Информация на тему: "нк рф статья 69" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.
Содержание
- 1 Статья 69. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов
- 2 Статья 69 НК РФ. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов
- 3 Статья 69 НК РФ – Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов
- 4 Статья 69. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов
- 5 Статья 69. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов
Статья 69. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов
1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.
3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
7. Утратил силу с 1 января 2004 г.
8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
9. Утратил силу с 1 января 2007 г.
10. Указанное в пункте 2.1 статьи 70 настоящего Кодекса требование об уплате страховых взносов может быть обжаловано только в случае нарушения налоговым органом процедуры его направления плательщику страховых взносов.
В ст. 69 НК РФ изложено определение требования об уплате налогов и сборов. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику (организации или физическому лицу) извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом РФ.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое Кодексом установлена ответственность.
Условия и порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах установлены ст. ст. 106 — 115 НК РФ.
Требование об уплате налога должно содержать следующие сведения:
о сумме задолженности по налогу;
о размере пеней, начисленных на момент направления требования.
При этом требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налогов и сборов, а если выставляется по результатам налоговой проверки — не позднее восьми дней с даты вынесения соответствующего решения;
о сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах (ст. 57 НК РФ);
о сроке исполнения требования (должна быть указана дата (либо установлено количество дней), не позднее которой необходимо исполнить требование об уплате налогов и сборов и причитающихся пеней);
о мерах по взысканию налога и обеспечению (залоге, поручительстве, аресте имущества и т.п.) исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;
подробные данные об основаниях взимания налога (объекте налогообложения, налоговой базе, периоде, ставке налога и (или) сбора);
о положениях закона (со ссылкой на них) о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
При отсутствии хотя бы одного из указанных сведений требование не будет соответствовать нормам НК РФ.
Зачастую налогоплательщики пытаются оспорить обязанность по уплате налога лишь на том основании, что оно оформлено с нарушениями. Такая практика не находит поддержки в арбитражных судах, которые указывают, что требование об уплате налога и сбора не может быть признано недействительным по формальным признакам, если оно соответствует фактической обязанности налогоплательщика.
В качестве примера можно привести Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 декабря 2006 г. N А79-7256/2005, в котором отмечалось, что «в требовании налогового органа имелись недостатки (не указаны основания возникновения недоимок по налогам (сборам), суммы недоимок, периоды начисления пеней). Однако материалами дела подтверждена задолженность налогоплательщика по уплате налогов (сборов) и пеней. Наличие данной задолженности налогоплательщик не оспорил, указав лишь на имеющиеся недостатки при оформлении требования.
Между тем требование об уплате налога не может быть признано недействительным только по формальным основаниям».
В случае неисполнения налоговым органом обязанности по включению в требование об уплате налога предупреждения об обязанности данного органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела действия налогового органа могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Но на процедуру возбуждения уголовного дела это не повлияет, поскольку для квалификации действий лиц, ответственных за своевременную уплату налогов и сборов, как преступление, предусмотренное ст. 198 или ст. 199 Уголовного кодекса РФ, установление факта получения им требования об уплате налога не требуется.
Могут быть предусмотрены и иные сведения, прямо указанные в форме требования установленного образца.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета.
Требование об уплате налога может быть передано лично под расписку:
1) руководителю организации-налогоплательщика, а также:
ее законному представителю;
ее уполномоченному представителю;
2) лично налогоплательщику — физическому лицу, а также:
его законному представителю;
его уполномоченному представителю.
Кроме того, требование об уплате налога может быть направлено указанным лицам по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
В отличие от простых писем заказные вручаются адресатам под расписку, кроме того, процесс их доставки можно отследить на сайте Почты России, введя в соответствующее поле 14 символьный идентификатор, указываемый на чеке, выдаваемом отправителю при отправке письма.
Формат документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, утвержден Приказом ФНС России от 28 декабря 2010 г. N ММВ-7-6/773@. Данный Формат описывает требования к XML файлам, используемым для передачи самых разных документов, в том числе и требования об уплате налога.
Порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 9 декабря 2010 г. N ММВ-7-8/700@.
Отметим, что с 1 июля 2015 г. требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении 6 дней с даты направления заказного письма (п. 6 ст. 69 НК РФ в редакции Закона N 347-ФЗ).
Статья 69 НК РФ. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов
Новая редакция Ст. 69 НК РФ
1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.
3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом, в котором налогоплательщик состоит на учете, либо налоговым органом, которым вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в соответствии со статьей 101.4 настоящего Кодекса. Форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
7. Утратил силу с 1 января 2004 г.
