Может ли государство отнять, забрать приватизированную землю, в какой случае, через сколько

Информация на тему: "может ли государство отнять, забрать приватизированную землю, в какой случае, через сколько" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.

Можно ли изъять земельный участок у собственника в СНТ?

Главная » Земля » Можно ли изъять земельный участок у собственника в СНТ?

Изображение - Может ли государство отнять, забрать приватизированную землю, в какой случае, через сколько proxy?url=http%3A%2F%2Furopora.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F08%2FH1FT6U6fZoE-1-370x246

Собственники земельных участков в СНТ нередко задаются вопросом о том, возможно ли изъятие принадлежащих им объектов, которыми в силу определенных обстоятельств они не пользуются либо не производят оплату необходимых взносов. Чтобы получить ответ, следует более подробно изучить такие ситуации.

Могут ли изъять земельный участок в СНТ, находящийся в собственности

Под садоводческим товариществом понимается некоммерческая организация, участниками которой являются граждане, объединившиеся в добровольном порядке для взаимодействия по вопросам садоразведения и содержания огородов.

СНТ не предусматривает извлечение какого-либо дохода от его функционирования, кроме того, который поступает от садоводческой деятельности. Товариществами разрабатываются и принимаются собственные уставы, согласно которым они действуют.

Законодатель обязывает к оплате налога, который рассчитывается с учетом общей площади СНТ, не включая имущество, являющееся личной собственностью конкретного участника товарищества. Мероприятия по снабжению электроэнергией, газом, установке водопроводов, телефонов и прочих коммуникаций, происходят только на добровольной основе. Угроза лишения товариществом участка является всего лишь способом запугивания, когда на самом деле причин для этого не имеется.

Конфискация частного землевладения со стороны товарищества невозможна. Действующим законодательством установлены ситуации для изъятия, и они могут возникнуть лишь при наличии вины лица в отношении процесса землепользования.

Конфисковать надел у его владельца можно на основании закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Это допускается при нецелевом использовании участка, к примеру, на земле, отведенной под садоводство или огородничество, лицо ведет строительство различных объектов, или сбрасывает на территории надела строительные, бытовые, и другие отходы, нанося своими действиями урон соседним землевладениям.

Также поводом для конфискации может служить факт отчуждения надела органами местной администрации (правление СНТ на это не правомочно) в общественных интересах.

Невнесение предусмотренных денежных сумм по оплате различных взносов и благоустройства территорий не может стать причиной для лишения лица права на земельный участок. В компетенцию Общего собрания СНТ и избранного им правления такие действия не входят.

Правление СНТ при неуплате взносов может лишь фактически изолировать землевладение, а это приведет к возникновению материальных проблем во время установки коммуникаций. Такое положение весьма неудобно, так как правление этим озабочено не будет, а получить деньги в сумме, больше положенной для него, будет в его интересах.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА


УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

8 800 350 84 37

Изъятие земельного участка у собственника в СНТ в связи с неиспользованием

Возможно ли изъятие у безответственного хозяина надела в СНТ, который не эксплуатируется в течение нескольких лет, и последующая передача его другому лицу?

Забрать землевладение, которое не используется просто по воле Правления товарищества или владельцев соседних земель и отдать, либо осуществить продажу его другому гражданину однозначно невозможно. Земельным кодексом РФ и другим законодательством о садовых некоммерческих товариществах этого не предусмотрено, поэтому указанные действия противозаконны.

Любые товарищества и находящиеся в них наделы являются собственностью государства или муниципалитета и контролирует их местная администрация, которая устанавливает оценку сотки земель, конфискованных и выставленных на торги.

Именно главой местной администрации выносится решение о разрешении выставить участок на аукцион. Когда землевладение фактически заброшено, а его владельцы отсутствуют в течение нескольких лет, накапливаются долги по членским взносам, оплате электроэнергии, водоснабжения, различных сборов и тому подобное. При этом некоторые договоры аренды земли предусматривают определенные условия по эксплуатации объекта.

Например, в документах может быть оговорена обязанность лица в течение определенного времени построить на участке объект недвижимости или содержать обозначенное количество плодовых культур и так далее.

В таком случае Председателем Правления созывается собрание, на котором участники СНТ извещаются о том, что брошенные наделы на законном основании подлежат выставлению на аукцион либо торги, в соответствии с правилами о принудительном прекращении землепользования, предусмотренными статьей 38.1 Земельного кодекса РФ.

Изображение - Может ли государство отнять, забрать приватизированную землю, в какой случае, через сколько proxy?url=http%3A%2F%2Furopora.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F08%2Fkf6pwzkZ-5k-150x150

Изъятие земельных участков для государственных нужд.

О том, что с 1 января 2018 года собственники могут лишиться своих участков, читайте тут.

Основания для изъятия земельного участка у собственника

Законодатель предусматривает несколько оснований для изъятия имущества.

