Информация на тему: "охранная зона водоемов" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.
Содержание
Знак водоохранная зона и сколько метров занимает территория
Использование водных ресурсов и процесс их охраны регулируется Водным кодексом, отражающим вопросы права собственности на указанные объекты водопользования, несение ответственности административного порядка, предусмотренной за нарушение данного законодательства, управление охраной данных объектов. В 65 статье Водного кодекса говорится о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах следующее: это расстояние вокруг или около естественных источников воды, которое подлежит особой охране. Это определение и поясняет, что такое водоохранная зона.
Горячая линия
+7 (499) 350-80-61
+7 (812) 309-17-81
Горячая линия
+7 (499) 350-80-61
+7 (812) 309-17-81
Под зонами, которые подлежат охране, понимаются территории, окружающие следующие объекты:Важное условие, при котором осуществляется особая охрана границ водного объекта, – это сопряженность водохранилища с городами, с некоторыми сферами деятельности человека. Хоздеятельность на территории данных объектов протекает в особенных условиях и имеет некоторые ограничения. Главное условия осуществления подобной деятельности – сохранение чистоты самого объекта и территории, находящейся рядом, предотвращение засорений, загрязнений, заиливания озера или иного водоема.
Водоохранная зона – это территория, остро нуждающаяся в принятии мер по сохранности и восстановлению биоресурсов: растений и животных, обитающих в охраняемом районе. В границах подобной территории организуются специальные защитные полосы, осуществлять хозяйственную деятельность на которых запрещено.
Водоохранная зона реки отсчитывается по-разному. Вне городов она начинается от уровня береговой линии. Она составляет:
- 0,05 км для водохранилища, озера с площадью поверхности более 0,5 кв км;
- 0,05 км от берега для рек (длиной до 10 км);
- 0,1 км для рек длиннее 10 км ( до 50 км);
- 0,2 км для рек длиннее 50 км;
- 0,2 км – для объектов, являющихся местами зимовки или нереста различных пород рыб и прочих видов организмов.
Водоохранная зона водного объекта (ручья или реки) с протяженностью до 10 километров равна береговой линии. Особых правил эксплуатации такой территории Государство не определило.
Граница водоохранной зоны моря находится на уровне линии максимального прилива. От этого места начинается особая морская зона, ширина которой составляет 700 метров.
При размещении рек в закрытых коллекторах о создании зоны охраны территории говорить не приходится, поскольку она отсутствует. Если водоем расположен в черте города, в котором есть набережная, прибрежная полоса ограничивается ее территорией. Вне набережной охраняемая зона отсутствует.
Подлежащие охране территории рядом с водными объектами должны быть обозначены с помощью информационных знаков водоохранных зон. Если информирование отсутствует, что нарушившее правила лицо от ответственности не освобождается.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Законом РФ определены действия, которые запрещены в пределах водоохранной зоны. Гражданам и организациям не разрешается:
- Использовать сточные воды для полива почв.
- Размещать в описываемой зоне кладбища, могильники, места захоронения различных отравляющих веществ.
- Бороться с вредителями посредством авиации.
- Перемещаться на автомобилях (кроме дорог с твердым покрытием). Машину можно ставить только в предназначаемых для этого местах.
- Размещать автомобильные заправочные станции, СТО, автомойки.
- Организовывать хранение пестицидов и химикатов.
- Осуществлять сбрасывание дренажных вод и стоков.
- Заниматься разведкой, добычей полезных ископаемых.
- Распахивать земли.
- Организовывать отвалы грунтов.
- Заниматься выпасом животных, организовывать их стоянки, места купания и лагеря.
Знак водоохранная зона
Если Государством было зафиксировано нарушение правил, подробно изложенных в статье Водного кодекса Российской Федерации, то следует говорить о наступлении административной ответственности. Она наступит, даже если предупреждающие знаки водоохранной зоны отсутствовали.
Соблюдение заложенных в Кодексе нормативов – это гарантия защиты рек и морей от загрязнения, засорения, заиливания. В случае подтверждения факта нарушения на нарушителя будет наложен штраф в следующем размере:
- штраф до 5000 рублей – на физическое лицо;
- штраф до 12000 рублей (но не менее 8000) – на должностное лицо;
- штраф до 400000 рублей (но не менее 200000) – на юридическое лицо.
