Представительный и законодательный орган российской федерации

Информация на тему: "представительный и законодательный орган российской федерации" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.

КП / БИлеты 2013 / 38_ФС – представительный и законодательный орган РФ

Согласно Конституции РФ (ст. 94) Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации.

Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю. Первые парламенты (английский парламент, испанские кортесы) возникли еще в XII – XIII веках.

Парламент и парламентаризм – понятия взаимосвязанные, но не равнозначные. Парламентаризм не может существовать без парламента. В то же время парламент может существовать без важнейших элементов парламентаризма, которые могут быть утрачены. К числу этих важнейших элементов парламентаризма относятся прежде всего разделение властей, представительность и законность.

Следует особо выделить представительность, поскольку только в условиях демократического самоопределения народа парламент приобретает характер демократически легитимированного народного собрания, коренным образом отличающегося и от коллегии советников феодального сюзерена или органа корпоративного сословного представительства более позднего периода, и от представительных учреждений социалистического государства. Наличие такого рода народного собрания позволяет говорить о парламентской демократии как форме государства, базирующейся на принципе народного суверенитета.

В Российской Федерации Федеральное Собрание как парламент республики пришло на смену “двухступенчатому” механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет.

1. В ст. 94 Конституции РФ указывается, что Федеральное Собрание – представительный орган Российской Федерации. Тем самым устанавливается, что формой государства является представительная, т.е. опосредованная выборами, парламентская демократия, в условиях которой формирование политической воли народа возлагается на народное представительство, самостоятельно принимающее наиболее ответственные решения.

2. В ст. 94 Конституции РФ Федеральное Собрание – законодательный орган Российской Федерации. В этой передаче парламенту законодательной власти реализуется принцип народного суверенитета как основы правопорядка.

3. Ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

4. Федеральное Собрание исполняет и некоторые довольно ограниченные контрольные функции за исполнительной властью. Контроль осуществляется посредством федерального бюджета, принимаемого Государственной Думой, а также использования права отказывать в доверии Правительству, которое в этом случае может быть отправлено Президентом Российской Федерации в отставку. Кроме того, в ведение ГД ФС РФ входит заслушивание ежегодных отчетов Правительства, в том числе и по вопросам, поставленным ГД РФ.

5. Согласно ст. 95 Конституции Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Государственная Дума представляет все население Российской Федерации, а Совет Федерации, часто именуемый верхней палатой, состоит из членов, представляющих все субъекты Российской Федерации. Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и чаяния. Вместе с тем Совет Федерации – государственный орган всей Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам Российской Федерации, а государству в целом, т.е. всей России.

6. В Федеральном Собрании палаты самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению, в соответствии с Конституцией. Она устанавливает в ст. 100, что палаты могут собираться совместно лишь для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств.

Конституция предусматривает совершенно различную компетенцию для каждой из палат, обеспечивая тем самым систему “сдержек и противовесов” в деятельности Федерального Собрания.

7. Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней ситуации обладают меньшими возможностями воздействия на политическую жизнь страны.

Вследствие взаимодействия всех этих факторов развитие российского парламентаризма идет сложным, во многом противоречивым путем.

Федеральное Собрание – это представительный и законодательный орган Российской Федерации. Структура, члены

Становление правового государства связано с формированием его основных принципов. Один из них гласит о разделении властей. В российской действительности Федеральное Собрание – это законодательная ветвь, правительство РФ – исполнительная, а судебную осуществляют Верховный, Конституционный, Высший арбитражный и другие суды Российской Федерации.

Существование парламентаризма в России можно наблюдать начиная с момента образования государственности. При князе существовали совещательные органы. Действовала сперва Боярская дума, позднее – Земский собор. Созданные Петром Первым коллегии, Сенат и Синод, также выполняли функции совещательных и представительных органов.

В классическом европейском виде парламент появился в Российской империи в начале двадцатого века. Манифест 1905 года о выборах в Государственную Думу заложил основы представительства от населения государства. Выборный Верховный Совет СССР по-своему продолжил начатую инициативу.

