Правовое регулирование государственной гражданской службы

Информация на тему: "правовое регулирование государственной гражданской службы" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.

2. Правовое регулирование государственной гражданской службы

Правовой институт государственной службы – это совокупность норм, регулирующих порядок возникновения и прекращения государственно-служебных отношений, порядок прохождения службы, права и обязанности, поощрения и ответственность служащих. По своей природе институт службы является комплексным, состоящим из норм различных отраслей права – административного, трудового, пенсионного, финансового, муниципального и т.д.

Законодательство о государственной службе Российской Федерации состоит из следующих источников:

– конституционных положений (в том числе об отнесении федеральной службы к предметам ведения Федерации, а службы субъектов – к предметам совместного ведения);

– федеральных законов о государственной гражданской службе, военной службе, положений законов и иных актов о милиции и иных правоохранительных органах (в части службы);

– указов Президента РФ (о реестрах должностей и др.);

– постановлений Правительства РФ;

– уставов (конституций) субъектов РФ;

– законов и иных нормативных актов субъектов РФ о гражданской службе субъектов РФ.

Регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется, кроме того, нормативными правовыми актами государственных органов.

Соотношение норм трудового и административного права – дискуссионный вопрос, по которому на практике возникает много проблем. Административисты склоняются к тому, чтобы считать доминирующими нормы административного права, считая эти отношения публично-правовыми (такую позицию отстаивает, например Ю.Н. Старилов). В законодательстве на этот счёт – различные подходы в зависимости от этапа развития законодательства. Современный подход (с 2003-2004 гг.) отдаёт доминирующую роль государственно-служебному регулированию. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной ФЗ о государственной гражданской службе.

Научное определение должности состоит в том, что часть организационной структурыоргана, обособленную и закрепленную в официальных документах,с соответствующей частью компетенции органа, предоставленной лицу – служащему в целях ее практического осуществления.

Должность – понятие, которое служит связующим звеном между организацией государственной службы и деятельностью человека. У должности два аспекта: 1 аспект – организационный, 2 – функциональный.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Д.Н. Бахрах считает, что должность есть юридическое описание социальной позиции лица, занимающего ее. На практике различаются формальный (служебный, должностной) и неформальный (персональный, личностный) статус служащего.

Установление должностиозначает закрепление её точного наименования, положения в системе организации, основных функций, способа замещения и требований к лицу, которое может замещать должность.

Должности в государственном аппарате подразделяются на государственные должности и должности государственной службы. Государственные должностиустанавливаются в Конституции РФ, федеральных законах, конституциях (уставах) субъектов РФ, законах субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государства и его органов.Должности государственной гражданской службыустанавливаются штатным расписанием государственных органов в соответствии с реестрами должностей государственной гражданской службы для обеспечения исполнения полномочий государственных органов, лиц, замещающих государственные должности.

В зависимости от вида службы должности государственной службы подразделяются на следующие виды:

1) должности федеральной государственной гражданской службы;

2) должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации;

3) воинские должности;

4) должности правоохранительной службы.

В федеральном государственном органе могут быть учреждены должности государственной службы различных видов.

Должности государственной службы распределяются по группам и (или) категориям в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы. Так, должности гражданской службы, в соответствии со ст. 9 ФЗ о государственной гражданской службе подразделяются на категории и группы. К категориям относятся:

– руководители – должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений, должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений;

помощники (советники) – должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий;

специалисты – должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые;

обеспечивающие специалисты – должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов.

Должности гражданской службы подразделяются на группы в рамках категорий:

1 «руководители», «помощники (советники)» подразделяются на высшие, главные, ведущие;

2) «специалисты» подразделяются на высшие, главные, ведущие, старшие;

3) «обеспечивающие специалисты» подразделяются на главные, ведущие, старшие, младшие.

Гражданам, проходящим федеральную государственную службу, в соответствии с группой замещаемой должности, присваиваются классные чины 2 , дипломатические ранги, воинские и специальные звания. Для граждан, проходящих государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, устанавливаются классные чины. Служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена.

Читайте так же:  Расчет задолженности по алиментам судебным приставом

Все должности государственной службы содержатся в Сводном реестре должностей государственной службы Российской Федерации. В него включаются федеральные перечни должностей, утверждаемые Президентом РФ: а) перечни должностей федеральной государственной гражданской службы; б) перечни типовых воинских должностей; в) перечни типовых должностей правоохранительной службы.

