Информация на тему: "оспаривание ненормативных правовых актов решений и действий" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.
Содержание
- 1 Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов в арбитражном суде
- 2 Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (ст.ст. 197 – 201)
- 3 13.3. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
- 4 Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. – Шпаргалки к экзамену по арбитражному процессу
- 5 1.7.2. Оспаривание ненормативных правовых актов или признание действий незаконными
Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов в арбитражном суде
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, нарушающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в гл. 24 АПК РФ.
Ненормативный правовой акт – это строго формализованный документ, который составляется по утвержденной форме (например, решение налогового органа о привлечении к ответственности; предписание антимонопольного органа; уведомление органа федерального казначейства и т.д.).
Если характеризовать понятие “решение”, то в этом случае ненормативный акт может быть выражен не только в виде отдельного документа. Он может заключаться в резолюции на документе, в письме или выражаться в иной форме.
-
- адресован конкретному лицу;
- одержит обязательные для этого лица правила поведения.
Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставлении земельного участка и т.п.
Ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта. Ненормативный правовой акт может незаконно возлагать какие-либо обязанности либо создавать препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для более полного уяснения сложившихся подходов интересны следующие документы:
-
- Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18.12.2007 г. N 65 “О некоторых процессуальных вопросах, возникших при рассмотрении арбитражным судами заявлений налогоплательщиков, связанных с защитой права на возмещение НДС по операциям, облагаемым названным налогом по ставке 0 процентов”;
- Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 г. N 99 “Об отдельных вопросах практики применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации” (п. 18, 19);
- Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.08.2004 г. N 83 “О некоторых вопросах, связанных с применением части 3 статьи 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации”;
- Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.07.2003 г. N 73 “О некоторых вопросах, связанных с применением частей 1 и 2 статей 182 и части 7 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации”.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Законодательством может быть введено правило об обязательном предварительном внесудебном обжаловании ненормативного акта (например, обжалование ненормативного акта налогового органа по результатам проверки с 01.01.2009 г. – п. 5 ст. 101.2 НК РФ).
Согласно ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее – органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства , предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
Подача заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными
Производство по этим делам возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Ст. 198 АПК РФ устанавливает, что правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными обладают:
-
- граждане, организации и иные лица;
- прокурор;
- органы, осуществляющие публичные полномочия.
Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно ст. 199 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным ст. 125 Кодекса, а также содержать указание на:
-
- наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
- название, номер, дату принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;
- права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
- законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
- требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Требования об оспаривании постановлений, действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и иных должностных лиц Федеральной службы судебных приставов рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, и в порядке, предусмотренном главой 24 АПК РФ. Вместе с тем, если от разрешения данных требований зависит определение гражданских прав и обязанностей сторон исполнительного производства, а также иных заинтересованных лиц, указанные требования рассматриваются в порядке искового производства (См. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 | “О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства”).
В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) указанного должностного лица.
К заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 Кодекса, а также текст оспариваемого акта, решения.
К заявлению должны быть приложены:
-
- текст оспариваемого ненормативного правового акта;
- доказательства направления копий заявления другим лицам, участвующим в деле (по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя – доказательства направления копий заявления и других документов судебномуприставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства);
- доказательства уплаты государственной пошлины, если заявитель не освобожден от ее уплаты;
- документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;
- копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
- доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения в порядке, предусмотренном гл. 8 АПК РФ.
Заявление, поданное с соблюдением всех требований, принимается арбитражным судом к производству, о чем выносится соответствующее определение.
Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Нарушение порядка подачи заявления влечет оставление заявления без движения или его возвращение (ст. 128, 129 АПК РФ). После принятия заявления к производству судьей производятся действия по подготовке дела к рассмотрению (гл. 14 АПК РФ).
Рассмотрение заявлений по делам об оспаривании ненормативных правовых актов
Установлены следующие правила рассмотрения заявления по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц:
Ст. 201 АПК РФ р ешение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 Кодекса.
По результатам рассмотрения арбитражный суд принимает следующие решения:
-
- о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;
- об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В резолютивной части решения арбитражный суд подробно излагает все сведения, касающиеся оспоренных ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия). При признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными в резолютивной части решения арбитражный суд обязывает государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или должностное лицо в определенный срок совершить определенное действие, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Кроме того, в резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.
Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц подлежат немедленному исполнению , если иные сроки не установлены в решении суда.
Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению .
О некоторых вопросах применения части 7 статьи 201 Кодекса см. информационное письмо Президиума ВАС РФ от 24 июля 2003 г. N 73
Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц (ст.ст. 197 – 201)
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 228-ФЗ в наименование главы 24 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона
Глава 24. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц
13.3. Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
Судебное разбирательствопо делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц имеет следующие особенности:
1. Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично.
2. Срок рассмотрения дела не должен превышать двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя рассматриваются в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.
3. Арбитражный суд обязан известить о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц, однако их неявка не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
4. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа.
5. При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
6. Обязанность доказывания возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.
7. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. В случае, если указанные в законе акты и действия соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Решения арбитражного судапо делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению. Копия решения арбитражного суда направляется в 5-дневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие).
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц довольно многочисленны в практике арбитражных судов. Ненормативный правовой рассчитан на однократное применение в отношении конкретного лица.
В качестве примера к данной категории дел можно отнести споры о признании недействительными решений налоговых, финансовых, таможенных, антимонопольных органов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления о привлечении к ответственности организаций (предпринимателей) за нарушение соответствующего законодательства, о выделении (об изъятии) земельных участков и т.д.
Понятие ненормативного правового акта
Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и
должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, нарушающих права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с особенностями, предусмотренными гл. 24 АПК РФ.
По данной категории споров законодателем предусмотрены различные понятия: ненормативный правовой акт и решение государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа.
Ненормативный правовой акт – это строго формализованный документ, который составляется по утвержденной форме (например: решение налогового органа о привлечении к ответственности; предписание антимонопольного органа; уведомление органа федерального казначейства и т.д.).
Если характеризовать понятие «решение», то в этом случае ненормативный акт может быть выражен не только в виде отдельного документа. Он может заключаться в резолюции на документе, в письме или выражаться в иной форме.
Ненормативный правовой акт характеризуется тем, что он адресован конкретному лицу и содержит обязательные для этого лица правила поведения. Например, требование уплатить налог, пени, штраф; предписание о прекращении нарушений требования закона; решение о предоставлении земельного участка и т.п.
Ненормативный правовой акт может быть оспорен не только лицом, которому он адресован, но и лицом, чьи права нарушены принятием этого акта. Ненормативный правовой акт может незаконно возлагать какие-либо обязанности либо создавать препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правила подачи заявления
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными обладают:
· органы местного самоуправления;
если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия в осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
В заявлении должно быть изложено требование о признании недействительным ненормативного правового акта или о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, должностных лиц. Заявление подается с соблюдением правил подсудности, установленных ст. 35, п. 6 ст. 38 АПК РФ.
Прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы могут обратиться по данной категории дел в защиту интересов других лиц.
Заявление о признании недействительным ненормативного акта, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение не отнесено к компетенции других судов. Граждане, не зарегистрированные в качестве предпринимателей, могут обратиться в арбитражный суд по данной категории дел, например, в следующих случаях:
· по заявлению акционера о признании недействительным решения органа управления акционерного общества;
· по заявлению гражданина о признании недействительным решения об отказе в государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя и т.п.
Законодателем предусмотрен трехмесячный срок для подачи заявления, который исчисляется со дня, когда организации, гражданину стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок является процессуальным и может быть восстановлен арбитражным судом при наличии уважительных причин и соответствующего ходатайства (ст. 117 АПК РФ).
Пропуск данного срока или отказ в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи заявления влечет возвращение заявления (ст. 115, 117 АПК РФ), о чем судьей единолично выносится соответствующее определение. Об удовлетворении ходатайства о восстановлении срока подачи заявления судьей указывается в определении о принятии заявления к производству.
Общие требования к заявлению по делу об оспаривании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) содержатся в ст. 125 АПК РФ.
Дополнительно в заявлении должно быть указано:
1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемые действия (бездействие);
2) точное название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; время совершения действий;
3) какие права и законные интересы нарушаются, по мнению заявителя, оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) каким законам и иным нормативным правовым актам не соответствуют оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными;
6) сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.
К заявлению должны быть приложены:
1) текст оспариваемого ненормативного акта;
2) доказательства направления копий заявления другим лицам, участвующим в деле (по делам об оспаривании решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя – доказательства направления копий заявления и других документов судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства);
3) доказательства уплаты государственной пошлины, если заявитель не освобожден от ее уплаты;
4) документы, подтверждающие обстоятельства, на которых заявитель основывает свои требования;
5) копия свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
6) доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание искового заявления.
По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения в порядке, предусмотренном гл.
