Информация на тему: "социально-средовая, психологическая, физическая реабилитация детей-инвалидов в специальных учреждени" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.
Содержание
Статья на тему:
Социально-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов условиях специального образовательного учреждения
Статья на педагогический совет.
В школе для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абилитационно-воспитательное пространство. Необходимо в самом образовательном учреждении совершенствовать жизнь детей: делать ее яркой, эмоциональной, насыщать интересными, неординарными событиями, избегая при том излишней опеки и заботы. В то же время, реализация подобного пространства сталкивается со сложной задачей абилитации детей с ограниченными возможностями.
Тема: «Социально-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов условиях специального образовательного учреждения»
Социальный педагог КГКОУ Школа:3
Социально-педагогическая абилитация и реабилитация детей-инвалидов в условиях специального образовательного учреждения
В настоящее время усилиями ученых в различных областях знаний разрабатываются теоретические, правовые и научно-методические основы абилитации, реабилитации, социальной адаптации и интеграции детей-инвалидов. В современной специальной педагогике происходит интенсивное расширение и обогащение научных представлений об особенностях развитияи воспитания детей с особыми потребностями. Возрастает интерес исследователей к психолого-педагогическому изучению детей-инвалидов, имеющих различные проблемы развития (двигательные нарушения, те или иные формы сенсорной, интеллектуальной недостаточности и искаженного психического развития, сочетанные нарушения).
Для решения проблем организации и содержания психолого-медико- педагогической помощи данному контингенту детей необходимо понимание социальной ситуации развития ребенка-инвалида, совокупности проблем воспитывающей его семьи, комплексности, индивидуально-личностной
Ориентированности коррекционно-воспитательных и поведенческих воздействий на психофизиологическое развитие ребенка. В настоящее время дети-инвалиды могут посещать образовательные учреждения разного типа (как специальные, так и общеобразовательные),если в них созданы соответствующие условия для их развития.
Перед обществом и государством сегодня стоит чрезвычайно важная задача выступить гарантом социальной защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья, взять на себя обязанность обеспечить им условия для нормальной жизни, учебы и развития задатков, профессиональной подготовки, адаптации к социальной среде, то есть для их абилитации. Анализ исторических предпосылок формирования современной системы управления качеством образования в школе показал, что идея абилитации детей с ограниченными возможностями, как процесса восстановления их физических и умственных способностей, имеет довольно длительную историю и насчитывает несколько столетий.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Понятие «абилитация» также имеет неоднозначные трактовки. На сегодняшний день нет согласия среди авторов, обращающихся к этому понятию. Понятие «абилитация» близко по значению с используемым в Дании и Швеции понятием нормализации: означает буквально «предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей» и применяется часто в детской психиатрии в отношении лиц, страдающих с раннего возраста каким-либо физическим или психическим дефектом.
В материалах пособия «Совершенствование образования». Национального Института совершенствования городского образования США отмечено, что школьники учатся и используют полученные знания по-разному. Тем не менее, цель образования заключается в достижении всеми учащимися определенного общественного статуса и утверждении своей социальной значимости. Инклюзия – это попытка придать учащимся с ограниченными возможностями здоровья уверенности в своих силах, что мотивирует их пойти учиться в школу вместе с другими детьми: друзьями и соседями. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов в школе. В материалах упоминаемого пособия подчеркнуто, что последняя редакция федерального закона США «Об образовании людей с ограниченными возможностями здоровья»поддерживает практику инклюзии. Новый закон об образовании ратует за включение детей с ограниченными возможностями в образовательную среду, за прохождение ими общеобразовательной программы. Заключение консультативной комиссии при передаче в Конгресс США, следующим образом объяснило цели и задачи законодателей: инклюзия есть «принятие каждого ребенка и гибкость в подходах к обучению».
Обобщая вышеизложенное и опираясь на опыт работы автора, мы считаем, что в школе для детей с ограниченными возможностями здоровья должно быть сформировано абилитационно-воспитательное пространство. В рамках экономического кризиса в обществе создание устойчивой системы образования, которая могла бы интегрировать все воздействия на детей, практически невозможно.
