Информация на тему: "надзорная судебная инстанция" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.
Содержание
Инстанция надзорная: понятие. Надзорная инстанция в гражданском, уголовном или арбитражном процессе
Понятие надзорной инстанции появилось в советское время. Постепенно этот правовой институт развивался и совершенствовался. Далее разберем подробнее, что собой представляет сегодня инстанция надзорная.
В советское время на формирование института надзора влияло три фактора:
- Принцип законности. Имея конституционный характер, данное положение обуславливало необходимость аннулирования актов правосудия, вступивших в силу, но при этом противоречащих нормам законодательства.
- Ограниченность обжалования. Для защиты интересов сторон не разрешалось подавать бесконечное число жалоб, снижая таким образом стабильность решений, затягивая исполнение, пересматривая дело только лишь потому, что кто-то из участников был не согласен с выводами суда (зачастую необоснованно).
- Государственное влияние. В качестве одной из основных задач власти на тот момент выступало максимальное продвижение и усиление вмешательства государства в частные правовые отношения.
Основной особенностью данного института является то, что он выступает в качестве одно из способов пересмотра решений, вступивших в действие. Инстанция надзорная – это орган, осуществляющий проверку соответствия решений, постановлений, определений закону. Исключением в данном случае являются постановления Президиума ВС РФ. Судебно-надзорными инстанциями являются:
- Коллегии (военные в том числе).
- Верховные суды РФ и ее субъектов. Рассмотрение дела в них осуществляет президиум.
- Высший арбитражный судебный орган. В нем также заседания проводятся президиумом.
Рассматривая суть надзорной деятельности, необходимо понимать отличия ее объектов от таковых при кассационном пересмотре. Первый охватывает более широкую сферу. Это доказывается следующими положениями:
- В качестве предмета кассационного обжалования выступает только решение и определение судебного органа первой инстанции, в то время как надзорный пересмотр может использоваться для постановлений, определений суда любой инстанции.
- Вследствие многократной отмены решения с направлением его на новое разбирательство может быть принято несколько актов. Возможность кассационного обжалования распространяется только на последнее постановление, не вступившее в законную силу. При этом обоснованность и законность ранее отмененных актов не проверяется. Судебно-надзорными инстанциями являются органы, осуществляющие оценку соответствия закону всех ранее обжалованных постановлений, решений, определений.
Как действует надзорная инстанция в гражданском процессе? Рассмотрение дел на заседании осуществляется не более месяца, а в ВС – не больше 2-х до вынесения определения. Дело, которое разбирает суд надзорной инстанции, докладывается председателем, его заместителями либо иными членами президиума по поручению вышестоящих должностных лиц. Зачитывать обстоятельства может также другое должностное лицо данного органа, ранее не участвовавшее в заседании. Если рассмотрение дела происходит в коллегии, то докладывает один из судей из ее состава. Такой же порядок установлен и для уголовного процесса.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
В заседании участвуют стороны дела или их представители, прочие лица, которые подали жалобу или представление прокурора, если их интересы и права непосредственно затронуты данным постановлением. Рассмотрение дела может осуществляться с привлечением:
- Прокурора края, республики, городов федерального значения, автономных округов или областей, военного округа или флота либо его заместителя в президиуме соответствующего суда.
- Должностного лица по поручению. Его привлекают к заседанию, проводимому в Коллегии по гражданским делам ВС и Военной коллегией ВС.
- Генпрокурора или его заместителя в Президиуме ВС РФ.
Производство в надзорной инстанции осуществляется в соответствии с установленным порядком. Докладчиком излагаются обстоятельства дела, содержание постановлений, мотивы жалобы либо представления прокурора, а также определения о передаче заявлений с делом на рассмотрение. Члены президиума или коллегии могут задать выступающему вопросы. Лица, которые определены в ст. 386, ч. 3, в случае своей явки могут давать объяснения по делу. Первым при этом будет выступать лицо, которое подало представление прокурора или надзорную жалобу. По результатам разбирательства президиум принимает постановление, а коллегия выносит определение. Решения по делам, которые рассматривает инстанция надзорная, принимаются большинством голосов. Если за и против пересмотр дела количество проголосовавших одинаковое, то жалоба или представление подлежат отклонению. О своем решении суд надзорной инстанции или коллегия сообщает участникам спора.
