Налогообложение деятельности страховых организаций

Информация на тему: "налогообложение деятельности страховых организаций" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.

Особенности налогообложение деятельности страховой компании

Особенности налогообложение деятельности страховой компании

При налогообложении страховых компаний руководствуются Налоговым кодексом Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.

Страховые компании освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость операций страхования и перестрахования, поскольку добавленная стоимость в страховании и перестраховании не создается.

Оценивая системы налогообложения в страховой сфере, можно сказать, что оно не дает стимулов к развитию страхового рынка. Сегодня налог на прибыль от страховой деятельности представляется чрезмерно завышенным. Между тем в большинстве развитых стран средства, направляемые на страхование, исключаются из налогооблагаемой базы, а получаемые страховые суммы не облагаются налогом.

Налоговая система России продолжает развиваться вместе со становлением экономики, поэтому крайне важно знать, в каком направлении предполагается вести дальнейшую работу по совершенствованию налогового законодательства. В целом налоговая политика государства не будет кардинально меняться, так как действующие налоги обеспечивают формирование часть доходов бюджетов всех уровней.

Направления дальнейшего реформирования налоговой системы

и осуществления налоговой политики прежде всего будут связаны с

устранением недостатков, присущих ныне действующей системе. За

последние годы были введены в действие главы Налогового кодекса

РФ (НК), существенно изменившие порядок исчисления налогов, в

том числе и для страховых организаций. В соответствии с действую

щей с 1 января 2004 г. на территории Российской Федерации

системой налогообложения страховая организация уплачивает следующие виды налогов :

1. Налог на прибыль. Объектом налогообложения является прибыль организаций, которая определяется как разница между доходами и расходами. Страховые организации исчисляют доходы и

расходы по правилам, установленным для всех предприятий, одна-

с учетом специфики страховой деятельности Налоговый кодекс

Российской Федерации устанавливает особенности определения доходов и расходов страховой организации.

2. Налоги, взимаемые с выручки от оказания страховых услуг налог с пользователей автодорог, сбор за использование наименования «Россия»).

3. Налоги с имущества: налог на имущество страховых организаций, налог с владельцев транспортных средств и налог на приобретение транспортных средств.

4. Платежи за природные ресурсы: земельный налог и арендная плата за землю.

5. Налоги с фонда оплаты труда: отчисления в государственные социальные фонды; социальный налог (ЕСН) — налог, объединяющий отчисления в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Территориальный и Федеральный фонды обязательного медицинского страхования. Базой для расчета ЕСН является фонд оплаты труда.

6. Налоги, уплачиваемые с суммы произведенных затрат — налог на рекламу.

7. Налоги на определенные виды финансовых операций с ценными бумагами.

8. Налоги со стоимости исковых заявлений и сделок имущественного характера (госпошлина).

9. Налоги с выручки от оказания нестраховых услуг и реализации имущества: налог на добавленную стоимость и специальный налог.

Состав и структура налогов, уплачиваемых страховщиками

Налогообложение деятельности страховых организаций

Современная финансовая система России представлена совокупностью кредино-финансовых учреждений, деятельность которых регулируется действующим законодательством и обеспечивается соответствующей инфраструктурой. В области укрепления и развития национальной финансовой системы, перед органами государственной власти РФ стоят две прямо противоположные задачи: с одной стороны, необходимо обеспечивать рост показателей эффективности функционирования разных отраслей экономики и повышать их инвестиционную привлекательность, что достигается либерализацией налогового законодательства. С другой стороны, учитывая объем государственных бюджетных и социальных обязательств, необходимо обеспечивать налоняемость бюджетов разных уровней и государственных внебюджетных фондов налоговыми и неналоговыми поступлениями.

Деятельность страховых компаний, как элемента финансовой системы так же регулируется нормами права, а проводимая государством бюджетная и налоговая политика оказывает определенное влияние на показатели эффективности страхового дела в РФ.

