальный возраст в 25 лет, со стажем работы прокурором или следователем в 3 года для должностей прокурора города, района и приравненных к ним специализированных прокуратур.

– Устанавливается минимальных возраст в 30 лет, со стажем работы прокурором или следователем в 5 лет, для должностей прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним прокуроров.

– В исключительных случаях возможно назначение на должность помощников прокурора или следователей студентов юридических факультетов аккредитованных вузов, при условии окончания ими 3 курсов.

– На должности военных прокуроров или следователей могут быть назначенные лица, пир условии их годности к военной службе и наличии офицерского звания.

7. Участие прокуроров в рассмотрении дел судами.

Формы участия прокуроров в рассмотрении дел судами, в соответствии со статьями 35,36,37,38,39 ФЗ «О прокуратуре РФ»:

1. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

2. Прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

3. Генеральный прокурор РФ может участвовать в заседаниях Верховного суда РФ и Высшего Арбитражного суда РФ.

4. Генеральный прокурор РФ имеет право на обращение в КС РФ по вопросам нарушения конституционных прав и свобод граждан.

Что такое прокуратура? Определение, основные функции

Вот уже многие годы слово “прокуратура” заставляет людей нервничать и переживать. Так происходит из-за того, что деятельность этого органа власти окутана флером строгости и неприступности. Мало кто до конца понимает, что такое прокуратура. На самом же деле в работе этого ведомства нет ничего особенного или конфиденциального, ведь одним из важнейших принципов деятельности является гласность.

Термин закреплен в законе, но он длинный, насыщенный канцеляризмами и сложный для понимания. Можно сформулировать проще. Итак, что такое прокуратура? Это орган государственной власти, надзирающий за исполнением законодательства России.

Изображение - Все о прокуратуре proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F379316%2F2455005

Понятие деятельности прокуратуры раскрывает определение, данное выше. Оно включает в себя обеспечение главенства закона, усиление законности, защиту свобод граждан, интересов государства и населения страны. Как уже указывалось выше, понятие прокуратуры закреплено в российском законодательстве.

Основные функции прокуратуры заключаются в надзоре за исполнением законодательства, рассмотрении сообщений о нарушениях закона. В глобальном смысле они нужны для достижения поставленных целей. Это обеспечение верховенства закона, укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраны законных интересов общества и государства.

Изображение - Все о прокуратуре proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F379316%2F2455013

Кроме того, у прокуратуры есть следующие функции:

  • участие в рассмотрении дел судами всех инстанций;
  • принесение протестов на незаконные решения судов;
  • проведение административного расследования, вынесение постановления об административном нарушении и направление его в суд вместе с документами по делу;
  • взаимодействие с правоохранительными органами по вопросам борьбы с преступностью.

ГП РФ осуществляет международное сотрудничество с иными странами.

Структура органов прокуратуры построена по принципу иерархии, согласно которому нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим. Систему составляют Генеральная прокуратура, областные, военные и специализированные.

Читайте так же:  Генеральная доверенность на оформление наследства

Изображение - Все о прокуратуре proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F379316%2F2455003

Прокуратуры создаются и реорганизуются Генеральным прокурором. Создание и функционирование органов вне системы не допускается.

Видео (кликните для воспроизведения).

Территориальные (иначе их еще называют прокуратурами субъектов) существуют при каждой области России. Их полномочия действуют на всей вверенной им территории. Прокуратуры субъектов подчиняются напрямую Генеральной. Это органы, обладающие классическими полномочиями.

Изображение - Все о прокуратуре proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F379316%2F2455010

Ниже по иерархии расположены прокуратуры городов и районов. Они осуществляют надзор на территории города или района, а подчиняются субъекту.

Кроме территориальных прокуратур, существуют специализированные: природоохранные, транспортные, по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях.

Предмет надзора напрямую зависит от специфики ведомства. Специализированные обычно приравниваются к прокуратурам субъектов.

Изображение - Все о прокуратуре proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F379316%2F2455007

К примеру, на территории Волжского бассейна работает Волжская межрегиональная природоохранная прокуратура. Аппарат дислоцируется в г. Твери, а подчиненные ему межрайонные природоохранные прокуратуры расположены в регионах, через которые протекает р. Волга. Волжская прокуратура контролирует исполнение природоохранного законодательства на территории 15 регионов.

