Информация на тему: "смета доходов и расходов бюджетного учреждения" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.
39. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения – документ, определяющий объем и целевое направление бюджетных ассигнований данного учреждения, утвержденный в установленном порядке и содержащий расчетные данные по каждому целевому направлению бюджетных ассигнований.
Порядок составления и утверждения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения установлен ст. 221 БК РФ.
После утверждения сводной бюджетной росписи ее показатели доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях на период действия утвержденного бюджета.
В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов. Методология составления и утверждения смет доходов и расходов учреждений, состоящих на бюджетах всех уровней бюджетной системы РФ, устанавливается Министерством финансов РФ, однако в настоящее время какого—либо общего нормативного документа, регламентирующего порядок составления сметы доходов и расходов бюджетного учреждения, не существует. В течение 5 дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств должен утвердить эту смету. При этом смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.
Согласно п. 1 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств федерального бюджета – орган государственной власти РФ, имеющий право распределять средства федерального бюджета по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств, а также наиболее значимое бюджетное учреждение науки, образования, культуры, здравоохранения и средств массовой информации.
В течение одного рабочего дня со дня утверждения смета доходов и расходов бюджетного учреждения передается бюджетным учреждением в орган соответствующего уровня бюджетной системы РФ, исполняющий бюджет.
Необходимость составления сметы доходов и расходов бюджетных учреждений обусловлена тем, что средства, выделяемые из бюджета на основную деятельность бюджетного учреждения, расходуются в соответствии с утвержденными лимитами бюджетных обязательств. Финансирование бюджетного учреждения органом, исполняющим бюджет соответствующего уровня, может осуществляться исключительно в пределах лимитов бюджетных обязательств, независимо от наличия либо отсутствия сметных назначений. В то же время у бюджетного учреждения в наличии имеются средства от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на расходование которых лимитов бюджетных обязательств не доводится. В данном случае смета доходов и расходов бюджетного учреждения выступает единственным документом, определяющим направления и суммы расходования таких средств.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Основным планово-финансовым документом для бюджетных и некоммерческих организаций (включая товарищества собственников жилья, или ТСЖ) является смета доходов и расходов. На основании этого документа ведётся и последующий бухгалтерский учёт. Чаще всего, данная смета составляется раз в году на основе предполагаемых расходов и поступлений денежных средств. Для бюджетных организаций, которые находятся в подчинении (в ведении) Минэкономразвития РФ, формирование сметы доходов и расходов проводится по образцу, представленному Минэкономразвития (в Приложении), утверждённому приказом № 241 в 2008 году. Для некоммерческих организаций типа ТСЖ (и подобных) строгой унифицированной формы нет.
Содержание статьи
В категорию некоммерческих организаций водят те официально зарегистрированные в этом статусе сообщества, цель которых не связана с зарабатыванием денег. Чаще всего, они представляют сферы культуры, здоровья, религии, спорта и т. п. Однако целевое назначение рода деятельности не означает отказа от необходимости контролировать суммы поступлений и расходов – для функционирования любой организации необходимы финансы, пребывающие в функциональном движении. Смета доходов и расходов в некоммерческих организациях играет роль документа, помогающего планировать бюджетные изменения на следующий выбранный период.Для осуществления полноценной и бесперебойной деятельности НКО документ является обязательным.
Таким образом, сметой доходов и расходов здесь называется план поступления и расходования денежных средств, составленный на какой-то определённый промежуток времени. Поступать средства для НКО могут в виде:
- членских и/или вступительных взносов,
- процентов от вкладов и средств, полученных от внереализационных операций,
- взносов учредителей,
- благотворительности, добровольных пожертвований физических и/или юридических лиц,
- целевых поступлений, например, путём присуждения грантов, сделанных от физических и/или юридических лиц,
- ассигнований из бюджетов различного уровня,
- доходов, полученных от предпринимательской деятельности (когда такая деятельность НКО направляется на достижение прямых целей).
Направления расходования средств обеспечивают деятельность самой НКО, хозяйственные нужды, аренду помещений, оплату административной работы руководства и др.
Подобное сметное планирование может описывать либо деятельность организации в целом, либо её отдельные проекты, на которые тоже составляется смета доходов и расходов. Строится данный документ, исходя из данных бухгалтерского учёта, которые берутся в качестве основы для ориентировочного заполнения по приходу-расходу средств. В результате по полученному документу можно судить о том, насколько обоснованно и целесообразно расходуются средства с учётом ожидаемого объёма их поступлений.