Страховая отрасль в РФ, по нашему мнению, имеет существенный потенциал развития. Главным сдерживающим фактором развития страхового рынка в России является недостаточный спрос на страховую защиту. Недостаточный спрос обусловлен как отсутствием страховой культуры, так и отсутствием экономического интереса, и низкой платежеспособностью потенциальных клиентов.

Налоговая политика РФ в части организации налогообложения страховых операций может стать одним из факторов государственной поддержки развития страхования в РФ [4].

Вопросам сущности налоговой политики, в том числе и в отношении страховых организаций, посвящено множество исследований. Проблема носит многоаспектный характер, поэтому существуют научные труды, непосредственно посвященные заявленной теме, кроме этого, ряд исследований связан с развитием теоретических, методологических и практических аспектов налогообложения страхового сектора в целом.

Проблемы налогообложения страховой деятельности освещены в работах ведущих российских ученых А.С. Бакаева, В.А. Буланцевой, Н.Э. Маркарова и т.д. А также в научных работах О.Ю. Ворожбит [8], А.В. Корень [9].

Отмечая значимость научных результатов, полученных вышеуказанными авторами, необходимо отметить, что теоретические аспекты налогообложения страховых организаций, направления его совершенствования, позволяющие оптимально сочетать стимулирующую и фискальную функции налогообложения, недостаточно полно исследованы.

В данной статье рассмотрим особенности налогообложения страховых компаний.

Современное общество невозможно представить без страхования как особого вида экономических отношений. Страхование выступает разновидностью предпринимательской деятельности, но осуществляемой в специфической отрасли экономики. Связь между уровнем благосостояния общества, степенью развития рыночных отношений и уровнем развития страхования очевидна. Организация эффективной системы налогового планирования в российских страховых учреждениях выступает связующим звеном между различными стадиями и комплексами общеэкономического планирования экономического субъекта, как тактического, так и стратегического [6].

Политика государства в области налогообложения включает в себя налогообложение самих страховых организаций и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат [7]. Налогообложение страховщиков должно быть организовано так, чтобы налоговая нагрузка не была выше, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности. При регулировании налогообложения страховых организаций необходимо учитывать защитную функцию страхования для экономики в целом.

Читайте так же:  Претензия о возврате долга

Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный сбор средств (страховых премий), чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий (страховых случаев) произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. Деятельность страховой организации в рыночных условиях предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли. Страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли от страховых операций (этим нарушается принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя). Более того, в страховании термин «прибыль» применяется условно, поскольку страховые организации не создают национального дохода, а лишь участвуют в его перераспределении. Под прибылью от страховых операций понимается такой положительный финансовый результат, при котором достигается превышение доходов над расходами по обеспечению страховой защиты.

Как и все налогоплательщики, страховщики несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты всех налогов. Налогообложение деятельности страховых организаций осуществляется в соответствии с действующим Налоговым Кодексом.

В таблице представлена сравнительная характеристика налогов уплачиваемые страховыми организациями и юридическими лицами.

Из данной таблицы следует, что страховые организации уплачивают меньше налогов чем юридические лица. В частности, страховые организации освобождены от уплаты налога на добавленную стоимость и акцизов. Это связано с налоговым законодательством, устанавливающим особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики [5].

Во-первых, так как страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты НДС. При этом входной налог на добавленную стоимость страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Налоги, уплачиваемые страховыми организациями (по страховой деятельности) и юридическими лицами

Изображение - Налогообложение деятельности страховых организаций proxy?url=https%3A%2F%2Fmoluch.ru%2Fmedia%2Fcache%2F5b%2Ffb%2F5bfb65a6da2c9f7e2c49485b923bba32

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 18.05.2016 2016-05-18

Статья просмотрена: 1949 раз

Шигапова А. Ф. Особенности налогообложения страховых организаций // Молодой ученый. — 2016. — №11. — С. 1084-1086. — URL https://moluch.ru/archive/115/30331/ (дата обращения: 29.03.2019).

