Информация на тему: "право государство и общественный прогресс" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.
Право не просто связано с прогрессом общества, с его поступательным, восходящим движением, а является инструментом и, более того, прямым выражением социального прогресса.
Ведь основные характеристики социального прогресса (организованность общественной жизни; глубина свободы в обществе) и особенности права – инструмента обеспечения организованности и социальной свободы, активности, ответственности – таковы, что данные явления в условиях классового общества как бы созданы друг для друга, и потому социальный прогресс раскрывается через право, находит в праве самое непосредственное, естественное проявление. Уже из изложенного ранее о сущности права, его содержании и ценности нетрудно заметить, какая прямая, закономерная цепочка тянется от важнейшего компонента социального прогресса – социальной свободы – к непосредственно‑социальным (фактическим) правам, а от них – к праву как юридическому феномену. Здесь социальная свобода и ответственность преломляются сквозь призму классово‑организованных, государственных интересов, оснащаются свойствами, необходимыми для выражения другого компонента социального прогресса‑ организованности социальной жизни, – и реально выражаются затем в субъективных юридических правах и обязанностях.
Понятно, и при рассмотрении отношения права к социальному прогрессу нужен строго классовый подход.
Право в эксплуататорских формациях по отношению к прогрессу – явление противоречивое. Его доминирующая черта, в особенности в условиях упадка данной общественной системы, – все более возрастающая реакционность, несовместимость с социальным прогрессом. В то же время и в эксплуататорских формациях право – пусть маленький, но все же некоторый социальный плюс по сравнению с прямым произволом, неконтролируемым субъективизмом, т. е. с просто случаем и просто произволом. При всей своей реакционности оно способно вносить в стихию, в игру жестких социальных сил какие‑то правила, ограничения, некоторые, хотя и узкие, гарантии.
Что же касается социалистического общества, в особенности после полной и окончательной победы социализма, то свойственная ему правовая система предстает в качестве социального явления, главными своими чертами соответствующего социальному прогрессу. При этом она не только по своей антиэксплуататорской, антиугнетательской сущности, но и по своей цели, устремленности непосредственно связана с наиболее прогрессивными рубежами развития человеческого общества – с построением высшей фазы коммунизма.
Теперь несколько соображений о правовом прогрессе.
С социально‑политической стороны правовой прогресс выражается в таком развитии права, которое завершается формированием социалистического права – права нового, высшего исторического типа.
Со стороны специально‑юридического, в частности технико‑юридического, содержания права это главным образом утверждение в качестве ведущего компонента правовой действительности субъективных юридических прав, а также развитие и наращивание технико‑юридических правовых ценностей, достижений правовой, нормативно‑регулятивной культуры – существенного компонента общечеловеческой культуры. И хотя ценности специально‑юридического порядка в контексте различного социально‑политического содержания права могут иметь далеко неоднозначное отношение к социальному прогрессу в целом, они в условиях социалистического строя‑явления, имеющие последовательное социально позитивное значение. В последующем, при рассмотрении активной роли права, значение правовых ценностей. В их соотношении с социальным прогрессом будет еще затронуто.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
1. Право и социальный прогресс находятся в глубокой органичной связи.
Ведь сам феномен права на определенной ступени развития общества потому оказался необходимым и потому право обрело существенную социальную силу, что без него невозможны прогресс да и само существование общества. Это обстоятельство (при всей противоречивости роли права) является отправным и решающим для понимания его роли в жизни людей.
Государство и право как факторы буржуазного прогресса
В обоснование замены феодальных порядков буржуазными Бэкон выдвинул принципы, предвосхитившие теорию «общественного договора» и «естественного права», которые соответствовали, согласно философам XVII в. «разумным» общественным отношениям, но ранее оставались неизвестными или не до конца известными людям.
То, что они ранее не были известны, было препятствием для общественного прогресса. То, что они смогут быть открыты теперь, послужит для него толчком.
Роль инициативы, возможности ее использования исследовались ранее но, как представляется, недостаточно.