В субъектах Федерации законом или иным нормативным правовым актом утверждается реестр должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В ходе реформирования государственной службы Российской Федерации государственная гражданская служба юридически и организационно выделена в самостоятельный вид государственной службы, реализующийся в аппаратной деятельности работников государственных органов, без которой невозможно не только нормальное функционирование, но и само существование государства. Комплекс вопросов, связанных с организацией и функционированием гражданской службы, а также системное управление ею предполагает выделение двух взаимосвязанных комплексов (блоков) практических действий по их решению: правовое регулирование государственной гражданской службы; кадровое обеспечение гражданской службы (управление персоналом).

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА: ОСОБЕННОСТИ, ИСТОЧНИКИ И МЕХАНИЗМ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Сущность государственной гражданской службы России состоит в том, что она представляет собой практическое и профессиональное участие граждан в осуществлении целей и функций государства посредством обеспечения исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ, а также полномочий лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ.

Официальное (юридическое) определение этого понятия установлено ст. 3 Закона № 79-ФЗ, которой определено: «Государственная гражданская служба Российской Федерации — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи). Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации» [1] .

Следовательно, гражданская служба:

во-первых, это профессиональная деятельность, т.е. она является профессией для гражданских служащих и требует определенной подготовки, получения соответствующего специального образования, а также впоследствии постоянного занятия этим видом социальной деятельности;

во-вторых, это определение указывает на содержание данной профессиональной деятельности, что именно она направлена на обеспечение исполнения полномочий федеральных государственных органов и государственных органов субъектов РФ.

Непосредственно полномочия государственных органов исполняют политики, т.е. лица, замещающие государственные должности Российской Федерации и субъектов РФ. Именно они являются основным носителями полномочий государственных органов.

Гражданская служба — это профессиональная, но обеспечительная (вторичная по отношению к политической), т.е. аппаратная деятельность в органах государственной власти и управления, основными субъектами которой являются государственные гражданские служащие. Следует, однако, подчеркнуть, что в составе государственных органов есть должности, на которых гражданские служащие непосредственно участвуют в исполнении полномочий этих органов. Во-первых, это имеет место во всех сферах государственного управления на высших (иногда и главных) должностях гражданской службы, где осуществляется совмещение политики и административной деятельности. Во-вторых, в ряде государственных органов, деятельность которых имеет по преимуществу административный характер (налоговая служба, служба государственной регистрации, геодезии и картографии и др.).

Структура государственных органов, где осуществляется государственная гражданская служба, а также данные о численности и гендерной (по полу) структуре ее кадрового состава (по состоянию на 1 октября 2013 г.) в общем виде представлены в табл. 4.1.

Особенности государственной гражданской службы, существенным образом отличающие ее от других видов управленческой деятельности, по мнению профессора В.Д. Граждана, характеризуются следующим образом.

Состав кадров государственной гражданской службы Российской Федерации по полу, ветвям власти и уровням управления (на 1 октября 2013 г.)

Все государственные должности и должности государствен ной гражданской службы

в том числе в органах: законодательной власти

судебной власти и прокуратуры

других государственных органах

В федеральных государственных органах — всего

в том числе в органах: законодательной власти

судебной власти и прокуратуры

других государственных органах

на федеральном уровне — всего

в том числе в органах: законодательной власти

судебной власти и прокуратуры

других государственных органах

на региональном уровне — всего

в том числе в органах: исполнительной власти

судебной власти и прокуратуры

В % от общей численности

В государственных органах субъектов Российской Федерации — всего

в том числе в органах: законодательной власти

судебной власти и прокуратуры

других государственных органах

Российской Федерации и другие организации (гражданская служба) — всего

Источник: Бюллетень «Состав работников, замещавших государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы по полу, возрасту, стажу работы, образованию на 1 октября». М.: Федеральная служба государственной статистики, 2014. Т. 1. Табл. 1. URL: http:// www.gks.ru/free_doc/goskadr_13.rar

Сервисность (от англ, service — обслуживание), заключающаяся в обеспечении (т.е. обслуживании) гражданской службой исполнения политическими должностными лицами полномочий государственных органов, в оказании услуг населению (выдача разного рода лицензий, сертификатов, разрешений, справок и т.д.), изучении общественных потребностей и запросов населения.

Читайте так же:  Нормы жилой площади для военнослужащих

Безличность. Гражданские служащие выполняют свою работу с соответствии с предписанными правилами и должностными регламентами, без произвола и предпочтений. Закон для них должен быть превыше всего. Кроме того, гражданские служащие почти не имеют «выхода» на нормативные результаты деятельности своих государственных органов, поскольку подготавливаемые ими проекты законов, постановлений, распоряжений, других нормативных актов приобретают юридическую силу только после принятия политическими органами или подписания их лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации или субъекта РФ.