Страховая деятельность не только способствует развитию общественного воспроизводства, но и активно воздействует через страховой фонд на финансовые потоки в народном хозяйстве. Место страховых организаций в финансовой системе обусловлено как ролью различных финансовых институтов в финансировании страховой защиты, так и их значением как объектов размещения инвестиционных ресурсов этих организаций и обслуживания инвестиционной, финансовой и других видов деятельности, а также участием в формировании доходной части бюджетной системы РФ посредством уплаты налоговых платежей. В статье рассматривается система налогообложения.

Ключевые слова: налогообложение, страховая организация, налог на прибыль.

Не последнюю роль в уровне развития страхования в стране оказывает проводимая государством политика в области налогообложения страховых операций. Перед государством стоят две противоположные задачи: с одной стороны максимизация доходов в государственный бюджет и в государственные внебюджетные фонды, а с другой — стимулирование физических и юридических лиц к заключению договоров страхования.

Политика в области налогообложения включает в себя как налогообложение самих страховых организаций, так и учет при исчислении налогооблагаемой базы страховых взносов и страховых выплат. Налогообложение страховщиков должно быть организовано так, чтобы оно было не жестче, чем для юридических лиц, занимающихся другими видами деятельности (с точки зрения, как применяемых ставок налогообложения, так и расчета налогооблагаемой базы) [1].

Вопросам сущности налоговой политики, в том числе и в отношении страховых организаций, посвящено множество исследований. Проблема носит многоаспектный характер, поэтому существуют научные труды, непосредственно посвященные данной теме, кроме этого, ряд исследований связан с развитием теоретических, методологических и практических аспектов налогообложения страхового сектора в целом.

Проблемы налогообложения страховой деятельности освещены в работах ведущих российских ученых А. С. Бакаева, В. А. Буланцевой, Н. Э. Маркарова и др., а также в научных работах О. Ю. Ворожбит [2], А. В. Корень [3].

Отмечая значимость научных результатов, полученных вышеуказанными авторами, необходимо отметить, что теоритические аспекты налогообложения страховых организаций и направления его совершенствования страховых организаций и направления его совершенствования, позволяющие оптимально сочетать стимулирующую и фискальную функции налогообложения, недостаточно полно исследованы.

Специфика деятельности страховщиков состоит в том, что она направлена на предварительный сбор средств (страховых премий), чтобы в дальнейшем при наступлении определенных событий (страховых случаев) произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. Деятельность страховой организации в рыночных условиях предполагает не только возмещение своих издержек, но и получение прибыли. Страховая организация не должна стремиться к получению большой прибыли от страховых операций (этим нарушается принцип эквивалентности взаимоотношений страховщика и страхователя) [4].

Между тем в действительности страховые организации признаны во всем мире крупнейшими институциональными инвесторами и финансовыми посредниками. В связи с этим автором уточнено определение страховой организации в части усиления ее инвестиционной составляющей. Это позволяет трактовать последнюю как специализированную организацию, имеющую определенную организационно-правовую форму, осуществляющую страховую, инвестиционную и иную разрешенную законодательством деятельность, созданную с целью страховой защиты общества.

Читайте так же:  На кого лучше открыть ип

Как и все налогоплательщики, страховщики несут ответственность за соблюдение налогового законодательства, правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты всех налогов. Налогообложение деятельности страховых организаций осуществляется в соответствии с действующим Налоговым Кодексом.

Налоговое законодательство устанавливает особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики [5].

Во-первых, так как страховая услуга не содержит добавленной стоимости, то страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты НДС. При этом входной налог на добавленную стоимость страховая компания может в полном объеме относить на расходы, либо при ведении раздельного учета затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам ставить суммы входного налога на добавленную стоимость к возмещению из бюджета или к зачету из сумм налога на добавленную стоимость по облагаемым операциям.