Заявление, поданное с соблюдением всех требований, принимается арбитражным судом к производству, о чем выносится соответствующее определение.
Копии определения направляются лицам, участвующим в деле. Нарушение порядка подачи заявления влечет оставление заявления без движения или возвращение заявления (ст. 128, 129 АПК РФ). После принятия заявления к производству судьей производятся действия по подготовке дела к рассмотрению (гл. 14 АПК РФ).
Установлены следующие правила рассмотрения заявления по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц:
1) данная категория дел рассматривается судьей единолично, арбитражные заседатели не могут быть привлечены к рассмотрению этих дел (ст. 17 АПК РФ);
2) срок рассмотрения – не более двух месяцев с момента поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если федеральным законом не установлен иной срок. По делам об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя срок рассмотрения – не более 10 дней;
3) дело может быть рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле и надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания, если арбитражный суд не признал их явку обязательной;
4) при рассмотрении дел этой категории арбитражный суд должен установить наличие полномочий у органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение, совершивших оспариваемые действия (бездействие), а также установить, нарушают ли оспариваемый акт, решение, действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
5) обязанность доказывания обстоятельств, связанных с оспариваемым ненормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) (соответствие их закону, наличие полномочий и оснований для их принятия, совершения), возлагается на соответствующие орган или лицо. Арбитражный суд может истребовать названные доказательства по собственной инициативе.
По результатам рассмотрения дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц арбитражный суд принимает решение по правилам, установленным гл. 20 АПК РФ.
Судом принимаются следующие виды решений:
1) об удовлетворении заявления и признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными. Для удовлетворения заявления арбитражным судом должно быть установлено, что оспариваемые ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя;
2) об отказе в удовлетворении заявления.
При признании оспариваемых действий (бездействия) незаконными в резолютивной части решения арбитражный суд обязывает государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или должностное лицо в определенный срок совершить определенное действие, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя. Кроме того, в резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.
Решение по делам данной категории подлежит немедленному исполнению, если иной срок не установлен арбитражным судом (ст. 182 АПК РФ). Признанный недейст
вительным ненормативный правовой акт (его отдельные положения) со дня принятия решения арбитражного суда не подлежит применению.
Копии решения в пятидневный срок подлежат направлению лицам, участвующим в деле, а также, по усмотрению арбитражного суда, вышестоящему в порядке подчиненности органу или лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.
Решение по делам данной категории вступает в законную силу и может быть обжаловано в общем порядке (ст. 259, 276 АПК РФ).
Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц. – Шпаргалки к экзамену по арбитражному процессу
100 р бонус за первый заказ
Рассмотрение вышеупомянутых дел осуществляется по общим правилам искового производства с особенностями, установленными в АПК.
Производство по таким делам возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц. Граждане, организации и иные лица, а также прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд при соблюдении одновременно двух условий:
1) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному НПА;
2) оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено ФЗ. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Заявление должно соответствовать требованиям, предусмотренным АПК для искового заявления. Кроме того, в заявлении должны быть также указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия акта, решения, время совершения действий;
3) права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные НПА, которым не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
К заявлению прилагаются документы, указанные АПК как обязательные приложения к исковому заявлению, а также текст оспариваемого акта, решения. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.
Дело об оспаривании об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматривается судьей единолично. Срок рассмотрения таких дел не может превышать двух месяцев (10 дней – для дел об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов).
Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.
Бремя доказывания законности принятого акта, решения лежит на участвующем в деле органе или должностном лице которые приняли акт, решение.
По результатам рассмотрения дела арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными;
2) об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Решение арбитражного суда подлежит немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
1.7.2. Оспаривание ненормативных правовых актов или признание действий незаконными
ненормативный правовой акт, касающийся конкретного субъекта правоотношений.
Обратиться в суд с заявлением об оспаривании ненормативного правового акта
– другие заинтересованные лица;
Так сказано в статье 198 АПК РФ.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Основное требование: заявители (граждане и организации) должны полагать, что
оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не
соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и
законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для
осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Прокурор, государственные и муниципальные органы обращаются в суд в случае,
если оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не
соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и
законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,
создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной
Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня,
когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных
интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по
уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Арбитражный кодекс требует, чтобы в заявлении были указаны:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение,
совершили оспариваемые действия (бездействие);
2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения
3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются
оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);
4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не
соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);
5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта
недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Так сказано в статье 199 АПК РФ.