Субординационный характер. Любой аппарат гражданских служащих внутри государственного органа и отрасли строится на принципах субординации, т.е. соподчинения одних работников другим. Каждое должностное лицо обычно обладает четко определенной компетенцией внутри иерархического разделения труда и ответственно за свою деятельность перед вышестоящим должностным лицом. Однако в пределах государственной службы страны и субъекта РФ гражданская служба имеет не субординационный, а координационный, т.е сорасположи- тельный характер. В частности, взаимодействие государственных гражданских служащих аппаратов трех ветвей власти страны, различных субъектов РФ и т.д. имеет именно координационный характер.

Стабильность. Штат гражданских служащих должен комплектоваться преимущественно на основе пожизненного найма. Пока в России этот принцип комплектования кадрового состава гражданской службы законодательно не закреплен, но фактически абсолютное большинство служащих проходят государственную гражданскую службу на основе контракта на неопределенный срок’.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Эффективность государственной гражданской службы также в значительной степени определяется качеством ее правового регулирования. Правовое регулирование — это осуществляемые при помощи права и правовых средств нормативно-организационное воздействие на государственно-служебные отношения в процессе их становления и развития в целях их охраны, упорядочения общественных отношений в соответствии с потребностями государства и общества.

Механизм правового регулирования гражданской службы включает систему правовых средств, при помощи которых обеспечивается воздействие государства на становление и развитие государственно-служебных отношений. К основным элементам этого механизма относятся: правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание, юридические факты, акты применения права, а также акты реализации прав и обязанностей государственных гражданских служащих.

Источники нормативно-правового регулирования государственной гражданской службы — это совокупность законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих: организацию гражданской службы и правовое положение (статус) государственных служащих; правоотношения по организации поступления на службу; условия и порядок прохождения службы; правоотношения, связанные с надзором и контролем за прохождением службы, соблюдением законодательства

0 государственной гражданской службе, правоотношения, связанные с обеспечением гражданскими служащими установленных законодательством социальных гарантий, в том числе при прекращении службы. [2]

Нормами ст. 5 Закона № 79-ФЗ определена система нормативных правовых актов, составляющих весь массив законодательства о государственной гражданской службе Российской Федерации, в том числе:

  • ? Конституция РФ;
  • ? Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;
  • ? Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»;
  • ? другие федеральные законы;
  • ? указы Президента РФ;
  • ? постановления Правительства РФ;
  • ? нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
  • ? конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
  • ? нормативные правовые акты государственных органов [3] .

Предмет правового регулирования нормами Закона № 79-ФЗ — отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации.

Нормативно-правовое регулирование отношений, связанных с гражданской службой, осуществляется на двух уровнях — федеральном и субъектов РФ. При этом ч. 4 ст. 2 Закона № 58-ФЗ определено: «Правовое регулирование и организация федеральной государственной гражданской службы находится в ведении Российской Федерации. Правовое регулирование государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а ее организация — в ведении субъекта Российской Федерации» [4] .

В настоящее время в субъектах РФ создана нормативная правовая база по вопросам организации и функционирования государственной гражданской службы соответствующих субъектов РФ. В частности, в Саратовской области базовым в этой сфере является Закон Саратовской области от 2 февраля 2005 г. № 15-ЗСО «О государственной гражданской службе Саратовской области» [5] , в Самарской области — Закон Самарской области от 6 апреля 2005 г. № 103-ГД «О государственной гражданской службе Самарской области» [6] , в Ульяновской области — Закон Ульяновской области от 29 сентября 2015 г. № 120-30 «О государственной гражданской службе Ульяновской области» [7] .

Метод правового регулирования государственной гражданской службы основывается на сочетании публично-правовых и частноправовых начал, императивных и диспозитивных способов, средств и приемов регулирования. Как отмечает А.В. Гусев, в правовом регулировании гражданской службы преобладают государственно-нормативные начала, правовое положение сторон государственно-служебных отношений характеризуется существенно меньшей степенью свободы усмотрения, значительно большей подчиненностью служащих законодательно установленным обязанностям, запретам, правилам служебного поведения, ограничениям в формах и способах защиты их социально-трудовых прав и т.д., чем это имеет место в сфере трудовых отношений, регулируемых трудовым законодательством [8] .