Инициатива субъекта является ответом на потребности общественного развития: она выражает необходимость разрешения противоречий, без преодоления которых тормозится прогрессивное развитие общества. Инициатива — это почин, носящий общественно значимый характер.
Бесспорно, удовлетворение интереса каждого индивида, группы важно для развития общества.
Внимание к проблеме общественного прогресса возникло в Новое время (17 – 19 века), когда феодализм уступил место капиталистическим отношениям почти во всей Западной Европе. При этом при рассмотрении вопроса об общественном прогрессе подразумевалось, что такой прогресс человечества бесконечен и является абсолютным благом.
Такой взгляд подтверждался практикой. Действительно, в Европе резко (по сравнению со Средневековьем) возросло промышленное производство и богатство отдельных государств, в среднем достаточно серьезно улучшили свое положение торговцы, ремесленники, аграрные работники.
Правовое государство — многомерное развивающееся явление. В ходе общественного прогресса оно приобретает новые свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития.
Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство представляет такую форму организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права.
Учение Гегеля о гражданском обществе и общественном прогрессе
Прогресс (от лат.
progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
Заслуга выдвижения идеи и разработки теории общественного прогресса принадлежит философам второй половины XVIII в. а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций.
Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.
Социальное развитие и социальный прогресс общества
10 очаровательных звездных детей, которые сегодня выглядят совсем иначе Время летит, и однажды маленькие знаменитости становятся взрослыми личностями, которых уже не узнать. Миловидные мальчишки и девчонки превращаются в с.
Как выглядеть моложе: лучшие стрижки для тех, кому за 30, 40, 50, 60 Девушки в 20 лет не волнуются о форме и длине прически. Кажется, молодость создана для экспериментов над внешностью и дерзких локонов.
Однако уже посл.
Эти 10 мелочей мужчина всегда замечает в женщине Думаете, ваш мужчина ничего не смыслит в женской психологии?
Это не так. От взгляда любящего вас партнера не укроется ни единая мелочь. И вот 10 вещей.
Почему некоторые дети рождаются с «поцелуем ангела»? Ангелы, как всем нам известно, относятся доброжелательно к людям и их здоровью.
7. Право и социальный прогресс. Право не просто связано с прогрессом общества, с его поступательным, восходящим движением, а является инструментом и, более того, прямым выражением социального прогресса. Понятно, и при рассмотрении отношения права к социальному прогрессу нужен строго классовый подход. Что же касается социалистического общества, в особенности после полной и окончательной победы социализма, то свойственная ему правовая система предстает в качестве социального явления, главными своими чертами соответствующего социальному.
Общественный прогресс Для удобства изучения материала статью разбиваем на темы: Критерии общественного – значительное повышение жизненного уровня.
– преобладание технических специалистов и лиц свободных профессий; – огромная роль теоретических знаний как источника нововведений; – создание новой, интеллектуальной техники. 2) индустриальное общество с развитой промышленностью; 3) постиндустриальное общество, в котором производственным ресурсом становятся знания (эту стадию развития также можно охарактеризовать как информационное общество, сущностная черта которого — возникновение глобального информационного пространства).
Шпаргалка: Государство как основной объект политической системы общества
Социальный прогресс 1. Государство как основной объект политической системы общества, его признаки и функции СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Государство – сложная политико-правовая форма организации общественной жизни.
Оно призвано служить средством управления общественными процессами (защита прав и законных интересов граждан, обеспечение правопорядка, безопасности граждан и общества).
Право государство и общественный И дело не только в том, что без помощи свойств писаного права, прежде всего общеобязательной нормативности, формальной определенности, государственной гарантированности, было бы невозможно обеспечить функционирование общества как целостного образования в обстановке действия «на разрыв» классовых, групповых, национальных и иных социальных сил.
7. Право и социальный прогресс.
Право не просто связано с прогрессом общества, с его поступательным, восходящим движением, а является инструментом и, более того, прямым выражением социального. Понятно, и при рассмотрении отношения права к социальному прогрессу нужен строго классовый подход. Что же касается социалистического общества, в особенности после полной и окончательной победы социализма, то свойственная ему правовая система предстает в качестве социального явления, главными своими чертами соответствующего социальному прогрессу.