Следует отметить, что в настоящее время в России в отношении государства к лицам с ограниченными возможностями здоровья имеет место переход к новому этапу. Качество образования в школе для детей с ограниченными возможностями рассмотрено как педагогическая проблема и направление образовательной политики: Историческими предпосылками формирования современной системы управления качеством образования в
школе для детей с ограниченными возможностями стали: во-первых, – разработка и реализация проектов по созданию общей интегрированной школы, объединяющей в своих стенах учащихся с разными образовательными возможностями; во-вторых, – формирование абилитационных центров, обеспечивающих рост качества жизни детей с ограниченными возможностями, и создание инклюзивных школ, в которых все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение учебного дня и равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
Социально-средовая реабилитация – это восстановление способности человека к жизни в обществе и создание оптимальных условий его жизнедеятельности за пределами дома. С ее помощью реализуется процесс социализации личности, т. е. вхождение или возвращение человека в общество.
Социально-средовая реабилитация так же, как и социально-бытовая, осуществляется с помощью тех же методов, которые, конечно, теперь имеют иную специфику. Итак, данный вид реабилитации реализуется с помощью следующих процессов:
1) социально-средовая ориентация, которая предполагает:
• установление взаимоотношений с людьми;
• знакомство с территорией;
• изучение находящихся на территории объектов (магазинов, учреждений, предприятий, спортивно-оздоровительных учреждений и т.д.).
2) социально-средовое образование 5 которое включает в себя:
• обучение навыкам пользования средой;
• обучение навыкам перемещения в окружающей среде;
• обучение навыкам пользования транспортом;
• обучение умению самостоятельно приобретать продукты и вещи;
• обучение умению посещать общественные места.
• обучение навыкам самостоятельного проживания;
• обучение умению распоряжаться деньгами;
• обучение умению пользоваться гражданскими правами;
• обучение умению участвовать в общественной деятельности;
• обучение навыкам проведения отдыха, досуга;
• обучение знаниям и умениям в различных видах спорта;
• обучение пользованию необходимыми техническими средствами;
• воспитание адекватного отношения к профессии и семье;
• половое воспитания и воспитание детей и др.
3) социально-средовая адаптация, являющаяся процессом и результатом приспособления человека к объектам жизнедеятельности, овладения навыками самостоятельного жизнеобеспечения и пользования гражданскими правами, включает в себя:
• обучение людей необходимым навыкам;
• создание специально оборудованных для инвалидов квартир;
• оборудование, облегчающие передвижение инвалидов на колясках в жилых и общественных зданиях, в виде широких дверных проемов, широких лифтовых кабин и входов в лифты, пандусов, поручней и т.д.;
• приспособленные для инвалидов транспорт, тротуары, подземные переходы в виде низких бордюрных камней, пандусов в подземных переходах, а также создание островов безопасности на оживленных транспортных магистралях;
• оснащенность средствами звуковой и световой сигнализации автобусных остановок, переходов, транспортных развилок, вокзалов, аэропортов, учреждений торговли и социально-бытового обслуживания.
4) льготы, различные вспомогательные устройства и приспособления, среди которых следует отметить следующие:
• бесплатные лекарства инвалидам II группы;
• снижение оплаты за телефон, квартиру, коммунальные услуги;
• бесплатный проезд в городском транспорте;
• льготы при проезде на транспорте междугороднего сообщения;
• бесплатные протезные изделия;
• автомобили с ручным управлением для инвалидов детства и инвалидов по общему заболеванию;
• магнитофоны, радиоаппаратура, книги с шрифтом Брайля для слепых;
• санаторно-курортное лечение и др.
Таким образом, социально-средовая реабилитация является много аспектным длительным процессом, помогающим реализовать процесс социализации личности с помощью ориентации, образования, адаптации, льгот и разного рода вспомогательных устройств, и приспособлений.
Комплексное сопровождение ребенка-инвалида
Результат комплексного сопровождения – это способность ребенка-инвалида выполнять социальные функции, свойственные здоровым сверстникам. Под социальными функциями или социальными умениями понимаются игровая, трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, коммуникативная способность ит.д.