Неважно, как сам нарушитель оценивает степень тяжести совершенного деяния. Одинаково наказаны будут и автовладелец, помывший машину у берега речки и не получивший от этого прибыли, и гражданин, который в течение целого лета пас стадо (а значит, получивший прибыль на продаже мяса) на прибрежной территории. Наказание для обоих будет одинаковым – штраф в размере до 5000 рублей.
Водным кодексом разрешено строительство в водоохранной зоне тех хозяйственных объектов, которые снабжены специальным оборудованием, защищающим рядом находящийся водный ресурс от загрязнения. Зная, сколько метров составляет особая охраняемая зона, необходимо соблюдать требования законодательства в этой части, в противном случае экологической ситуации будет нанесен большой вред.
Законодательство РФ в Водном кодексе, ст. 65, определило расстояние около естественных источников, которые относят к природным охраняемым заповедным территориям. Что подразумевает собой понятие водоохранная зона, сколько метров она должна быть?
Областью охраны природной площади, относящейся к ведению Водного Кодекса РФ считают прибрежные районы речек, каналов, морей, водохранилищ, озер, ручьев, которые сопоставляются с жилищными поселениями и любыми видами деятельности человека.
На этих территориях устанавливают специальный режим в отношении хозяйственной и другой человеческой занятости, которые предотвращают все виды загрязнений, засорений, заилений водного объекта и сохраняют его от истощения и потери биоресурсов: животных и растений. Протяженность водного источника влияет на размер (радиус) охраняемой территории:
- 10 км – 50 м;
- 10-50 км – 100 м;
- 50-100 км – 200 м;
- 100-200 км – 300 м;
- 200-500 км – 400 м;
- 500 км и больше – 500 м.
Определяют размеры в ширину для того, чтобы защитить места нерестового скопления промысловых рыб, участки нагула, ямы для зимовок и сохранения экологии конкретной площади. Ширина прибрежной полосы должна быть не меньше 100 м и не зависит от уклона склонов, холмов и прилегающих участков. Радиус истоков ручьев и рек всегда равняется 50 м.
Охраняемые границы областей могут обозначаться информационными знаками. При отсутствии таких знаков не наступает освобождение лица от ответа за нарушение пользованием охраняемой зоной.
Важно! Участки рек, заключенные в коллекторы закрытого типа, не относятся к территориям, которые охраняются Водным Кодексом.
Ст. 65. Водного Кодекса полностью законодательно регулирует нюансы, касающиеся водоохранной зоны, и определяет, сколько метров должно быть в радиусе до полосы защиты. Приняты такие размеры:
- Речные истоки – 50 м.
- Морская зона – 500 м.
- Область озер и водохранилищ – 50 м.
- Магистральные и хозяйственные каналы – совпадение с размером отвода, парапетами набережных и канализаций для ливня.
Протяженность реки (ручья) менее 10 км говорит о том, что охраняемая зона около воды во всем совпадает с прибрежной полосой. Озера, располагающиеся внутри болот или малой площади имеют зону охраны менее 0,5 км2.
К водоохранным зонам относится не только вода и ее биологический фактор, но и полосы вдоль берега, которые называют прибрежно-защитными (ПЗП). Размер в ширину полос устанавливают с помощью уклона берега по отношению к воде, он представлен:
- 30 м при обратном или нулевом уклоне;
- 40 м для небольшого наклона (до 3 градусов);
- 50 м при наклоне больше 3 градусов.
Около границ ПЗП категорически запрещено:
- распахивать земли;
- проводить выпас сельскохозяйственных животных;
- организовывать летние лагерные стоянки;
- располагать отвалы грунта, склонного к размыванию.
Ширину ПЗП около озерной и речной зоны устанавливают в точности по кромке берега, а возле морской – от линии прилива по максимуму.
Важно! Если отсутствуют набережные, то размер в ширину охраняемой водной области и прибрежной полосы всегда измеряется от линии берега.
При зафиксированных нарушениях использования водных объектов и прилегающих к ним территорий (например, парковку) всегда наступает административная ответственность. Даже если в охраняемой зоне не было специальных указателей того, что территория является охраняемой (ч. 1 ст. 8.42 КоАП), это не освобождает от наказания.