Читайте так же:  Сроки получения исполнительного листа после решения суда

В результате реформы законодательства, принятия Закона № 79-ФЗ на гражданской службе существенно сократилась сфера непосредственного применения норм трудового законодательства. Вместе с тем, по оценке А.В. Гусева, «в общей сложности в регулировании труда на гражданской службе применяются более 80 статей Трудового кодекса РФ, что составляет примерно 20% его нормативного материала» [9] .

Однако, несмотря на совершенствование законодательства о гражданской службе в период проведения административной реформы и реформы государственной службы, проблема качества правового регулирования гражданской службы остается весьма актуальной.

  • [1] СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
  • [2] Граждан ВД. Указ. соч. С. 63—64.
  • [3] 2 СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215.
  • [4] СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
  • [5] Неделя области. 2005.9 февр.
  • [6] Волжская коммуна. 2005. 7 апр.
  • [7] Ульяновская правда. 2015. 5 окт.
  • [8] Гусев Л.В. Государственная гражданская служба Российской Федерации: Проблемыправового регулирования : автореф. дис. д-ра юрид. наук. Екатеринбург, 2009. С. 26.
  • [9] Гусев Л.В. Указ. соч. С. 30.

Нормативно-правовое регулирование государственной гражданской службы в Российской Федерации

Государственная служба выступает механизмом профессионального и нормативно-установленного обеспечения реализации Конституции Российской Федерации 1993 г. и иных законов Российской Федерации в интересах граждан, защиты их прав и свобод. Именно государственная служба как государственно-публичный институт способна в значительной степени обеспечить целостность и эффективность государственного управления, стабильность общества. В связи с этим становление и развитие государственной службы, прежде всего в рамках конституционного и административного права, обеспечивает ее целостность и единство, приращение ее системных качеств.

Особое значение для государственной службы имеют нормы конституционного права. Государственная служба развивается и реформируется на основе установленных Конституцией Российской Федерации принципов и положений, относящихся к следующему:

– к основам конституционного строя (ст. 1-16);

– к правам и свободам человека (ст. 17-64);

– к федеральному устройству, разграничению пределов ведения между Федерацией и ее субъектами (ст. 65-79);

– институту президентства (ст. 80-93);

– Правительству Российской Федерации (ст. 94-109);

– к судебной власти (ст. 118-129).

Отдельные стороны государственной службы регулируются нормами трудового права. Часть норм, входящих в институт государственной службы, относится к финансовому праву: это нормы, регулирующие должностные оклады, надбавки к ним, компенсационные выплаты, налоги и в целом финансирование государственной службы. Некоторые правовые нормы относятся к пенсионному праву (о пенсионном обеспечении государственных служащих), к уголовному праву (об уголовной ответственности государственных служащих в случаях и порядке, установленных законодательством),^ гражданскому праву (о материальной ответственности государственных служащих за причиненный по их вине ущерб).

Особое влияние на развитие и становление государственной службы оказывают нормы административного права. С его помощью регулируются отношения, возникающие в ходе формирования и функционирования государственного аппарата, обслуживающего сферы государственного управления. Достижения административного права позволяют подойти к осмыслению концепции государственной службы как особого правового института.

Развитие нормативно-правовой базы государственной службы делает особенно важным формирование новых комплексных отраслей права и (или) законодательства. Большое значение, на наш взгляд, имеет при этом наметившаяся интеграция норм конституционного, административного и трудового права в комплекс норм служебного права.

Укрепление государственной гражданской службы Российской Федерации не может быть самоцелью. Оно должно служить созданию сильного государства, обеспечению целостности и стабильности государственной власти. С другой стороны – сохранение государственной целостности как федеративного государства, единой системы государственной власти является фундаментом сохранения и развития единой и целостной государственной службы Российской Федерации. Государственная служба выступает институтом государства, формой профессионального участия граждан в реализации его функций и полномочий. Государственная служба развивается в рамках и на основе принципов российского государства, закрепленных Конституцией Российской Федерации, поэтому принципиально важным является понимание роли Конституции Российской Федерации, федеральных законов как правового фундамента создания и функционирования государственной службы Российской Федерации, ее единства и целостности.