Основными принципами работы являются: государственная гарантия социальной поддержки и реабилитационной помощи детям-инвалидам; комплексный подход к их реабилитации и интеграции в общество; непрерывность, поэтапность и преемственность социально-педагогической и медицинской реабилитации детей-инвалидов; эффективность мер социальной поддержки таких детей. Важным условием на этом пути может стать социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями. Социально-педагогическая реабилитация способствует становлению личности ребенка-инвалида, способной к освоению этических, общекультурных норм и правил жизни в социуме и к активной реализации своих потенциальных возможностей. Исследование показывает, что социально-педагогическая реабилитация обеспечивает эффективность интеграции детей-инвалидов в социум при раннем выявлении детей с ограниченными возможностями и комплексном сопровождении.
Как показала практика работы, интеграция детей-инвалидов в социум посредством социально-педагогической реабилитации обладает уникальными возможностями сопровождения не только детей, но и их родителей, которые тоже нуждаются в этом. Более того, в процесс комплексного сопровождения в качестве социальных партнеров привлекаются общественность, межведомственные, государственные структуры.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Участие социума в решении проблем детей-инвалидов стимулирует деятельность родителей по реабилитации своих детей, вселяет в них надежду на выздоровление, развитие, образование и на успешную интеграцию их в общество. Социальное партнерство способствует гуманизации социального окружения, подготовке общества к принятию таких детей.
Результаты работы в специальном образовательном учреждении позволяют сделать следующие выводы:
1. Педагогическое содержание категории “интеграция детей-инвалидов в социум” заключается в том, что ребенок-инвалид становится личностью, способной к освоению этических, общекультурных норм и правил жизни всоциуме и к активной реализации своих потенциальных возможностей.
2. Социально-педагогическая реабилитация детей-инвалидов в социуме основана на создании условий, которые: обогащают их субъективный опыт; актуализируют их потребность в использовании всех внутренних сил собственной личности для продуктивного решения возникающих проблем; стимулируют их к выбору оптимального пути социализации.
3. Основными социально-педагогическими условиями интеграции детей-инвалидов в социум являются: гуманизация среды, изменение отношения социального окружения к ребенку-инвалиду, принятие его как личности и предоставление равных возможностей развития, образования, реабилитации посредством участия специалистов и социальных партнеров; включение детей в многогранное взаимодействие с социумом, в социально-реабилитационный процесс; актуализация личностного смыслового развития и саморазвития детей через включение их в разные виды социальной деятельности; обеспечение развивающей среды для совместного пребывания детей-инвалидов со здоровыми сверстниками.
4. Критериями интеграции детей-инвалидов в социум являются: способность к интерпретации наблюдаемых ими социальных отношений; рефлексивность личности на действия других и себя, на деятельность в социуме; самоорганизация, проявляющаяся в волевых усилиях, стремлении добиться поставленной цели.
5. В современных условиях развития общества наметились пути интегрированного обучения, воспитания, развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством социально-педагогической реабилитации.
Интеграцию мы понимаем, как процесс включения ребенка-инвалида в многогранное взаимодействие с факторами социального окружения и субъектами социальной деятельности.
6. Социально-педагогическая реабилитация обеспечивает детям-инвалидам восстановление психического, физического, нравственного здоровья и социального статуса и способствует интеграции в социум при комплексном сопровождении.
Сопровождение как метод социально-педагогической реабилитации оказывает помощь и поддержку ребенку-инвалиду в принятии решения в сложных ситуациях жизненного выбора.
Особенности социальной реабилитации детей-инвалидов
Реабилитация детей-инвалидов представляет собой мероприятия, направленные на восстановление и приобретение ряда способностей у малыша, имеющего отклонения здоровья. Ввиду малолетнего возраста и иного проявления инвалидности для детей разрабатываются специальные программы реабилитации и абилитации. Необходимость подобных мероприятий проявляется в адаптации малыша в обществе, развитии, влияющем на становление личности в итоге. Что такое абилитация детей, реабилитация устанавливает Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также международные акты («Конвенция о правах ребенка», «Декларация о правах инвалидов»).