Право государство и общественный прогресс Вызывает интерес ваш общественный прогресс…» «Вызывает интерес ваш общественный прогресс…» Генерал-майор юстиции Владимир Маркин — о том, чем опасна телевизионная халтура Владимир Маркин.
Фото: Глеб Щелкунов На днях был на радио, и ведущий спросил в прямом эфире: «Как относитесь к Следственному комитету?». Звонит слушатель, говорит: «Плохо! Украли номер с машины, и никто не ищет».
1.16. Общественный прогресс — движение общества от простых и отсталых форм к более совершенным и сложным.
Противоположное понятие — регресс — возврат общества к уже отжившим, отсталым формам. Поскольку прогресс предполагает оценку изменений в обществе как позитивных или негативных, он может пониматься различными исследователями по-разному, в зависимости от критериев прогресса.
uristinfo.net 16.1. Правовое государство и его признаки Экономической основой правового государства являются производственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности (государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как равноправных и в одинаковой мере защищенных юридически.
В правовом государстве собственность принадлежит непосредственно производителям и потребителям материальных благ; индивидуальный производитель выступает как собственник продуктов своего личного труда.
Право государство и общественный прогресс И дело не только в том, что без помощи свойств писаного права, прежде всего общеобязательной нормативности, формальной определенности, государственной гарантированности, было бы невозможно обеспечить функционирование общества как целостного образования в обстановке действия «на разрыв» классовых, групповых, национальных и иных социальных сил.
Исследование государственно-правовой организации общества с целью установления наиболее общих закономерностей происхождения, развития, функционирования государства и права есть цель науки теории государства и права. Закономерности происхождения государства и права освещены в лекции № 3. Теперь остановимся на закономерностях развития государств. Как уже упоминалось, закономерность, это внутренняя, объективная, необходимая, существенная, устойчивая связь или отношение между явлениями или процессами, которая порождает качественную определенность государственно-правовых явлений, их политико-юридические свойства.
Развитие – философская категория, выражающая процесс движения, изменения целостных систем (в данном случае государства), приводящая к возникновению качественно нового состояния (государства). Развитие имеет направленность, необратимость, спиралевидность, единство количественных и качественных изменений, взаимосвязи прогресса и регресса, противоречивость, цикличность, развертывание во времени.
Закономерность в социальной действительности проявляется как тенденция. Согласно толковому словарю С.И. Ожегова, тенденция – это направление развития, склонность, стремление. Тенденция характеризует развитие государства в данный момент, но, представляется, она может быть проявлением либо закономерности, либо случайности. Поэтому она может действовать зигзагообразно, постепенность сменяется скачком, застоем, поворотом назад. На развитие государства оказывают влияние самые разные природно-экологические, социально-экономические, религиозные, национальные, международные, личностные факторы.
Все ученые, согласно тому, как они отвечают на вопрос о существовании закономерностей в развитии государства, делятся на две группы. Первая группа утверждает, что в основе развития общества лежат субъективные факторы, т.е. развитие общества зависит преимущественно от сознания и воли людей. Следовательно, закономерностей развития государства не существует.
Вторая группа считает, что в основе развития общества лежат объективные факторы, не зависящие о сознания и воли людей. Значит, закономерности развития государства существуют и подлежат установлению. Однако и эта группа исследователей придерживается различных взглядов на то, какие именно факторы определяют закономерности развития государства.
1. Природно-биологический натурализм. Течение теоретической мысли, предполагающей, что природные факторы определяют развитие государства:
а)первичные факторы: внешние (климат, ландшафт, флора и фауна) и внутренние (физические, эмоциональные, интеллектуальные качества и способности людей).
б)вторичные факторы, являются результатом влияния человеком на окружающую среду (строительство городов, дорог, хозяйственного освоения территорий и т.д.). Значение вторичных факторов увеличивается по мере развития человеческой цивилизации и усложнения государственной организации общества.