На этот документ также распространяются требования части 1, пунктов 1, 2 и 10
части 2, части 3 статьи 125 АПК РФ.
Вот образец заявления об оспаривании ненормативного правового акта:
В Арбитражный суд ___________________________
Ответчик: Министерство ______________________
о признании недействительным ненормативного правового акта
В соответствии с приказом Министерства ________________ N __________ от
_________________ Заявитель, который был самостоятельным юридическим лицом,
преобразован в структурное подразделение _________________________________.
Данный приказ противоречит п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ,
согласно которому реорганизация юридического лица может быть осуществлена
по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица,
уполномоченного учредительными документами. В связи с этим реорганизацию
Заявителя мог провести лишь ______________________________________________.
Министерство ____________________ не вправе было принимать оспариваемый
В результате принятия оспариваемого приказа были нарушены следующие
права и обязанности Заявителя: ___________________________________________.
В связи с изложенным и в соответствии со ст. 13, 57 ГК РФ,
ст. 27, 29, 126, 197 – 199 АПК РФ
1. Признать Приказ Министерства _________ N _______ от ______________ о
реорганизации ____________________ недействительным с момента его принятия.
1. Копия Приказа от “___” __________ _______ г.
2. Квитанция органов связи об отправлении ответчику копии заявления.
3. Платежное поручение на перечисление госпошлины.
4. Копия свидетельства о государственной регистрации Заявителя.
5. Копия доверенности представителя (если заявление подписывает
Руководитель (представитель) __________________
“___” ___________ __________ г.
Заявление о признании действий незаконными может выглядеть так:
В Арбитражный суд _____________________
для индивидуального предпринимателя
дополнительно дата и место регистрации
в качестве предпринимателя)
(фамилия, имя, отчество
должностного лица, место нахождения)
о признании незаконными действий
Ответчиком по данному делу – __________________________________________
(фамилия, имя, отчество должностного лица)
“___” __________ _______ г.
“___” _________ ______ г.) были совершены следующие действия: _____________
что подтверждается ________________________________________________________
(указать, чем подтверждается
совершение оспариваемых действий)
Данные действия нарушают права и законные интересы Заявителя, а именно
право на __________________________________________________________________
(указываются нарушенные права и интересы Заявителя)
Также оспариваемые действия не соответствуют действующему
законодательству РФ, а именно: ____________________________________________
(указывается, каким нормам права
не соответствуют оспариваемые действия)
В связи с изложенным, в соответствии со ст. ___________________________
__________________________________________________________________, а также
права, которым не соответствуют действия)
ст. 29, 197 – 199 АПК РФ
1. Признать незаконными действия Ответчика – __________________________
(фамилия, имя, отчество
_______________________, совершенные им “___” ___________ _________ г. (или
в период с “___” __________ ________ г. по “___” __________ _________ г.) в
(наименование или фамилия, имя, отчество Заявителя)
2. Возвратить уплаченную госпошлину в размере ___________ рублей.
1. Копии документов, подтверждающих совершение оспариваемых действий
2. Копия свидетельства о регистрации Заявителя.
3. Уведомление о направлении копии заявления Ответчику.
4. Платежное поручение о перечислении госпошлины.
5. Копия документа, подтверждающего полномочия лица на подписание
“___” ____________ _________ г.
В Арбитражный суд _________________________
о признании недействительным ненормативного акта ______
органов местного самоуправления, иных органов)
Ответчиком был принят _________________________________________________
(указывается точное и полное наименование
оспариваемого ненормативного акта, номер и дата принятия)
Указанный акт содержит положения, нарушающие права истца: _____________
какие конкретно положения принятого акта нарушают права истца, в чем
эти нарушения выражаются, в каких конкретно нормативных и иных
актах закреплены нарушенные права истца)
Также указанный акт не соответствует __________________________________
(указывается норма закона
или нормативного акта, которой не соответствует ненормативный акт)
В связи с вышеизложенным, в соответствии со ст. 29, 125, 126
Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Признать недействительным (полностью или частично) ____________________
и полное наименование ненормативного акта, его номер, дата, конкретные
____________________________________, принятого ___________________________
разделы, части, пункты, параграфы) (указывается полное
1. Копия оспариваемого ненормативного акта.
2. Уведомление о вручении копии заявления ответчику.
3. Документ, подтверждающий оплату госпошлины.
4. Иные документы, подтверждающие требования.
5. Копия свидетельства о регистрации.
Видео (кликните для воспроизведения). |
6. Копия документа, подтверждающего полномочия лица, подписывающего
Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.