Информация на тему: "рса методика расчета ремонта по осаго" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.
Содержание
Scifch › Блог › Новый расчет ущерба по ОСАГО: методика обмана.
Двенадцать лет нам пытаются доказать, что ОСАГО – это полноценная защита интересов автовладельцев. Разбираемся в очередной инициативе Российского союза автостраховщиков, предусматривающей единый стандарт расчета ущерба поврежденных в ДТП автомобилей.
Решения судебных инстанций в большинстве своем были не в пользу страховщиков. В результате суммы выплат выросли в два-три раза и страховые компании лишились весомого куска прибыли. Им нужно было принимать экстренные меры, иначе заниматься ОСАГО становилось невыгодно. Первым делом повысили стоимость полиса на 30%. Затем появился документ, устанавливающий порядок расчета стоимости ремонта – единый для всех экспертов.
Над документом долго работали специалисты РСА – ведь нужно было учесть еще и стоимость запасных частей, а их в справочнике более 40 миллионов наименований!
БЕЗ УЧЕТА ИНФЛЯЦИИ:
Для определения стоимости ремонта регионы разделили по отдельным зонам. Всего их тринадцать. Для каждой – свои ценники на запчасти. Чтобы проверить, к какой зоне относится тот или иной регион, достаточно зайти на сайт РСА в раздел «ОСАГО». Там же можно проверить и стоимость запасных частей. Правда, для этого нужно знать их заводское обозначение.
Для чистоты эксперимента возьмем реальный автомобиль, пострадавший в ДТП, – седан Nissan Teana 2011 года выпуска с пробегом 59 482 км. Эксперты компании «Кримэкспертиза» сделали расчет стоимости ремонта как по единой методике РСА, так и по рыночным ценам Московского региона. По методике РСА с учетом износа потерпевшему выплатят 158 тысяч рублей, тогда как реально, если не учитывать износ деталей, для ремонта автомобиля понадобится 248 тысяч. Разница – 90 тысяч рублей! А если брать рыночный расчет (с учетом износа) наших экспертов, то эта разница сократится до 38 тысяч рублей, но все равно останется.
Основная причина нестыковок – стоимость запасных частей. Мы проверили цены на детали на сайте РСА и сравнили со среднерыночными по Москве. Оказалось, что по большинству позиций цены в справочнике РСА заметно ниже. Это объяснимо: поставки запчастей привязаны к евро и доллару, а справочники составляли, когда курс был в два раза ниже. Обновить же свои расчеты РСА планирует лишь через полгода.
Недостаточной будет и сумма, выплаченная на ремонтные работы. Стоимость нормочаса для марки Nissan в методике занижена. К примеру, неофициальные сервисные станции берут за кузовные работы 1000 рублей за час, у официалов расценки еще выше – от 1500 рублей. А в методике указана сумма 900 рублей за нормочас (для Центрального экономического региона, куда входит и Москва).
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
НАЙТИ ВЫХОД:
Что же делать пострадавшим в ДТП? Идеальный вариант – обзавестись полисом каско. Но его могут себе позволить не все.
Судиться тоже не вариант. Ведь теперь и в страховых компаниях, и в судах единственный документ, по которому можно рассчитать стоимость ремонта, – методика РСА. При этом, если разница между выплатой страховщика и требованием пострадавшего составляет не более 10%, ее отнесут к так называемой статистической погрешности и не примут такой иск к рассмотрению в суде. А рассчитать ущерб на сумму, которая больше этих 10%, чтобы постараться приблизиться к реальной стоимости ремонта, эксперт теперь не сможет – методика не позволит. Поэтому единственный выход для автовладельцев, не имеющих полиса каско, – не брать деньгами, а требовать направления на ремонт в автосервис. Благо это предусмотрено правилами ОСАГО.
Расчёт ущерба по ОСАГО при ДТП – методика РСА в 2019 году
Если человек попал в аварию, то он может получить справедливую страховую компенсацию по ОСАГО. Сегодня для расчета ущерба используется специальная государственная методика, которая называется ЕМРУ. Но какова структура этой методики? Какими законами регулируется ЕМРУ? И какая формула используется при определении суммы ущерба? Ниже мы узнаем ответы на эти вопросы. Также мы рассмотрим пример расчета страхового ущерба по ЕМРУ.