Физическая реабилитация и социальная адаптация детей-инвалидов представляют собой мероприятия направленные на восстановление и развитие новых способностей у лица, которое получило инвалидность. Согласно ФЗ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается лицо, обладающее расстройствами здоровья, вызванными стойким заболеванием, травмой или иным дефектом, что лишает таких людей способностей к самостоятельной жизнедеятельности.
Даже с учетом того, что Министерство труда и социальной защиты РФ предусматривает различные группы инвалидности (с третьей по первую по мере увеличения степени тяжести дефектов здоровья) для детей подобного разграничения нет. Лицо может быть признано инвалидом, а после достижения восемнадцати лет – инвалидом с детства.
Реабилитация и проблемы, которые порождены таким явлением, как инвалидность, полностью подчинены контролю государства. Установлены конкретные направления, возвращающие утраченные и наделяющие новыми способностями детей-инвалидов. При этом помимо национального права (ФЗ № 181-ФЗ, Приказы министерств и ведомств, Указы президента РФ), принимаются и выступают за основу при решении проблемы реабилитации детей-инвалидов международные нормы.
Система здравоохранения для социально средовой реабилитации или адаптации ребенка инвалида предполагает несколько основополагающих аспектов, определяющих рассматриваемые программы. Относят к ним следующее:
- адаптация малыша в условиях, которые устанавливались до получения инвалидности;
- осуществление реадаптации, направленной на создание новых условий для больного;
- формирование специальных учреждений для физического и психологического оздоровления детей.
Все это предполагает выполнения главных задач, а именно, восстановления ребенка, выявления потенциала, а также прогнозирование для формирования программы реабилитации.
Кроме того, законодательная база, в частности международные нормы, определяют принципы, на которые должны опираться различные реабилитирующие мероприятия:
- гарантия обеспечения прав инвалидов, в том числе детей, со стороны государства;
- приоритетное положение интересов детей, признанных инвалидами;
- реабилитационные программы должны быть доступны каждому;
- медицинское вмешательство предусматривается на всех стадиях, чтобы избежать дальнейшего развития расстройства у детей;
- разработка многочисленных программ социально-психологического, трудового, средового и иного характеров;
- службы, которые оказывают медико-социальную поддержку детей, координируются исключительно государством.
Соответственно, рассматриваемая сфера в полном подчинении государственных органов, что дает возможность реализовывать реабилитационные программы.
Социальная реабилитация детей-инвалидов предполагает разнообразные подходы к реализации с учетом специфики заболеваний и отклонений, устанавливаемых у детей. Именно поэтому теоретическая и практическая сторона вопроса использует определенные методы применения реабилитационных мероприятий:
- проведение консультаций в первую очередь для родителей детей с инвалидностью;
- обучающие мероприятия, направленные на начальные этапы адаптации;
- поддержка и организация обучения лица для получения социальных навыков;
- адаптация жилищных условий для лучшего становления личности инвалида за счет государства;
- организацию лечебных мероприятий, физкультуры, поездок в санатории и так далее.
Указанные мероприятия могут распространяться на все возможные виды реабилитации и адаптации.
Говоря о разновидностях программ по реабилитации, определяется несколько вариантов, с учетом всех сфер общественной жизни и видов ограничений состояния лица:
- Медицинская реабилитация детей-инвалидов. Применяется в первую очередь с целью улучшения физического состояния для дальнейших развивающих мероприятий.
- Психологическая реабилитация детей-инвалидов. Такой вариант действует совместно с социально-медицинским видом реабилитации, а также может предполагать психоневрологические мероприятия. Здесь важно сформировать внутреннее стремление к развитию, способность не бояться общества, воспринимать себя как полноценного участника отношений.
- Социально-трудовая реабилитация детей-инвалидов. Здесь осуществляется прививание соответствующих навыков больному.
- Социально-средовой вариант адаптации. Предполагается внедрение малыша в общественную среду, обеспечение общения с другими детьми. Нередко такой вариант соотносится с социально-трудовой реабилитацией.