Читайте так же:  Компенсация за неиспользованное санаторно-курортное лечение пенсионерам, детям, кто имеет право на л

В девяностые годы сформировалось в современном виде Федеральное Собрание. Год 1993 стал зарождением нового органа власти по принятой двенадцатого декабря Конституции.

В действующей редакции закона высшей юридической силы основам деятельности, формирования и структуры Федерального Собрания выделена отдельная пятая глава. Она идёт следом за главой, в которой представлена характеристика полномочий и деятельности Президента РФ. Это говорит о важности роли и месте законодательного органа в структуре власти.

Статья 94 Конституции России ставит знак равенства между двумя понятиями: Федеральное Собрание – это парламент. В ней же зафиксированы его главные характеристики: это и законодательный, и представительный орган.В 1994 году разработан и принят конституционный Закон о Федеральном Собрании.

Изображение - Представительный и законодательный орган российской федерации proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F39007%2F237880%2F26989

Каждая из палат утверждает свой порядок работы, решает вопросы своего внутреннего распорядка деятельности. Регламент определяет внутреннее устройство Государственной Думы и Совета Федерации, порядок прохождения заседаний, общения парламентариев с избирателями, парламентских слушаний, законодательную основу, решаются другие вопросы деятельности. Для стабильной работы обеих палат создан аппарат, в которых трудятся государственные служащие.

Статья 94 Конституции РФ говорит, что Федеральное Собрание – это орган законодательной власти. Это значит, что все законы Российской Федерации становятся таковыми после рассмотрения и одобрения их парламентом. Иным путём законодательная инициатива не может превратиться в закон.

Признание Федерального Собрания представительным органом указывает на принцип его формирования. Представительство народа выражается в проведении выборов. Политическое волеизъявление населения страны передаёт избранникам право принимать любые жизненно важные решения для судьбы всего государства.

Изображение - Представительный и законодательный орган российской федерации proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F39007%2F237880%2F26990

Только наличие признаков парламентаризма говорит о действительном основании законодательного и представительного органа. Это:

  • создание коллегиального учреждения;
  • деятельность избранников народа построена на постоянной основе и оплачивается;
  • имеются законодательно определенные формы и методы, полномочия и задачи выборной палаты.

Федеральное Собрание РФ представляет собой структуру из двух основных элементов. Статья 95 Конституции характеризует две палаты Федерального Собрания. Верхняя палата Совета Федерации формируется из двух представителей от субъекта федерации. Один направляется от исполнительной власти, другой рекомендуется выборной. На сегодняшний день РФ насчитывает восемьдесят пять субъектов, соответственно, сто семьдесят человек – общее количество членов Совета Федерации.

Изображение - Представительный и законодательный орган российской федерации proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F39007%2F237880%2F26991

Государственная Дума выполняет функции нижней палаты. Она имеет определённое количество мест: четыреста пятьдесят. Избираются её члены на пять лет. Стать депутатом Государственной Думы имеет право любой гражданин России с двадцати одного года. Одновременно быть членов обеих палат человек не имеет права. Так как труд депутата финансируется на постоянной основе, то он должен отказаться от другой оплачиваемой деятельности. Исключение составляет творческая работа, например, преподавательская, научная. Эти положения закреплены в статьях 95, 96, 97 Конституции России.

Это регулярно действующий орган. К его функциям относятся полномочия, определённые в статье 102. Совет Федерации:

  1. Утверждает изменения в границах субъектов России.
  2. Подтверждает указы президента России о введение чрезвычайного или военного положения.
  3. Назначает выборы президента страны.
  4. Принимает отставку президента.
  5. Принимает решение о применении российских войск вне территории России.
  6. Назначает на должность Генерального прокурора РФ и судей Высшего арбитражного суда РФ, Верховного суда РФ и Конституционного суда РФ.
  7. Назначает на должность председателя Счётной палаты и половину её аудиторов, принимает их отставку.

Изображение - Представительный и законодательный орган российской федерации proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F39007%2F237880%2F26992

Совет Федерации Федерального Собрания в обязательном порядке анализирует утверждённые Государственной Думой федеральные законы определённого круга вопросов, охарактеризованных в статье 106:

  1. Утверждение федерального бюджета, налогов и сборов.
  2. Денежная эмиссия и финансовое, таможенное, кредитное, валютное, регулирование.
  3. Утверждение и расторжение международных договоров России.
  4. Статус и охрана государственной границы.
  5. Вопросы войны и мира.