Отдельное место в системе занимают военные прокуратуры. Это самые закрытые органы, которые практически не взаимодействуют с остальными. Они контролируют соблюдение законности в военных частях и других военных объектах.

На основании чего проводятся прокурорские проверки

Прокуроры не могут устраивать проверки, когда им заблагорассудится, для этого нужны веские причины. Это могут быть:

  • обращения граждан, организаций;
  • информация в официальных источниках СМИ;
  • задание Генеральной прокуратуры.

Перед выходом на проверку прокурор должен предъявить проверяемой организации решение о проведении проверки, в котором должны быть указаны основания, цели, предмет, сроки проверки, реквизиты проверяемой организации. Максимальный срок проведения проверки прокуратуры составляет тридцать дней, но при необходимости он может быть продлен.

Изображение - Все о прокуратуре proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F379316%2F2454998

Кроме выездных, возможны документарные проверки. Прокурор может запросить документы у организации, а организация обязана их предоставить. Срок предоставления документов устанавливает прокурор.

Законные требования прокурора обязательны для исполнения. Неисполнение требований прокурора может повлечь за собой серьезные убытки. Если по каким-то причинам не удается выполнить требование в срок, необходимо уведомить орган об этом в письменной форме, с изложением причин, повлекших задержку, и подтверждающих документов или их копий. В таком случае прокурор может продлить срок предоставления документов.

Кроме того, он вправе вызвать представителя организации в прокуратуру для дачи объяснений и предоставления документов. Время и дату прибытия представителя назначает проверяющий и перенос даты визита возможен при наличии уважительных причин.

Важно знать, что прокурор не вправе запрашивать документы, не имеющие отношения к проводимой проверке.

Полномочия прокурора закреплены в Федеральном законе “О прокуратуре РФ”.

Изображение - Все о прокуратуре proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F379316%2F2455008

Прокурор имеет право:

  1. При предъявлении служебного удостоверения иметь доступ в служебные помещения, запрашивать документы и материалы, если это связано с проверкой исполнения законодательства России.
  2. Требовать предоставления нужных документов и их копий, требовать участия специалиста в проверке.
  3. Вызывать представителей юридических лиц и граждан для дачи объяснений.
  4. Приносить протесты на незаконные правовые акты, обращаться в суд с заявлением о признании таких актов недействительными.
  5. Вносить представления об устранении нарушений закона.

Некоторые ситуации в жизни вынуждают искать защиты у государственных органов. К сожалению, лишь немногая часть поступающих обращений влечет за собой реальное устранение нарушений закона. Чтобы работники прокуратуры смогли в полной мере рассмотреть жалобу, нужно соблюдать несколько нехитрых правил:

  1. Очень часто органы прокуратуры просто перенаправляют обращения. Причина проста. Согласно федеральному закону, прокуроры не имеют права подменять иные органы. Да и что такое прокуратура? Это надзорный орган. Поэтому лучше сразу направить свое обращение в уполномоченный орган, а уже если они не примут меры – в прокуратуру, и с копиями ответов. Это могут быть: Роспотребнадзор, разнообразные департаменты, мэрия, правительство области и так далее. Предварительно можно позвонить в прокуратуру и попросить порекомендовать нужный орган. Так можно сэкономить много времени.
  2. Обязательно нужно указывать контактные данные: почтовый адрес, контактный телефон. Иначе можно просто не получить ответ на обращение. А вот паспортные данные никому не интересны.
  3. Подробное перечисление органов, в которые обращались ранее, повысит шансы на разрешение ситуации. Особенно хорошо, если будут приложены копии обращений и ответов на них. Фотографии и видео тоже могут пригодиться.
  4. Четкое, грамотное, безэмоциональное изложение фактов.
  5. Не такой уж и обязательный, но очень желательный момент – напечатанный на принтере текст, а не написанный от руки.

Изображение - Все о прокуратуре proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F379316%2F2455011

Срок рассмотрения обращений, принятый прокуратурой к производству, – 30 дней. Если прокурор решит, что это не его компетенция, то в течение семи дней обращение перенаправят в другие органы. Вся переписка осуществляется Почтой России, поэтому лучше запастись терпением. Чтобы получить ответ в более сжатые сроки, нужно оставить адрес электронной почты, тогда письмо продублируют и по Email.