В соответствии с законом, инстанция надзорная вправе рассматривать решения, принятые с нарушением норм права. Без их устранения невозможно восстановление и защита ущемленных интересов и свобод, а также публичных прав, охраняемых государством. Данное положение установлено в ст. 387 ГПК.
В решении, которое принимает инстанция надзорная, должны присутствовать следующие пункты:
- Наименование того органа, который принял определение либо постановление.
- Место и дата вынесения решения.
- Дело, которое рассматривалось на заседании.
- Название (Ф.И.О.) лица, подавшего жалобу, либо представление прокурора о необходимости пересмотра.
- Инициалы и фамилия судьи, который вынес решение о передаче заявления или представления с делом для разбирательства.
- Содержание положений нижестоящих органов, обжалуемых в ходе рассмотрения.
- Закон, в соответствии с которым вынесено определение либо принято постановление по результатам рассмотрения по существу.
Решение президиума подписывается председателем. Определение коллегии удостоверяется судьями, осуществлявшими разбирательство. Представление прокурора либо жалоба заинтересованных лиц могут подаваться в течение полугода с даты вступления решения в действие.
Согласно ст. 304 АПК, отмене либо изменению Президиумом ВАС подлежат акты, которые нарушают:
- Свободы и права гражданина и человека, гарантируемые принципами и нормами мирового права или международными соглашениями РФ.
- Единообразие в применении и толковании арбитражными судами законодательства.
- Законные интересы и права неопределенного количества лиц либо прочие публичные интересы.
Указанные нарушения выступают также в качестве оснований для возбуждения производства по пересмотру постановлений на уровне Президиума ВАС в порядке надзора. Эти обстоятельства перечислены в ч. 3 и 4 ст. 299 АПК. В данном случае становится ясно, что, используя одни и те же обстоятельства, законодатель обуславливает возможность осуществления сравнительно самостоятельных процедур: допуска дела к пересмотру и отмены (изменения) оспариваемого акта.
В качестве него выступают общеевропейские подходы к вопросу о допустимости надзорного пересмотра окончательного (вступившего в действие) решения суда. В соответствии с пунктом “С” статьи 7 Рекомендации Комитета министров СЕ, проведение такого рода процедур возможно, в первую очередь, в рамках определенного круга дел. К ним, например, относят такие, которые могут способствовать единообразному толкованию законодательства или развитию права, а также имеющие значение для всей общественности в целом. Россия не могла проигнорировать данную Рекомендацию, в связи с чем и появилась статья 304 в современной ее редакции.
Суд надзорной инстанции – судебная инстанция, проверяющая законность и обоснованность решений нижестоящих судов, вступивших в законную силу. Надзорное производство является исключительной стадией судопроизводства.
В качестве судов надзорной инстанции в системе судов общей юрисдикции выступают суды субъектов РФ и Верховный Суд РФ, в системе арбитражных судов – только Высший арбитражный Суд РФ.
Виды решений, принимаемых судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций различаются, поскольку различается их компетенция.
- Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение).
- Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое “Суд надзорной инстанции” в других словарях:
Производство в надзорной инстанции (надзорное производство, пересмотр в порядке надзора) — стадия уголовного судопроизводства, в которой вышестоящий суд (суд надзорной инстанции) осуществляет проверку (преимущественно документальную) законности, обоснованности и справедливости вступивших в законную силу судебных решений (приговоров,… … Большой юридический словарь
Недопустимость внесения повторных жалоб в суд набзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения — внесение повторных надзорных жалоб или представлений в суд надзорной инстанции, ранее оставивший их без удовлетворения, не допускается … Энциклопедический словарь-справочник руководителя предприятия
Московский городской суд — Вид суд общей юрисдикции Инстанция суд первой инстанции, суд апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции, суд надзорной инстанции Юрисдикция Москва … Википедия
Хабаровский краевой суд — Вид суд общей юрисдикции субъекта федерации Инстанция суд первой инстанции, суд кассационной инстанции, суд надзорной инстанции Юрисдикция Хабаровский край Дата основания … Википедия
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ В СОСТАВЕ РФ — высший судебный орган республики. В отличие от иных судов субъектов РФ наделен правом законодательной инициативы, т.е. может входить в высшие представительные органы республики с предложениями о принятии новых законов и толковании действующих… … Энциклопедия юриста
Верховный Суд СССР — Верховный Суд СССР высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года[1]. Содержание 1 Создание 2 Компетенция 3 … Википедия
Верховный суд СССР — Верховный Суд СССР высший судебный орган СССР, существовавший c 1923 по 30 января 1992 года[1]. Содержание 1 Создание 2 Компетенция 3 Структура … Википедия
Верховный суд Республики Карелия — Вид суд общей юрисдикции субъекта федерации Инстанция суд апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции Юрисдикция Республика Карелия Орган обжалования Верховный Суд Российско … Википедия
ОБЛАСТНОЙ СУД — КРАЕВОЙ СУД; ОБЛАСТНОЙ СУД суды городов федерального значения, суд автономной области, суды автономных округов. К.с. являются федеральными судами общей юрисдикции, занимают положение судов среднего звена, являясь вышестоящими судебными… … Энциклопедия юриста
Верховный суд Республики Башкортостан — башк. Башҡортостан Республикаһы Юғары Суды Вид суд общей юрисдикции субъекта федерации Инстанция суд апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции Юрисдикция Республика … Википедия
Суд надзорной инстанции проверяет приговоры и решения судов первой инстанции, вступившие в законную силу, а также решения кассационной инстанции и нижестоящей надзорной инстанции. Проверка осуществляется на основании протеста управомоченных прокуроров или председателей судов (или их заместителей). Суды второго звена судов общей юрисдикции могут выступать в качестве и кассационной, и надзорной инстанций. Верховный суд РФ также является и кассационной, и высшей надзорной инстанцией.
Надзорная инстанция – это рассмотрение дел в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, т.е. проверка решений законов уже вступивших в силу, как в системе судов общей юрисдикции, так и в системе арбитражных судов. Судами надзорной инстанции могут выступать только суды второго и третьего звена. (Территориальные суды, Суды окружные (Флотские), Верховный суд, Высший арбитражный суд).
Как надзорная инстанция президиумы областных судов уполномочены проверять законность и обоснованность приговоров и решений районных судов и мировых судей, а также кассационных определений, которые вступили в законную силу, в том числе и ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств.
Кроме того, суды среднего звена осуществляют судебный контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений.
Количественный состав судов этого уровня определяется исходя из расчетного объема и характера судебной работы, административно-территориального деления соответствующего субъекта РФ, демографического состава и занятости населения и других факторов.
185.244.173.14 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.
Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)
очень нужно
Надзорное производство: понятие и порядок возбуждения
Пересмотр в порядке надзора как стадия процесса представляет собой урегулированную нормами гражданского процессуального права совокупность тесно связанных между собой процессуальных отношений, возникающих в суде надзорной инстанции с целью проверки законности судебных решений, определений, постановлений, вступивших в законную силу .
Надзорное производство является самостоятельной стадией гражданского процесса.
Необходимость такой стадии обусловлена рядом обстоятельств. Возможна ситуация, когда вступившее в законную силу судебное решение оказывается незаконным, а рассмотрение дела судами апелляционной и кассационной инстанций не всегда обеспечивает исправление судебной ошибки.
- проверка вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора является дополнительной гарантией защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и организаций;
- обеспечение единообразного применения закона (формировании общероссийской судебной практики).
- могут осуществлять только указанные в законе суды надзорной инстанции ( Президиум ВС РФ – ст. 391.1 ГПК РФ), которые имеют более широкие полномочия, чем суды кассационной инстанции;
- только на основании определения судьи о передаче дела для рассмотрения жалобы или представления прокурора по существу в суде надзорной инстанции или мотивированного представления о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора Председателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ ( ст. 391.5 ГПК РФ);
- предмет пересмотра в порядке надзора – судебные постановления, которые вступили в законную силу (ими могут быть не только решения и определения суда первой инстанции, но и решения и определения судов апелляционной и кассационной инстанций);
- особые основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора ( ст. 391.9 ГПК РФ);
- постановления суда надзорной инстанции дальнейшему обжалованию не подлежат .
Вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по жалобам
-
- лиц, участвующих в деле, и
- других лиц, если их права, свободы и законные интересы нарушены этими судебными постановлениями.
Право на обращение в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре судебных постановлений, если в рассмотрении дела участвовал прокурор, имеют Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители.
Надзорные жалоба, представление подаются непосредственно в Верховный Суд Российской Федерации в течение 3 месяцев со дня вступления судебных постановлений в законную силу.
Надзорные жалоба, представление должны содержать ( ст. 391.3 ГПК РФ):
- наименование суда, в который они подаются;
- наименование лица, подающего жалобу или представление, его место жительства или место нахождения и процессуальное положение в деле;
- наименования других лиц, участвующих в деле, их место жительства или место нахождения;
- указание на суды, рассматривавшие дело по первой, апелляционной или кассационной инстанции, и содержание принятых ими решений;
- указание на судебные постановления, которые обжалуются;
- указание на основания для пересмотра судебного постановления в порядке надзора с приведением доводов, свидетельствующих о наличии таких оснований;
- просьбу лица, подающего жалобу или представление.
В надзорной жалобе лица, не принимавшего участия в деле, должно быть указано, какие права, свободы или законные интересы этого лица нарушены вступившим в законную силу судебным постановлением.
Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, подающим жалобу, или его представителем. К жалобе, поданной представителем, прилагается доверенность или другой документ, удостоверяющие полномочия представителя. Надзорное представление должно быть подписано Генеральным прокурором Российской Федерации или его заместителем.
К надзорным жалобе, представлению прилагаются заверенные соответствующим судом копии судебных постановлений, принятых по делу.
Надзорные жалоба, представление подаются с копиями, количество которых соответствует количеству лиц, участвующих в деле.
К надзорной жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных законом случаях, порядке и размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо судебное постановление о предоставлении отсрочки, рассрочки ее уплаты или об уменьшении размера государственной пошлины.
Надзорные жалоба, представление возвращаются без рассмотрения по существу в течение 10 дней со дня их поступления в суд надзорной инстанции, если:
- надзорные жалоба, представление не отвечают требованиям , предусмотренным пунктами 1 – 5 и 7 части первой , частями третьей – шестой статьи 391.3 Кодекса;
- надзорные жалоба, представление поданы лицом, не имеющим права на обращение в суд надзорной инстанции;
После поступления в суд надзорной инстанции надзорные жалоба, представление, поданные в соответствии с правилами, установленными ст. 391.1 – 391.3 Кодекса, изучаются судьей ВС РФ
- по материалам, приложенным к жалобе, представлению, либо
- по материалам истребованного дела.
В случае истребования дела им может быть вынесено определение о приостановлении исполнения решения суда до окончания производства в суде надзорной инстанции при наличии просьбы об этом в надзорных жалобе, представлении прокурора или ином ходатайстве.
По результатам изучения надзорных жалобы, представления судья ВС РФ выносит определение:
- об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в порядке надзора. При этом надзорные жалоба, представление, а также копии обжалуемых судебных постановлений остаются в суде надзорной инстанции;
- о передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Председатель ВС РФ, его заместитель вправе не согласиться с определением судьи ВС РФ об отказе и вынести определение о его отмене и передаче надзорных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании Президиума ВС РФ.
Основания отмены (изменения) судебных постановлений в порядке надзора
Судебные постановления подлежат отмене или изменению, если при рассмотрении дела в порядке надзора Президиум ВС РФ установит, что соответствующее обжалуемое судебное постановление нарушает:
- права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации;
- права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
- единообразие в толковании и применении судами норм права.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Надзорная инстанция — суд, рассматривающий по надзорной жалобе или представлению дела о пересмотре вступивших в законную силу приговора, решения, определения, постановления суда.