На водоохранной площади категорически запрещено:
- ездить и ставить транспорт (за исключением некоторых случаев);
- постройка АЗС, складов с горючими и смазочными материалами, СТО, мойки автомашин;
- сброс всех видов стоков;
- самовольное применение воды с целью орошения почв;
- расположение захоронений людей, животных, химических, радиоактивных и токсических отходов;
- распыление с помощью авиации специальных химических антимикробных средств;
- разведывание и добыча природных ископаемых;
- использование различных химикатов и их хранилищ.
При нарушении пользованием охраняемой водной территорией грозит административная ответственность. Назначается штраф физическим лицам в размере до 5 000 рублей; должностным – 8-12 000 рублей; юридическим – 200 000 – 400 000 рублей.
Ставить автомобиль (кроме специального транспорта) около речки, озера, моря в охраняемой зоне запрещено. Это же касается и мытья авто. Парковать машину разрешается за 50 м от водоохранного объекта. Иначе буде штраф до 5 000.
Важно! Законом разрешено строительство и установка хозяйственных объектов на охраняемой территории, если они имеют специальное оборудование, которое защитит водные ресурсы от загрязнения и потери экологической ценности.
Рекомендации относительно водоохранной территории, следует четко соблюдать, иначе можно не только заработать штраф, но и навредить экологической ситуации.
Вопросы использования, а также сохранности водных ресурсов регулируются основным нормативным документом ‒ Водным кодексом. В нем отражены все положения, касающиеся установления прав собственности, управления охраной водных объектов и ответственности за нарушение правил.
Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:
+7 (812) 309-85-28 (Санкт-Петербург)
ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.
Это быстро и БЕСПЛАТНО!
Важным условием водоохранной зоны является содержание в чистоте самого водного объекта и прилегающей к нему территории. Охрана границ водоисточника осуществляется при том условии, что он сопряжен с населенными пунктами или областями сфер человеческой деятельности.
Охраняемые и прибрежные защитные зоны на территории вводятся в порядке, который предусмотрен Правительством РФ.
Водный кодекс определяет охранную зону как территорию, прилегающую к водному объекту. Это расстояние непосредственно от природных водоисточников, подлежащее особой охране.
Прибрежная защитная полоса является областью в пределах охранных зон, которая имеет вспомогательные ограничения на хозяйственную и иную деятельность человека.
Какие действия запрещено осуществлять в пределах охраняемой зоны водного объекта:
- Размещать на данной территории скотомогильники и прочие захоронения разного рода отходов.
- Привлекать сточные воды для удобрения почвы. Сбрасывать сточные воды.
- Производить авиационные меры в целях борьбы с вредителями.
- Обустраивать стоянку или перемещение транспорта, кроме его передвижения по твердым покрытиям.
- Размещать в пределах охраняемой зоны автозаправки, места складирования горючих и смазочных материалов, кроме тех случаев, когда они расположены на территориях портов и в иных допустимых местах. Также запрещено располагать в охраняемых зонах станции техобслуживания.
- Размещать склады пестицидов/агрохимикатов, а также использовать на данной территории эти вещества.
- Производить разведку и извлечение полезных ископаемых, за некоторыми исключениями.
Какие действия запрещено производить в прибрежной полосе:
- производить распашку земель;
- осуществлять выпас скота;
- располагать отвалы, состоящие из размываемого грунта.
При расположении в охранной зоне СНТ или ДНТ и отсутствии очистных сооружений, допускается временная эксплуатация водонепроницаемых приемников.
В пределах охраняемой зоны допускается осуществлять проектирование и возведение объектов различного назначения, а также их реставрацию при том условии, что они будут оборудованы специальными сооружениями, направленными на предотвращение засорения и загрязнения, а также истощение водоисточника.
Выбор вида сооружения осуществляется в соответствии с нормативами, введенными на законодательном уровне.
Какие могут быть предусмотрены типы сооружений, направленных на охрану водоисточников:
- системы водоотвода и ливневой канализации;
- системы сброса сточной воды в водоотводные сооружения, предназначенные для приема подобных вод;
- локальные очистные сооружения, предусматривающие очистку стока до ПДК водоемов общесанитарного или рыбохозяйственного класса качества;
- сооружения, рассчитанные на прием отходов различного рода;
- системы отвода вод в приемники, произведенные из водонепроницаемых материалов.
В соответствии с установленными правилами, на размеры водоохранных зон оказывает влияние протяженность водоисточника. Величина охраняемой зоны определяется в ширину с целью сохранения экологии, защиты мест нереста рыб. Уклон, холмы и прилегающие участки никак не влияют на ширину прибрежной полосы.