Во-вторых, законодательство предоставляет возможность страховым организациям откладывать свои налоговые обязательства по налогу на прибыль на суммы сформированных страховых резервов [4].

Кроме того, страховщику дается возможность собранные страховые взносы сразу не ставить под налог, а дождаться финансового результата по договору страхования и определить размер заработанной премии по договору. При этом страховые взносы, не обложенные налогом на прибыль в момент заключения договора страхования, могут быть в полном объеме размещены как средства страховых резервов в активы, соответствующие требованиям страхового законодательства, и принести страховщику дополнительный доход от вложения.

Кроме исключения из налогооблагаемой базы сформированных резервов из страховых премий у страховщиков есть возможность сформировать резервы убытков и на их суммы так же уменьшить полученные доходы.

Все указанные условия приводят к тому, что с точки зрения размера внесения налогов в бюджет, страховая деятельность не относится к доходообразующей и приносит небольшие поступления [6].

Таким образом, налоговое законодательство устанавливает особый порядок налогообложения страховой деятельности, который учитывает особенности данного сектора экономики; обуславливает порядок определения как доходов, так и расходов, учитываемых при расчете налоговой базы по налогу на прибыль страховых организаций.

Как уже было отмечено ранее, страховая деятельность имеет ряд специфических особенностей и одна из них состоит в том, что в распоряжении страховщиков в течение определенного срока находятся временно свободные от обязательств средства, которые могут быть размещены в инвестиции в целях получения дохода.

Видео (кликните для воспроизведения).

Инвестиционный доход — это дополнительный источник прибыли страховщика. В результате этого снижается ставка дохода, закладываемая в структуру тарифной ставки, и, следовательно, уменьшается тариф на эту сумму, в чем в равной степени заинтересованы как страховщики, так и страхователи.

Ввиду вышесказанного, автором предлагается внести в действующее законодательство РФ, в том числе в Налоговый Кодекс РФ соответствующие корректировки в части определения налога на прибыль страховых организаций.

Автором предлагается ввести практику обособленного налогообложения инвестиционной деятельности страховщиков, что позволит отделить финансовый результат страховых компаний, полученный по основному виду деятельности, от финансового результата, полученного в процессе реализации инвестиционной активности. При этом автор считает экономически целесообразным установить дифференцированное налогообложение доходов страховых компаний в зависимости от вида инвестирования, от социальной и экономической значимости направления инвестирования.

Введение обособленного учёта экономических результатов по инвестиционной и основной видам деятельности страховых компаний вызвано также и тем, что объем находящихся в их распоряжении инвестиционных ресурсов постоянно растет. Возможности и поведение страховщиков как инвесторов определяются особенностями самой страховой системы. Она позволяет аккумулировать огромные, временно свободные средства и выгодно их размещать на некоторый период, получая от этого значительный инвестиционный доход, который, по мнению автора, необходимо учитывать обособленно.

Таким образом, ведение обособленного налогообложения инвестиционной деятельности страховщиков, способно повысить не только инвестиционную активность страховых организаций, но и темпы экономического роста государства, уровень технологического и научного прогресса общества, кроме этого и максимизации доходов в государственный бюджет.

  1. Осипова Т. И., Чеснокова Л. А. Налогообложение страховых организаций в глобальной экономике // Страховые организации: бухгалтерский учет и налогообложение. — 2014. – № 3. С. 18–26.
  2. О. Ю. Ворожбит «Налоговая политика государства и её влияние на развитие предпринимательства» Печатная Территория новых возможностей. Вестник ВГУЭС. — 2010. – № 5 (9). — С. 9–16.
  3. А. В. Корень «Формирование системы налогового контроля в сфере электронной коммерции» печ. Стратегическое управление инновационным развитием экономики России: Межвузовский сборник научных трудов. Вып.9 — СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та, 2005. – С. 651–656.
  4. Водолазкина К. В., Бондаренко Т. Н. Особенности налогообложения страховых организаций // Международный студенческий научный вестник. — 2015. — № 4–3. — С. 390–392.
  5. Пласков Г. В. Оптимизация налогообложения прибыли страховых организаций: // Налоги — 2008. — № 6. С. 11–16.
  6. Страхование [Текст]: учебник для бакалавров / С. Б. Богоявленский [и др.]; под ред. Л. А. Орланюк-Малицкой, С. Ю. Яновой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2012. — 867 с.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ, БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И АУДИТ СТРАХОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

