Информация на тему: "нарушение пешеходом правил дорожного движения" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.
Содержание
- 1 Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
- 2 Штрафы за нарушение ПДД пешеходами – какие нарушения караются санкциями?
- 3 Что грозит пешеходу за нарушение правил дорожного движения
- 4 Статья 12.29 КоАП РФ. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
Пешеход является участником дорожного движения и ПДД предъявляет к нему требования определенного поведения на дорогах (п. 1.2 ПДД).
За нарушение ПДД пешеход может быть привлечен к административной, уголовной и гражданской ответственности.
Административная ответственность пешеходов
Пешеход может быть привлечен к ответственности, если нарушение ПДД:
- не повлекло причинение вреда здоровью или создание помех в движении транспортных средств, — в виде предупреждения или штрафа в размере 500 руб. (ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ);
- повлекло создание помех в движении транспортных средств, — в виде штрафа в размере 1 000 руб. (ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ);
- повлекло причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — в виде штрафа в размере от 1 000 до 1 500 руб. (ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ).
Уголовная ответственность пешеходов
Пешеход может быть привлечен к уголовной ответственности, если нарушение им ПДД имеет характер преступления, а именно:
- повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, — в виде ограничения свободы на срок до трех лет, либо принудительных работ на срок до двух лет, либо ареста на срок до четырех месяцев, либо лишения свободы на срок до двух лет (ч. 1 ст. 268 УК РФ);
- повлекло смерть человека, — в виде ограничения свободы на срок до четырех лет, либо принудительных работ на срок до четырех лет, либо лишения свободы на срок до четырех лет (ч. 2 ст. 268 УК РФ);
- повлекло смерть двух или более лиц, — в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишения свободы на срок до семи лет (ч. 3 ст. 268 УК РФ).
При этом пешеход, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, нарушив ПДД, может быть освобожден судом от уголовной ответственности с назначением судебного штрафа в случае, если он возместил ущерб или иным образом загладил причиненный преступлением вред (ст. 76.2 УК РФ).
Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает трех лет лишения свободы.
Преступления средней тяжести — умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, превышает три года лишения свободы ( ч. 2 , 3 ст. 15 УК РФ).
Гражданская ответственность за причинение вреда
Обязанность возместить вред, причиненный в результате нарушения ПДД пешеходами, наступает по общим правилам гражданского законодательства. Пешеходы несут гражданскую ответственность за причинение имущественного ущерба, а также вреда здоровью и морального вреда на общих основаниях, в том числе и перед владельцами источников повышенной опасности — автомобилей, мотоциклов и иных транспортных средств (ст. ст. 8, 15, 1064, 1085 — 1094, параграф 4 гл. 59 ГК РФ).
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.
Статья 12.29. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
СТ 12.29 КоАП РФ
1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), –
влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, –
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
Комментарий к Ст. 12.29 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ
1. В п. 1.2 Правил дорожного движения даны определения участников дорожного движения, которые являются субъектами административных правонарушений, предусмотренных в комментируемой статье.
Пассажир определяется как лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
Под пешеходом понимается лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге либо на пешеходной или велопешеходной дорожке и не производящее на них работу. К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску, а также использующие для передвижения роликовые коньки, самокаты и иные аналогичные средства.
В разд. 4 Правил дорожного движения РФ определены следующие обязанности пешеходов.
Пешеходы должны двигаться по тротуарам, пешеходным дорожкам, велопешеходным дорожкам, а при их отсутствии – по обочинам. Пешеходы, перевозящие или переносящие громоздкие предметы, а также лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, могут двигаться по краю проезжей части, если их движение по тротуарам или обочинам создает помехи для других пешеходов.
При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек, велопешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой – по внешнему краю проезжей части).
При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств.
При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств.
Движение организованных пеших колонн по проезжей части разрешается только по направлению движения транспортных средств по правой стороне не более чем по четыре человека в ряд. Спереди и сзади колонны с левой стороны должны находиться сопровождающие с красными флажками, а в темное время суток и в условиях недостаточной видимости – с включенными фонарями: спереди – белого цвета, сзади – красного.
Группы детей разрешается водить только по тротуарам и пешеходным дорожкам, а при их отсутствии – и по обочинам, но лишь в светлое время суток и только в сопровождении взрослых.
Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.
В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами регулировщика или пешеходного светофора, а при его отсутствии – транспортного светофора.