Единая методика расчета ущерба (ЕМРУ) — это специальный метод, с помощью которого можно рассчитать размер страховой компенсации по ОСАГО.
Фактически ЕМРУ представляет собой совокупность формул.
Единая методика расчета регулируется следующими документами:
- Федеральный закон № 432-П. Представляет собой основной нормативный документ, в соответствии с которым рассчитывается размер денежной компенсации.
- Федеральный закон № 433-П. Представляет собой дополнительный нормативный документ, который регулирует правила проведения независимой экспертизы, с помощью которой можно оценить размер ущерба и установить некоторые детали аварии.
- БЦЗ. Представляет собой электронную базу данных, в которой хранится информация о стоимости тех или иных запчастей к большинству транспортных средств.
Разработкой законопроектов занимались Минтранс, Центробанк и Российский союз автостраховщиков (РСА). До введения ЕРМУ существовало более 5 рекомендуемых государственных методик, с помощью которых можно было определить размер ущерба.
Проблема заключалась в том, что эти методики плохо согласовывались друг с другом, что приводило к путанице. Еще одной проблемой было то, что разные методики давали разные результаты, а размер рекомендуемых выплат при использовании различных методик мог отличаться в 2-3 раза .
Из-за такой неразберихи многие недовольные автовладельцы подавали в суд на страховую компанию, а в 2013 году перед принятием закона количество подобных судебных исков составляло более 600 тысяч.
Принятие ЕМРУ позволило решить множество проблем:
- Уменьшение нагрузки на судебные органы.
- Увеличение уровня прозрачности между страховыми компаниями и автомобилистами.
- Унификация расчетов.
- Стабилизация экономической модели ОСАГО.
- Повышение надежности страховых компании.
ЕМРУ представляет собой документ, с помощью которого можно рассчитать стоимость страховой компенсации. В ЕМРУ содержатся следующие сведения — определение основных терминов, алгоритмы расчетов, формулы для расчетов, справочные материалы, правила составления экспертных отчетов и так далее. С помощью этих сведений можно точно установить размер страховой выплаты на ремонт.
Единая методика расчета ущерба содержит информацию обо всех основных автомобилях, которые можно встретить в Российской Федерации (общее количество автомобильных марок — более 67 штук, а сам список периодически обновляется).
Также следует помнить, что ЕМРУ может использоваться только в том случае, если клиентом страховой компании является физическое лицо.
Методика имеет следующую структуру:
- 7 основных глав , которые содержат основную информацию о расчете страховой компенсации по ОСАГО.
- 10 приложений , которые содержат некоторую дополнительную информацию (поправочные коэффициенты, список деталей, для которых устанавливается нулевое значение износа, размер среднегодового пробега автомобилей и так далее).
- Также существует специальная электронная база данных , которая содержит информацию о среднерыночной стоимости деталей. Называется эта база данных БЦЗ.
Когда можно использовать единую методику расчета ущерба по ОСАГО?
Единую методику расчётов ущерба могут использовать следующие лица:
- Страховые компании и их официальные представители, которые имеют право проводить осмотр поврежденных транспортных средств.
- Сертифицированные экспертные организации (в том числе независимые).
- Частные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.
- Судебные эксперты, которые прошли аттестацию и имеют лицензию.
После аварии необходимо составить акт осмотра транспортного средства (обычно этот документ составляется экспертами при участии людей, которые попали в аварию).
Акт осмотра ТС должен включать в себя следующую информацию:
Единая методика рассчетов ущерба содержит специальные правила, которые регулируют проведение специальных экспертиз, с помощью которых можно определить размер денежной компенсации.
ЕМРУ требует, чтобы эксперты соответствовали следующим требованиям:
- У них должно быть высшее техническое образование.
- Они должны пройти специальные экспертно-технические курсы. В конце они должны успешно сдать экзамен.
- Они должны хотя бы 1 раз в 5 лет проходить курсы повышения квалификации.
- Минимальный профильный стаж — 12 месяцев.