Функции выполняются через созданные комитеты и комиссии. По требованию времени формируются новые. Сейчас действует шестнадцать комитетов, из них: вновь образованный комитет по местному самоуправлению, по финансовым и правовым вопросам.

Избранная народом Государственная Дума начинает свою работу на тридцатый день после выборов. Первое заседание ведёт старейший депутат. С началом её работы полномочия Думы предыдущего созыва прекращаются. Президент России может назначить первое заседание раньше тридцатидневного срока.

Функции нижней палаты определены статьёй 103:

  1. Доверять или не доверять правительству РФ.
  2. Дать согласие на кандидатуру, предложенную президентом Российской Федерации на пост Председателя правительства.
  3. Принимать ежегодно отчёт правительства о результатах деятельности.
  4. Назначать и освобождать от занимаемой должности председателя Центрального банка России, председателя Счётной палаты и половину её аудиторов, Уполномоченного по правам человека.
  5. Выдвигать обвинения президенту страны для отстранения его от должности.
  6. Объявлять амнистию.

Конституция России определяет порядок формирования каждой палаты. Хотя Федеральное Собрание – это представительный орган, избиратели повлиять на формирование его верхней палаты не могут. Он состоит из политической элиты, призванной защищать интересы своего региона.

Изображение - Представительный и законодательный орган российской федерации proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F39007%2F237880%2F26993

Совет Федерации работает в две сессии: весеннюю с января по июль, и осеннюю с сентября по декабрь. Заседания проходят не реже 2 раз в месяц в течение одного или нескольких дней, при необходимости чаще. У каждого члена оборудовано личное место в зале заседаний.

Мажоритарно-пропорциональная система лежит в основе образования Государственной Думы. Одна вторая от общей численности депутатов избирается по одномандатным округам. Кандидат, набравший большинство голосов населения, считается победителем. Это признак мажоритарной системы.

Читайте так же:  Льготы ветеранам труда по стажу в башкортостане в 2019 году, транспортный налог в башкирии, выплаты

Пропорциональная система заключается в соотношении голоса избирателя и количества депутатских мандатов в Думе. Вторая половина депутатов нижней палаты формируется политическими партиями, перешагнувшими семипроцентный барьер участия в выборах. Пропорционально набранным голосам избирателей они получают определённое количество мест в Государственной Думе.

Статья 104 Конституции закрепляет право законодательной инициативы. Согласно её положению, правом предложить новый законопроект обладает Федеральное Собрание РФ, президент России, выборные органы субъектов России. Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ вправе выдвигать предложения только по вопросам их ведения.

Изображение - Представительный и законодательный орган российской федерации proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F39007%2F237880%2F26994

Без заключения правительства России не могут быть выдвинуты инициативы о федеральном бюджете. Это касается вопросов об отмене или вводе налогов, о выпуске займов государства, о преобразовании государственных финансовых обязательств.

Законопроект подаётся в Государственную Думу. Депутаты обсуждают его, разрабатывают и принимают. Последующие после утверждения закона Думой пять дней даются на передачу его для рассмотрения Совету Федерации. Четырнадцать дней – срок, в течение которого верхняя палата должна вынести вердикт «одобрено – не одобрено». Если половина членов проголосовала за, то принятый закон передаётся президенту (пять дней для передачи, четырнадцать для подписания). Если закон Совет Федерации не одобряет, то проект посылается на доработку в Государственную Думу. Если глава России не подписывает закон, то Федеральное Собрание (обе его палаты) заново пересматривает его положения.

Изображение - Представительный и законодательный орган российской федерации proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F39007%2F237880%2F26995

Государственная Дума имеет право принять закон без одобрения Совета Федерации только в одном случае, если при повторном рассмотрении за него отдадут голоса две трети депутатов. Точно так же, при возвращении президентом на доработку принятого Федеральным собранием закона, он проходит в прежней редакции, если за него выступят две трети от общего количества его членов. Глава государства вынужден будет подписать и обнародовать его в течение семи дней.