На нерегулируемых пешеходных переходах пешеходы могут выходить на проезжую часть после того, как оценят расстояние до приближающихся транспортных средств, их скорость и убедятся, что переход будет для них безопасен. При пересечении проезжей части вне пешеходного перехода пешеходы, кроме того, не должны создавать помех для движения транспортных средств и выходить из-за стоящего транспортного средства или иного препятствия, ограничивающего обзорность, не убедившись в отсутствии приближающихся транспортных средств.
Выйдя на проезжую часть, пешеходы не должны задерживаться или останавливаться, если это не связано с обеспечением безопасности движения. Пешеходы, не успевшие закончить переход, должны остановиться на линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений. Продолжать переход можно, лишь убедившись в безопасности дальнейшего движения и с учетом сигнала светофора (регулировщика).
При приближении транспортных средств с включенным проблесковым маячком синего цвета (синего и красною цветов) и специальным звуковым сигналом пешеходы обязаны воздержаться от перехода проезжей части, а пешеходы, находящиеся на ней, должны незамедлительно освободить проезжую часть.
Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре или обочине. В местах остановок маршрутных транспортных средств, не оборудованных приподнятыми посадочными площадками, разрешается выходить на проезжую часть для посадки в транспортное средство лишь после его остановки. После высадки необходимо, не задерживаясь, освободить проезжую часть.
При движении через проезжую часть к месту остановки маршрутного транспортного средства или от него пешеходы должны руководствоваться требованиями п. п. 4.4 – 4.7 данных Правил.
В разделе 5 Правил дорожного движения РФ предусмотрены следующие обязанности пассажиров:
– при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле – быть в застегнутом мотошлеме;
– посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.
Если посадка и высадка невозможны со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.
Кроме этого, пассажирам запрещается:
– отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;
– при поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;
– открывать двери транспортного средства во время его движения.
Невыполнение соответствующих обязанностей и запретов пешеходами и пассажирами образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи.
2. Часть 2 ст. 12.19 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение Правил дорожного движения лицами, управляющими мопедами, велосипедами, возчиками и иными лицами, участвующими в процессе дорожного движения (за исключением пешеходов и пассажиров, также водителей транспортных средств). Обязанности перечисленных участников дорожного движения содержатся в различных положениях правил.
– управлять велосипедом, мопедом, не держась за руль хотя бы одной рукой;
– перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты, или груз, мешающий управлению;
– перевозить пассажиров, если это не предусмотрено конструкцией транспортного средства;
– перевозить детей до семи лет при отсутствии специально оборудованных для них мест;
– поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении;
– двигаться по дороге без застегнутого мотошлема (для водителей мопедов).
3. Ответственность лиц, названных в ч. 2 ст. 12.19 КоАП РФ, совершивших нарушения правил в состоянии опьянения, предусмотрена в ч. 3 комментируемой статьи. Для наличия состава административного правонарушения должны быть установлены два факта:
1) нарушение возчиком, погонщиком, лицами, управляющими велосипедом или мопедом, другими лицами, непосредственно участвующими в процессе дорожного движения, любого из относящихся к ним требований Правил дорожного движения;
2) нахождение соответствующего участника дорожного движения в момент совершения нарушения Правил дорожного движения в состоянии опьянения. Порядок проведения освидетельствования указанных лиц на состояние опьянения аналогичен проведению освидетельствования в отношении водителей транспортных средств (см. комментарий к ст. 12.8 КоАП РФ).
4. Субъектами административных правонарушений по анализируемой статье могут быть участники дорожного движения (кроме водителей транспортных средств), достигшие 16-летнего возраста.
5. С субъективной стороны рассматриваемые административные правонарушения характеризуются умышленной формой вины.
6. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ).
7. Рассмотрение дел об административных правонарушениях отнесено к компетенции начальника Госавтоинспекции, его заместителя, командира полка (батальона, роты) дорожно-патрульной службы, его заместителя, а по ч. ч. 1 и 2 комментируемой статьи – также сотрудников Госавтоинспекции, имеющих специальное звание, старших участковых уполномоченных полиции и участковых уполномоченных полиции (ст. 23.3 КоАП РФ).
Штрафы за нарушение ПДД пешеходами – какие нарушения караются санкциями?
Правила дорожного движения игнорировать могут не только водители.
Люди, переходящие проезжую часть, также часто создают аварийную обстановку.