Полномочия: 1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения; 2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение; 3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу; 4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений; 5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права; 6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 настоящего Кодекса.
1.1. При рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорной жалобы или представления прокурора. В интересах законности суд надзорной инстанции вправе выйти за пределы доводов надзорной жалобы или представления прокурора. При этом суд надзорной инстанции не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются.
2. Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
37. Мировые судьи, их компетенция, порядок деятельности и назначения на должность.
Полномочия мировых судей в РФ.
ФЗ “О мировых судьях в РФ” 1998г.
– рассмотрение по первой инстанции уголовных дел о преступлениях небольшой тяжести (т.е. максимально возможное наказание за которые не превышает 2 лет лишения свободы);
– рассмотрение гражданских дел об имущественных спорах при цене иска не более 500 минимальных размеров оплаты труда (150тыс.руб. с 1 января 2002г.);
– рассмотрение гражданских дел о выдаче судебного приказа;
– рассмотрение дел о расторжении брака, если между супругами нет спора о детях или имуществе;
– рассмотрение дел о разделе имущества между супругами;
– рассмотрение дел об административных правонарушениях, которые будут отнесены к подсудности мировых судей новым административным законодательством;
– решение прочих вопросов, которые отнесены и еще будут отнесены законодательством к компетенции мировых судей.
35. Районный суд, его полномочия, порядок образования и деятельности.
Районный (городской) суд: полномочия, порядок формирования, состав.
ФКЗ “О судебной системе РФ” 1996г., Закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР” 1981г.
Районный (городской) суд, т.е. суд первого (основного) звена осуществляет следующие судебные полномочия:
– рассматривает по первой инстанции уголовные дела о преступлениях, максимальное наказание за которые не превышает 15 лет лишения свободы.
– рассматривает по первой инстанции большинство гражданских дел и дел, вытекающих из административно-правовых отношений (например, на незаконное помещение в психиатрическую лечебницу, на отмену или изменение постановления о заключения под стражу).
– рассматривает по первой инстанции дела особого производства (напр., о признании умершим).
– рассматривает вопросы о применении к невменяемым лицам принудительных мер медицинского характера, а к малолетним – принудительных мер воспитательного характера.
– рассматривает вопросы об условно-досрочном освобождении, снятии судимости и пр.
– организует и контролирует исполнительное производство.
– выступает апелляционной инстанцией по отношению к мировым судьям данного района.
38. Военные суды
Военные суды входят в судебную систему Российской Федерации в качестве подсистемы судов общей юрисдикции, являются федеральными судами и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, формированиях, в которых предусмотрена военная служба.
Порядок организации и принципы деятельности военных судов регламентируются Законом “О военных судах Российской Федерации”. В соответствии со ст. 1 данного Закона военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Военные суды располагаются в открытых для свободного доступа местах. Количество военных судов, численность судей военных судов устанавливаются Верховным Судом РФ.
Основными задачами военных судов являются обеспечение и защита:
– нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов человека и гражданина, юридических лиц и их объединений;
– нарушенных и оспариваемых прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления;
– нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
К подсудности военных судов относятся (ст. 7):
– гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских
42. Порядок формирования Верховного Суда Российской Федерации, его состав и структура.
Основные подразделения Суда: Пленум, Президиум, Кассационная коллегия, судебная коллегия по граждан.делам, судебная коллегия по уголовн.делам, военная коллегия, судебная коллегия. Большая часть судеб.дея-тельности ВС РФ приходится на долю Судебной коллегии по граждан.делам, Судебной коллегии по угол.делам и Военной коллегии. Состав этих подразделений определяется Пленумом ВС РФ по представлению его Председателя из числа судей, назначенных в ВС РФ. Работой судеб.коллегий руководят председатели (заместители Председателя ВС). Эти коллегии ВС РФ осуществляют рассмотрение дел по 3 инстанциям: по 1, кассационной, а также в качестве инстанции, проверяющей в порядке надзора и в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами вступившие в силу приговоры и иные судеб.решения. Руководство всей работой в ВС РФ возлагается на Председателя этого Суда.