Составляет смету доходов и расходов НКО лицо, выполняющее функции бухгалтера.
В некоммерческой организации это либо сам бухгалтер, либо руководитель – главное должностное лицо организации, – которое в обязательном порядке подписывает смету, независимо от того, кто именно был её составителем. Подпись на бланке свидетельствует о действительности документа и о воплощении запланированных бюджетных изменений. Печать рядом с подписью необходима только в том случае, если данное условие прописано в нормативных актах НКО.
Смета может составляться на любой период, но чаще всего, таким периодом становится годовой отрезок (реже – квартал или месяц).
Выбранный промежуток времени включает стандартный перечень статей доходов/расходов, характерный для той или иной организации. Для непредвиденных расходов в смете отводится отдельная строка.
Если смена составлена на год, то в течение всего года финансовая администрация организации стремится к реализации указанных в смете данных, а по окончании года – проводит анализ, демонстрирующий уровень исполнения запланированного.
Фактические суммы анализируются по каждой прописанной в смете статье доходов/расходов.
Сравнительный анализ фактических и предполагаемых сумм позволяет избежать отклонений и бюджетных недостатков при составлении документа на следующий период.
Для НКО не предусмотрена стандартная форма составления сметы доходов и расходов, унифицированная на федеральном уровне. Отчасти это связано со спецификой целевого создания некоммерческих организаций, которые могут в своей деятельности значительно отличаться друг от друга по набору функций, преследуя очень разные задачи. В зависимости от набора этих задач организация и выбирает форму документа, его состав, структуру сметных показателей, принцип группировки и систему детализации доходов и расходов. При этом все приведённые сметные статьи сопровождаются расчётом или оправдательно-объяснительными документами.
Большинство источников поступления средств на практике имеют нерегулярный характер. Однако величину поступлений из некоторых источников можно предположить с большей вероятностью, чем кажется на первый взгляд.
Во второй табличной части сметы представлены планируемые на период расходы.
В промежуточной строке итоговых доходов, помимо планируемых поступлений, отражается и та сумма, которая была зафиксирована в смете на начало сметного периода. После табличной части расходов итоговым остатком выносится сумма, которая перейдёт в первую строку сметы следующего периода.
В качестве образца для составления смет доходов и расходов бюджетных организаций, находящихся в сфере контроля Минэкономразвития, используют формы, утверждённые приказом № 241. Так для формирования такого рода смет бюджетные учреждения, представляют в Финдепартамент:
- ожидаемые (предполагаемые) поступления финансов текущего учётного года, согласно разрешениям по кодам классификаций:
- доходов (сюда же входят коды видов и подвидов доходов),
- операций сектора госуправления,
- планируемые расходы средств, ожидаемых в текущем году (по кодам операционных классификаций сектора госуправления).
Данная смета составляется в трёх экземплярах по образцу, представленному в Приложении 5. В её доходную часть включается остаток средств, который образовался на начало периода (финансового года). Оплата тех налогов, которые не включаются в состав расходов, вносятся с «минусом» по соответствующим им кодам доходов бюджетов. К таким налогам относятся НДС и налог на прибыль.
Подразделения структур загранаппарата представляют в Финдепартамент в 2-х экземплярах сметы, соответствующие доведённым лимитами средств, полученным от разрешённой деятельности, с приведёнными расчётами и обоснованиями. Форма для образца документа представлена в Приложении 6 Приказа.
В верхней, головной, части этой сметы, помимо полей для наименования должностного лица, даты утверждения документа и указания организации – получателя бюджетных средств, присутствуют табличка с указанием кодов:
- Код ОКПО – общероссийского классификатора предприятий/организаций. Позволяет определить сферу деятельности организации, являясь отраслевым показателем. Код состоит из семи цифр и не может повторяться для разных организаций. Благодаря ему происходит идентификация бизнес-субъектов, совмещаются и упорядочиваются данные о них в государственных инфосистемах.
- Код ППП – перечень прямых получателей. 3-значный код глав министерств и ведомств.
- Код ОКЕИ – по общероссийскому классификатору единиц измерения указывает код валюты, в которой приводится смета. Эта же единица измерения вписывается рядом с показателями кодировки.
В табличной части как в статьях дохода, так и в статьях расхода, напротив каждого наименования в первой колонке вписывается принятый код статьи и подстатьи.