Поэтому законодательство предусматривает штрафы за нарушение ПДД пешеходами. О них и пойдет речь в данном материале.
В такой ситуации человек не только рискует собственной жизнью, но и создает аварийную обстановку для других участников движения.
Нередко граждане пытаются пересечь проезжую часть на красный свет, когда поблизости нет машин. Это также относится к разряду нарушений, чреватых административным штрафом.
Более того, если человек начнет свое движение на желтый свет, то это обстоятельство так же противоречит правилам ПДД.
С помощью особых знаков они показывают автомобилистам и пешеходам, в каком порядке следует осуществлять движение.
Вместе с тем, далеко не каждый разбирается в том, какой смысл таит в себе тот или иной жест.
Поэтому человек приобретает для себя дополнительные риски на дороге. Естественно, что пешеходу в этом случае вынесут предупреждение или выпишут штраф.
На каждой дороге отводятся определенные места для движения пешеходов. Они выделяются «зеброй» или же специальным дорожным знаком. И даже если человек перешел дорогу не на разметке, а совсем рядом, это также будет считаться нарушением правил дорожного движения.
Если речь идет об автобусах и троллейбусах, то проходить мимо них допускается сзади.
Тогда резко снижается риск попасть под колеса обгоняющей машины.
Перемещение в зоне, где запрещено движение пешеходов
На некоторых, особенно оживленных участках, путь для перехода граждан закрыт. В соответствии ПДД такая территория обозначена знаком 3.10. Он представляет собой круг с красным обрамлением и перечеркнутой фигуркой человека.
Данный указатель запрещает движение для пешеходов только по той стороне проезжей части, на которой он размещен. Противоположная полоса может быть свободна от ограничений.
Игнорирование авто с мигающим маячком и включенными сиренами
И если пешеход будет оказывать всяческие помехи в движении таких автомобилей, также налагается штраф.
Однако стоит сделать одну оговорку.
Разметка на спецтранспорте должна быть сделана по установленным стандартам. То же самое касается размещения проблесковых маячков и шумовых технических средств.
Однако выход их маршрута должен происходить с соблюдением правил ПДД. В частности, пассажир должен быть высажен там, где предусмотрен тротуар для пешеходов.
Машина может также заехать на обочину для высадки пассажира. Кроме того, следует учесть требования дорожных знаков. Ведь в некоторых местах остановка может быть просто запрещена.
Перемещение по проезжей части при наличии поблизости тротуара (обочины)
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Встречаются такие граждане, которые любят идти по дороге, несмотря на наличие оборудованного рядом тротуара. Здесь создание помех движению налицо. Кроме того, пешеход существенно рискует здоровьем и жизнью. Особенно это касается сложных погодных условий и темного времени суток. Поэтому штраф для лица может стать неизбежным.
Если поблизости тротуара нет, то допускается передвижение по проезжей части. Однако следует идти по стороне, противоположной потоку машин.
Общая норма по ответственности закреплена в части 1 ст. 12.29 российского КоАП.
Она говорит о том, что нарушения пешеходом предписаний ПДД (включая все описанные выше) влечет устное предупреждение или штраф в 500 рублей. Сказанное также относится к пассажирам транспортного средства.
Однако это еще не все. Если действия пешехода повлекли за собой создание на дороге затора, санкции будут увеличены в 2 раза. Такое наказание прописано в статье 12.30 КоАП (также первая ее часть).
Нередки случаи, когда переходящий дорогу человек невольно становится причастным к нанесению вреда здоровью третьих лиц. В качестве иллюстрации приведем такую ситуацию. Пешеход пересекал дорогу на красный свет. Чтобы избежать столкновения, водитель одной из машин был вынужден резко затормозить. В результате люди, находившиеся в автомобиле, получили травмы, ударившись об руль, переднюю консоль или даже лобовое стекло.
В отличие от водителей, за повторное правонарушение ответственность для пешеходов не усиливается. Будут действовать санкции, упомянутые выше. Что же касается процедуры внесения штрафа, то это можно сделать через любой банк или платежный терминал. Естественно, что какое-то время квитанцию полезно хранить у себя.
Пешеходы также являются полноправными участникам дорожного движения. Однако не все люди знают, что неправомерные действия с их стороны на проезжей части или около нее, так же чреваты ответственностью. Инспекторы ГИБДД в большинстве случаев ограничиваются устным предупреждением. Но если проступок серьезный и он создал прямую угрозу возникновения аварии, то может быть выписан денежный штраф.