8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
9. Утратил силу с 1 января 2007 г.
10. Указанное в пункте 2.1 статьи 70 настоящего Кодекса требование об уплате страховых взносов может быть обжаловано только в случае нарушения налоговым органом процедуры его направления плательщику страховых взносов.
В ст. 69 НК РФ изложено определение требования об уплате налогов и сборов. Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику (организации или физическому лицу) письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за Кодексом установлена ответственность.
Условия и порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах установлены ст. ст. 106 – 115 НК РФ.
Требование об уплате налога должно содержать следующие сведения:
– о сумме задолженности по налогу;
– о размере пеней, начисленных на момент направления требования.
При этом требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налогов и сборов, а если выставляется по результатам налоговой проверки – не позднее 10 дней с даты вынесения соответствующего решения;
– о сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах (ст. 57 НК РФ);
– о сроке исполнения требования (должна быть указана дата (либо установлено количество дней), не позднее которой необходимо исполнить требование об уплате налогов и сборов и причитающихся пеней);
– о мерах по взысканию налога и обеспечению (залоге, поручительстве, аресте имущества и т.п.) исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;
– подробные данные об основаниях взимания налога (объект налогообложения, налоговая база, период, ставка налога и (или) сбора);
– о положениях закона (со ссылкой на них) о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
При отсутствии хотя бы одного из указанных сведений требование не будет соответствовать нормам НК РФ.
Могут быть предусмотрены и иные сведения, прямо указанные в форме требования установленного образца.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета.
Требование об уплате налога может быть передано лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования:
1) руководителю налогоплательщику-организации
– ее законному представителю
– ее уполномоченному представителю
2) лично налогоплательщику – физическому лицу, а также:
– его законному представителю
– его уполномоченному представителю
Правила настоящей статьи применяются также в отношении требования об уплате сбора.
Пункт о том, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту, исключен Федеральным законом N 137-ФЗ.
Другой комментарий к Ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации
1. Как определено в п. 1 ст. 69 Кодекса, требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
2. Пунктом 1 ст. 45 Кодекса установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (см. комментарий к ст. 45 Кодекса).
В соответствии с п. 2 ст. 69 Кодекса требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Сроки направления требования об уплате налога и сбора установлены ст. 70 Кодекса (см. комментарий к ст. 70 Кодекса).
Как указал Президиум ВАС России при разрешении конкретного дела в Постановлении от 29 марта 2005 г. N 13592/04, именно с момента направления требования об уплате налога начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога или сбора, т.е. направление требования – это составная часть процедуры принудительного исполнения обязанности по уплате налога для организации.
Взыскание налога, как указал Президиум ВАС России, – длящийся процесс. На первом этапе налоговым органом направляется налогоплательщику требование об уплате налога с предложением в установленный срок уплатить доначисленную сумму. На втором этапе налоговым органом применяются принудительные меры взыскания, предусмотренные ст. 46 и 47 Кодекса. Таким образом, сделал вывод Президиум ВАС России, выставление требования об уплате налога является мерой принудительного характера и перечисление денежных средств во исполнение решения налогового органа не может рассматриваться как добровольное исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налога и сбора.
3. Пунктом 3 ст. 69 Кодекса установлено, что требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Согласно п. 4 ст. 101 Кодекса на основании вынесенного решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки по налогу и пени (см. комментарий к ст. 101 Кодекса).
4. В пункте 4 ст. 69 Кодекса установлены требования к содержанию требования об уплате налога. Так, требование должно содержать сведения:
о сумме задолженности по налогу;
размере пеней, начисленных на момент направления требования;
сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах;
сроке исполнения требования;
мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Согласно п. 4 комментируемой статьи во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения закона о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
5. В соответствии с п. 5 ст. 69 Кодекса требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета.
В подпункте 7 п. 1 ст. 32 Кодекса закреплена обязанность налоговых органов направлять налогоплательщику или налоговому агенту в случаях, предусмотренных Кодексом, требование об уплате налога и сбора. Подпункт 9 п. 1 ст. 21 Кодекса предоставляет корреспондирующее этой обязанности право налогоплательщиков получать требования об уплате налогов (см. комментарии к ст. 21 и 32 Кодекса).
Пунктом 5 комментируемой статьи установлено, что форма требования утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Приказом МНС России от 29 августа 2002 г. N БГ-3-29/465 “О совершенствовании работы налоговых органов по применению мер принудительного взыскания налоговой задолженности” утверждены:
форма требования об уплате налога (приложение 2 к Приказу), которое направляется организации – налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту);
форма требования об уплате налога (приложение 3 к Приказу), которое направляется физическому лицу – налогоплательщику (плательщику сборов) или налоговому агенту).