В результате изучения данной главы студент должен иметь представление о том:

  • • какие основные группы налогов можно выделить для страховой организации;
  • • какова специфика исчисления налогов в страховой организации;
  • • каков порядок нормативного регулирования бухгалтерского учета в России;
  • • каковы общие принципы и порядок организации бухгалтерского учета в страховой организации;
  • • какой существует порядок отражения на счетах бухгалтерского учета страховых операций;
  • • что иллюстрирует отчетность страховой организации;
  • • каков состав бухгалтерской (финансовой) отчетности в страховых организациях;
  • • что такое аудит;
  • • почему необходим аудит страховых организаций;
  • • кто осуществляет аудиторскую проверку страховых компаний;
  • • каковы основные правила (стандарты) аудита;
  • • как организован аудит страховых организаций.
Читайте так же:  Надзорная судебная инстанция

Ключевые слова: налоги страховой организации, нормативное регулирование бухгалтерского учета, закон о бухгалтерском учете, организация бухгалтерского учета, учет операций по страхованию и перестрахованию, учет страховых резервов, бухгалтерская (финансовая) отчетность, международные стандарты финансовой отчетности, аудит, аудиторская проверка, аудитор, аудиторская организация, цель и задачи аудита, правила аудита, существенность в аудите, аудиторские доказательства, аудиторское заключение.

Нормативная база

Налоговый кодекс Российской Федерации: часть первая от 31.07.1998 № 146-ФЗ, часть вторая от 05.08.2000 № 117-ФЗ (далее – НК РФ).

Налогообложение страховых организаций производится в соответствии с НК РФ. Среди налогов, которые платят страховые организации, можно выделить следующие:

Страховые организации не вправе применять специальные налоговые режимы, в частности упрощенную систему налогообложения.

Обратите внимание!

Страховая организация является полноценным плательщиком налогов, но порядок их исчисления и уплаты для нее имеет некоторые особенности.

Страховые организации в соответствии с общими правилами уплачивают страховые взносы: в Пенсионный фонд Российской Федерации – на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации – на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – на обязательное медицинское страхование. Объектом обложения для плательщиков страховых взносов являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в страховой организации в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. Также страховые организации в соответствии с нормативно присвоенным классом профессионального риска оплачивают за своих работников страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Страховые организации несут ответственность за полноту и своевременность уплаты налогов, предоставление необходимых документов, а также соблюдение иных норм, установленных налоговым законодательством.

Налог на прибыль организаций – один из важнейших налогов для страховой компании, поэтому рассмотрим его более подробно. Порядок его расчета может быть представлен в виде следующей последовательности действий.

Сначала определяется налог на прибыль от основной деятельности – как произведение налогооблагаемой базы по этому налогу на ставку налога, равную 20%.

Самостоятельное формирование налогооблагаемой базы по налогу на прибыль от основной деятельности обусловлено особенностями учета и определения доходов и расходов страховых организаций (табл. 15.1).

Таблица 15.1

Особенности определения доходов и расходов страховщика для целей налогообложения

Любое коммерческое юридическое лицо обязано уплачивать налоги со своей прибыли в государственную казну. В случае со страховыми компаниями ситуация усложняется тем, что очень сложно определить их реальные доходы. По сути, доходом считается страховая премия, полученная страховой компанией в момент заключения договора страхования. Но как быть, если на окончание отчетного периода срок действия договора еще не закончился, и по нему еще может наступить страховой случай? Это приведет за собой расходы, а значит налог, уплаченный в казну, может быть рассчитан неверно. Как в таком случае определяются доходы и расходы страховой компании? В чем особенности налогообложения страховых резервов СК?