Сейчас в коридорах Госдумы обсуждается инициатива существенно поднять порог наказания для пешеходов. Не исключено, что сумма санкций может в ближайшем будущем составить две с половиной тысячи рублей.
Дорогие читатели, информация в статье могла устареть, воспользуйтесь бесплатной консультацией позвонив по телефонам: Москва +7 (499) 350-74-42 , Санкт-Петербург +7 (812) 309-71-92
Что грозит пешеходу за нарушение правил дорожного движения
Участниками дорожного движения называются все лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения по дороге. В том числе участниками дорожного движения являются пешеходы (см. п. 1.2 ПДД РФ). Соответственно, к пешеходам, как и ко всем остальным участникам дорожного движения, правила дорожного движения предъявляют определенные требования, выполнение которых гарантирует безопасность пешеходам, водителям и остальным участникам движения. Давайте разберемся, что грозит пешеходу за нарушение правил дорожного движения и какая ответственность предусмотрена для него в том или ином случае.
В случае нарушения пешеходом правил дорожного движения, он может быть привлечен к административной, уголовной и гражданской ответственности. Рассмотрим эти виды ответственности по порядку.
Административная ответственность пешеходов за нарушение ПДД РФ
Административная ответственность в соответствии с КоАП РФ применяется к пешеходам в следующих случаях:
- Если нарушение правил не повлекло создания помех движению ТС и вреда здоровью, пешеход привлекается к административному предупреждению или к штрафу в размере 500 руб., согласно ч. 1 ст. 12.29 КоАП РФ;
- Если пешеход совершил правонарушение, которое создало помехи движению ТС, ему в соответствии с ч. 1 ст. 12.30 КоАП РФ назначается штраф в размере 1000 руб.;
- Если правонарушение пешехода послужило причиной причинения вреда здоровью потерпевшего (легкой или средней тяжести), согласно ч. 2 ст. 12.30 КоАП РФ, административная ответственность в этом случае применяется в виде штрафа в размере от 1000 до 1500 руб.
Уголовная ответственность пешеходов за нарушение ПДД
Ответственность за нарушения ПДД может оцениваться согласно статьям Уголовного кодекса РФ, если пешеход в момент нарушения совершил действия, которые характеризуются как преступные.
Соответственно, за эти действия наступает уголовная ответственность. К ним относятся:
- Причинение тяжкого вреда здоровью человека. За это, согласно ч. 1 ст. 268 УК РФ, виновный несет ответственность в виде ограничения свободы на срок до 3 лет, или в виде принудительных работ на срок до 2 лет, или в виде ареста на срок до 4 месяцев, или лишения свободы на срок до 2 лет;
- Если в результате действий пешехода потерпевший умер, виновный наказывается в соответствии с ч. 2 ст. 268 УК РФ ограничением свободы на срок до 4 лет, или принудительными работами на срок до 4 лет, или лишением свободы на срок до 4 лет;
- Если в результате смерть наступила у двух и более лиц, согласно ч. 3 ст. 268 УК РФ, виновному назначают наказание в виде принудительных работ на срок до 5 лет или ограничения свободы на срок до 7 лет.
Пешеход может быть освобожден от уголовной ответственности, при условии, если при нарушении ПДД совершенное им преступление или неосторожное деяние было совершено им впервые, степень тяжести преступления была не больше средней или небольшой, а также, если он возместил причиненный ущерб или загладил свою вину иным способом.
Говоря о том, что грозит пешеходу за нарушение правил дорожного движения, следует также разъяснить, что имеется в виду под преступлением небольшой и средней степени тяжести?
Если за преступление или неосторожное деяние, согласно УК РФ (ч. 2, 3 ст. 15), уровень уголовной ответственности не превышает 3 лет лишения свободы, такие преступления считаются преступлениями небольшой тяжести.
Если же мы рассматриваем умышленные деяния, за совершение которых УК РФ предусматривает наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, максимальный уровень уголовной ответственности за которые не превышает 3 лет лишения свободы, то, согласно ч. 2, 3 ст. 15 УК РФ, такие деяния характеризуются как преступления средней тяжести.
Ответственность пешехода в случае причинения им имущественного ущерба
Вопросы возмещения причиненного вреда, в том числе причиненного пешеходами в результате нарушения требования ПДД РФ, регулируются положениями гражданского законодательства. Эта информация раскрыта в ст. ст. 8, 15, 1064, 1085 – 1094 и в параграфе 4 гл. 59 ГК РФ.