Если ответ прокурора не устроил, заставил сомневаться в полноте проведенной проверки, можно попросить ознакомиться с материалами. Для этого нужно написать заявление о предоставлении возможности для ознакомления. Важный момент: можно делать копии, но только своими силами. Работники прокуратуры не обязаны предоставлять ксерокс. Так что обязательно нужно захватить с собой фотоаппарат.

Читайте так же:  Льготы на квартплату, оплату жкх, по коммунальным платежам пенсионерам, компенсация за газ, отоплени

Любое решение прокурора подлежит обжалованию. Обжаловать можно в вышестоящую прокуратуру, но эффективнее направить жалобу напрямую в Генеральную. К сожалению, часто жалобы на прокуроров попадают к ним же и спускаются на тормозах. Более затратный материально, но, возможно, более честный и надежный вариант – обжаловать решение в суде.

Таким образом, при взаимодействии с прокуратурой важно соблюдать закон, знать свои права и обладать терпением.

Прокурор выступает главным обвинителем в суде. Следит за законностью исполнения обязательств в различных областях. Действует исключительно от имени государства.

Изображение - Все о прокуратуре proxy?url=http%3A%2F%2Fopis.pro%2Fwp-content%2Fuploads%2F2015%2F03%2Fprokuror

60.000–90.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Исполнять обязанности на должности прокурора можно, находясь в суде или прокуратуре.

Работа прокурора делится на 2 части: представление стороны обвинения в суде и надзорно-следственная деятельность.

Деятельность прокурора в качестве обвинителя подразумевает: принятие обвинительных доказательств от следователя, передача дела в суд, доказательство вины подсудимого на процессе. Обязанность прокурора — грамотно излагать суть обвинения и быть достойным оппонентом адвокату. Если решение судьи прокурора не устраивает, у него есть право подать апелляцию.

Как специалист надзорно-следственного органа, прокурор рассматривает жалобы по нарушению прав и свобод граждан. Если нарушение имеет место быть, прокурор обязан незамедлительно отреагировать. Итог: протест, предостережение или обращение в суд.

Профессия прокурора требует особого аналитического мышления, уверенности в себе и самодисциплины. Прокурор обязан быть честным и порядочным, действовать исключительно в рамках закона. Не менее важные качества — эмоциональная устойчивость, навыки непринужденного общения с людьми и умение жестко отстаивать свою позицию.

«Человек, служащий закону, обязан защищать права людей, их интересы. Прокурор несет ответственность перед гражданами, как врач перед пациентами. Все решения, принятые органами прокуратуры, должны быть взвешенными и продуманными».

Ирина Шалопаева,
прокурор, республика Карелия, РФ.

Многие представляют прокурора пожилым мужчиной, умудренным жизнью. Но на самом деле, женщины чаще всего в России становятся прокурорами. К тому же доверия больше к молодым специалистам.

Прокурор — это обвинитель по жизни, а значит, с ним трудно найти общий язык. На самом деле, прокуроры общительные граждане, способные к сопереживанию. Это одно из их главных профессиональных качеств.

Чтобы стать прокурором, необходимо окончить юридический факультет по специальности «Юриспруденция» (Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербургский государственный университет) и затем стажироваться в качестве помощника прокурора. Чтобы стать военным прокурором, необходимо окончить военный вуз.

Гуманитарные вузы в Москве: Московский педагогический государственный университет, Институт гуманитарного образования и информационных технологий, Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова.

1. Понятие, цели, направления прокурорской деятельности

В настоящее время прокуратура представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции России и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации и реализующих другие функции.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим организацию и деятельность прокуратуры, является Закон РФ “О прокуратуре Российской Федерации”, принятый Верховным Советом РФ 17 января 1992 г. В связи с принятием Конституции России 1993 г. Закон был изложен в новой редакции Федеральным законом от 17 ноября 1995 г.