В соответствии с Водным кодексом, водоохранная зона реки составляет 50 метров. Аналогичная зона принята также для озер и водохранилищ. Охраняемая территория морей составляет 500 метров.
Зона охраны хозяйственных и магистральных каналов по размерам сопоставима с величиной отвода, парапетами ливневой канализации. Для рек и ручьев протяженностью менее десяти километров охраняемая зона идентична прибрежной полосе. Озеро, размещенное внутри небольшого болота, обладает охраняемой зоной площадью меньше 0,5 км 2 .
Если водный объект располагается в пределах населенного пункта и имеет обустроенную набережную, то прибрежная полоса проходит в границах ее территории. После набережной водоохранной зоны уже нет. Поэтому в городах можно часто наблюдать крупные объекты недвижимости, размещенные в непосредственной близости от рек и иных водных объектов.
Если в охраняемой зоне водоисточника расположены объекты хозяйственной деятельности, то особое внимание уделяется мероприятиям, направленным на сохранение биологических ресурсов.
Соблюдение правил, установленных водным законодательством, является гарантом сохранности водного объекта, исключения его загрязнения. Нормативы в данной области особенно стоит учесть тем гражданам, которые решили возвести жилье неподалеку от реки.
Особенность охраняемых и прибрежных защитных зон заключается в том, что на местности простому человеку их выявить достаточно сложно. Поэтому часто устанавливаются специальные информационные знаки, чтобы обратить внимание граждан и предотвратить засорение мусором и загрязнение водоохранной территории.
К характерным точкам на местности относят:
- седловины;
- впадины;
- вершины возвышенностей и т. п.
На законодательном уровне утвержден шаблон специального информационного знака, обозначающего охраняемую зону и прибрежную защитную полосу.
Административная ответственность наступает при фиксации факта нарушения использования водоисточника (например, за парковку в охраняемой зоне, которую имеет водохранилище). Поэтому гражданам, которые предполагают осуществлять какую-либо деятельность вблизи водного объекта, стоит сперва уточнить, является ли она разрешенной.
Размер штрафа для физических лиц составляет 5 тыс. рублей и менее. Должностным лицам придется уплатить неустойку в размере от 8 до 12 тыс. рублей. Для юридических лиц величина штрафа на порядок выше и составляет уже 200-400 тыс. рублей.
Загрязнение водных ресурсов в крайнем случае может поспособствовать наступлению уголовной ответственности. Нарушителя может ожидать наказание в виде лишения свободы сроком до двух лет (определяется в каждом конкретном случае в зависимости от тяжести нарушения).
Например, гражданин, которые однократно помыл авто возле реки и не получил с этого никакого дохода, и гражданин, целое лето занимающийся выпасом рогатого скота рядом с водохранилищем и получивший существенную прибыль с реализации мяса, будут наказаны одинаково. Штраф для этих граждан составит 5000 рублей.
Строительная компания, занимающаяся возведением объекта недвижимости, обязательно должна быть ознакомлена о принадлежности земельного участка к охраняемой зоне. Информацию об этом может предоставить кадастровая служба. Для получения сведений необходимо направить туда соответствующий запрос.
Разрешение на строительные работы в водоохранной зоне выдает служба водного реестра. Для осуществления строительной деятельности застройщик должен быть ознакомлен с метражом водоохранной зоны. При этом проектная документация непременно должна проходить экологическую экспертизу.
При возведении объекта в охраняемой зоне необходимо предусмотреть очистные сооружения для сточных вод. Факт их присутствия может быть проконтролирован Роспотребнадзором.
Подводя итоги, стоит отметить, что параметры эксплуатации любого участка земли, включая области прибрежных зон, подлежат тщательной проверке в индивидуальном порядке.Только в этом случае можно говорить о правильном использовании земельного надела и избежании ответственности застройщиком.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.
Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!
- Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
- Позвоните на горячую линию:
- Москва и Область – +7 (499) 703-16-92
- Санкт-Петербург и область – +7 (812) 309-85-28
- Регионы – 8 (800) 333-88-93
Знак «Водоохранная зона» и сколько метров занимает ее территория
Водный кодекс РФ в статье 65 раскрывает суть вопроса о том, что такое водоохранная зона. Это законодательно определённая ширина береговой линии, подлежащая охране. В кодексе раскрывается её значение для среды обитания биоресурсов, правила использования водных объектов в хозяйственной деятельности человека.