Особенной чертой парламентаризма считается наличие свободного депутатского мандата. Депутат Федерального Собрания не связан в своей деятельности с волей избирателей. Реализуя свои полномочия, он руководствуется законными ограничениями и своими личными представлениями. Избиратели не могут отозвать парламентария, не выполнявшего свои обязательства перед электоратом. Их влияние ограничено только тем, что они могут отказать ему в доверии и не переизбрать на новый срок.

В декабре каждого года звучит послание президента Федеральному Собранию. Такая традиция сложилась по Конституции 1993 года. Впервые послание президента Федеральному Собранию прозвучало в феврале 1994 года.

Итоги 2015 года подвёл в ежегодном обращении президент Путин. Федеральному Собранию в таких случаях следует собираться в полном составе своих обеих палат. Кроме главного законодательного органа, присутствуют другие высшие органы власти и приглашённые различных уровней.

Сегодняшняя действительность показывает отсутствие реальной оппозиции конституционному большинству, сложившемуся в Государственной Думе. Все законопроекты, инициированные президентом или правительством, проводятся через законодательные структуры и приобретают силу закона.

Какой орган Российской Федерации является представительным и законодательным одновременно?

А. Федеральное собрание

В. Совет федерации

С. Государственная дума

правильный ответ: Федеральное собрание

Федеральное Собрание – это парламент Российской Федерации, он является представительным и высшим законодательным органом власти Российской Федерации. Федеральное Собрание состоит из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы.

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания – парламента Российской Федерации. В Совет Федерации в соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Заседания Совета Федерации являются основной формой работы палаты. Они проходят отдельно от заседаний Государственной Думы. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств. Члены Совета Федерации осуществляют свои полномочия на постоянной основе.

Полномочия Совета Федерации определены Конституцией Российской Федерации. Основной функцией Совета Федерации является осуществление законодательных полномочий. Порядок рассмотрения Советом Федерации федеральных конституционных законов и федеральных законов, соответственно одобренных или принятых Государственной Думой, определяется Конституцией Российской Федерации и Регламентом Совета Федерации.

Организация законодательной работы в Совете Федерации осуществляется по двум основным направлениям:

Видео (кликните для воспроизведения).

– Совет Федерации совместно с Государственной Думой участвует в разработке законопроектов, рассмотрении законов и принятии решений по ним;
– в порядке реализации права законодательной инициативы Совет Федерации самостоятельно разрабатывает проекты федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Согласно статье 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся (пункт 1):

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;
в) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
г) назначение выборов Президента Российской Федерации;
д) отрешение Президента Российской Федерации от должности в порядке импичмента после выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой (для принятия решения необходимо большинство в две трети состава палаты);
е) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (назначения осуществляются по представлению Президента Российской Федерации);
ж) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации (также осуществляется по представлению президента);
з) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава её аудиторов.

Читайте так же:  Право на труд в условиях отвечающих требованиям безопасности и гигиены

В области законотворчества Совет Федерации занимает по отношению к Государственной Думе подчинённую роль. Любые законы сначала вносятся в Государственную Думу, и лишь после одобрения нижней палатой поступают на рассмотрение Совета Федерации

Государственная дума – «нижняя» палата Федерального собрания, принимающая федеральные законы. Конституция Российской Федерации (статья 103) определяет следующие полномочия Госдумы и даёт право выносить постановления по ним:

а) дача согласия президенту Российской Федерации на назначение председателя Правительства Российской Федерации;
б) заслушивание ежегодных отчётов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной думой;
в) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
г) назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка Российской Федерации;
д) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счётной палаты Российской Федерации и половины состава её аудиторов;
е) назначение на должность и освобождение от должности уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;
ж) объявление амнистии;
з) выдвижение обвинения против президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Госдума образует комитеты и комиссии. Комитеты являются основными органами палаты, участвующими в законотворческом процессе. Формируются, как правило, по принципу пропорционального представительства депутатских объединений. Председатели комитетов, их первые заместители и заместители избираются большинством голосов от общего числа депутатов по представлению депутатских объединений.