Ведущую роль в обеспечении единства и целостности государственной службы Российской Федерации играют легитимно принятые цели и социальные ценности, развернутые в принципы ее построения и функционирования. Цели и задачи мобилизуют, организуют и контролируют деятельность государственных служащих. Разумеется, этими целями, задачами, ценностями государственной службы должны быть стратегия и приоритеты государства с учетом относительно ограниченных по сравнению с другими институтами государственного управления возможностей самой государственной гражданской службы, ее специфических функций, которые не совпадают с функциями государства. Основными задачами непосредственно государственной гражданской службы являются охрана конституционного строя; суверенитета и независимости Российской Федерации; ее федеративного устройства; защита прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации; практическое осуществление Конституции Российской Федерации и законов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, исполнение компетенции и полномочий государственных органов и др.

Государственная служба развивается в рамках и на основе принципов российского государства, закрепленных в Конституции Российской Федерации, поэтому принципиально важным является понимание роли Конституции Российской Федерации, федеральных законов как правового фундамента создания и функционирования государственной службы, ее единства и целостности. В Конституции России, на первый взгляд, трудно обнаружить конкретный регламент государственной службы, но логично определяется целый ряд положений, закладывающих ее основы. Часть 2 ст. 4 закрепляет верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации, часть 3 ст. 5 – единство системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами; ст. 18 провозглашает приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; ст. 2 регламентирует, что обязанностью государства является признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина; ст. 10 закрепляет принцип разделения властей – на законодательную, исполнительную и судебную; некоторые обязанности всех должностных лиц – часть 2 ст. 24, часть 3 ст. 41, часть 2 ст. 46 и др.

Читайте так же:  Как производится оформление опеки над инвалидом

Организация и функционирование государственной службы производны от сущности государства, обусловлены закрепленными в Конституции Российской Федерации его параметрами и качествами. Российское государство одно и едино, что определяет единство и цельность государственной службы, предназначенной для обеспечения реализации его функций.

Именно конституционные основы государственного строительства (прежде всего народовластие, федерализм, суверенность Российской Федерации, ее цельность и единство, верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов, разделение реализации единой власти по вертикали и горизонтали, разграничение предметов ведения и др.), последовательно реализуемые на практике, призваны обеспечивать внутреннюю целостность и стабильность государственной службы, правовые и организационные принципы ее функционирования.

В правовом плане особенно важно в обеспечении единства и целостности, а также функционирования государственной службы Российской Федерации соблюдение следующих принципов:

– конституционного режима государственной службы (верховенство Конституции Российской Федерации, федеральных законов, единства системы государственной власти, разграничение предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти, обеспечение суверенитета Российской Федерации и др.);

– принципы правозащитного режима государственной службы (приоритет, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, равный доступ граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой);

– принцип административного режима государственной службы (обязательность для государственных служащих законов, решений вышестоящих государственных органов в пределах их полномочий; единство основных требований, предъявляемых к государственной службе, профессионализм и компетентность государственных служащих и др.). Эти конституционные основы нашли свое закрепление в нормах Федеральных законов «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. установил правовые, организационные и экономические основы государственной гражданской службы, определяет правовой статус государственного гражданского служащего. При этом новое законодательство о гражданской службе не противоречит нормам Трудового кодекса Российской Федерации.

Системный анализ Федерального законодательства позволил выделить ряд новаций, основными из которых являются следующие:

– полномочия нанимателя гражданских служащих осуществляют руководители государственных органов, лица, замещающие государственные должности, либо их представители от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации;

– вместо ранее имевших место двух категорий государственных служащих («Б» и «В») учреждены четыре категории должностей государственной гражданской службы: «руководители», «помощники» («советники»), «специалисты» и «обеспечивающие специалисты»;

– большое значение придается служебному контракту, который становится правовой формой соглашения о приеме на гражданскую службу и заменяет ранее существующий трудовой договор государственных служащих;

– для повышения ответственности и эффективности исполнения гражданским служащим своих обязанностей предусмотрен должностной регламент, предназначенный устанавливать квалификационные требования, а также перечень вопросов, по которым гражданский служащий вправе принимать самостоятельные решения, и перечень государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям;

– предусмотрено, что каждые 3 года гражданский служащий должен проходить аттестацию;

– вместо квалификационных разрядов в пределах группы должностей гражданской службы присваиваются классные чины по результатам квалификационного экзамена;

– гражданским служащим при условии уведомления нанимателя разрешено заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением коммерческой и предпринимательской, при условии, если это не приводит к конфликту интересов;

– предусмотрено правовое регулирование разрешения возможных конфликтов государственных и личных интересов на государственной гражданской службе, включающее образование соответствующих комиссий с участием независимых экспертов;

– введены ограничения не только при прохождении, но и после прекращения гражданской службы. После увольнения с гражданской службы гражданскому служащему в течение двух лет запрещено замещать должности в организациях, если он имел отношение к функциям управления этих организаций в рамках государственной службы;

– в целях привлечения на гражданскую службу квалифицированных кадров введен новый порядок оплаты с учетом эффективности деятельности государственного органа, материальное и моральное поощрение за безупречную и эффективную службу;

– в законе впервые оговаривается обязательность направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку не реже одного раза в три года.