Жилищным кодексом РФ (статья 151) определены виды средств, которые могут поступать на счета ТСЖ. В целом они аналогичны доходным средствам любой некоммерческой организации. Среди доходных средств ТСЖ –
- вступительные взносы в установленном товариществом размере (величина взносов заносится в Устав ТСЖ),
- обязательные платежи,
- доход от хозяйственной деятельности, к которой относится, например, сдача подвальных и полуподвальных территорий, работа обслуживающих бригад электриков, сантехников и т. п.,
- субсидирование путём получения краевых грантов, программ модернизации и капремонта,
- финансы собственного фонда товарищества (в случае создания его собственниками жилья).
В обязательную расходую часть сметы ТСЖ включаются затраты на:
- расчёты с поставщиками коммунальных услуг (обеспечение электроэнергией и водой, её подогрев),
- обслуживание имущества и содержание придомовых территорий,
- модернизация и восстановление имущества,
- потребности офиса,
- налоги.
Кроме основных расходов, возможные ещё траты на судебные издержки, страховки и кредиты. Благодаря увеличению внешних доходов (пожертвования, субсидирование) и аккуратному владению имуществом можно создать предпосылки для снижения расходной части и – как следствие – уменьшения размера взносов, взимаемых с владельцев квартир.
Получаемая от предпринимательской деятельности ТСЖ прибыль не разделяется между членами товарищества, поэтому есть возможность проводить налоговые отчисления по упрощённой схеме.
Для этого необходимо сразу создать не одну учётную книгу, а отдельные книги доходов и расходов для регистрации пришедших и потраченных средств целевого назначения. Средства, поступившие от членов ТСЖ, пожертвования, полученные предпринимательские доходы, которые вносятся в отдельные приходные книги, не подлежат налогообложению. Поэтому в доходно-расходной смете ТСЖ это тоже находит своё отражение.
Формат сметы ТСЖ может быть любым, но его нужно зафиксировать в уставном документе товарищества и утвердить на уровне руководства организации. При составлении смет надо принимать во внимание, что суммы должны фиксироваться с учётом НДС, что в расходную часть не вписывается стоимость услуг, которые оказываются владельцам квартир, но что должна присутствовать статья расходов по фондам – перечисления на ремонтные работы, счёт материальной поддержки, резервный счёт и др.
§ 2. Смета бюджетного учреждения и ее значение. Расходы бюджетных учреждений
Смета расходов бюджетного учреждения — это финансово- плановый акт, который имеется у всех бюджетных учреждений. В системе бюджетных расходов смета бюджетного учреждения выполняет функции: а) акта, к которому
«привязано» выделение средств из бюджетов всех уровней бюджетной системы; б) финансово-планового акта, на основе которого бюджетное учреждение расходует полученные из бюджета финан-совые ресурсы. Исходя из того, что смета является финансово- плановым актом (разновидностью финансово-правового акта), она имеет юридическое значение.
Юридическое значение сметы заключается в том, что она определяет права и обязанности руководителя бюджетного учреждения по целевому использованию средств, выделенных из соответствующего бюджета, а также обязанности финансовых органов по контролю за целевым использованием бюджетных средств.
Все сметы подразделяются по кругу охватываемых ими учреждений на индивидуальные и сводные.
Индивидуальная смета составляется каждым бюджетным учреждением и содержит только его доходы и расходы. При этом, в смете должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетным учреждением на праве оперативного управления, и иной деятельности (п. 3 ст. 161 БК РФ).
Индивидуальные сметы объединяются главными распорядителями бюджетных средств по соответствующему бюджету в сводные и представляются органу, ответственному за контроль исполнения соответствующего бюджета (п. 9 ст. 158 БК РФ).
Составление и исполнение смет учреждений, состоящих на том или ином бюджете, — составная часть бюджетного процесса, которая получила в науке название «сметный процесс». Составление сметы доходов и расходов бюджетного учреждения осуществляется каждым бюджетным учреждением после того как бюджет утвержден и началось его исполнение. Иначе говоря, состав-ление и исполнение смет бюджетных учреждений осуществляется на стадии исполнения бюджета.