- После получения лицензии на проведение экспертизы информация об эксперте вносится в специальный список техников-автоэкспертов. Этот список можно найти на сайте РСА . Из этого реестра можно узнать следующую информацию об эксперте — полное имя, город, юридический статус, сроки аккредитации, контактные данные и так далее.
Единая методика расчета ущерба содержит информацию о том, как правильно рассчитать размер страховой компенсации.
Для расчетов используется следующая формула:
- РК = СР + СМ + СД.
- РК — это общий размер компенсации.
- СР — это стоимость ремонта.
- СМ — это стоимость материалов.
- СД — это стоимость деталей, которые подлежат замене.
- При расчете этих показателей учитывается среднерыночная стоимость деталей, материалов и ремонтных работ. Максимальная степень отклонения от среднерыной стоимости может составлять не более 10% .
- При расчете стоимости работ (СР) и материалов (СМ) учитывается дата и регион аварии.
- Расчет СР и СМ происходит на основании нормативов, указанных в приложении №3.
- Учитываются только те повреждения, которые были нанесены вследствие ДТП. Если, например, машину кто-либо поцарапал до ДТП, то страховая компания не будет давать деньги на закрашивание царапины.
- Также следует помнить, что при расчете стоимости деталей (СД) следует учитывать износ. Для этого необходимо расчитать поправочный коэффициент по специальной сложной формуле; после этого нужно от единицы отнять этот коэффициент, а получившийся результат следует умножить на параметр СД.
Следует понимать, что поправочный коэффициент будет всегда меньше единицы, поэтому полную рыночную стоимость поврежденной детали вам не вернут.
И это справедливо — ведь со временем многие детали изнашиваются, а если вы попали в аварию, то страховая компания должна лишь компенсировать рыночную стоимость старой детали.
Давайте попробуем самостоятельно подсчитать размер ущерба:
Теперь вы знаете о том, что из себя представляет ЕМРУ. Подведем итоги. Во-первых, ЕМРУ является основным методом, с помощью которого можно точно установить размер страховой компенсации при ДТП. Во-вторых, ЕМРУ представляет собой документ, который состоит из 7 глав и 10 приложений, где содержится вся основная информация о методике.
В-третьих, чтобы рассчитать размер компенсации, необходимо знать следующие параметры — стоимость новых деталей, степень износа деталей, стоимость материалов, стоимость ремонта и так далее.
Как посчитать убытки по базе Российского союза автостраховщиков?
Для расчета по базе РСА, требуется зайти на сайт этой некоммерческой организации, перейти в раздел ОСАГО и выбрать один из трех вариантов:
- Средняя стоимость запчастей.
- Средняя стоимость нормо-часов (тут же рассчитывается количество нормо-часов, которые нужны для конкретного ремонта).
- Средняя стоимость расходных материалов.
Расчет затрат на ремонт транспортного средства по полису автогражданского страхования, который проводится по общей методике, необходимо начинать с обозначения экономической зоны.
Это объясняется тем, что в различных городах страны одна и та же деталь может стоить по-разному. Всего на территории РФ выделено 13 экономических зон.
Определялись эти зоны таким образом, чтобы в границах одной «условной» территории стоимость запчастей, материалов и ремонтных работ была примерно одинаковой.
Для проверки экономической зоны конкретного населенного пункта можно воспользоваться официальным интернет-ресурсом РСА (разделом «ОСАГО»).
На просторах интернета есть множество калькуляторов, с помощью которых считают ущерб по ОСАГО. К сожалению, они не могут дать достоверных данных о том, какова должна быть сумма страховой компенсации. В большинстве своем, они просто предлагают данные из базы РСА, причем не всегда самые свежие.
По указанным выше причинам, единственный способ рассчитать самостоятельно стоимость ремонта, это воспользоваться перечнем повреждений из акта экспертного оценщика и вручную, с помощью базы РСА скалькулировать сумму страховой премии.
В целом, расчет стоимости ущерба по ОСАГО – это сложный процесс, который в ближайшем будущем не может быть полностью автоматизирован, так как электронные системы пока не способны заменить человека в исследовании повреждений.