Все доходы страховой организации условно можно разделить на два вида: доходы от страховой деятельности и любые иные доходы (доходы от инвестирования, внереализационные доходы). Учитывая особенности деятельности страховой компании и сложности в исчислении налоговой базы, в Налоговом кодексе предусмотрена отдельная статья. Таким образом, согласно статье 293 НК РФ к доходам страховой компании относятся:

  • Прибыль от реализации (продажа части активов);
  • Внереализационные доходы (штрафы, взысканные со страхователей за нарушение условий страхования, сдача части имущества в аренду и т.д.);
  • Страховые премии, полученные от страхователей;
  • Возврат части неиспользованного страхового резерва;
  • Вознаграждения, полученные от перестраховочной компании по договорам перестрахования;
  • Вознаграждения от страховых компаний, полученные по договорам страхования;
  • Средства, полученные при передаче договоров на перестрахование;
  • Средства, полученные при взятии договоров на перестрахование;
  • Доходы от права суброгации и регрессного иска (право требовать с виновника возмещения своих убытков);
  • Штрафы за нарушение определенных условий и норм (например, штраф за просрочку платежей, взысканный с перестраховочной компании);
  • Премии за услуги страхового брокера, страхового агента, сюрвейера;
  • Возврат части страховой премии за неиспользованный срок договора перестрахования.

Большинство СК при исчислении налоговой базы применяют метод начисления. Его суть заключается в том, что доход признается таковым ровно в тот момент, когда страховщик должен был получить средства. Например, страховая премия при заключении договора страхования. При этом порядок оплаты страховой премии не имеет практического значения. То есть, организация платит налоги ровно с той суммы доходов, которую он должен был получить на момент окончания отчетного налогового периода. Альтернативный вариант исчисления налоговой базы — кассовый метод, когда страховщик платит налог с той суммы, которую он получил на данный момент.

В случае с расходами ситуация во многом аналогична доходам. Их также можно разделить на 2 группы: общие расходы, которые характерны для многих юридических лиц (например, оплата коммунальных платежей) и специфические расходы, связанные с ведением страховой деятельности. 294 статья Налогового кодекса РФ определила, что к специфическим расходам страховых организаций следует отнести:

  • Взносы в страховой резерв;
  • Страховые выплаты по договорам страхования и перестрахования;
  • Средства, переданные перестраховочным компаниям для перестрахования отдельных договоров;
  • Возврат части страховой премии за неиспользованный срок договора страхования;
  • Вознаграждение лиц, привлеченных к ведению страхового дела (независимые оценщики, детективные услуги, страховые брокеры и т.д.).
Читайте так же:  Как приватизировать земельный участок в 2019 году - пошаговая инструкция

Если для определения доходов используется метод начисления, то он же должен использоваться и для определения расходов. Не должно быть ситуации, когда расходы определяются по кассовому методу, доходы — по методу начисления. В итоге, находится разница между уровнем доходов и расходов, с чего страховая организация в конце отчетного периода и уплачивает налог в государственную казну.

Страховой резерв — это сумма средств, которая используется страховщиком для осуществления страховых выплат. Согласно статье 294 Налогового кодекса РФ средства, направленные на формирование страхового резерва, признаются внереализационными расходами, а значит они не облагаются налогом. Но в то же время, возврат части неиспользованного страхового резерва считается внереализационными доходами организации, а значит, эти средства будут облагаться налогом на прибыль.

Помимо страхового резерва, СК может создавать резерв предупредительных мероприятий. Это средства, которые в будущем будут направлены на проведение мероприятий, предупреждающих наступление рисковых случаев. Но на практике формирование такого резерва не связано напрямую с осуществлением страховой деятельности, а значит, эти средства не могут быть признаны расходами страховщика, и они будут облагаться налогами.