Смета доходов и расходов составляется бюджетным учреждением по типовой форме. Последняя типовая форма сметы была утверждена Минфином России в 1999 г. Она состоит из двух частей. В первой части сметы указываются доходы и поступления бюджетного учреждения, а во второй — текущие расходы. Все доходы, учитываемые в смете бюджетного учреждения, составляют его внебюджетные средства. Среди них: доходы от предпринимательской. деятельности и платных услуг бюджетного учреждения; целевые доходы и безвозмездные перечисления и т.д. Например, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» к предпринимательской деятельности относятся: сдача в аренду имущества образовательного учреждения, торговля покупными товарами, оборудованием, приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и т.д. Естественно, все эти доходы образовательного учреждения должны быть отражены в доходной части сметы школы, интерната и т.д.
Расходная часть сметы бюджетного учреждения построена в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета. Она включает в себя текущие и капитальные расходы бюджетного учреждения. Основными статьями текущих расходов сметы являются:
а) оплата труда государственных служащих;
б) начисления на оплату труда, т.е. уплата единого социального налога;
в) приобретение предметов снабжения и расходных материалов;
г) командировочные и служебные разъезды;
д) оплата транспортных услуг;
е) оплата услуг связи;
ж) оплата коммунальных услуг;
з) трансферты населению и т.д.
Статьи капитальных расходов сметы включают:
а) приобретение оборудования и предметов длительного пользования;
б) капитальное строительство;
в) капитальный ремонт.
Непосредственная работа бюджетного учреждения по составлению сметы доходов и расходов начинается тогда, когда оно получает от органа, исполняющего бюджет, уведомление о бюджетных ассигнованиях. Последнее содержит цифры, на которые ориентируется бюджетное учреждение при составлении сметы.
К смете должны быть приложены расчеты. Формы расчетов к смете утверждены Минфином РФ в 1999 г. Расчеты к смете предполагают обоснование каждой цифры, указанной в смете расходов. Например, расчеты расходов на оплату труда производятся исходя из числа ставок тех или иных должностей и средней ставки оплаты труда по этой должности. Кроме того, в ходе составления сметы бюджетное учреждение должно руководствоваться также нормативами финансовых затрат на предоставление госу-дарственных и муниципальных услуг и нормативами расходов по отдельным статьям сметы.
Нормы затрат определяются по различным объектам постановлениями Правительства РФ, а в ряде случаев и самими бюджетными учреждениями по согласованию с вышестоящими органами. Например, в соответствии с постановлением Правительства РФ «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 20 июня 1992 г. определены нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем и необходимым оборудованием.
Нормы расходов подразделяются на обязательные и необязательные (расчетные), материальные и денежные.
Обязательные нормы расходов — это такие, которые не подлежат изменению. К их числу относятся расходы на командировки, на питание, на спецодежду и т.д. Необязательные (расчетные) нормы — это такие, которые определяются индивидуально для каждого бюджетного учреждения исходя из его спе-цифики. К их числу относятся расходы на освещение, на отопление и т.д.
Материальные нормы расходов — это такие, которые определяют количество материальных средств на единицу расходов. Например, определяется количество обуви, которая необходима в год на одного ребенка в детском доме, и т.д. Денежные нормы представляют собой стоимостную форму выражения материальных норм. Они образуются путем умножения затрат в натуральном выражении на среднюю цену этих растрат. Именно денежные нормы непосредственно принимаются во внимание бюджетными учреждениями при составлении смет.
Бюджетное учреждение обязано составить и представить смету доходов и расходов на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях. Смета расходов бюджетного учреждения составляется по установленной форме и подписывается руководителем и главным бухгалтером учреждения. Распорядитель бюджетных средств должен утвердить смету в течение 5 дней со дня ее представления. Утвержденная смета доходов и расходов бюджетного учреждения передается в орган, исполняющий бюджет, т.е. в Федеральное казначейство или в финансовый орган соответствующего субъекта РФ (см. ст. 221 БК РФ).
Бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов. При этом, виды расходов, содержащиеся в смете бюджетного учреждения, соответствуют направлениям расходов бюджетного учреждения, содержащихся в ст. 70 БК РФ. Согласно этой статье бюджетные учреждения расходуют бюджетные средства исключительно на:
оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер ботной платы соответствующих категорий работников;
перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления;
командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации;
оплату товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
— оплату товаров, работ, услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.
Бюджетное учреждение может перераспределять расходы в пределах сметы, т.е. может увеличивать один вид расходов по смете за счет другого. Однако права бюджетного учреждения перераспределять расходы при исполнении сметы определяются Федеральным казначейством РФ Либо другим органом, исполняющим бюджет, совместно с главными распорядителями бюджетных средств (п. 6 ст. 161 БК РФ). В то же время бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельно в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, т.е. средств, полученных от предпринимательской деятельности, от безвозмездных поступлений и т.д.