Территории, прилегающие к границам отдельного водного объекта с особым режимом хозяйственной деятельности, подлежащие охране государства, называются водоохранными. На этих территориях решаются задачи:
- предупреждение засорения, загрязнения, недопущение заиления, истощения вод;
- сбережение биологической среды обитания.
Горячая линия
Видео (кликните для воспроизведения). |
+7 (499) 350-80-61
+7 (812) 309-17-81
Нормы расположения береговой линии устанавливаются Правительством РФ (№ 244-ФЗ). Статья 65 ВК РФ выделяет водные объекты, оборудованные специальной зоной. К водным объектам относятся:
Водоохранные зоны включают воду, её биологический фактор и прибрежные защитные полосы (ПЗП) по берегам. На размеры водоохранной области влияет местоположение, а для морей и линии прилива.
- защита мест нереста промысловых рыб;
- сохранение благоприятной экологической обстановки на определённом расстоянии от берега.
Кодексом устанавливается нормы береговой линии в метрах.
Размер прибрежной полосы защиты зависит от уклона берега, наличия парапетов, ценности водоёма. Для рек и других водоёмов с рыбохозяйственным значением защитная полоса не должна быть менее 200 м.
Для рек, которые помещены в закрытые коллекторы, не предусмотрены водоохранные зоны. Ширина границ охраны водохранилища, озера измеряется 50 метрами, а морская зона – 500 метрами.
В границах береговой линии определённые действия запрещены:
- Движение средств транспорта (кроме специальной техники). Исключением являются оборудованные для этого места с твёрдым покрытием.
- Применение сточных вод для повышения плодородия (№282-ФЗ).
- Борьба средствами авиации с вредными организмами (№282-ФЗ).
- Размещение складов ГСМ, автозаправок, моек и станций ТС (282-ФЗ).
- Базирование скотомогильников, кладбищ, пунктов отходов, ядовитых веществ (№ 190-ФЗ, № 458-ФЗ).
- Сброс сточных вод (№282-ФЗ).
- Расположение хранилищ агрохимикатов (282-ФЗ).
- Добыча (включая разведку) полезных ископаемых (за исключением утверждённых техническим проектом).
- Распашка земель, процесс выпаса с./х. животных.
Можно ставить машину лишь вне водоохранной области (за исключением специального транспорта). Нарушение этих предписаний влечёт за собой административную ответственность. Предусмотрены штрафы до 5000 рублей для физических лиц, 8-12 тыс. руб. для должностных лиц и 200-400 тыс. руб. для юридических лиц.
Знак «Водоохранная зона»
В водоохранной зоне разрешено:
- строительство;
- проектирование;
- реконструкция объектов.
Однако введены ограничения при несоблюдении условий предохранения водных акваторий от загрязнения. Охрана водных структур от загрязнения осуществляется с помощью сооружений:
- приспособления для отвода сточных вод в резервуары, специально для этого предназначенные;
- системы канализации централизованного типа;
- сооружения для складирования отходов потребления в водонепроницаемые приёмники;
- очистные сооружения, соответствующие законодательным нормативам.
Особое внимание уделяется грамотному отведению сточных отходов. К сточным водам относятся:
- талые;
- дождевые;
- поливные и моечные;
- инфильтрационные;
- дренажные.
Если в водоохранной области расположилось дачное (садоводческое) объединение при отсутствии сооружения очистки, временно разрешается использование водонепроницаемых приёмников (часть16.1 ФЗ №82).
При расположении в водоохранных зонах объектов хозяйственной деятельности особое снимание уделяется мерам по сохранению биоресурсов (животного и растительного мира). Это обеспечивается мероприятиями по сохранению чистоты территории объекта, исключению загрязнений, заиливания, засорений.
Горячая линия
+7 (499) 350-80-61
+7 (812) 309-17-81
Правительством РФ утверждаются специальные информационные знаки и разметка защитных полос (ч.18 118-ФЗ). Однако при их отсутствии нарушившие нормы и правила от административной ответственности не освобождаются.
Соблюдение нормативов, которые определяет Водный кодекс, является гарантией сохранности водоёмов, предотвращения их загрязнения. Это следует учитывать людям, решившим обзавестись участком, выстроить дом в живописном месте рядом с рекой.