К полномочиям комитетов относятся:

а) внесение предложения по формированию примерной программы законопроектной работы Государственной думы на текущую сессию и календаря рассмотрения вопросов Государственной думой на очередной месяц;
б) осуществление предварительного рассмотрения законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной думой;
в) подготовка проектов постановлений Государственной думы;
г) подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений, поступившим на рассмотрение Государственной думы;
д) подготовка в соответствии с решением палаты запросов в Конституционный суд Российской Федерации;
е) в соответствии с решением Совета Государственной думы, поручением Председателя Государственной думы подготовка проектов постановлений Государственной думы о направлении представителей Государственной думы в Конституционный суд Российской Федерации;
ж) организация проводимых Государственной думой парламентских слушаний;
з) заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета;
и) анализ практики применения законодательства.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 18.09.2013 № 348-рп и на основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, высший законодательный и представительный орган государственной власти

Термин “Федеральное Собрание” впервые закреплен за парламентом России Конституцией РФ 1993 г., ст. 94 которой гласит: “Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации”.

Федеральное Собрание отвечает всем признакам, характеризующим классический парламент. Оно является выборным органом, нижняя палата которого – Государственная Дума – формируется на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании с использованием пропорциональной избирательной системы. Это позволяет российскому многонациональному народу иметь своих представителей в Федеральном Собрании и свидетельствует о наличии принципа многопартийности при формировании Государственной Думы. Многопартийная система – необходимый элемент демократического правового государства, без которого невозможна представительная демократия. Политические партии, представленные в Государственной Думе, создают партийные фракции, вырабатывают единую позицию своих депутатов по важнейшим вопросам повестки дня.

Совет Федерации формируется органами государственной власти субъектов Федерации, т.е. является органом косвенного представительства. Принцип федерализма, присутствующий в формировании Совета Федерации, призван обеспечивать интересы российского многонационального народа, являющегося носителем суверенитета и единственным источником власти.

Будучи представительным органом государственной власти, Федеральное Собрание призвано выражать волю народа, учитывать интересы различных классов, социальных слоев российского общества. Представительный характер Федерального Собрания обеспечивается обязанностью членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы поддерживать связи с избирателями, информировать их о своей работе и деятельности парламента в целом, выражать и отстаивать общественное мнение и государственные интересы.

Федеральное Собрание состоит из профессиональных политиков, которые занимаются только депутатской работой и получают за это материальное вознаграждение. Вопросы, отнесенные к компетенции палат Федерального Собрания, решаются посредством четко прописанных в регламентах палат Федерального Собрания парламентских процедур.

Компетенция палат Федерального Собрания определена исходя из принципа разделения властей и включает принятие законов, бюджета и контроль за деятельностью иных государственных органов в пределах полномочий, закрепленных Конституцией РФ.

Должное выполнение представительной функции Федеральным Собранием обеспечивает исполнение главной, а именно законодательной функции. Законодательная функция Федерального Собрания является наиболее важной и объемной. Посредством законов Федеральное Собрание осуществляет правовую регламентацию: основных прав, свобод и обязанностей личности на территории России; экономической, политической, социальной основ конституционного строя; федеративного устройства России; порядка организации и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Законы, принятые Федеральным Собранием, обладают верховенством в правовой системе. Благодаря этому обеспечивается единство правового регулирования на территории России.

Читайте так же:  Заявление о банкротстве ликвидируемого должника

Хотя Конституция РФ не называет в числе функций Федерального Собрания контрольную, тем не менее Федеральное Собрание наделено контрольными полномочиями, которые в совокупности позволяют говорить о наличии контрольной функции российского парламента. 30 декабря 2008 г. был принят Закон РФ о поправке к Конституции РФ “О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации”, что является подтверждением наличия у Федерального Собрания контрольной функции. Данные конституционные предписания получили развитие в Федеральном законе от 07.05.2013 № 77-ФЗ “О парламентском контроле”.

Контрольная функция представляет комплекс различных мер по постоянному наблюдению и проверке деятельности системы исполнительных органов, а также по устранению выявленных в результате такой проверки нарушений и предупреждению возможных несоответствий.