Бюджетные учреждения ежемесячно, ежеквартально, а также по окончании года составляют отчетность об исполнении сметы в соответствии с «Инструкцией о годовой, квартальной и месячной бухгалтерской отчетности бюджетных учреждений и иных организаций, получающих финансирование из бюджета в соответствии с бюджетной росписью», утвержденной приказом Минфина РФ от 15 июня 2000 г.1 Отчетность направляется каждой органи-зацией вышестоящему распорядителю бюджетных средств в установленные сроки, который направляет ее главному распорядителю бюджетных средств, либо сразу в орган, исполняющий жет.
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения
Порядок и бухгалтерский учет финансирования бюджетных учреждений
Учет доходов общего фонда и собственных поступлений
Учет расходов бюджетных учреждений
В соответствии с действующим законодательством деятельность бюджетных учреждений осуществляется за счет средств, поступающих из бюджета, и дополнительных доходов, получение которых разрешено законодательством Украины.
Бюджетные учреждения финансируются непосредственно из государственного или местного бюджета. Бюджетное финансирование — это выделение средств из бюджета (государственного или местного) в распоряжение руководителей учреждений и организаций на осуществление расходов, предусмотренных бюджетом.
Основные принципы построения бюджетной системы Украины, ее структура, правовые основы функционирования определены в Бюджетном кодексе Украины от 21.06.2001 г. № 2542-111 (БКУ).
Финансирование бюджетных учреждений осуществляется с соблюдением следующих основных принципов:
1. Финансирование осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных сметой бюджетного учреждения.
Выделение средств из бюджета на содержание бюджетных организаций осуществляется только при наличии утвержденной сметы доходов и расходов бюджетного учреждения и плана ассигнований. Расходование бюджетных средств без утвержденной в установленном порядке сметы бюджетного учреждения не допускается.
2. При финансировании следует обязательно соблюдать принцип целевого использования бюджетных средств.
В соответствии с этим принципом бюджетные учреждения имеют право брать обязательства и использовать бюджетные средства на цели и в пределах, установленных сметами и планами ассигнований.
Например, полученные для выплаты заработной платы, должны использовать исключительно на эти цели, а не расходовать на покупку материалов или канцелярских принадлежностей.
3. Бюджетное финансирование носит безвозмездный характер
Согласно этому принципу суммы, выделяемые из бюджета, возврату не подлежат. Данные суммы поступают в полное распоряжение бюджетных организаций и используются на покрытие расходов, предусмотренных сметой.
Учреждения и организации, содержащиеся за счет средств бюджетов, для обеспечения своей деятельности и выполнения возложенных на них функций составляют смету доходов и расходов.
Основным документом, регламентирующим вопросы составления и исполнения смет бюджетных организаций, является Порядок № 228.
Смета бюджетного учреждения — основной плановый документ, предоставляющий полномочия бюджетной организации по получению доходов и осуществлению расходов, определяющий объем и направление средств для выполнения ими своих функций и достижения целей, определенных на год в соответствии с бюджетными назначениями, установленными законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете.
Бюджетное назначение – полномочие, предоставленное главному распорядителю бюджетных средств БКУ, законом о Государственном бюджете Украины или решением о местном бюджете, имеющее количественные и временные ограничения и разрешающее предоставлять бюджетные ассигнования.
Неотъемлемой частью сметы является, план ассигнований, представляющий собой помесячное распределение ассигнований, утвержденных в смете для общего фонда.
Форма сметы и плана ассигнований утверждена Приказом МФУ № 57.
В соответствии с Порядком № 228 сметы подразделяются на:
сметы на централизованные мероприятия
Индивидуальную смету составляет каждая бюджетная организация и предоставляет непосредственно своей вышестоящей организации. При этом индивидуальные сметы составляют все бюджетные учреждения, независимо от того, ведут они учет самостоятельно или обслуживаются в централизованной бухгалтерии по каждой выполняемой функции.
Кроме сметы, бюджетные организации составляют:
план ассигнований общего фонда бюджета,
планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета,
планы специального фонда по каждой выполняемой бюджетной программе (функции).