При этом, проверить честность страховщика и справедливость расчетов на основе акта экспертного оценщика, теперь может каждый гражданин Российской Федерации.
Обязательное страхование автогражданской ответственности регламентируется ФЗ от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об ОСАГО». В данном законе подробно изложены все необходимые нормы, знание которых позволит облегчить процедуру получения выплат.
Кроме того, есть ряд подзаконных актов, которые дополняют нормы ФЗ. Договор ОСАГО страхует по факту два вида причиненного в результате аварии ущерба: повреждения транспортного средства и причинение вреда здоровью людей.
После того как наступает страховой случай, владелец пострадавшего транспортного средства обращается в свою страховую компанию за направлением на ремонт по ОСАГО (если это было оговорено в договоре страхования при его заключении).
В направлении на ремонтные работы обязательно указываются следующие данные:
- название станции технического обслуживания;
- технических параметры ТС;
- персональные данные владельца машины;
- стоимость ремонта.
Для уточнения средних рыночных цен на запчасти при помощи базы РСА, от страхователя потребуется ввести следующие данные:
- Дата, когда произошло дорожно-транспортное происшествие.
- Выбрать экономический район из списка предлагаемых системой.
- Наименование марки застрахованного автомобиля.
- Каталожный номер запчасти, которую требуется заменить.
Каталожный номер запчасти, можно узнать, воспользовавшись электронным каталогом на сайте производителя машины. Для этого потребуется ввести VIN-номер автомобиля.
Страховое возмещение не всегда легко и без вопросов выплачивается страхователю. Страховая компания может занижать выплаты, отказывать в их передаче потерпевшему, затягивать процесс перечисления или ремонта автомобиля.
Во всех этих случаях сначала подается претензия, однако в случае ее неудовлетворения дело решается в районном суде по месту нахождения страховой компании.
Для обращения в орган правосудия необходимо подать следующий пакет документов:
- Исковое заявление, составленное в соответствии со ст. 131 ГПК РФ. В случае, если у истца юридических знаний нет, нужно доверить составление адвокату или иному юристу.
- Копия паспорта.
- Копия документов, удостоверяющих право собственности на автомобиль. К ним относятся свидетельство о регистрации, а также технический паспорт транспортного средства. Данные документы подаются в случае причинения вреда автомобилю.
- Копия договора ОСАГО.
- Копии актов обследования и оценки автомобиля.
- Копии протоколов о ДТП.
- Копии экспертных заключений, а также медицинских заключений. Данные бумаги требуются для удостоверения расчетов причиненного вреда.
- Копия претензии, поданной в страховую компанию для внесудебного урегулирования конфликта.
Страховая компания всегда имеет квалифицированного адвоката, поэтому стоит и потерпевшему позаботиться об услугах профессионального юриста. Если суд принял решение в пользу истца, его копия направляется страховщику, который должен в установленный судьей срок выполнить то или иное действие.
Цена нормочаса – это стоимость трудозатрат, подразумевающая четко определенный промежуток времени на каждый вид работ; за материалы, необходимые для ремонта.
При поиске средней стоимости за нормочас выполняемых ремонтных работ последняя графа заменяется полем «Тип транспортного средства», ведь стоимость нормочасов у разных брендов и авто различных кузовов отличается.
Для расчета цены материала заполняют три поля: дату, производителя и название материалов.
Расчет стоимости ремонта и ремонтных работ на основании экспертного заключения, выданного независимыми экспертами. Данная методика помогает определить затраты на ремонт на всех стадиях.
Кроме того, единый способ расчета позволяет определить затраты на ремонт в день ДТП с учетом границ экономической зоны. При этом методика дает возможность учитывать общую амортизацию транспортного средства и отдельных ее узлов, которые требуется заменить.
Максимальный размер амортизации составляет 50% от первоначальной стоимости машины. Расчетываются расходы на ремонт транспортного средства по формуле: .
Каждый страховой договор хоть и основан на законодательной базе, но может иметь индивидуальные условия. Если в договоре прописана возможность заменить ремонт денежными выплатами, то автовладелец может отстаивать это право.