- Социально-бытовые мероприятия восстановления. Такие варианты связаны с созданием адаптационных условий при проживании субъекта с семьей, улучшением жилища, образа жизни, коммуникативных связей с родителями.
- Социально-педагогические программы. Больные дети ввиду ограниченности способностей требуют особого подхода к обучению для лучшего восприятия установленных программ. Такие мероприятия чаще реализуются в специальных центрах и школах, типа интерната.
При этом в целом реабилитация полностью должна охватывать каждое из указанных направлений для полноценного восстановления состояния детей.
Что это такое? Согласно разработанному Министерством труда и социальной защиты РФ образцу, индивидуальные программы реабилитации представляют собой документ, выступающий своеобразной медицинской картой конкретного лица, которая составляется комиссией экспертов, установивших факт инвалидности.
Подобная документация включает в себя информацию, определяющую дальнейший характер лечения и восстановления. В ИПР входят следующие сведения:
- общие анкетные данные;
- образование инвалидов;
- группа инвалидности, в случае с детьми сам факт ее наличия;
- конкретные ограничения и отклонения здоровья (потеря зрения, слуха, органа, тяжкое заболевание и так далее);
- программа мероприятий, направленных на оздоровление лица медицинского, психологического и (или) иного характера;
- проект действий, направленных на социально-восстановительные мероприятия, завершающие процесс лечения, а также психолого-педагогические программы, разработанные исключительно для детей.
Подобный документ должен быть оформлен на каждого, кто подвергался освидетельствованию и признан в результате инвалидом. Подтверждает это факт заболевания и дает право получить помощь детям-инвалидам от государства.
Особое место в данной программе занимает именно медицинская реабилитация. Такой вид восстановления выступает основой всех мероприятий, поскольку способствует восстановлению физического состояния инвалида. При этом такая программа обязательно включает в себя несколько разделов, каждый из которых должен быть реализован:
- общая терапия;
- хирургические мероприятия;
- протезирование или дальнейшая замена протезов при необходимости;
- технические средства, которые могут понадобиться для восстановления;
- программа лечение в санаторно-курортных условиях.
При этом все мероприятия обеспечиваются государством, а для инвалидов должны быть организованы все условия для полноценной реализации указанных программ.
Конечно, не все мероприятия проводятся за счет государственных учреждений. Чаще всего индивидуальная программа предполагает обеспечительные меры: подбор больницы, технических средств, методов реабилитации, источников реализации и так далее. При этом в случаях с детьми следует учитывать особые потребности, под которые также должна подгоняться индивидуальная программа реабилитации.
Устанавливаются два варианта реализации программ для детей с инвалидностью:
- нахождение и реабилитация инвалида до восемнадцати лет в домашних условиях;
- реабилитация детей-инвалидов в специальных учреждениях.
Подходящий режим определяется также комиссией врачей. Однако в исключительных случаях именно родители просят определить подходящее место для адаптации и восстановления малыша.
Первый вариант предполагает нахождение ребенка дома. В этом случае родители должны контролировать соблюдение всех предписаний и принципов такого порядка действий:
- предоставление заданий, которые способствуют активному мышлению и развитию интеллектуальных способностей;
- обеспечение многообразия занятий, поскольку однотипность может притормозить процесс восстановления;
- контроль за соответствием программе, разработанной для конкретного случая, регулярное проведение обучающих мероприятий, в том числе соблюдение распорядка физической нагрузки;
- поощрение ребенка регулярными положительными оценками.
При этом родители или опекуны должны иметь перед собой четкий план действий, а также рекомендации специалистов для правильного и эффективного восстановления инвалида.
Второй вариант – помещение детей в специализированные учреждения. К ним относят реабилитационные центры, которые создаются конкретно для детей, нуждающихся в помощи. Работа направлена на обеспечение интересов, потребностей малышей. Такие учреждения имеют в штате врачей, психологов и иных специалистов, помогающих детям восстанавливать и приобщаться к социуму.
Внимание этих центров уделяется именно психологической стороне вопроса. Консультативные мероприятия проводятся регулярно с родителями, у которых растет особенный ребенок. Специалисты объясняют, как следует действовать, что использовать для помощи детям. Любой родитель всегда может обратиться в данный центр для разъяснения той или иной ситуации.