Застройщику важно знать о факте принадлежности участка к водоохранной территории. Такую информацию можно получить в службе кадастрового учёта подав запрос в письменной форме.
Для разрешения строительства понадобится официальный ответ из государственного водного реестра.
Для произведения работ следует знать, какова водоохранная зона реки, сколько метров она составляет. Проектная документация подвергается экологической экспертизе. Из практики, около 20% застройщиков допускают нарушения норм природопользования.
На участках водоохранной зоны при строительстве требуется очистная система сточных вод, наличие которой контролируется Роспотребнадзором.
Использование водоохранной зоны регулируется законодательством, частное строительство разрешено осуществлять с соблюдением установленных норм. Собственник земельного участка, расположенного возле различных водоемов, имеет право на застройку, соблюдая ограничения по строительству.
Водоохранная зона водного объекта имеет особый правовой статус, во избежание конфликтных ситуаций рекомендуется первоначально ознакомиться с действующим регламентом.
Действующий Водный кодекс РФ определяет понятие охраняемой территории. В ст. 65 указано, что это прилегающая к берегу водоема земля может быть использована для хозяйственных, строительных и культурных целей исключительно с соблюдением особых условий.
Закон защищает водоемы от загрязнения и причинения ущерба, гарантирует сохранность находящихся там животных и растений. Охраняя существующий природный баланс, ВК РФ определяет правила пользования, наказание за нарушение принятых постановлений и регламент использования водоохранной зоны.
Во избежание неприятностей, могущих появиться после завершения строительства и при оформлении свидетельства на право собственности, следует предотвратить нарушения закона. Получая разрешение на застройку или оформляя домовладение придется столкнуться с непредвиденными обстоятельствами. Оптимальным вариантом является предварительное согласование и получение разрешения, чем уплата значительных штрафов за доказанные нарушения.
Наиболее серьезным является вариант, когда застройщик получает предписание на снос возведенного здания, отменить которое бывает крайне сложно. По закону, запрет на строительство в прибрежной зоне относится к 20 м от кромки воды. Ближе расположенный дом или хозяйственные постройки могут быть снесены по судебному постановлению.
Непозволительно устанавливать заборы и прочие ограждения, препятствующие доступу третьих лиц к водоему. Огородив часть береговой зоны и создав дополнительные неудобства для граждан, владелец участка будет вынужден снести его и заплатить штраф.
Не стоит забывать, что ликвидационные работы оплачивает нарушитель, средства с виновного взыскиваются по исполнительному производству.
Защита водоохранной зоны производится согласно установленным нормативам. Утвержденная береговая линия является отправной точкой для всех измерений, касающихся разрешения на застройку. Использование береговой полосы имеет ограничение по осуществлению различных видов деятельности и зависит от удаленности от истока водоема.
Например, ширина полосы, на которой не позволено строиться, составляет для рек:
- если от истока менее 10 км, то 50 м следует отступить от кромки воды;
- если 10-50 км, то строительство нельзя осуществлять ближе 100 м;
- если более 50 км, то требуется отступить 200 м.
Расчет отступа от воды в случае озер и иных замкнутых водных хранилищ осуществляется в зависимости от периметра береговой линии и площади поверхности объекта. Например, если озеро по размеру составляет менее полукилометра, то водоохранная зона расположена на 50 м. Такой регламент касается искусственных и природных водных ресурсов. Для морского берега удаленность для застройки существенно выше и установлена в 500 м.
Если река имеет незначительную протяженность, менее 10 км, то водоохранная зона совпадает с берегом. Исключение сделано для осуществления деятельности непосредственно возле истока ручья или небольшой реки. Отступить от берега придется на 50 м, иначе будет нарушен запрет на строительство вблизи водного объекта.
К прочим ограничениям использования в хозяйственной деятельности и проживании возле водоохранной зоны относится следующее:
- недопустимость использования сточных вод для мелиорации и иных сельскохозяйственных потребностей. Поскольку земельный участок расположен в непосредственной близи от водоема, то после полива и орошения сточные воды попадают в водоем;
- в зоне недопустимо образование захоронений животных, кладбищ или хранения промышленных отходов, особенно повышенной токсичности;
- запашка участков не разрешается. Береговая линия не должна подвергаться воздействию тяжелой техники, образованию земляных завалов и иных действий, приводящих к размыву грунтов;
- в защитной зоне нельзя пасти скот и устраивать летние загоны;
- передвижение всех видов транспорта, образование стихийной или плановой стоянки запрещена.