В том случае, когда в договоре прописан только ремонт или денежная компенсация, то взаимозаменяемость не допускается.
Страховая компания имеет полное право не выплачивать страховое возмещение только в определенных случаях. К основаниям, установленным п. 5.2 Положения, относятся следующие ситуации:
- Подача заявления лицом, которое не является потерпевшим, либо не имеет доверенность, позволяющую обратиться в интересах потерпевшего.
- Непредоставление оригиналов документов по требованию страховой компании.
- Отсутствие банковских реквизитов при заявлении о безналичном переводе.
- Непредоставление автомобиля для оценки повреждения по требованию страховой компании.
Если было ДТП, стоимость ущерба и восстановительных работ считают на основании информации, собранной при первичном осмотре повреждённой машины, а при необходимости – при дополнительном осмотре, и зафиксированной в специальном акте.
Для определения стоимости ремонта страховщик складывает следующие составляющие:
- издержки на осуществление ремонтных работ;
- расход на материалы;
- стоимость заменяемых запчастей.
В свою очередь, затраты на запчасти определяются компанией-страховщиком как сумма расходов на каждую единицу запчасти, рассчитываемую путём умножения:
- количества таких деталей;
- их цены;
- понижающего коэффициента, учитывающего износ старой детали.
Справка! Износ деталей необходим для определения понижающего коэффициента, на который уменьшается цена запчастей. Например, если износ составляет 30%, то будет применяться коэффициент 0,7, рассчитанный как разность между единицей и процентом износа, делённым на 100%.
Износ комплектующих исчисляется, исходя из сведений о:
- срока эксплуатации;
- пробега машины;
- коэффициентах влияния данных параметров на износ, значения которых установлены Положением Банка России от 19 сентября 2014 года № 432-П .
В случае полной гибели автомобиля страховщик обязуется выплатить деньги на приобретение нового. Размер выплаты в данном случае определяется как разность между:
- стоимостью машины в день аварии;
- стоимостью годных остатков.
Под годными остатками понимаются те детали и части машины, которые можно демонтировать и реализовать.
Видео (кликните для воспроизведения). |
При этом цена годных остатков рассчитывается как произведение:
- цены ТС в состоянии до аварии;
- доли стоимости целых деталей в полной стоимости ТС;
- коэффициента расходов на продажу запчастей (0,7 – для легковушек, 0,6 – для грузовых);
- коэффициента срока эксплуатации ТС;
- коэффициент степени повреждений.
Вышеперечисленные коэффициенты также определяются на основании Положения центробанка.
Калькуляция основывается на результатах осмотра. На сумму повлияет вид требующегося ремонта – покраска, монтаж, замена детали и пр.
Увеличивается страховка от большей продолжительности ремонтных работ и их средней в экономическом регионе цены. Как уже упоминалось ранее, значительно снижает сумму степень износа ТС.
Многими из этих критериев можно оперировать для минимизации расходов на выплату компенсации.
Страховой компанией должна в полном объеме оплачиваться замена запчастей и ремонт транспортного средства пострадавшей стороны. Государство должно контролировать выплаты.
Согласно закону № 40-ФЗ страховая организация должна выплачивать 100-процентную сумму на восстановление поврежденного автомобиля.
Но правила ОСАГО содержат положение, в соответствии с которым сумма выплаты должна рассчитываться с учетом износа деталей. Такой пункт не отвечает требованиям законодательных документов Российской Федерации.
Это можно объяснить тем, что страховые компании не желают платить пострадавшим лицам за новые детали.
Разберемся на примере, как будет проведен расчет выплаты.Вы попадаете в аварию, и авто повреждается. Далее уведомляете о дорожном происшествии страховую фирму и подаете необходимые для компенсации документы в течение 15 дней.
РСА запустил сайт, на котором можно воспользоваться онлайн-калькулятором при расчете суммы выплаты по ОСАГО при ДТП. Есть одноэкранные классические и пошаговые калькуляторы.
От вас потребуется внести такие реквизиты:
- для физлица или компании делается расчет;
- какой тип страховки;
- какой стаж и возраст водителя;
- какая мощность двигателя;
- сколько времени эксплуатируется автомобиль;
- сколько действует страховка;
- территориальный округ, так как стоимость запчасти в каждом регионе отличается.