Основными направлениями парламентского контроля, осуществляемого палатами Федерального Собрания, следует считать контроль за соблюдением федеральных законов, за исполнением федерального бюджета. Текущий контроль за расходованием бюджетных средств осуществляет образованная палатами Федерального Собрания Счетная палата РФ, выполняющая их поручения и наделенная правом давать общую оценку исполнения федерального бюджета. Последующий контроль за исполнением федерального бюджета осуществляется при представлении в Государственную Думу Правительством РФ отчетов об исполнении федерального бюджета в истекшем году, который утверждается в дальнейшем соответствующим федеральным законом.

Федеральное Собрание осуществляет контроль за распоряжением федеральной государственной собственностью посредством ежегодного заслушивания отчета Правительства РФ о результатах приватизации федерального имущества за прошедший год.

Через назначаемого Государственной Думой Уполномоченного по нравам человека в Российской Федерации Федеральное Собрание контролирует соблюдение и охрану прав и свобод граждан.

Российский парламент влияет также на судьбу находящихся на территории РФ культурных ценностей, перемещенных в Союз ССР в результате Второй мировой войны. Это влияние обусловлено тем, что в Федеральном законе от 15.04.1998 № 64-ФЗ, посвященном данному вопросу, установлено, что передача другому государству таких ценностей допускается только на основе федерального закона.

Важной формой реализации контрольной функции Федерального Собрания являются парламентские расследования, позволяющие контролировать деятельность исполнительной власти, разрешать конфликтные ситуации в случаях массовых нарушений прав человека, расследовать события, имеющие большой общественный резонанс. Порядок проведения парламентских расследований урегулирован Федеральным законом от 27.12.2005 № 196-ФЗ “О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации”.

Федеральное Собрание реализует контрольную функцию также посредством депутатских запросов, парламентских запросов, вопросов депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации, которые иногда называют нижней и верхней палатой. Данная терминология является условной. Она обусловлена особенностями законодательного процесса, в котором проект закона совершает путь снизу вверх. Сначала его рассматривает Государственная Дума (нижняя палата), а затем – Совет Федерации (верхняя палата).

Федеральное Собрание как законодательный и представительный орган государственной власти

В ст. 94 Конституции РФ сказано: «Федеральное Собрание – Парламент Российской Федерации – является представительным и законодательным органом Российской Федерации». В статье названы три важных признака Федерального Собрания.

Во-первых, это Парламент России, без которого невозможен парламентаризм как демократическая система руководства государством и обществом, основанная на принципе разделения властей. Парламентаризм не может существовать без парламента, тогда как парламент может обойтись без важнейших элементов парламентаризма.

Во-вторых, Федеральное Собрание называется представительным органом государственной власти. Важно подчеркнуть представительный, народный характер Федерального Собрания, которое призвано выражать и осуществлять волю и суверенитет многонационального народа России. Это одна из характерных черт парламентской демократии и парламентаризма.

В-третьих, именно парламент наделен исключительным правом принимать законы, в которых находит концентрированное выражение воля народа. Федеральное Собрание посредством законов решает важнейшие вопросы государственного, хозяйственного, социально-культурного строительства, внешних сношений и обороны страны (ст. 102, 103, 106 Конституции РФ).

Исследуя конституционный статус Федерального Собрания, стоит обратить внимание на очевидное неравноправие его палат, конструктивное их несовершенство, негативно сказывающееся на деятельности парламента. Фактически Совет Федерации отстранен от активного участия в законодательной деятельности, ведь ст. 105 Конституции РФ категорично провозглашает: «Федеральные законы принимаются Государственной Думой». При таком положении дел интересы субъектов Федерации едва ли могли найти должное отражение в деятельности Федерального Собрания. Кроме того, «челночная» деятельность членов Совета Федерации была расточительна и малопродуктивна.