2. Экономический детерминизм.Развитие государства определяется, в конечном счете, развитием экономики:
а) история развития государства опирается на объективное (не зависящее от сознания и воли людей) развитие экономических отношений;
б) государство (и право) являются частями надстройки над экономическим базисом;
в) цель государства (и права) в обеспечении условий для развития производительных сил общества, эффективного развития экономики;
г) при определенном, достаточно высоком уровне развития экономики государство отмирает.
3. Этический и правовой позитивизм.Развитие государства определяется позитивносуществующими правовыми нормами и этическими стандартами поведения:
а) исторически государство получает нормы морали и права как данность и обязано обеспечить их реализацию, снабдить санкциями;
б) развитие государства рассматривается как результат устранения пробелов и противоречий в правовом регулировании;
в) цель развития государства – наиболее полное воплощение всех моральных и правовых норм.
4.Идеологический позитивизм.Считает, что развитие государства лежит в области духа и определяетсяразвитием идеологии:
а) идеология является источником развития государства;
б) процесс развития государства состоит в замене старой идеологии на новую;
в) цель государства в установлении идеологического единства в обществе.
Cделав краткий обзор течений теоретической мысли, по-разному оценивающей факторы, влияющие на развитие государства, рассмотрим как, в каком виде, в какой форме проявляются закономерности.
Стадиальность и цикличность развития. Ее заметили еще в античное время: подобно живому телу государству присущи рождение, рост, расцвет, упадок. В период ранней государственности, неразвитости общества и невыделенности личности, индивидуальности, население и его права воплощает монарх. В зрелом обществе население осознает свою самостоятельность и преобладающей формой правления становится республика, где широко утверждаются права граждан. В стареющем обществе, государственная власть принадлежит опять монарху, но уже императору, опирающемуся на мощный, разветвленный государственный аппарат, активно вмешивающийся в дела общества. Затем государственный организм гибнет.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Стадиальность просматривается и в отдельно взятом государстве. Так, в западноевропейских государствах раннефеодальное государство франков существовало в форе монархии. С развитием феодальных отношений в период феодальной раздробленности возникает синьориальная монархия с принадлежностью решающих полномочий государственной власти крупных феодалам и выборностью монарха. Следующая ступень – сословно-представительная монархия. Во Франции в этот момент крепнут связи между частями страны и появляется орган сословного представительства, Генеральные Штаты. Затем устанавливается абсолютная монархия. Крупные феодалы подавлены, их замки разрушены, Генеральные штаты перестают созываться. Первоначально абсолютная монархия имеет прогрессивное значение, но позже становится причиной крушения социальной системы. Французская революция сломала старую систему, установив республиканскую форму правления.
Волнообразность развития.Усиление роли государства в обществе чередуется с либерализацией, когда степень управляемости ослабляется. Возможны и резкие взлеты и падения в развитии государства – от демократии к тоталитаризму.
Вариантность развития.О вариантности, т.е.разнообразии форм и содержания государственности позволяет судить сравнительный метод, выделение общего и различного. Например, вариантность четко видна при сравнении государственности Запада и Востока, либо конкретных государств: России, Франции, Великобритании.
Преемственность в развитии. Наблюдается преемственность как внутри отдельных государств, так и, в связи с глобализацией, между различными цивилизациями и государствами. Так, английский историк А. Тойнби различал первичные и вторичные государства, когда вторичные создавали государственность на основе и по примеру первичных, воспринимая при этом государственные институты, их структуру, правовое регулирование.
В современных государствах фиксируют следующие тенденции в развитии государств:
а) унификация, демократизация и социализация на базе общечеловеческих ценностей;
б) интеграция государств и создание межгосударственных объединений (Евросоюз, Союз Белоруси и России и т.д.);
в) уменьшение роли государственного принуждения и уве6личение удельного веса «мягких» форм государственной деятельности (льготы, поощрения, обеспечение доступности важных социальных благ и т.д.);
г) установление идеи социального государства;
д) обилие переходных государственных форм;
е) установление технократического государства (информационные технологии влекут установление «сетевого государства», переход государственной власти к технократии);
ж) усиление регулирующей роли государства при высокой степени саморегулирования общества.