По общему правилу, за причинение имущественного ущерба, а также за нанесение вреда здоровью и морального вреда пешеход несет гражданскую ответственность перед теми лицами, права которых были нарушены в результате его действий. В том числе в рамках гражданского законодательства пешеход может нести ответственность перед владельцами транспортных средств, являющихся для него источниками повышенной опасности, то есть автомобилей, мотоциклов, мопедов и иных транспортных средств.
Статья 12.29 КоАП РФ. Нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения
Новая редакция Ст. 12.29 КоАП РФ
1. Нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
2. Нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения (за исключением лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, а также водителя транспортного средства), –
влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
3. Нарушение Правил дорожного движения лицами, указанными в части 2 настоящей статьи, совершенное в состоянии опьянения, –
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.
1. Объект правонарушения – безопасность дорожного движения, правила дорожного движения.
2. Часть 1 данной статьи предусматривает административную ответственность за нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения. Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу. Пассажир – лицо, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит или выходит из транспортного средства.
Часть 2 статьи предусматривает ответственность за нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим велосипедом, мопедом, либо возчиком. Признаком части 3 данной статьи является нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром в состоянии опьянения.
3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности.
4. Субъектом данного правонарушения является лицо, управляющее мопедом, велосипедом, или другие лица, участвующие в процессе дорожного движения.
Другой комментарий к Ст. 12.29 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объект правонарушения – безопасность дорожного движения, жизнь и здоровье граждан, Правила дорожного движения.
2. С объективной стороны правонарушение характеризуется действием (бездействием) и выражается в нарушении Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения.
Часть 1 ст.12.29 предусматривает административную ответственность за нарушение пешеходом или пассажиром транспортного средства Правил дорожного движения.
Пешеход – лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.
Пассажир – лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве (на нем), а также лицо, которое входит в транспортное средство (садится на него) или выходит из транспортного средства (сходит с него).
По юридической конструкции ч.1 образует формальный состав, он является оконченным с момента нарушения соответствующего Правила дорожного движения пешеходом.
Часть 2 статьи предусматривает ответственность за нарушение Правил дорожного движения лицом, управляющим мопедом, велосипедом, либо возчиком или другим лицом, непосредственно участвующим в процессе дорожного движения.
Квалифицирующим признаком ч.3 ст.12.29 КоАП РФ является нарушение Правил дорожного движения пешеходом, пассажиром или лицом, приравненным к пешеходу, в состоянии опьянения.
Комментируемая статья является бланкетной. В каждом случае при квалификации правонарушения по ст.12.29 следует устанавливать, какое конкретно нарушено правило.
3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Например, пешеход знает, осознает, что он должен пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, однако нарушает указанное правило.
4. Субъектами данного правонарушения признаются лица, управляющие мопедом, велосипедом, или другие лица, участвующие в процессе дорожного движения.
Причины аварий, в которых пешеход попадает под колеса автомобиля, могут быть разными: невнимательность участников движения, плохая видимость, сложные погодные условия, неудовлетворительное состояние дорог, неисправность транспортного средства. В первую очередь подозрения в виновности за происшествие падают на водителя, как на владельца объекта повышенной опасности. Но сегодня нередки случаи, где причиной для аварии становятся действия пешеходов. Поэтому каждый водитель должен знать, как доказать свою правоту и избежать незаслуженной ответственности по статье 12.18.
Если изучить статистику аварий, в которых пешеход попадает под колеса автомобиля или становится причиной крупного ДТП, можно отметить, что большинство случаев приходится на темное время суток. Это связано с плохой видимостью на дороге и невозможностью водителя рассмотреть заранее рассмотреть впереди очертание человека. Ситуация усложняется, если гражданин при этом нарушает правила дорожного движения.
Вечером на плохо освещенной трассе водителю трудно рассмотреть человека, внезапно появившегося впереди, особенно если он одет в темную одежду. Поэтому о своей безопасности в первую очередь должен позаботиться пешеход, переходя дорогу по всем правилам.
Если по определенным обстоятельствам человеку часто приходится переходить дорогу в темное время, нелишним будет дополнить одежду светоотражающими элементами.