При всех существующих ограничениях, строительство с соблюдением установленных правил разрешается по закону. При этом потребуется оформление дополнительных разрешений и введение в проектную документацию оборудования и устройств для защиты близлежащего водного объекта.
Установление охранных зон для водных объектов особого значения
В соответствии с действующим российским законодательством зонирование территорий, прилегающих к урезу воды различных водных объектов общего пользования, направлено на обеспечение свободного доступа граждан (береговая полоса) и предотвращение негативного воздействия на экологическую обстановку водоемов и водотоков (водоохранная зона, прибрежная защитная полоса, рыбоохранная зона).
При экологическом проектировании ряд вопросов может вызвать установление размеров зон особого режима природопользования вблизи береговой линии некоторых водных объектов и ограничений деятельности в их границах.
Можно сказать, что водоохранная зона является неким аналогом санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) для предприятий с той лишь разницей, что СЗЗ устанавливается для минимизации негативного воздействия промышленных загрязнений на прилегающие территории (в первую очередь, селитебные), а водоохранная зона предназначена для защиты водного объекта от возможных негативных воздействий хозяйственной и промышленной деятельности на побережье.
В отличие от СЗЗ, размеры которых могут значительно варьироваться в каждом конкретном случае в зависимости от класса опасности предприятия и результатов оценки зоны его воздействия (в соответствии с СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»)[1], размеры водоохранных зон четко определены Водным кодексом в зависимости от вида и размера водного объекта (пп. 4–10 ст. 65 ВК РФ) и без учета ландшафтных характеристик прибрежной зоны, степени эвтрофированности водоема и его способности к самовосстановлению, а также интенсивности предполагаемой деятельности, оказывающей негативное воздействие на водный объект.
В соответствии с ч. 2 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, в границах которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности. Размеры прибрежных защитных полос, определяющиеся в общем случае чч. 11, 12 ст. 65 ВК РФ, не превосходят размеров водоохранных зон, что следует из ч. 2 ст. 65 ВК РФ. В то же время ч. 13 ст. 65 ВК РФ устанавливает ширину прибрежной защитной полосы водного объекта (реки, озера, водохранилища), имеющего особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), в 200 м независимо от уклона прилегающих земель. Таким образом, для озер, водохранилищ и рек протяженностью менее 50 км прибрежная защитная полоса выходит за границы водоохранной зоны, что противоречит ч. 2 ст. 65 ВК РФ.
Размеры прибрежных защитных полос, установленные Водным кодексом для различных водных объектов, практически совпадают с размерами рыбоохранных зон, устанавливаемых в целях сохранения условий для воспроизводства водных биоресурсов (ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»; в ред. от 12.03.2014; далее — Федеральный закон № 166-ФЗ) в соответствии с Правилами установления рыбоохранных зон, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.10.2008 № 743.
Отметим, что в Федеральном законе № 166-ФЗ не прописано, какие именно ограничения и особые режимы предусматриваются для рыбоохранных зон.
Порядком установления на местности границ рыбоохранных зон, утвержденным Приказом Росрыболовства от 15.12.2008 № 410, определяется процедура установления на местности границ рыбоохранных зон посредством размещения специальных информационных знаков. Основанием для размещения специальных знаков являются приказы Росрыболовства об установлении рыбоохранных зон.
В связи с жестким регламентированием нормами Водного кодекса размеров водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы остается не вполне ясной ситуация при осуществлении проектирования вблизи водных объектов особого значения.