Кроме того реабилитация вне стен дома помогает малышам участвовать в различных спортивных, культурных и развлекательных мероприятиях, что также помогает особенным детям становиться частью всего общества, привыкать к другим людям, контактировать с ними, развивать коммуникабельные способности и устранять психологические барьеры. Подобные мероприятия также организуются специализированными учреждениями, которые открыты для каждого, кто получает статус инвалид детства.
Лучшие виды и методы реабилитации детей инвалидов в профессиональных центрах и домашних условиях
Реабилитация детей-инвалидов необходима для адаптации больного ребенка к современным реалиям жизни. Мероприятия предполагают не только преодоление ограничений в физическом плане, но и помощь в социальной приспособленности.
Суть социальной программы абилитации для ребят с ограниченными возможностями
Ежегодно в России регистрируется рост детской инвалидности. Подобная тенденция не радует. Официальный статус инвалида, получающего соц пособие, имеет всего половина несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями.
Цель реабилитации детей-инвалидов – восстановить здоровье и полноценную жизнь ребенка. На это направлен комплекс мероприятий различного характера. Во время реабилитации ребенок познает общественные ценности, получает образование и навыки самообслуживания, знакомится с нормами морали и этикетом, налаживает отношения с семьей и сверстниками.
Трудности в реабилитации ребенка-инвалида связаны с замкнутостью в общении, недостаточным контактом с природой и общедоступными культурными ценностями. Но главной проблемой остается отсутствие мобильности. Дети закрываются в себе и перестают контактировать с внешним миром. Задача реабилитации – раскрыть потенциал ребенка путем формирования комфортной среды существования.
В основе проведения реабилитации детей с инвалидностью лежат разработанные методы — программы. Их используют в базовом порядке или по индивидуальной схеме. В программе подробно раскрывается содержание процесса адаптации, включая необходимые направления.
Формы реабилитации различаются используемыми приемами и конечной целью:
Система законодательного регулирования вопроса
Государство уделяет первостепенное внимание детям с инвалидностью, руководствуясь изданными нормативными актами. Формирование социальной политики РФ в отношении несовершеннолетних граждан с нарушениями здоровья происходит под влиянием международных документов ООН. Они являются обязательными для исполнения в тех организациях, которые работают непосредственно с больным ребенком. Перечень законодательных актов включает:
- Декларацию прав человека, призывающую к равенству людей.
- Декларацию о правах инвалидов, защищающую людей с ограниченными возможностями от посягательств на их свободу и достоинство.
- Конвенцию о правах ребенка, в которой говорится об обеспечении ребенку-инвалиду условий полноценной жизнедеятельности, в том числе и медицинской помощи.
- Федеральные законы №181, №419, №166. В документах закреплены основы защиты инвалидов, условия оказания им необходимой помощи и правила получения социальных выплат.
В российском законодательстве отсутствует отдельный документ, дающий гарантии детям с ограниченными возможностями. Права детей-инвалидов включены в действующие законодательные акты страны.
Значение комплексной социальной адаптации
Главной целью социальной программы по реабилитации детей-инвалидов является создание условий для их всестороннего развития: физического, эмоционального и интеллектуального. Принимаемые меры скоординированы так, чтобы защитить права ребенка и его семьи. Максимальная польза социальной реабилитации достигается, скорее, в привычных условиях, домашней обстановке, в семье, нежели в реабилитационном центре.
Социальные мероприятия предупреждают развитие вторичных дефектов у ребенка-инвалида. Неожиданные отклонения обычно возникают из-за неудачных приемов реабилитации или осложнения взаимоотношений между членами семьи. С этим связано и еще одно значение адаптационных мероприятий – помочь семьям приспособиться к обеспечению должного ухода за больным ребенком. Социальный работник уделяет внимание не только ребенку с ограниченными возможностями, но и родителям. При этом специалист должен не просто выполнить поставленные задачи, но и сплотить всех членов семьи и окружающих.