Выводы. Теория государства и права не может с точностью предсказать будущее конкретного государства или государственности в целом. Однако она выявляет глубинную необратимость, тенденции, варианты и пути альтернативного развития.
Логика объективного развития государства детерминируется причинами и факторами, выражается в закономерностях. Однако это не значит, что человек и его совесть не взвешиваются на весах истории. Парадокс исторического развития в том, что закономерное и непредсказуемое (случайное) тесно связаны и нравственность и гуманизм взамен культа силы способны оказывать решающее и конструктивное воздействие на прогресс государства.
Государственный прогресс.Прогресс государства (с лат. – движение вперед), направление развития, которому свойственен переход от низшего к высшему, от менее совершенных и развитых форм организации государства к более развитым. Считается, что прогресс государства возможен та, где новая государственная система способна осуществлять задачи и функции, недоступные прежнему государству. Прогресс государства в необратимости изменений от низших к высшим качествам. Важно помнить, что прогресс в одном отношении может быть сопряжен с регрессом в другом.
Развитие не всегда совпадает с прогрессом. Возможно и регрессивное, деградирующее развитие.
Прогресс государства связан с прогрессом общества. Сама идея социального прогресса, считается, введена в науку в XYIII в. Критерии развития прогресса усматриваются в развитии человеческого разума, нравственности, науки и другом. Однако, российские философы, Вл. Соловьев, В. Эрн утверждают, что идея прогресса древности неизвестна, поскольку движение государств и обществ связано с цикличностью. Прогресс же базируется на скрытом признании абсолютного смысла, смысла жизни, передвинутого в абсолют. Следовательно, идея прогресса общества и государства возникает в I в. н.э. вместе с христианским учением.
Современные исследователи демонстрируют следующие подходы к прогрессу государства.
1. Вся мировая история и прогресс движутся циклически, поэтому все заранее известно, предопределено и прогресс государства условен и относителен.
2. Исторический процесс прямолинеен, непрерывно и хронологически развивается по восходящей линии:
Марксизм утверждает, что прогресс государства движется линейно, однонаправлено по пути к отмиранию, исчезновению государства, однако, через его укрепление на определенном этапе развития.
Современные исследователи (С.С. Алексеев, В.С. Нерсесянц, В.А. Четвернин) видят прогресс в том, что не только государство, но и все общество становится правовым; в возникновении независимого правосудия; в предельной защите прав и свобод человека; в свободных выборах, парламентаризме, федерализме, в том, что государство блокирует теневые стороны рынка и в его социальной ориентации и т.д. В целом прогресс в том, что государство становится демократическим, правовым, социальным.
Западные авторы усматривают государственный прогресс в том, что:
– Растет рациональность управления, возрастают программные начала в жизни государства;
– Возрастает специализация управления и структурная сложность государственного аппарата;
– Увеличиваются удельный вес нормативных, законодательных начал и форм государственной деятельности;
– Уменьшается карательная роль государства;
– Государство приближается к идеалам справедливости.
3. Группа новой философии, сторонники социального пессимизма (Глюсман, Бенуа, Седийо, Лардро) утверждают, что мир и планета обречены на разложение. Следовательно, государственного прогресса не существует.
Выводы. Решение вопросов государственного прогресса тесно связано с мировоззрением ученых, а выбором критериев прогресса. Прогресс государства водном смысле может быть связан с регрессом в другом.
185.244.173.14 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Существует ли прогресс в процессе развития права и в чем он заключается? Большинство специалистов исходят из того, что прогресс, конечно же, существует и он связан с тенденциями исторического прогресса, проявляющегося в гуманизации общественных отношений и в увеличении свободы выбора для индивида.
П. Сорокин, известный российский социолог, еще в 1919 г. выделил несколько критериев прогресса в праве, не потерявших своего значения и поныне. Это:
интересы личности, предполагающие развитие права в интересах личности и ее развития;
правовое равенство личности, исходящее из правового и морального равенства личностей;
количественный рост солидарности и социально-благожелательного поведения, учитывающий количество лиц, по адресу которых не допускается совершение злостных и вредных для них поступков, с одной стороны, и интересы которых защищаются правом — с другой;
качественный рост солидарности и социально-благожелательного поведения, оценивающий уровень требований права, предъявляемых людям в отношении взаимно-благожелательного поведения;
уменьшение наказаний, характеризующее снижение уровня наказаний и наград, применяемых правом для принуждения членов общества к социально-благожелательному и общественно полезному поведению;
качество тех средств, которыми добиваются социально-благожелательного поведения, оценивающих уровень сознательности и чувства долга при выполнении правовых норм.