Возможет учет коэффициентов по классам, грубому нарушению и т. д.
При задержке выплат заявитель также может в онлайн-режиме просчитать сумму неустойки.
Сервисы запроса цены нормо-часов не имеют отличий от поиска цены запасной части – выбирают регион и марку транспортного средства.
При определении стоимости ремонта учитывается качество запасной части, количества материалов. Такие сведения сервисом не учитываются.
На сайте не получится учесть износ транспортного средства, возможный тюнинг комплектующих.
На сервисе можно рассчитать стоимость запасной части и работы для транспорта, возраст которого не более 12 лет. Для остальных автовладельцев актуально применение принципа расчета по средней цене.
Если вы проверили расчеты страховой и выяснили, что компенсация занижена, можете обратиться в компанию, которая проведет независимое оценивание повреждений.
Далее стоит отправиться в судебную инстанцию с иском,, в котором изложите требование взыскать разницу между нанесенным вредом имуществу и выплаченной суммой страховой компанией.
Сегодня при повреждении автомобиля, застрахованного по ОСАГО, не обойтись без оценки поврежденного автомобиля. Данные действия необходимы для составления расчёта стоимости восстановительного ремонта с учетом износа.
Именно сумму с учетом износа запчастей и выплатит страховая компания в качестве возмещения.
Нередко размер страхового возмещения рассчитывается непосредственно страховой компанией.
Единая методика расчета ущерба по ОСАГО: методика обмана
С 1 декабря 2014 года все страховые компании, работающие в системе ОСАГО, перешли на единый стандарт расчета ущерба поврежденных в ДТП автомобилей. Ранее стоимость ремонта эксперты СК оценивали по-разному. Порой итоги расчетов двух специалистов различались втрое. К чему это привело? Страховщики выплачивали минимум – и потерпевшие пошли в суды.
Решения судебных инстанций в большинстве своем были не в пользу страховщиков. В результате суммы выплат выросли в два-три раза и страховые компании лишились весомого куска прибыли. Им нужно было принимать экстренные меры, иначе заниматься ОСАГО становилось невыгодно. Первым делом повысили стоимость полиса на 30%. Затем появился документ, устанавливающий порядок расчета стоимости ремонта – единый для всех экспертов.
Над документом долго работали специалисты РСА – ведь нужно было учесть еще и стоимость запасных частей, а их в справочнике более 40 миллионов наименований!
Для определения стоимости ремонта регионы разделили по отдельным зонам. Всего их тринадцать. Для каждой – свои ценники на запчасти. Чтобы проверить, к какой зоне относится тот или иной регион, достаточно зайти на сайт РСА (autoins.ru) в раздел «ОСАГО». Там же можно проверить и стоимость запасных частей. Правда, для этого нужно знать их заводское обозначение.
В РСА уверяют, что цены на ремонт и запчасти установлены рыночные и разногласий между потерпевшими и страховщиками теперь не будет. Так ли это? Проверим.
Для чистоты эксперимента возьмем реальный автомобиль, пострадавший в ДТП, – седан Nissan Teana 2011 года выпуска с пробегом 59 482 км. Эксперты компании «Кримэкспертиза» сделали расчет стоимости ремонта как по единой методике РСА, так и по рыночным ценам Московского региона. По методике РСА с учетом износа потерпевшему выплатят 158 тысяч рублей, тогда как реально, если не учитывать износ деталей, для ремонта автомобиля понадобится 248 тысяч. Разница – 90 тысяч рублей! А если брать рыночный расчет (с учетом износа) наших экспертов, то эта разница сократится до 38 тысяч рублей, но все равно останется.
Основная причина нестыковок – стоимость запасных частей. Мы проверили цены на детали на сайте РСА и сравнили со среднерыночными по Москве. Оказалось, что по большинству позиций цены в справочнике РСА заметно ниже. Это объяснимо: поставки запчастей привязаны к евро и доллару, а справочники составляли, когда курс был в два раза ниже. Обновить же свои расчеты РСА планирует лишь через полгода.