Налогоплательщикам – физическим лицам вместе с требованием об уплате налога (сбора) направляется в заполненном виде бланк платежного документа (извещения) физического лица формы N ПД (налог) (см. комментарий к ст. 52 Кодекса).
6. Пункт 6 ст. 69 Кодекса определяет способы передачи требования об уплате налога руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю):
лично под расписку;
иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования.
В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование согласно п. 6 комментируемой статьи направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Как разъяснил Пленум ВАС России в п. 18 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5, при рассмотрении споров судам необходимо исходить из того, что в силу прямого указания закона соответствующая налоговая процедура признается соблюденной, независимо от фактического получения налогоплательщиком (его представителем) требования об уплате налога, направленного заказным письмом.
7. В ранее действовавшей ред. п. 7 ст. 69 Кодекса содержались правила о направлении требования об уплате налога, подлежащего уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. В связи с введением в действие Таможенного кодекса РФ п. 7 комментируемой статьи утратил силу.
8. Правила ст. 69 Кодекса в отношении требования об уплате налога согласно ее п. 8 применяются также в отношении требования об уплате сбора.
9. Правила ст. 69 Кодекса в отношении требования об уплате налога в соответствии с ее п. 9 применяются также в отношении требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.
Статья 69 НК РФ – Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов
1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.
3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
5. Утратил силу. – Федеральный закон от 27.12.2018 N 546-ФЗ.
6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
7. Утратил силу. – Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.
8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
9. Утратил силу с 1 января 2007 года. – Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
10. Указанное в пункте 2.1 статьи 70 настоящего Кодекса требование об уплате страховых взносов может быть обжаловано только в случае нарушения налоговым органом процедуры его направления плательщику страховых взносов.
Статья 69. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов
Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в наименование статьи 69 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.
Статья 69. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 69 НК РФ
Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ в пункт 1 статьи 69 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ в пункт 2 статьи 69 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.
3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ в пункт 4 статьи 69 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона
4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
5. Утратил силу с 28 января 2019 г. – Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 546-ФЗ
Статья 69. Требование об уплате налога, сбора, страховых взносов
1. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
При наличии недоимки по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков требование об уплате налога направляется ответственному участнику этой группы.
3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
4. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
В случае, если размер недоимки, выявленный в результате налоговой проверки, позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, в направляемом требовании должно содержаться предупреждение об обязанности налогового органа в случае неуплаты сумм недоимки, пеней и штрафов в полном объеме в установленный срок направить материалы в следственные органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
5. Утратил силу. – Федеральный закон от 27.12.2018 N 546-ФЗ.
6. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Форматы и порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
7. Утратил силу. – Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.
8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.
9. Утратил силу с 1 января 2007 года. – Федеральный закон от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
10. Указанное в пункте 2.1 статьи 70 настоящего Кодекса требование об уплате страховых взносов может быть обжаловано только в случае нарушения налоговым органом процедуры его направления плательщику страховых взносов.
1. Настоящей статьей дано определение требования об уплате налога.
Требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику (организации или физическому лицу) письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщикам налоговым органом по месту их учета.
2. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.
Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
3. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику независимо от привлечения его к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.
Условия и порядок привлечения к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах установлены статьей 106 – 115 НК РФ.
4. Требование об уплате налога должно содержать следующие сведения:
– о сумме задолженности по налогу;
– о размере пеней, начисленных на момент направления требования.
При этом требование должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налогов и сборов, а если выставляется по результатам налоговой проверки – не позднее 10 дней с даты вынесения соответствующего решения;
– о сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах (см. ст. 57 НК РФ и комментарий к ней);
– о сроке исполнения требования (должна быть указана дата (либо установлено количество дней), не позднее которой необходимо исполнить требование об уплате налогов и сборов и причитающихся пеней);
– о мерах по взысканию налога и обеспечению (залоге, поручительстве, аресте имущества и т.п.) исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком;
– подробные данные об основаниях взимания налога (объект налогообложения, налоговая база, период, ставка налога и (или) сбора);
– о положениях закона (со ссылкой на них) о налогах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
При отсутствии хотя бы одного из указанных сведений требование не будет соответствовать нормам НК РФ.
Могут быть предусмотрены и иные сведения, прямо указанные в форме требования установленного образца.
5. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику налоговым органом по месту его учета.
При этом налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации (ее филиалов и иных обособленных подразделений), по месту жительства физического лица (в том числе индивидуальные предприниматели), а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества или транспортных средств.