Организация работы: современные методы
Для полноценного развития детей-инвалидов необходим не только медицинский уход, но и контакт с обществом, признание ребенка коллективом. Чтобы маленький гражданин нашел свое место в социуме, социальные работники используют эффективные методы реабилитации:
- Применение специальных образовательных программ, содействие обучению ребенка-инвалида в спец школах, психолого педагогическая адаптация.
- Создание комфорта в жилье ребенка-инвалида согласно его новым потребностям.
- Организация культурных и спортивных мероприятий для проведения досуга, поддержка активного участия ребенка в общественной жизни, проведение социально средовой адаптации.
- Оказание помощи в получении практических навыков в быту и обучении, как в доу, так и в более старшем возрасте.
- Проведение консультационных занятий для родителей, имеющих детей с инвалидностью.
- Развитие у ребенка духовных качеств, способствующих комфортному восприятию внешнего мира (социокультурная адаптация).
Совокупность методов социальной адаптации представляет собой технологию реабилитации ребенка с ограниченными возможностями в обществе. Она содержит последовательные действия, разработанные индивидуально для каждого несовершеннолетнего инвалида в зависимости от состояния здоровья, развития больного и обстановки в семье. Технология реабилитации предполагает:
- индивидуальные и групповые беседы;
- игровую деятельность;
- творческие занятия;
- организацию праздников и экскурсионных туров.
В специализированных центрах
Когда родители решают помочь ребенку с инвалидностью, они обращаются в реабилитационный центр. В учреждении особенным детям разрабатывают индивидуальную программу, направленную на коррекцию развития ребенка-инвалида и обучение родителей. Взрослые получают исчерпывающую информацию о том, как поддержать маленького инвалида и вовремя увидеть отклонения в здоровье.
В зависимости от целей, преследуемых реабилитационным центром, структура специального учреждения может содержать:
- Патронаж. Служба включает обученных работников, выезжающих в удаленные районы или выполняющих мероприятия на дому.
- Дневной стационар, осуществляющий основную деятельность по реабилитации детей-инвалидов: медицинскую, психологическую, социально педагогическую.
- Школу родителей. Необходимые обучающие занятия проводятся профессиональными работниками реабилитационного центра. Методисты проводят практические и теоретические уроки в зависимости от тяжести заболевания ребенка и его возраста.
Кроме основной задачи реабилитационного центра существует другая, не менее важная – предупреждение и раннее выявление инвалидности. С этой целью в стране открывается все больше специализированных отделений и кабинетов.
Проведение реабилитационных мероприятий с самого детства возможно и дома, где основную часть нагрузки берут на себя родители ребенка с ограниченными возможностями. Занятия зависят от вида нарушений у инвалида и начинаются только после утверждения индивидуального плана реабилитации. Обучение проводится в перерывах между осуществлением основного ухода за больным и необходимыми медицинскими мероприятиями. В задачи родителей входят:
- чередование занятий и деятельности;
- смена тяжести выполняемых заданий;
- концентрация внимания ребенка-инвалида на обучении;
- проведение оценки улучшений лично и с помощью близких;
- акцентирование внимания ребенка на его достижения при выполнении новых или изученных заданий.
Если ребенок-инвалид отказывается от домашнего обучения, родителям следует обратиться за помощью в реабилитационный центр. Опытные специалисты подскажут, как найти подход к особенностям ребенка и заинтересовать его в успехе.
Смысл реабилитационных мероприятий заключается в комплексной медико социальной помощи. Без поддержки родителей адаптация усложняется. Теплое отношение близких людей – то, что на самом деле нужно ребенку, чтобы не чувствовать себя особенным.
Лучшие виды и методы реабилитации детей инвалидов в профессиональных центрах и домашних условиях : 1 комментарий
Видео (кликните для воспроизведения). |
Реабилитации детей-инвалидов наше государство отдает большое внимание, однако определить ребенка в хороший современный центр не легко, в социальной поддержке на месте часто слышишь, что мест нет, и дают направление в какой-нибудь замухранский центр, в который с ребенком-инвалидом не так-то просто добраться. Многое зависит от чиновников, распределяющих места))
Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.