планы использования бюджетных средств и индивидуальные помесячные планы использования (для высших учебных заведений и научных учреждений)
Сводные сметы, представляют собой свод показателей индивидуальных смет, распорядителей бюджетных средств более низкого уровня, которые составляются главным распорядителем бюджетных средств для представления Минфину, Министерству финансов АРК, местным финансовым органам и органам Госказначейства. Сводные сметы не утверждаются.
Смета на централизованные мероприятия составляется министерством, ведомством, органом исполнительной власти или местного самоуправления для финансирования расходов на разовые мероприятия (например, совещания, конференции и т. п. мероприятия).
Смета бюджетной организации состоит из двух частей: общего и специального фонда.
Общий фонд сметы включает в себя поступления из общего фонда бюджета и распределение расходов, составленное в соответствии с полной экономической классификацией расходов для выполнения бюджетной организацией основных функций.
Специальный фонд сметы включает поступления из специального фонда бюджета на конкретную цель и их распределение, составленное в соответствии с полной экономической классификацией на осуществление расходов согласно законодательству, а также на реализацию приоритетных мероприятий, связанных с выполнением данной организацией основных функций.
Кроме того, общий и специальный фонд сметы состоят из доходной и расходной частей.
В доходной части сметы указываются планируемые объемы поступления средств, которые предусматривается направить на покрытие расходов учреждения.
В расходной части сметы указывается общая сумма расходов, которые запланировано осуществить в течение года данной бюджетной организацией, с распределением их по кодам экономической классификации расходов утвержденной приказом МФУ № 604.
Бюджетная классификация представляет собой единую систематизированную группировку доходов, расходов (в том числе кредитования с учетом погашения) и финансирования бюджета по признакам экономической сущности, функциональной деятельности, организационного устройства и другим признакам.
Расходы бюджета классифицируются по:
функциям, с выполнением которых связаны расходы (функциональная классификация расходов и кредитования бюджета);
экономической характеристике операций, при проведении которых осуществляются эти расходы (экономическая классификация расходов);
признакам главного распорядителя бюджетных средств (ведомственная классификация расходов);
видам кредитования (классификация кредитования бюджета);
бюджетным программам (программная классификация расходов и кредитования).
В экономической классификации расходов приведено четкое разграничение расходов по экономическим признакам с детальным распределением средств по их предметным признакам (заработная плата, начисления, все виды хозяйственной деятельности, выплаты населению и др.).
(Ознакомиться с экономической классификацией расходов « Разъяснения по применению экономической классификации расходов бюджета» , утверждены приказом Государственного казначейства Украины от 04.11.04 г. № 194 (в редакции от 10.11.08 г. № 482)
Расходы получателей бюджетных средств осуществляются по следующим кодам экономической классификации расходов:
1171 ” Исследования и разработки, отдельные мероприятия развития по реализации государственных (региональных) программ”:
1172 “Отдельные мероприятия по реализации государственных (региональных) программ, не отнесенные к мероприятиям развития”:
1310 ” Субсидии и текущие трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)”:
2410 “Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)”.
Текущие расходы — расходы бюджетов, направляемые на выполнение бюджетных программ и обеспечивающие текущее функционирование бюджетных учреждений, проведение исследований, разработок, мероприятий и предоставление текущих трансфертов населению и предприятиям (учреждениям, организациям).
Капитальные расходы — платежи с целью приобретения необоротных активов (в том числе земли, нематериальных активов и т. п.), стратегических и чрезвычайных запасов товаров неоплатные платежи, которые передаются получателям бюджетных средств с целью приобретения, модернизации, строительства, расширения, реконструкции, реставрации и т. п. подобных активов, компенсации потерь, связанных с разрушением или повреждением необоротных активов.
Капитальные трансферты — это неоплатные односторонние платежи органов управления, которые не ведут к возникновению или погашению финансовых требований. Они предусмотрены на приобретение капитальных активов, компенсацию потерь, связанных с повреждением основного капитала, или увеличение капитала получателей бюджетных средств. В эту категорию включаются также трансфертные платежи предприятиям для покрытия убытков, аккумулированных ими в течение ряда лет или возникших в результате чрезвычайных обстоятельств. Капитальными трансфертами считаются неоплатные, безвозвратные платежи, которые носят единоразовый и нерегулярный характер как для предоставителя (донора),так и для их получателя (бенефициара). Денежные средства, которые выделяются из бюджета как капитальные трансферты, имеют целевое назначение.