Причины нарушений со стороны пешеходов
Наиболее распространенные нарушения правил дорожного движения пешеходом, влекущие за собой серьезные последствия:
- переход на красный сигнал светофора;
- попытка пересечь трассу в неположенном месте;
- невнимательность;
- нетрезвое состояние.
Алкоголь является наиболее частой причиной для нарушения со стороны пешехода, ведь в измененном сознании человек не может адекватно воспринимать ситуацию и оценить вероятные риски.
Другой распространенной причиной совершения ДТП по вине пешеходов становится спешка. Чтобы сэкономить время люди часто переходят дорогу в неположенном месте, порой, не доходя всего нескольких метров до безопасного перехода.
Кроме того, существуют отдельные группы риска, которые своими действиями могут спровоцировать аварии. К ним относятся пожилые люди, которые по причине физической слабости или возрастных изменений не могут быстро сориентироваться на оживленной трассе. Также опасности подвергаются дети школьного возраста, которые из-за беспечности или невнимательности могут неожиданно выскочить на дорогу.
Для водителя главный, и возможно единственный, способ избежать ответственности, которая может наступить по вине другого лица, — постоянная концентрация и внимательность на дороге. Хотя иногда этого недостаточно, и авария возникает, когда человек возникает на дороге внезапно.
Для примера, человек, который в неположенном месте пытается перейти оживленную трассу со средней скоростью движения транспорта 60-90 км/ч, априори создает опасную ситуацию. В этом случае водителю трудно остановить машину быстро, даже если человека было видно за несколько метров.
Такая халатность со стороны нарушителя опасна, прежде всего, для них самих: 10% сбитых людей гибнет, а остальные получают повреждения разной степени тяжести. К тому же пешеход-виновник ДТП обязан компенсировать ущерб, нанесенный другим участникам происшествия.
Со стороны властей применяются меры для сокращения численности трагических случаев, например:
- дополнительное освещение пешеходных переходов;
- установка дополнительных знаков и светофоров в опасных местах;
- создание подземных переходов;
- применение санкций и штрафов к пешеходам-нарушителям.
Немало зависит от изучения правил дорожного движения, поэтому во многих школах и других учебных заведениях выделяются занятия для повышения дорожной грамотности.
Но порой и этого недостаточно, потому что большую роль играет человеческий фактор, и только от ответственности и внимательности пешехода зависит его безопасность.
Новый штраф по статье 12.18 с изменениями
Ответственность сторон определяется судом в соответствии с законодательством РФ, а именно КоАП и УК. Во время расследования учитываются все обстоятельства случившегося. Главный принцип определения наказания – обоюдная ответственность. То есть, если виновный в происшествии водитель, то именно он выплачивает компенсацию пострадавшему, если пешеход – то на него ложится обязанность по возмещению ущерба владельцу автомобиля.
Наиболее распространенными причинами ДТП по вине водителя является превышение максимально допустимой скорости передвижения на определенных участках, неисправность автомобиля, невнимательность в местах, предназначенных для движения пешеходов.
Иногда возникают ситуации, когда даже самый ответственный и внимательный водитель совершает случайный наезд на пешехода. Например, если человек неожиданно упал на дорогу, и у водителя не было возможности своевременно затормозить.
В большинстве случаев водителю придется нести ответственность за случившееся, даже если
ДТП произошло по вине пешехода. Это происходит, потому что доказать факт грубого нарушения на практике очень трудно.
Поэтому важно найти свидетелей случившегося. Наиболее верным решением для защиты своих интересов станет обращение к профессиональному юристу.
Если в происшествии виноват водитель, то для определения ответственности в первую очередь оценивается ущерб, нанесенный пострадавшему. Если это смерть или тяжкие телесные повреждения – возникает уголовная ответственность.
Ответственность водителя определяется исходя из сопутствующих факторов.
- Если авария с наездом на пешехода произошла по причине нарушения ПДД, то водителю вменяется административная ответственность в виде штрафа – 1500-2500 р.
- При нанесении легкого вреда здоровью, то штраф за ДТП с пешеходом варьируется от 2500 до 5000 р.
- За причинение ущерба средней тяжести водитель обязан оплатить штраф в размере 10000- 25000 р.
- Если в результате аварии пешеход получил тяжелые травмы или погиб, виновник не только обязан оплатить штраф, но и понести уголовную ответственность.