До принятия Конституции 1993 г. прокуратура была по существу надзорным органом законодательной власти, поскольку в соответствии со статьей 11 первой редакции Закона “О прокуратуре РФ” Генеральный прокурор назначался на должность и освобождался от должности Верховным Советом РФ по представлению Председателя Верховного Совета РФ с последующим утверждением Съездом народных депутатов РФ. Генеральный прокурор в своей деятельности по надзору за исполнением законов, действующих на территории России, был подотчетен Съезду народных депутатов РФ и Верховному Совету РФ. Согласно статье 12 указанного Закона, прокурор республики в составе РФ назначался на должность по согласованию с высшим органом власти этой республики, был ему подчинен и подотчетен. Прокуратура была ориентирована на сотрудничество только с законодательной ветвью власти, только ей была подконтрольна и только ее решения была обязана выполнять. Произошедшая в 1993 г. смена формы правления с парламентской республики на президентскую соответственно повлекла и существенное изменение правового статуса прокуратуры. В настоящее время прокуратура России не входит ни в одну из структур органов исполнительной, судебной и законодательной ветвей власти.

Вопрос о статусе прокуратуры, ее функциях и задачах вызывает острую полемику среди ученых-юристов и практических работников. Многие принципиальные положения, закрепленные в Концепции судебной реформы пока не нашли полной реализации на законодательном уровне. Нужно иметь в виду, что в большинстве европейских государств главной и нередко единственной функцией прокуратуры является уголовное преследование. Однако в ч. 1 ст. 1 Закона “О прокуратуре РФ” на первое место среди функций прокуратуры поставлен прокурорский надзор.

Часть 2 ст. 1 Закона “о прокуратуре рф” устанавливает цели ее деятельности. Ими являются:

1)обеспечение верховенства закона,

2) обеспечение единства и укрепления законности,

3) защита прав и свобод человека и гражданина,

4) охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:

Задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяются в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ и прокуроров субъектов Федерации.

Читайте так же:  Материнский капитал при ипотеке

Направления деятельности органов прокуратуры в Законе “О прокуратуре РФ” подразделяются на две группы:

прокурорский надзор и

иные функции прокуратуры.

Прокурорский надзор состоит в наблюдении за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека органами государственной власти и местного самоуправления и их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций и принятии предусмотренных законом мер к устранению нарушений законов и способствующих им обстоятельств, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности.

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

Изображение - Все о прокуратуре proxy?url=http%3A%2F%2Fgenproc.gov.ru%2Fbitrix_personal%2Ftemplates%2Fgp_2016%2Fi%2Fabout%2Fabout-content__img_1

Указ Петра I об учреждении
Российской прокуратуры

12 января 1722 года в соответствии с Именным Высочайшим Указом Петра I Правительствующему Сенату была учреждена Российская прокуратура – “Надлежит быть при Сенате Генерал-прокурору и Обер-прокурору, а также во всякой Коллегии по прокурору, которые должны будут рапортовать Генерал-прокурору”. При создании прокуратуры Петром I перед ней ставилась задача «уничтожить или ослабить зло, проистекающее из беспорядков в делах, неправосудия, взяточничества и беззакония».

Первым Генерал-прокурором Сената император назначил графа Павла Ивановича Ягужинского. Представляя сенаторам Генерал-прокурора, Петр I сказал: “Вот око мое, коим я буду все видеть”.

Эта же мысль нашла свое отражение и в Указе от 27 апреля 1722 года “О должности Генерал-прокурора”: «И понеже сей чин – яко око наше и стряпчий о делах государственных». Указ также устанавливал основные обязанности и полномочия Генерал-прокурора по надзору за Сенатом и руководству подчиненными органами прокуратуры.

С 1802 года институт прокуратуры стал составной частью вновь образованного Министерства юстиции, а Министр юстиции по должности стал Генерал-прокурором.

Судебная реформа 1864 года установила “Основные начала судебных преобразований”, которые в части, касающейся судоустройства, определяли, что “при судебных местах необходимы особые прокуроры, которые по множеству и трудности возлагаемых на них занятий, должны иметь товарищей”, а также констатировали, что “власть обвинительная отделяется от судебной”.