Субсидии — все неоплатные текущие выплаты предприятиям, которые не предусматривают компенсации в виде специально обусловленных выплат или товаров и услуг в обмен на проведенные платежи, а также расходы, связанные с возмещением убытков государственных предприятий.
Порядок составления и утверждения сметы бюджетного учреждения регламентирован ст. 221 Бюджетного кодекса РФ. В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных
ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме. В течение пяти дней со дня представления указанной сметы распорядитель бюджетных средств утверждает эту смету.
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.
Смета доходов и расходов бюджетного учреждения в течение одного рабочего дня со дня ее утверждения передается бюджетным учреждением в орган, исполняющий бюджет.
В определении бюджетного учета, данном в Инструкции, отражен принцип единства бюджетной системы Российской Федерации, означающий единство бюджетного законодательства РФ, принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ, форм бюджетной документации и отчетности, бюджетной классификации, санкций за нарушение бюджетного законодательства РФ, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств.
Единство бюджетной системы основано на взаимодействии бюджетов всех уровней. Механизм частичного перераспределения финансовых ресурсов может включать в себя использование регулирующих доходных источников, предоставление субвенций.
Единство бюджетной системы реализуется через единую налоговую, социально-экономическую и инвестиционную политику. Бюджеты охватывают все доходы и расходы органов государственной власти и управления, реально отражают их источники и направления использования. Статьей 215 Бюджетного кодекса в Российской Федерации установлено казначейское исполнение бюджетов, что также является частью реализации принципа единства бюджетной системы. Исполнение бюджетов всех уровней должно осуществляться с поэтапным соблюдением последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.
Принцип единства бюджетной системы не существует без принципа самостоятельности бюджетов, которые в совокупности представляют собой динамическую систему. Это вызвано тем, что полная реализация принципа единства возможна только путем ограничения самостоятельности нижестоящих бюджетов и наоборот.
В то же время Инструкция устанавливает, что формы регистров бюджетного учета, учитывающие специфику исполнения соответствующего бюджета, а также правила их ведения утверждаются органом, организующим исполнение соответствующего бюджета бюджетной системы РФ. При отсутствии в корреспонденции счетов бюджетного учета (Приложение N 1) операций, отражающих деятельность учреждений, главные распорядители средств бюджета имеют право определять необходимую для отражения в бюджетном учете корреспонденцию счетов в части, не противоречащей Инструкции (п.
Основными источниками правового регулирования бюджетного учета являются Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” (действует с последующими изменениями и дополнениями), Бюджетный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ “О бюджетной классификации Российской Федерации” (действует с последующими изменениями и дополнениями) и настоящая Инструкция, поясняющая и конкретизирующая положения названных Федеральных законов.
В Российской Федерации вопросы бюджетного учета впервые получили закрепление на законодательном уровне в Бюджетном кодексе РФ. Бюджетный учет регулируется ст. ст. 240, 243, 256 и др. Бюджетного кодекса РФ.
Бюджетная классификация РФ является аналитической основой бюджетного учета. Она по соответствующим кодам детализирует объекты бюджетного учета, учитываемые на соответствующих балансовых счетах. В соответствии с этой классификацией по кодам детализируются:
– доходы бюджета (в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации);
– расходы бюджета (в соответствии с функциональной, ведомственной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации);
– источники финансирования дефицита бюджета (в соответствии с классификацией источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации и классификацией источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации);
– государственный (муниципальный) долг (в соответствии с классификацией видов государственных внутренних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, видов муниципального долга, классификацией видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации);
– государственные внешние активы Российской Федерации (в соответствии с классификацией видов государственных внешних долгов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также государственных внешних активов Российской Федерации).
Бюджетная классификация РФ не содержит классификации видов бюджетных ссуд (кредитов), включаемых в состав государственных (муниципальных) финансовых активов.
По прежней Инструкции некоторые номера счетов по кодам классификации операций сектора государственного управления не соответствовали кодам экономической классификации, а для отдельных кодов экономической классификации не было соответствующих счетов в Плане счетов бюджетного учета, а для отдельных кодов экономической классификации вообще не было соответствующих счетов в Плане счетов бюджетного учета.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Теперь эти несоответствия устранены. Классификация операций сектора государственного управления (Приложение N 5 к Инструкции) приведена в соответствие с кодами экономической классификации, утвержденной Приказом Минфина России от 21 декабря 2005 г. N 152н (Приложение N 5 Приказа).
Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.