В трудах многих других правоведов и социологов подчеркивается определяющее значение свободы в жизни людей для оценки места и роли права в истории. Прогрессирующий процесс освобождения людей от различных форм личной зависимости, угнетения и подавления — это одновременно и правовой прогресс. В этом смысле можно сказать, что всемирная история — это движение ко все большей свободе для все большего числа людей. С точки зрения права этот процесс означает, что представители все новых слоев и классов общества признаются формально равными субъектами права. Всеобщий масштаб и равная мера права измеряют и оформляют свободу индивида. Право создает нормативную структуру свободы в общественной жизни, ее пределы, границы между свободой и несвободой на соответствующей стадии исторического развития, поскольку именно у права есть только ему внутренне присущий, специфический принцип — принцип формального равенства. Форма здесь — не внешняя оболочка. Она содержательна и точно выражает суть регулируемых правом отношений — меру свободы индивидов по единому масштабу.
Историческое развитие свободы и прав человека представляет собой, таким образом, прогресс равенства людей в качестве формально юридически свободных личностей.
Академик В. С. Нерсесянц в этой связи справедливо указывал, что основной закономерностью развития общественных отношений в ходе истории является прогрессивное движение ко все большей свободе и равенству все большего числа людей. Свобода индивида при этом выступает в качестве главного критерия и основного итога достижений человеческой цивилизации на соответствующей ступени ее развития.
А поскольку только право с присущими ему всеобщностью, единым масштабом, равной мерой, принципом формального равенства индивидов проводит разграничительную линию между свободой и произволом, оформляет и нормирует свободу, постольку неуклонно возрастает и его роль в жизни общества. В правовом государстве действия свободных индивидов, независимых друг от друга субъектов, одинаково подчинены требованиям закона. Наиболее высокая ступень свободы в виде всеобщего формально-правового равенства людей достигнута в условиях индустриального общества в XX в.
Общественный прогресс – это глобальный исторический процесс развития общества от низшего к высшему, от примитивного, дикого состояния к высшему, цивилизованному. Этот процесс идет благодаря развитию научных и технических, социальных и политических, нравственных и культурных достижений.
Впервые теорию прогресса описал известный французский публицист аббат Сен-Пьер в своей книге «Замечания о непрерывном прогрессе всеобщего разума» в 1737 году. По его теории прогресс заложен Богом в каждого человека и этот процесс неизбежен, как природные явления. В дальнейшем исследование прогресса как общественного явления продолжилось и углубилось.
Критерии прогресса – это основные параметры его характеристики:
- социальный;
- экономический;
- духовный;
- научно-технический.
Социальный критерий – это уровень социального развития. Подразумевает уровень свобод людей, качество жизни, степень разницы между богатыми и бедными, наличие среднего класса и т.д. Основные двигатели социального развития – это революции и реформы. То есть радикальное полное изменение всех слоев общественной жизни и постепенное ее изменение, преобразование. Различные политические школы по-разному оценивают эти двигатели. К примеру, всем известно, что Ленин предпочитал революцию.
Экономический критерий – это рост ВВП, торговли и банковской сферы, и прочие параметры экономического развития. Экономический критерий – самый важный, так как влияет на остальные. Трудно думать о творчестве или духовном самообразовании, когда есть нечего.
Духовный критерий – нравственное развитие – один из самых спорных, так как различные модели общества оценивают по-разному. Например, в отличие от европейских стран, арабские не считают толерантность к сексуальным меньшинствам духовным прогрессом, и даже наоборот – регрессом. Тем не менее, есть общепринятые параметры, по которым можно судить о духовном прогрессе. Например, осуждение убийств и насилия характерно для всех современных государств.