Изображение - Все о прокуратуре proxy?url=http%3A%2F%2Fgenproc.gov.ru%2Fbitrix_personal%2Ftemplates%2Fgp_2016%2Fi%2Fabout%2Fabout-content__img_2

В ноябре 1917 года высшим органом власти в стране – Советом Народных Комиссаров – был принят Декрет о суде № 1, согласно которому упразднялись существовавшие до революции суды, институты судебных следователей, прокурорского надзора, а также присяжной и частной адвокатуры. Их функции взяли на себя вновь созданные народные суды, а также революционные трибуналы. Для производства предварительного следствия были образованы особые следственные комиссии.

В мае 1922 года постановлением ВЦИК было принято первое «Положение о прокурорском надзоре», согласно которому в составе Народного комиссариата юстиции была учреждена Государственная Прокуратура. При этом на прокуратуру были возложены следующие функции:

  • осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных, частных организаций и частных лиц путем возбуждения уголовного преследования против виновных и опротестования нарушающих закон постановлений;
  • непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью органов государственного политического управления;
  • поддержание обвинения на суде;
  • наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.

В ноябре 1923 года была образована Прокуратура Верховного суда Союза ССР, которой предоставили широкие полномочия – право законодательной инициативы и совещательного голоса в заседаниях высших органов власти страны, а также право приостанавливать решения и приговоры коллегий Верховного суда СССР.

В июне 1933 года Постановлением ЦИК и СНК Союза ССР принято решение об учреждении прокуратуры Союза ССР, на которую возлагались, в том числе, дополнительные функции:

  • надзор за соответствием постановлений и распоряжений отдельных ведомств Союза ССР и союзных республик и местных органов власти Конституции и постановлениям правительства Союза ССР;
  • наблюдение за правильным и единообразным применением законов судебными учреждениями союзных республик с правом истребования любого дела в любой стадии производства, опротестования приговоров и решений судов в вышестоящие судебные инстанции и приостановления их исполнения;
  • возбуждение уголовного преследования и поддержание обвинения во всех судебных инстанциях на территории Союза ССР;
  • надзор на основе особого положения за законностью и правильностью действий ОГПУ, милиции, уголовного розыска и исправительно-трудовых учреждений;
  • общее руководство деятельностью прокуратуры союзных республик.

Утвержденное в декабре 1933 года «Положение о Прокуратуре Союза ССР» определило правовой статус Прокуратуры СССР как самостоятельного государственного органа. Прокуратура Верховного Суда СССР была упразднена. Прокурор Союза ССР назначался ЦИК СССР и был подотчетен ему, а также его Президиуму. Помимо этого Прокурор Союза ССР был подотчетен и СНК СССР. Это обеспечивало независимость Прокурора Союза ССР от каких-либо государственных органов и должностных лиц.

Изображение - Все о прокуратуре proxy?url=http%3A%2F%2Fgenproc.gov.ru%2Fbitrix_personal%2Ftemplates%2Fgp_2016%2Fi%2Fabout%2Fabout-content__img_3

Первым прокурором Союза ССР был назначен Иван Алексеевич Акулов. В «Положении о Прокуратуре Союза ССР» были определены отрасли прокурорского надзора, ставшие традиционными: общий надзор, надзор за правильным и единообразным исполнением законов судебными органами; надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия; надзор за законностью и, правильностью действий ОГПУ, милиции, исправительно-трудовых учреждений. В Положении были определены система и структура органов прокуратуры. В качестве структурных подразделений в Прокуратуру входили военная и транспортная прокуратуры. Весьма обстоятельно были сформулированы функции центрального аппарата Прокуратуры СССР. Его главное предназначение заключалось в осуществлении руководства нижестоящими прокуратурами

путем издания различного рода указаний и распоряжений, созыва совещаний подчиненных прокуроров и следователей, проведение проверок деятельности нижестоящих прокуратур, получение регулярных отчетов об их деятельности. На Прокуратуру СССР возлагались функции по подбору, расстановке и воспитанию кадров прокуроров и следователей.

Читайте так же:  Административная ответственность за мелкое хулиганство

Проведение в жизнь «Положения о Прокуратуре Союза ССР» в существенной мере способствовало укреплению единства и строгой централизации органов прокурорского надзора. Конституция СССР, принятая в декабре 1936 г., впервые в истории конституционного законодательства вводит понятие высшего надзора за точным исполнением законов. Причем, эта прерогатива была отнесена к полномочиям только Прокурора Союза ССР (ст. 113).