Несмотря на всю сложность вопроса, действующее законодательство достаточно четко регламентирует вопрос налогообложения страховых организаций. В стране действует справедливая система сбора налогов, при которой страховые организации не рискуют переплатить лишнее. В то же время установленные нормы на все 100% охватывают прибыль страховщика, которая должна подлежать налогообложению.

Содержание

10.Особенности налогообложения страховых организаций. 3

20. Налоговый контроль как одна из форм налогового администрирования. 9

Список использованной литературы.. 35

Особенности налогообложения страховых организаций

В России налогообложение страховщиков, как и других хозяйствующих субъектов, регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ).

Ст. 149 второй части НК РФ [1] подтвердила, что оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховыми организациями, а также по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами не облагается НДС. Однако имеется важное исключение – в пп. 4 п. 1 ст. 162 НК РФ указано, что страховое возмещение по договорам страхования на случай неплатежа за поставленную продукцию следует включать в оборот, облагаемый НДС, если реализация такой продукции облагается данным налогом.

Согласно ст. 284 НК РФ налоговая ставка на прибыль страховщиков устанавливается в размере 20% [1].

Налоговой базой по налогу на прибыль страховых организаций признается денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст.247 НК РФ и подлежащей налогообложению. Согласно п.1 ст.293 НК РФ к доходам страховой организации помимо доходов, предусмотренных ст. 249 (доходы от реализации), ст. 250 (внереализационные доходы), которые определяются с учетом особенностей, закрепленных в ст.293, относятся доходы от страховой деятельности, установленные п.2 той же статьи.

Отметим, что перечень доходов страховых организаций от осуществления страховой деятельности согласно пп.12 п.2 ст.293 НК РФ является открытым.

Порядок признания доходов в целях налогообложения при использовании метода начисления устанавливается п.п.1-3 ст.271 НК РФ.

Согласно п.1 ст.294 НК РФ расходы, установленные в ст.ст.254-269 НК РФ, для страховых организаций определяются с учетом особенностей, предусмотренных ст.294 НК РФ.

Перечень расходов, непосредственно связанных со страховой деятельностью, так же как и перечень доходов, является открытым (пп.10 п.2 ст.294 НК РФ).

Налоговые ставки на доходы иностранных страховых организаций, не связанные с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, со всех доходов, кроме доходов от использования, содержания или сдачи в аренду подвижных транспортных средств или контейнеров в связи с осуществлением международных перевозок, а также по операциям с отдельными видами долговых обязательств, устанавливаются в размере 20%.

Кроме того, по ряду доходов, не связанных со страховой деятельностью, установлены другие ставки.

Законодательством установлен особый порядок налогообложения страховых организаций. Во-первых, страховые компании по операциям страхования и перестрахования освобождены от уплаты НДС (ст. 149 Налогового Кодекса). Во-вторых суммы НДС по другим операциям страховая компания может относить на расходы в полном объеме (ст. 170 Налогового Кодекса), либо использовать раздельный учет затрат по облагаемым и необлагаемым оборотам и предоставлять НДС к возмещению из бюджета и зачетов сумм НДС по облагаемым операциям.

Согласно ст. 149 НК РФ [1] не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации:

– услуги, определенные перечнем услуг, предоставляемых по обязательному медицинскому страхованию;

– услуг по аккредитации операторов технического осмотра, которые оказываются в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств профессиональным объединением страховщиков, созданным в соответствии с Федеральным законом от 25 апреля 2002 года N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и за которые взимается плата за аккредитацию;

– получение от заемщиков сумм в счет компенсации страховых премий (страховых взносов), уплаченных банком по договорам страхования на случай смерти или наступления инвалидности указанных заемщиков, в которых банк является страхователем и выгодоприобретателем;

– оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию страховщиками, а также оказание услуг по негосударственному пенсионному обеспечению негосударственными пенсионными фондами.