Состоит из 13 судей, в т.ч. Председателя Суда, его заместителей, входящих в Президиум по должности, и нескольких наиболее квалифицир-х и опытных членов Суда. Президиум утверждается Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя ВС РФ. Заседания проводятся не реже 1 раза в мес. Постановления Президиума по конкретным судеб.делам, проверяемым в порядке надзора либо в связи с новыми или вновь открывшимися обстоятельствами, принимаются большинством голосов и вступают в силу немедленно. Решение принимается при участии большинства членов. Президиум рассматривает ?ы о работе судеб.коллегий и аппарата Суда, анализирует материалы обобщения судеб.практики и оказывает помощь судам общей юрисдикции в применении ими закон-ва. На его заседаниях обсуждаются ?ы о деятельности судеб.коллегий по оказанию практической помощи судам среднего звена, анализируются состояние и динамика преступности, практика рассмотрения дел судами, причины вынесения ошибочных приговоров, решений и определений, эффективность мероприятий, направленных на улучшение качества судеб.практики.
52. Министерство юстиции РФ возглавляет министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Он имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ и несущих ответственность за конкретные участки работы. Количество заместителей устанавливается Президентом РФ. Структурными подразделениями Министерства юстиции России являются департаменты по основным направлениям деятельности, в состав которых могут входить отделы. В Министерстве юстиции образуется коллегия в составе министра (председатель) и его заместителей, руководителей подведомственных федеральных служб.
Выполнение некоторых функций Министерства юстиции РФ осуществляется территориальными органами юстиции по субъектам РФ (управлениями, отделами).
Структура центрального аппарата Министерства юстиции РФ:
Федеральная служба исполнения наказаний (ГУИН Минюста РФ);Служба судебных приставов; Управление законодательства субъектов РФ; Департамент материально-технического обеспечения Минюста РФ (самостоятельное структурное подразделение).
49, 50 Полномочия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, направленные на создание надлежащих условий для осуществления правосудия.
Для осуществления организационного обеспечения деят-ти федер.судов общей юрисдикции (за исключением Верховного Суда РФ), а также финансирования мировых судей как элемента подсистемы судов субъектов РФ образован новый орган суд.власти – Судебный департамент при Верховном Суде РФ,организация и деят-ность которого урегулированы в Фед.Законе РФ от 19.12.1997 О Суд. Деп-те при Верх.Суде РФ.
В этом законе приведено определение самого понятия организационного обеспечения деят-ти судов,под которым понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Суд. Деп-тимеет след.полномочия – организационно обеспечивает деят-ность верховн.судов республик, краевых и областных судов, судов городов федер.значения, судов автономн.области, военных и специализир.судов, органов и учреждений Суд.деп-та при Верховном Суде РФ, разрабатывает по вопросам своего ведения проекты фед.законов и т.д.
Он вправе – запрашивать в установленном порядке у гос.и иных органов, учреждений, организаций и получать от них необходимые док-ты и материалы, контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Суд.деп-та при Верховном Суде РФ, проводить ревизии их финансово-хозяйственной деят-ти и т.д.
Дата добавления: 2014-11-30 ; просмотров: 1177 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Судом надзорной инстанции производится изучение на соответствие требованиям законности актов, вынесенных судами предыдущих инстанций. Данная стадия может быть включена в процесс следующих видов судопроизводства:
- гражданского (гл. 41.1 Гражданского процессуального кодекса РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ);
- уголовного (гл. 48.1 Уголовно-процессуального кодекса РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ);
- из административных правонарушений (ст. 30.12–30.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ);
- арбитражного (гл. 36.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ);
- из обжалования действий и актов государственных/муниципальных органов и должностных лиц (гл. 36 Кодекса административного судопроизводства РФ от 08.03.2015 № 21-ФЗ).