Создание правовых основ государственной гражданской службы и реформирование ее системы осуществляются поэтапно, на основе соответствующей программы, финансового и ресурсного обеспечения с учетом отечественного и мирового опыта, применяемого в современных российских условиях, а также в соответствии с утвержденным планом первоочередных мероприятий и в тесной связи с административной, военной и судебной реформами.

По нашему мнению, вступление в силу Федерального закона «О государственной гражданской службе» от 27 июля 2004 г. и внедрения его в практику необходим определенный период времени. Кроме того, данный нормативно-правовой акт предусматривает подготовку целой системы указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принятие которых во многом уточнит и детализирует правовой статус государственных гражданских служащих. Ряд подзаконных нормативно-правовых актов в настоящее время принят.

Читайте так же:  Материнский капитал при ипотеке

Правовое регулирование государственной гражданской службы

Государственная гражданская служба (в законодательстве используется просто понятие «гражданская служба»), как уже отмечалось, является одним из видов государственной службы. Именно этот вид государственной службы предусмотрен в большинстве органов исполнительной власти, а также в аппарате законодательных и судебных органов.

Определение гражданской службы дается в статье 3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[90]: это вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы РФ по обеспечению исполнения полномочий:

– федеральных государственных органов;

– государственных органов субъектов РФ;

– лиц, замещающих государственные должности РФ;

– лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ.

Основным источником правового регулирования гражданской службы является упомянутый Федеральный закон № 79-ФЗ, регламентирующий практически весь комплекс вопросов этого вида службы.

Многие положения Федерального закона № 79-ФЗ находят свое развитие и конкретизацию в многочисленных указах Президента по вопросам гражданской службы, например:

– Указ Президента РФ от 25.07.2006 № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих»[91];

– Указ Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей Федеральной государственной гражданской службы»[92];

– Указ Президента РФ от 01.07.2010 № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов»[93];

– Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»[94];

– Указ Президента РФ от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»[95];

– Указ Президента РФ от 01.02.2005 № 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации»[96] и т.д.

Особенность гражданской службы состоит в ее делении на два уровня – федеральный и уровень субъектов РФ. Это связано с федеративным характером российского государства и делением всей системы государственных органов на два уровня – федеральный и региональный. Эта особенность отражается и на правовом регулировании гражданской службы.

Федеральный закон № 79-ФЗ распространяет свое действие и на федеральную гражданскую службу, и на гражданскую службу субъектов РФ. Более того, единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ закреплено статье 4 этого закона в качестве одного из принципов гражданской службы.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 15.11.2012 № 26-П указал следующее: «вводя в правовое регулирование государственной гражданской службы общие для Российской Федерации и субъектов РФ правовые нормы, федеральный законодатель должен оставлять субъектам РФ пространство для собственного правового регулирования, которое находится вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РФ по предметам совместного ведения и в котором субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти»[97].

Какое именно «пространство для правового регулирования» по вопросам гражданской службы» остается у регионального законодателя, видно на примере Закон Новосибирской области от 01.02.2005 № 265-ОЗ «О государственной гражданской службе Новосибирской области»[98]. Этот закон устанавливает:

– порядок присвоения и сохранения классных чинов государственной гражданской службы Новосибирской области;

– квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы Новосибирской области;

– порядок формирования фонда оплаты труда государственных гражданских служащих области;

– полномочия органов государственной власти Новосибирской области в сфере государственной гражданской службы;

– условия предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным гражданским служащим Новосибирской области за счет средств областного бюджета

– порядок формирования Реестра должностей государственной гражданской службы Новосибирской области.

Таким образом, закон субъекта РФ о гражданской службе не осуществляет комплексного регулирования данного института, а затрагивает лишь некоторые (и при том не самые важные) вопросы организации гражданской службы. Правовой статус гражданских служащих и порядок прохождения гражданской службы законом субъекта практически не затрагивается.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Дата добавления: 2016-10-17 ; просмотров: 1165 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Изображение - Правовое регулирование государственной гражданской службы 457334143346008
Автор статьи: Екатерина Павлова

Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.4 проголосовавших: 17

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here