В целях ст. 149 НК РФ операциями по страхованию, сострахованию и перестрахованию признаются операции, в результате которых страховщик получает:

– страховые платежи (вознаграждения) по договорам страхования, сострахования и перестрахования, включая страховые взносы, выплачиваемую перестраховочную комиссию (в том числе тантьему);

– проценты, начисленные на депо премии по договорам перестрахования и перечисленные перестрахователем перестраховщику;

Читайте так же:  Детский возраст до скольки лет

– страховые взносы, полученные уполномоченным страховщиком, заключившим в установленном порядке договор сострахования от имени и по поручению страховщиков;

– средства, полученные страховщиком в порядке суброгации, от лица, ответственного за причиненный страхователю ущерб, в размере страхового возмещения, выплаченного страхователю;

– средства, полученные страховщиком по заключенному в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств соглашению о прямом возмещении убытков от страховщика, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред;

– целевые средства, получаемые страховыми медицинскими организациями – участниками обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

– средства, получаемые страховыми медицинскими организациями – участниками обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования и предназначенные на расходы на ведение дела по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования (в пределах норматива, установленного законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании);

– средства, получаемые страховыми медицинскими организациями – участниками обязательного медицинского страхования от территориального фонда обязательного медицинского страхования, являющиеся вознаграждением за выполнение действий, предусмотренных договором о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования;

– оказание услуг по страхованию, сострахованию и перестрахованию экспортных кредитов и инвестиций от предпринимательских и (или) политических рисков [2];

Как у налоговых агентов у страховых организаций существует особенность уплаты налога на доходы физических лиц, поскольку взимается он не только с фонда оплаты труда сотрудников страховых организаций, но и с фонда страховых выплат застрахованным предприятий.

Согласно ст.207 НК РФ плательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со ст.208 НК РФ страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от российской организации и (или) от иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации, относятся к доходам от источников в Российской Федерации, а страховые выплаты при наступлении страхового случая, полученные от иностранной организации не в связи с деятельностью ее постоянного представительства в Российской Федерации, относятся к доходам, полученным от источников за пределами Российской Федерации.

Особенности определения налоговой базы по договорам страхования и договорам негосударственного пенсионного обеспечения установлены ст.213 НК РФ. Согласно пп.1 п.1 данной статьи при определении налоговой базы не учитываются доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам обязательного страхования, осуществляемого в порядке, установленном действующим законодательством. В частности, страховые выплаты, полученные физическими лицами по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, заключенных согласно Федеральному закону от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», не будут включаться в их налоговую базу независимо от того, кто являлся страхователем – сам автовладелец или иное лицо, которое вправе застраховать риск владельца транспортного средства.

Доходы, полученные в виде страховых выплат в связи с наступлением соответствующих страховых случаев по договорам добровольного долгосрочного страхования жизни, заключенным на срок не менее пяти лет и в течение этих пяти лет не предусматривающим страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица, также не учитываются при определении налоговой базы (пп.2 п.1 ст.213 НК РФ).

Пунктом 3 ст.346.12 НК РФ [2] установлено, что страховые организации не вправе применять упрощенную систему налогообложения.

В соответствии с пп.7 п.2 ст.346.5 НК РФ иные организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные ими доходы на сумму расходов на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В отношении страхователей – плательщиков налога по упрощенной системе Налоговым кодексом установлено следующее. Налогоплательщики, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, при уплате налога по упрощенной системе уменьшают сумму налога (квартальных авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50% по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (абз.2 п.3 ст.346.21 НК РФ) [2].

Видео (кликните для воспроизведения).

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.003 с) . Изображение - Налогообложение деятельности страховых организаций proxy?url=https%3A%2F%2Fstudopedia.org%2Fkartinki%2Fup

Изображение - Налогообложение деятельности страховых организаций 457334143346008
Автор статьи: Екатерина Павлова

Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here