Таким образом, в 1936 г. произошло окончательное выделение органов прокуратуры из системы юстиции в самостоятельную единую централизованную систему.

В годы Великой Отечественной войны деятельность органов Прокуратуры была подчинена общей задаче – победе советского народа над немецким фашизмом. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г. «О военном положении», работа органов прокуратуры, как военных, так и территориальных, была перестроена на военный лад.

С целью укрепления трудовой и исполнительской дисциплины Указом Президиума Верховного Совета СССР в сентябре 1943 г. прокурорско-следственным работникам устанавливаются классные чины с выдачей форменного обмундирования. Одновременно вводится сравнительная градация классных чинов прокуроров и следователей, приравненных к воинским званиям.

Учитывая важное государственное и политическое значение деятельности органов прокуратуры и в целях повышения престижа, авторитета и влияния органов прокуратуры на обеспечение законности в государстве, Верховный Совет СССР в марте 1946 г. принимает Закон СССР «О присвоении Прокурору СССР наименования Генерального прокурора СССР».

Первым Генеральным прокурором СССР стал Константин Петрович Горшенин.

В мае 1955 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР утвержден такой важный законодательный акт как «Положение о прокурорском надзоре в СССР». Статья 1 Положения возлагает на Генерального прокурора СССР осуществление высшего надзора за точным исполнением законов всеми министерствами и подведомственными им учреждениями, а также гражданами СССР.

После того, как в 1977 году была принята новая Конституция СССР, Прокуратура Союза ССР приступила к разработке на ее основе Закона о Прокуратуре СССР, которому предстояло заменить утвержденное в 1955 году Положение о прокурорском надзоре в СССР. В соответствии с принятым в ноябре 1979 года Законом СССР о Прокуратуре СССР к основным направлениям деятельности прокуратуры было отнесено, во-первых, высший надзор за точным и единообразным исполнением законов, и, во-вторых, борьба с нарушениями законов об охране социалистической собственности; борьба с преступностью и другими правонарушениями; расследование преступлений; привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших преступление; обеспечение неотвратимости ответственности за преступление; разработку совместно с другими государственными органами мер предупреждения преступлений и иных правонарушений; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступлениями и иными правонарушениями и участие в совершенствовании законодательства и пропаганде советских законов. Законном устанавливалось право законодательной инициативы Генерального прокурора СССР и его ответственность и подотчетность перед Верховным Советом СССР, а в период между его сессиями – Президиуму Верховного Совета СССР.

В Законе также закреплялось, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему – прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

После распада СССР, в январе 1992 г., был принят новый Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации». В дальнейшем в Конституции Российской Федерации, принятой в 1993 г., в статье 129 был закреплен принцип единства и централизации системы органов прокуратуры.

В результате законодательных преобразований прокуратура Российской Федерации окончательно сформировалась структурно и функционально в самостоятельный государственный орган, не входящий ни в одну из ветвей власти.

В принятом Законе был упразднен надзор за исполнением законов гражданами, установлен запрет на вмешательство прокуратуры в хозяйственную деятельность, совсем иным стало содержание прокурорского надзора. Утвержден и последовательно проводится в жизнь приоритет надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

Связь времен продолжается.

Сегодня выдвигаются новые требования к прокурорам и ставятся более сложные задачи. Масштабные реформы, реализация национальных проектов требуют нового качества прокурорского надзора с тем, чтобы правозащитный и правоохранительный потенциал прокуратуры реально способствовал развитию демократического правового государства.

В числе приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры продолжают оставаться борьба с преступностью и коррупцией, защита прав и законных интересов граждан, обеспечение единства правового пространства страны.

В настоящее время органы прокуратуры придают важное значение своевременному информированию органов представительной и исполнительной власти всех уровней о состоянии законности, складывающейся в правоприменительной практике.

Видео (кликните для воспроизведения).

Именно в этом видится основное направление деятельности прокуратуры, от которой во многом зависит благосостояние и правовая защищенность граждан, безопасность и интересы государства.

Изображение - Все о прокуратуре 457334143346008
Автор статьи: Екатерина Павлова

Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 3.9 проголосовавших: 25

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here