Недостаточной будет и сумма, выплаченная на ремонтные работы. Стоимость нормочаса для марки Nissan в методике занижена. К примеру, неофициальные сервисные станции берут за кузовные работы 1000 рублей за час, у официалов расценки еще выше – от 1500 рублей. А в методике указана сумма 900 рублей за нормочас (для Центрального экономического региона, куда входит и Москва).
Есть и другие проблемы. По мнению эксперта Александра Гладышева, некоторые повреждения автомобиля, например перекосы кузова, можно выявить лишь на специальном стенде. А дорогостоящие измерительные системы есть далеко не во всех автосервисах, не говоря уже об экспертах. В результате стоимость таких работ специалистами страховщиков учитываться не будет. А значит, и денег окажется недостаточно для ремонта автомобиля.
Что же делать пострадавшим в ДТП? Идеальный вариант – обзавестись полисом каско. Но его могут себе позволить не все.
Судиться тоже не вариант. Ведь теперь и в страховых компаниях, и в судах единственный документ, по которому можно рассчитать стоимость ремонта, – методика РСА. При этом, если разница между выплатой страховщика и требованием пострадавшего составляет не более 10%, ее отнесут к так называемой статистической погрешности и не примут такой иск к рассмотрению в суде. А рассчитать ущерб на сумму, которая больше этих 10%, чтобы постараться приблизиться к реальной стоимости ремонта, эксперт теперь не сможет – методика не позволит. Поэтому единственный выход для автовладельцев, не имеющих полиса каско, – не брать деньгами, а требовать направления на ремонт в автосервис. Благо это предусмотрено правилами ОСАГО.
Будет ли ремонт качественным? Об этом мы расскажем в следующий раз.
Процедура возмещения определенной суммы по страховому случаю достаточно проста. Пострадавшее лицо направляет в СК заявление соответствующего содержания и документы, а по истечении положенного срока, получает деньги. Зачастую люди не задаются вопросом, как производится расчет выплаты по ОСАГО, поскольку считают исчисление сложным и длительным процессом.
Представление о порядке определения суммы ущерба по соглашению ОСАГО позволит сократить число судебных разбирательств и уменьшить поток вопросов со стороны водителей. В данном материале представлена подробная информация о порядке расчета выплаты по ОСАГО при ДТП и выделены наиболее значимые моменты.
ЕМРУ (Единая методика расчета ущерба) была разработана Российским союзом автостраховщиков и ЦБ РФ для определения стоимости услуг по восстановлению автомобиля, попавшего в аварию. Объективность и полезность методики переоценить сложно, поскольку именно она служит источником правдивой информации, и на нее опираются страховщики при обращении конкретного лица за страховой суммой.
Несколько иначе к ЕМРУ относятся автомобилисты, считая, что рассчитывается страховая выплата по ОСАГО таким образом не вполне корректно.
После введения такого расчета в оборот, все работы и действия, связанные с подсчетами ущерба, могут быть произведены исключительно подготовленными лицами.
Каким требованиям должен соответствовать технический эксперт?
При оценке ущерба, нанесенного транспортному средству, крайне важно, чтобы специалист, занимающийся осмотром автомобиля, соответствовал критериям, определенным действующим законодательством, а именно:
- стаж работы на должности автотехника должен составлять не меньше года;
- у специалиста должно быть высшее образование;
- каждые пять лет эксперт обязан проходить курсы переподготовки, и имеет об этом подтверждающий документ.
При соответствии всем критериям, специалист получает лицензию на проведение экспертной оценки, и его данные вносятся в специальный список, в дальнейшем, размещаемый на сайте РСА. Из реестра можно получить сведения о Ф. И. О., статусе, контактных данных и городе, где проживает специалист.
В случае, если все указанные действия по обследованию автомобиля эксперт выполнит, но у него не будет лицензии, итоговое заключение не будет иметь правовой значимости.
В помощь специалистам, да и для пострадавших автовладельцев, сотрудниками РСА был разработан специальный онлайн-калькулятор убытка по ОСАГО , позволяющий определить размер возмещения ущерба в 2019 году.