Все это стало причиной появления трех важных проектов законов, которые Президент РФ В.В. Путин внес на рассмотрение Государственной Думы. Один из проектов, называвшийся «О порядке формирования Совета Федерации», вызвал острейшие длительные дискуссии и серьезные возражения со стороны Совета Федерации. Однако 26 июля 2000 г. Закон с несущественными поправками все же был принят парламентом и 5 августа 2000 г. подписан Президентом. Последний избрал самый простой, наименее болезненный, но небесспорный вариант решения проблемы. Суть его заключается в том, что теперь в Совет Федерации от каждого субъекта РФ назначается по два представителя: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти. При этом кандидат от исполнительного органа может быть отвергнут двумя третями голосов депутатов законодательного (представительного) органа власти субъекта Федерации.

Читайте так же:  Состав преступления служебный подлог

Совет Федерации из своего состава тайным голосованием избирает председателя и трех его заместителей.

Заседания Совета Федерации проводятся в период с 1 октября по 31 июля не реже одного раза в любую из трех следующих друг за другом недель. Заседание Совета Федерации правомочно, если на нем присутствует не менее двух третей от общего числа членов палаты. Совет Федерации образует комитеты и комиссии, которые являются вспомогательными органами, призванными оказывать ему помощь.

К компетенции Совета Федерации относятся:

– полномочия по вопросам формирования органов государства;

– полномочия по назначению выборов Президента РФ и отрешения его от должности;

– полномочия по утверждению указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положений;

– возможности использования Вооруженных сил страны за ее пределами;

– полномочия по изменению границ между субъектами Российской Федерации;

– полномочия в области законодательства (см. ст. 102, 104, 105 Конституции РФ).

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; статуса и защиты государственной границы РФ; войны и мира (ст. 106 Конституции РФ).

Основным актом Совета Федерации являются постановления, принимаемые большинством голосов от общего числа его членов.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых сроком на пять лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок организации и проведения выборов определяется Федеральным законом от 18 мая 2005 г. № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации».

Выборы считаются состоявшимися вне зависимости от того, какое число зарегистрированных избирателей приняло в них участие.

В соответствии со ст. 101 Конституции РФ Государственная Дума избирает из своего состава постоянные комитеты и комиссии. В Думе созданы целый ряд комитетов и мандатная комиссия, возглавляют их председатели и их заместители.

Комитеты и комиссии – это вспомогательные, подготовительнозаконопроектные, организационные, контрольные органы Государственной Думы, призванные оказывать ей необходимую помощь.

Государственная Дума тайным голосованием избирает из своего состава председателя, первого заместителя и заместителей. После выборов 17 декабря 1995 г. предложено было избирать семь заместителей.

Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией РФ и регламентом, принятым 25 марта 1994 г. (в ред. от 26 февраля 1998 г.), нормы которого регулируют внутреннюю организацию и деятельность Государственной Думы.

В Государственной Думе образуются фракции и депутатские группы, каждая из которых должна состоять не менее чем из 35 депутатов. Их совместная деятельность необходима для выработки единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой.

Согласно ст. 103 Конституции РФ к ведению Государственной Думы относятся полномочия, которые закреплены в ст. 103 – 106. Самым главным из них является принятие законов. Только Государственной Думе принадлежит право принимать федеральные законы: в соответствии со ст. 104 Конституции РФ «законопроекты вносятся в Государственную Думу».

Вместе с тем, прежде чем проект станет законом, он должен пройти соответствующие стадии законодательного процесса.

Государственная Дума может быть распущена Президентом РФ в случаях, предусмотренных ст. 111 и 117 Конституции РФ:

После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (п. 4 ст. 111 Конституции РФ).

Если Государственная Дума после первого выражения недоверия Правительству РФ в течение трех месяцев повторно выразит недоверие, Президент РФ объявляет об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу (п. 3 ст. 117 Конституции РФ).

Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент РФ в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства РФ или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов (п. 4 ст. 117 Конституции РФ).

Государственная Дума не может быть распущена:

в течение года после ее избрания (п. 1 ст. 109 Конституции РФ);

с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации (п. 4 ст. 109 Конституции РФ);

в период действия на всей территории РФ военного или чрезвычайного положения (п. 5 ст. 109 Конституции РФ);

Видео (кликните для воспроизведения).

в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ (п. 5 ст. 109 Конституции РФ).

Изображение - Представительный и законодательный орган российской федерации 457334143346008
Автор статьи: Екатерина Павлова

Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.4 проголосовавших: 17

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here