При рассмотрении дела о наезде на пешехода рассматривается не только величина ущерба, но и другие факторы, сопутствующие происшествие, например: нарушения ПДД участниками происшествия, погодные явления, видимость, факт алкогольного опьянения.
Независимо от того, кто был виновником аварии, водитель покрывает расходы на лечение сбитого человека.
Если авария произошла по вине пешехода, то именно он должен компенсировать причиненный ущерб водителю, и оплатить ремонт разбитого транспортного средства. Максимальный штраф, возможный для пешехода за нарушение правил дорожного движения, составляет 1000 рублей. Но эта сумма актуальна только в случае, если действия нарушителя не повлекли за собой последствий в виде материального или физического ущерба другим участникам движения. В такой ситуации последует более жесткое наказание:
- за причинение легкого или среднего вреда здоровью водителя ТС и других лиц – штраф 1-1,5 тыс. рублей;
- тяжкие повреждения или гибель участников происшествия – уголовная ответственность, возможно, в виде лишения свободы;
- смерть двух или более человек – тюремное заключение до 7 лет.
Поэтому пешеходам не стоит надеяться на удачу или на скорость реакции водителя, и быть предельно внимательным при переходе дороги. Иначе нарушитель рискует не только своей жизнью и здоровьем, но и безопасностью других лиц. А это в свою очередь влечет за собой серьезную ответственность.
В некоторых случаях дело может не дойти до правоохранительных органов и стороны полюбовно договариваются на месте. Для этого участники происшествия сами определяют размер компенсации пострадавшему. Но такой исход возможен, только если нет серьезного ущерба здоровью. Даже если сбитый гражданин убеждает автовладельца, что с ним все в порядке, и намеревается уйти с места события, не стоит на это соглашаться.
Ведь существует риск, что спустя время потерпевший человек одумается и подаст в суд, указав в заявлении номер и марку автомобиля, аргументируя тем, что водитель скрылся с места происшествия. И тогда никто не сможет доказать невиновность автовладельца. Поэтому лучше заранее подстраховаться и взять с пешехода расписку о том, что он не имеет претензий.
Важно! Расписка может лишь подтвердить факт того, что пешеход признает свою вину в аварии, но она не поможет водителю доказать свою правоту в суде. Поэтому лучше сразу вызывать ГИБДД для оформления происшествия и по возможности найти свидетелей аварии.
Если авария все же произошла, водителю стоит придерживаться таких правил:
- нельзя покидать место ДТП до приезда сотрудников ГИБДД;
- нельзя передвигать с места транспортное средство, даже на маленькое расстояние;
- не стоит пытаться оказывать доврачебную помощь пострадавшему, не имея специальных навыков;
- чтобы быстро доставить пострадавшего в больницу при сильных повреждениях, лучше использовать попутный транспорт.
Если владелец автомобиля нарушит хотя бы один из этих пунктов, он не только усложнит процесс расследования, но и будет оштрафован.
По приезду сотрудники ГИБДД собирают факты и улики происшествия, чтобы в дальнейшем можно было вынести справедливое решение по делу.
Чтобы посодействовать работе ГИБДД по приезду, и одновременно собрать доказательства своей невиновности, водителю рекомендуется выполнить такие действия:
- Поиск свидетелей – необходимо собрать данные очевидцев, которые смогут дать показания об аварии и дальнейших событиях.
- Установка аварийного знака в случае торможения юзом. Этот факт позволит определить скорость движения и подтвердить попытку водителя остановить транспортное средство.
- Позаботиться о том, чтобы все улики происшествия оставались на своих местах (осколки стекла, пластика и т.д.).
- Сфотографировать место происшествия, уделив внимание деталям.
- Предоставить файлы с видеорегистратора или камер наружного наблюдения, если им удалось запечатлеть момент аварии.
Когда сотрудники ГИБДД прибудут на место, водитель обязан находиться рядом во время составления протокола. Причем он имеет право вносить правки или уточнения в материалы дела, если указанная информация не верна. Не стоит спорить или грубить правоохранителям, чтобы не вызвать сомнения в своей невиновности или адекватности. Лучше пригласить на место происшествия адвоката, который поможет отстоять интересы.
![]() |
Видео (кликните для воспроизведения). |
Протокол составляется только после того, как будут выслушаны все участники аварии и возможные свидетели. В нем должны отражаться все условия, которые могли спровоцировать аварию, чтобы доказать невиновность водителя и отсутствие намеренного умысла со стороны пешехода.
Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.