Сервис позволяет произвести расчет компенсации при помощи доступа в интернет и любого электронного гаджета. Достаточно ввести необходимые данные (например, модель автомобиля, название материала и номер детали) и произвести калькуляцию ущерба по ОСАГО онлайн. Все действия займут до нескольких минут времени. Дополнительно следует сказать, что сведения о номере детали и материале, из которого она изготовлена, содержатся в отчете об аварии либо их можно легко найти в интернете.
Используя онлайн-калькулятор, любой водитель сможет оценить реальный ущерб, причиненный авто в аварии, самостоятельно, без обращения к специалистам.
Обязательно стоит уделить внимание рассмотрению вопроса износа автомобиля. Фактически размер выплаты по ДТП не может превышать 80% от стоимости, однако, есть утвержденный законодательством перечень деталей авто, когда определяется нулевое значение износа. Иными словами, когда при составлении отчета встречается деталь из этого списка, страховщик обязан сделать перерасчет замены детали как новой.
Износ автомобиля рассчитывается с момента начала его использования. Если гражданин перекупил машину, то указанный срок начинает отсчитываться со дня покупки.
Расчет коэффициента износа при выплате ОСАГО производится по специальной формуле:
Износ = 100 * (1 – е -х )
Х = Коэф. срока х Срок эксп. + Коэф. автопробега х Пробег
Следует сказать, что выплаты по ущербу здоровью водителю и пассажирам не рассчитываются. В законе установлены фиксированные сумму компенсации. В случае летального исхода или причинения вреда здоровью, для каждого пассажира или водителя полагается сумма в размере 500 тыс. рублей.
Чтобы выплатить положенную сумму пострадавшему лицу, СК придется сначала рассчитать итоговую сумму. Для определения ущерба, причиненного автомобилю, страховые компании принимают в учет определенные показатели:
- дату аварии и регион, где она произошла;
- марку автомобиля;
- номер детали, которой был нанесен ущерб.
При изменении даже одного пункта или в случае неправильного отражения фактической информации, сумма существенно меняется, и зачастую не в пользу пострадавшего. Чтобы избежать такого итога, обратившемуся в СК гражданину следует внимательно следить за работой оценщика и отмечать информацию, которая вносится в отчет. После составления отчетности, эксперт обращается к ЕМРУ для определения размера денежной выплаты. Здесь применяется специальная формула:
- РК — размер компенсации к выплате;
- СР — стоимость ремонта;
- СМ — стоимость материалов;
- СД — стоимость деталей, подлежащих замене.
Для выполнения исчисления, стоит воспользоваться специальным калькулятором , где определяется стоимость каждой детали отдельно. Во время определения каждого показателя во внимание принимается среднерыночная стоимость деталей и материалов, которые необходимы для восстановления. Цены на ремонтные работы тоже должны учитываться.
Максимально возможное отклонение от среднего показателя может составлять не больше 10%.
При расчете в учет принимаются лишь те повреждения, которые были нанесены во время ДТП, а для этой цели используется специальный поправочный коэффициент, который рассчитывается по крайне сложной формуле. Показатель в любом случае будет всегда меньше единицы.
Самым крайним случаем является ситуация, когда общий размер компенсации превышает стоимость автомобиля. Здесь, компания может выдать средства не на ремонт, а на покупку нового автомобиля. В остальных ситуациях выбирается вариант, при котором пострадавшее лицо получит возможность восстановить свою машину до работоспособного состояния. Еще до получения суммы, каждый страхователь вправе запросить калькуляцию расчета выплаты. В этом документе должны быть представлены все обязательные расчеты, с указанием итоговой суммы компенсации за каждую поврежденную деталь.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Завершая статью, можно сделать несколько выводов о том, как рассчитать сумму возмещения при ДТП. Конечно, лучше доверить такие действия экспертам, прошедшим специальное обучение, и имеющим определенные навыки в работе, однако, не всегда страховые компании работают добросовестно, и стоит проявлять бдительность во время осмотра машины и записи необходимых сведений. Дополнительную помощь может оказать онлайн-калькулятор для определения причиненного ущерба, которым автовладелец может воспользоваться в любое удобное время.
Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.