Рассмотрим в качестве примера Онежское озеро. Оно занимает первое место среди объектов рыбохозяйственного фонда Республики Карелия по объему вылова рыбы, который достигает 70 % от всей промысловой продукции пресноводных водоемов данного субъекта Российской Федерации. Кроме того, озеро является местом обитания редких и нуждающихся в охране видов и экологических форм рыб, которые занесены в Красную книгу Карелии. Все это косвенно указывает на особо ценное рыбохозяйственное значение озера. Кроме того, в материалах ранее прошедшего экспертизу проекта в части согласования Северо-Западным территориальным управлением Росрыболовства (СЗТУ Росрыболовства) подтверждено, что Онежское озеро является водоемом, имеющим особо ценное рыбохозяйственное значение
При проектировании некоторых объектов в прибрежной зоне Онежского озера проектировщиками по согласованию с СЗТУ Росрыболовства предусматривается водоохранная зона в размере 200 м. В то же время согласно опубликованному в открытом доступе Определению Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 28.05.2008 № 33-Г08-5 абз. 3 подп. 1.3.2 п. 1 Распоряжения Правительства Ленинградской области от 31.08.2007 № 341-р «О разработке лесного плана Ленинградской области» (далее — Распоряжение № 341-р) со дня вступления его в силу — 24 сентября 2007 г. — признан недействующим:
В представлении указано, что введенный порядок установления ширины водоохранных зон и прибрежных защитных полос Ладожского и Онежского озер противоречит ст. 65 ВК РФ. Противоречие это представляется допущенным также в нарушение ч. 2 ст. 8 ВК РФ, которой предусмотрено, что субъекту Российской Федерации предоставлено право владения, пользования и распоряжения прудами и обводненными карьерами, расположенными в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации. Ладожское и Онежское озера к таким водным объектам не относятся и находятся в федеральной собственности.
Многие эксперты отмечают, что в действующем Водном кодексе (Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ) в сравнении с утратившим силу Положением о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 № 1404, снижена максимальная ширина водоохранных зон для внутренних водоемов и водотоков с 500 до 200 м[2]. Кроме того, из определения водоохранных зон исключено слово «минимальная», что делает невозможным увеличение ширины водоохранных зон, например в целях сохранения памятников природы.
Утратившее силу Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах
(утв. Постановлением Правительства РФ от 23.11.1996 № 1404)
Водный кодекс Российской Федерации (Федеральный закон от 03.06.2006 № 74-ФЗ)
3. Минимальная ширина водоохранных зон устанавливается для участков рек протяженностью от их истока:
от 10 до 50 км — 100 м
от 50 до 100 км — 200 м
от 100 до 200 км — 300 м
от 200 до 500 км — 400 м
от 500 км и более — 500 м
Статья 65. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
1) до десяти километров — в размере пятидесяти метров;
2) от десяти до пятидесяти километров — в размере ста метров;
3) от пятидесяти километров и более — в размере двухсот метров.
За разъяснением неоднозначного толкования размеров водоохранной зоны Онежского озера автор статьи в письменной форме обратилась в два уполномоченных государственных органа — СЗТУ Росрыболовства и НЛБВУ.
В ответе представителей СЗТУ Росрыболовства было указано, что сведения о водоохранных зонах и прибрежно-защитных полосах водных объектов, в т.ч. об их размерах, указаны в ст. 65 ВК РФ, а за разъяснением положений данного документа можно обратиться в НЛВБУ.
Ответ НЛВБУ содержал более развернутое толкование Водного кодекса. Суть ответа заключалась в том, что ширина водоохранной зоны водного объекта не может быть меньше ширины прибрежной защитной полосы, поэтому для Онежского озера как для озера, имеющего особо ценное рыбохозяйственное значение, устанавливается водоохранная зона 200 м и прибрежная защитная полоса 200 м. При этом за информацией о том, имеет ли Онежское озеро особо ценное рыбохозяйственное значение, было рекомендовано обратиться в СЗТУ Росрыболовства.
Рассмотренный пример показывает расхождения в трактовке Водного кодекса судебными органами и профильными государственными органами, а также «негибкость» самого Водного кодекса относительно установления особых водоохранных зон для водных объектов повышенной ценности или уязвимости. Так, например, для озер, площадь которых менее 0,5 км 2 , водоохранная зона согласно Водному кодексу вообще не устанавливается.
[1] О нормировании и практике установления СЗЗ в Российской Федерации см.:
– Бабина Ю.В. Установление и соблюдение режимов санитарно-защитных зон промышленных предприятий и других производственных объектов // Справочник эколога. 2013. № 3. С. 69–79;
– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6–8;
– Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03// Справочник эколога. 2014. № 5. С. 10–21;
– Молдаван С.А. Размер нормативной санитарно-защитной зоны полигона ТБО: 500 или 1000 м? // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 28–35;
– Черемохина Е. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для строящегося предприятия // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 54–55.
[2] См.: Боголюбов С.А., Сиваков Д.О. Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (постатейный) // Законодательство и экономика. 2007. № 5.
Видео (кликните для воспроизведения). |
М.Г. Рыжакова, ведущий инженер-эколог ООО «ОПКТБ Экоинж»
Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.