Надзорные жалобы в гражданском и арбитражном процессах в рамках административного судопроизводства (по КАС) могут быть направлены в суд надзорной инстанции не позднее чем через 3 месяца с момента вступления оспариваемого постановления в законную силу (п. 2 ст. 391.2 ГПК, п. 5 ст. 308.1 АПК, п. 2 ст. 333 КАС). Период подачи жалобы в надзорную инстанцию в рамках судопроизводства по уголовным делам и административным правонарушениям (по КоАП) не ограничен.
Максимальный срок изучения жалобы надзорной инстанцией:
- в гражданском процессе: если дело не было запрошено — 2 месяца, если дело было запрошено — 3 месяца (п. 1 ст. 391.6 ГПК);
- в арбитражном процессе: если дело не было запрошено — 2 месяца, если дело было запрошено — 3 месяца (п. 1 ст. 308.5 АПК);
- в уголовном процессе: если дело не было запрошено — 1 месяц, если дело было запрошено – 2 месяца (ст. 412.6 УПК);
- в процессе по административному делу: 2 месяца со дня получения жалобы или протеста судом, в случае запроса материалов по делу — 1 месяц со дня предоставления дела в суд (п. 3 ст. 30.16 КоАП);
- в процессе административного судопроизводства: по общему правилу, если материалы дела были запрошены — 3 месяца, если не были — 2 месяца (п. 1 ст. 336 КАС).
Судом надзорной инстанции по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции в России является Верховный суд РФ (ст. 126 Конституции РФ). ВС РФ выступает в качестве последующей надзорной инстанции относительно верховных судов субъектов РФ при изучении дел по административным правонарушениям (п. 3 ст. 30.13 ГПК).
Суд надзорной инстанции по итогам изучения жалобы уполномочен:
- сохранить судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, не внося в них изменений;
- аннулировать судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, частично или целиком и отправить материалы на новое изучение;
- аннулировать судебные акты, вынесенные в предыдущих инстанциях, целиком или частично и завершить производство по делу или сохранить заявление нерассмотренным;
- сохранить силу одного из судебных актов, вынесенного в предыдущих инстанциях;
- аннулировать или изменить судебный акт, вынесенный предыдущей инстанцией, и составить новое постановление по делу, не отправляя само дело на изучение, если надзорной инстанцией было выявлено неверное истолкование или использование положений материального права;
- оставить указанную жалобу без изучения по существу.
Изучением дел по существу в роли надзорной инстанции в рамках судопроизводства по гражданским делам занимается президиум ВС РФ (п. 1 ст. 391.1 ГПК).
В суде надзорной инстанции оспариваются получившие законную силу:
- акты верховных судов субъектов РФ, если они были вынесены по 1-й инстанции и подлежали новому изучению в порядке апелляции в ВС РФ;
- акты окружных (флотских) военных судов, если они были вынесены по 1-й инстанции и подлежали изучению в порядке апелляции в ВС РФ;
- акты ВС РФ, если они были вынесены по 1-й инстанции и подвергались изучению в апелляционном порядке;
- акты апелляционной коллегии ВС РФ;
- акты судебных коллегий по гражданским делам или делам военнослужащих ВС РФ, составленные в порядке апелляции;
- акты судебных коллегий по гражданским делам или делам военнослужащих ВС РФ, составленные в порядке кассации (п. 2 ст. 391.1 ГПК).
Суд надзорной инстанции уполномочен вернуть переданную ему жалобу до изучения по существу, если:
- содержание такой жалобы не отвечает действующим требованиям закона;
- жалоба была представлена в суд надзорной инстанции ненадлежащим лицом;
- был пропущен установленный для оспаривания судебного решения период времени, при этом не было заявлено ходатайство о восстановлении такого срока;
- была представлена просьба о возврате или отзыве жалобы;
- при подаче жалобы были нарушены принципы подсудности (п. 1 ст. 391.4 ГПК).
По итогам изучения судом надзорной инстанции жалобы по существу принимается одно из решений, регламентированных п. 1 ст. 391.12 ГПК.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Итак, судом надзорной инстанции в России является Верховный суд РФ. Производство в надзорной инстанции считается исключительной стадией в гражданском, административном, арбитражном и уголовном судопроизводстве. В порядке надзора изучается законность вступивших в силу актов судов предыдущих инстанций.
Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.