Научно-технический критерий – это наличие новой продукции, научных открытий, изобретений, передовых технологий, короче – инноваций. Чаще всего под прогрессом подразумевают этот критерий в первую очередь.
Понятие прогресса подвергается критике еще с XIX века. Ряд философов, историков отрицает прогресс как общественное явление полностью. Дж. Вико рассматривает историю общества как циклическое развитие со взлетами и падениями. А. Тойнби в качестве примера приводит историю различных цивилизаций, в каждой из которых есть фазы возникновения, роста, упадка и разложения (Майя, Римская империя и т.д.).
На мой взгляд эти споры связаны с различным пониманием самого определения прогресса как такового, а также с различным пониманием его социальной значимости.
Тем не менее, без общественного прогресса у нас не было бы общества в его современном виде с его достижениями и нравами.
Прогресс — тип развития от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперёд к более совершенному.
Регресс — тип развития от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций.
Критерии прогресса:
— развитие человеческого разума;
— совершенствование нравственности людей;
— прогресс науки и техники;
— развитие производительных сил, включая самого человека;
— возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку;
— гуманистические критерии прогресса (средняя продолжительность жизни человека, детская и материнская смертность, состояние здоровья, уровень образования, развитие различных сфер культуры, чувство удовлетворенности жизнью, степень соблюдения прав человека, отношение к природе и др.).
Противоречивость прогресса: совершенствование в одних областях оборачивается потерями в других. Одним социальным силам прогресс в данной области может быть выгоден, а другим нет.
Многовариантность общественного развития (типы обществ)
Эволюция — это частичные и постепенные изменения, способствующие появлению в различных сферах и элементах общества новых качеств и свойств.
Эволюционные изменения могут осуществляться как сознательно, в таком случае они обретают форму реформ, так и стихийно.
Реформа — изменения в какой-либо сфере общественной жизни, проводимые правительством, в виде постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры).
Виды реформ:
— Прогрессивные (например, реформы 60–70‑х гг. XIX в. в России — Великие реформы Александра II);
— Регрессивные (реакционные) (например, реформы второй половины 80‑х — начала 90‑х гг. XIX в. в России — «Контрреформы» Александра III).
Революция — коренное, качественное изменение всех или большинства сторон общественной жизни, затрагивающее основы существующего социального строя.
Признаки революции:
— это радикальные изменения, в результате которых происходит коренная ломка социального объекта;
— носят общий, фундаментальный характер;
— как правило, опираются на насилие;
— организуются сознательно;
— вызывают необычайно сильные эмоции и массовую активность.
Революция — захват насильственными методами государственной власти лидерами массовых движений и последующее использование её для крупномасштабного реформирования всех сфер общественной жизни.
Модернизация — это процесс перехода от традиционного, аграрного общества к обществам современным, индустриальным.
Основные подходы к изучению развития общества:
— линейный (формационный и стадиально-цивилизационный) —
развитие общества рассматривается как закономерный поступательный процесс перехода от низших форм к высшим, от простых к сложным;
— нелинейный (локально-цивилизационный) — развитие общества не имеет однонаправленного характера, в истории человечества есть периоды подъёмов, падений и стагнации.
Формационный подход (основоположники — немецкие философы-экономисты К. Маркс и Ф. Энгельс). Развитие общества осуществляется в результате закономерной смены общественно-экономических формаций.
Пять общественно-экономических формаций:
- первобытнообщинная;
- рабовладельческая;
- феодальная;
- капиталистическая;
- коммунистическая.
Критерием выделения общественно-экономических формаций является производственная деятельность людей, характер труда и способы включения в производственный процесс (природная необходимость, внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение, труд становится потребностью личности).
Движущей силой развития общества является классовая борьба. Переход от одной общественно-экономической формации к другой осуществляется в результате социальных революций.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Стадиально-цивилизационный подход (У. Ростоу, Тоффлер).
В основе данного подхода лежит понимание цивилизации как стадии в процессе поступательного развития человечества, в его восхождении по лестнице, ведущей вверх к единой мировой цивилизации.
Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.