Форма требования об уплате налога утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, – Федеральной налоговой службой (ФНС) и доводится до сведения нижестоящих налоговых органов.
Действующая форма требования об уплате налога утверждена Приказом МНС России от 29 августа 2002 г. N БГ-3-29/465.
6. Требование об уплате налога может быть передано лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования:
1) руководителю организации-налогоплательщика, а также:
– ее законному представителю;
– ее уполномоченному представителю;
2) лично налогоплательщику – физическому лицу, а также:
– его законному представителю;
– его уполномоченному представителю.
Уполномоченный представитель налогоплательщика – физического лица осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования (например, не желают дать подписку о вручении), указанное требование направляется по почте заказным письмом.
При этом требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
7. Правила настоящей статьи применяются также в отношении требования об уплате сбора.
8. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении требования о перечислении налога, направляемого налоговому агенту.
Оспоренные положения статей 32, 48, 69, 70 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 статьи 2 и статьи 1102 ГК Российской Федерации являлись предметом рассмотрения постольку, поскольку на их основании разрешается вопрос о взыскании с налогоплательщика полученных им в порядке имущественного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц денежных средств, в случае если для его предоставления отсутствовали законные основания.
2. Постановлением от 24 марта 2017 года N 9-П Конституционный Суд Российской Федерации признал положения статей 32, 48, 69, 70 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 статьи 2 и статьи 1102 ГК Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку эти положения по своему конституционно-правовому смыслу при отсутствии в законодательстве о налогах и сборах специального регулирования порядка возврата неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета:
В названном Постановлении Конституционный Суд Российской Федерации признал положения статей 32, 48, 69, 70 и 101 Налогового кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 статьи 2 и статьи 1102 ГК Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, поскольку эти положения по своему конституционно-правовому смыслу при отсутствии в законодательстве о налогах и сборах специального регулирования порядка возврата неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета:
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе результаты почерковедческой экспертизы в соответствии с главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статей 69, 169, 171, 172, 247, 252, 253 Налогового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, изложенными в постановлениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 “Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды”, от 30.07.2013 N 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации”, пришли к выводу о наличии у налогового органа правовых оснований для принятия оспариваемого решения и выставления требования.
Отменяя решение суда, суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 69, 101, 101.3 Налогового кодекса, правовой позицией, сформулированной в постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.09.2012 N 4050/12 и от 16.04.2013 N 15638/12, исходил из того, что вопрос зачета переплат в счет погашения доначисленных сумм налогов не влияет на законность решения от 27.05.2016 N 09-08/3-Р и касается вопросов его фактического исполнения, учитывая, что расчеты пеней по НДС произведены налоговым органом с учетом всех фактически имеющихся переплат.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 45, 46, 60, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 12.10.1998 N 24-П, суды нашли, что оспариваемое решение и действия налогового органа являются законными и обоснованными, налоговым органом соблюдена процедура принудительного взыскания налоговых платежей.
Оценив представленные доказательства, руководствуясь положениями статей 45, 46, 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, суды отказали в удовлетворении заявленных требований, поскольку, с учетом приведенных в заявлении доводов о нарушении порядка бесспорного взыскания, не установили нарушения налоговым органом процедуры принудительного взыскания спорной налоговой задолженности.
Исследовав обстоятельства дела и оценив имеющиеся доказательства в соответствии со статьями 65, 71, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 21, 45, 46, 69, 70, 78, 286, 287, 289 Налогового кодекса Российской Федерации, суды нашли, что оспариваемые решения являются законными и обоснованными, налоговым органом соблюдена процедура принудительного взыскания задолженности по налогу.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования суды, оценив представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь положениями статей 45, 69, 75, 388 Налогового кодекса, Федеральным законом от 29.11.2001 N 156-ФЗ “Об инвестиционных фондах”, пришли к выводу о наличии у инспекции правовых оснований для вынесения оспариваемого решения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, руководствуясь положениями статей 69, 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Налогового кодекса), суды исходили из того, что осуществление налоговым органом записи в карточке по расчетам с бюджетом, не сопровождающейся действительным движением денежных средств, не является излишней уплатой налога (излишним его взысканием), а положения статьи 78 Налогового кодекса применяются в силу технической необходимости документального оформления восстановления списанных сумм.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Исследовав и оценив в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, руководствуясь статьями 45, 46, 69, 70, Налогового кодекса, а также принимая во внимание обстоятельства, установленные судебными актами по делу N А78-2790/2015 Арбитражного суда Забайкальского края, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.