Они состоят в следующем:

  • отчуждение для государственных и муниципальных нужд. Это может быть:
    • необходимость исполнения обязательств, по заключенному Российской Федерацией международному договору;
    • постройка либо произведение реконструкции объектов, несущих федеральное, региональное и местное значение;
    • исполнение определенных работ для пользования недрами земли;
    • прочие виды деятельности, предусмотренные российскими правовыми актами;
  • использование земельного участка происходит не в соответствии с его назначением, либо объект вообще не эксплуатируется;
  • совершение действий, противоречащих положениям земельного законодательства;
  • чрезвычайные обстоятельства, для устранения которых необходим конкретный надел земли;
  • совершение землевладельцем преступления.

Полномочиями по вынесению Постановления об изъятии землевладения для муниципальных нужд путем выкупа наделяются уполномоченные органы исполнительной власти каждого конкретного субъекта Российской Федерации. После изъятия надела у собственника, его права сразу же утрачиваются, а если имущество находилось в аренде – это приводит к расторжению соответствующего договора.

Читайте так же:  Какие положены льготы ветеранам труда в тульской области в 2019 году, как получить, закон

Землевладелец при этом оформляет с органами государственной власти специальное соглашение об изъятии. Проект договора разрабатывается указанными органами.

Изображение - Может ли государство отнять, забрать приватизированную землю, в какой случае, через сколько proxy?url=http%3A%2F%2Furopora.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F08%2FSkachat-obrazets-soglasheniya-ob-izyatii-zemelnogo-uchastka-dlya-gosudarstvennyh-nuzhd-mozhno-zdes-300x237

Текст соглашения обязательно должен отражать такие моменты:

  • денежная сумма, подлежащая уплате за конфискацию участка;
  • срок, в течение которого изъятие участка будет произведено;
  • данные принятого решения о конфискации надела;
  • уникальный номер по кадастру, присвоенный изымаемой земле.

Соглашение об изъятии может предусматривать предоставление бывшему землевладельцу равноценного участка, исходя из его цены.

Если землевладелец не согласен на произведение изъятия земли и не соблюдает предписаний о конфискации, вынесенных государственным органом, последний правомочен в принудительном порядке забрать надел или обратиться за разрешением спора в судебную инстанцию, которая установит сумму возмещения и сроки изъятия участка у гражданина.

В соответствии с пунктом 4 статьи 281 Гражданского кодекса РФ, реквизиция в принудительном порядке допускается лишь при определении и выплате денежной суммы, предполагающей равнозначное возмещение. Расчет выплаты производится путем суммирования рыночной оценки объекта и понесенных гражданином убытков (с обязательным учетом упущенной собственником земли выгоды).

Право собственности на земельный надел может быть утрачено лицом при выкупе участка, обусловленного государственными либо муниципальными нуждами. Исходя из того, на какие конкретно нужды предназначается данное имущество, его выкупает государство, его субъекты, либо муниципальные образования.

Процедура определения оценки землевладения для государственных нужд осуществляется квалифицированными оценщиками, а не самим землевладельцем. Сам процесс проведения оценки законодательно не урегулирован, в силу чего лицо лишается возможности возмещения разумной рыночной стоимости за принадлежащую недвижимость.

Изъятие земли, необходимое для удовлетворения нужд государства и муниципалитета, происходит не только в России. При этом процедура конфискации кардинально отличается от той, которая предусмотрена в нашей стране, и производится отличным способом. К примеру, землевладелец в иностранном государстве вправе самостоятельно установить и подтвердить рыночную оценку надела.

В нашей стране оценка участков производится исключительно оценочными компаниями. Поэтому для того, чтобы не понести потери при изъятии землевладения, и четко понимать суть и последствия мероприятий по реквизиции, внимательно ознакомьтесь с указанной темой, так как это может произойти с любым собственником земли.

Права государства на землю: может ли правительство отнять земельный участок у собственника

Изображение - Может ли государство отнять, забрать приватизированную землю, в какой случае, через сколько proxy?url=https%3A%2F%2Fposobie.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fgosudarstvo_1_19183021-500x331

Государство имеет право на отчуждение землевладений у собственника, если речь идет о государственных или муниципальных требованиях. Это утверждение справедливо, когда рассматривается проведение федерального маршрута или иного объекта государственной значимости. Вместе с этим государство должно компенсировать владельцу рыночную стоимость землевладения, а также понесенный ущерб и утерянную выгоду. Итак, рассмотрим подробнее, в каких случаях государство может отнять землю.

Законодательные основания отчуждения землевладений

В случае отчуждения землевладения у собственника, государственными нуждами признаются:

  1. Изъятие земли для исполнения международных договоренностей.
  2. Размещения следующих государственных объектов: оборонных; транспортных; по использованию атомной энергии; космической деятельности; пограничных; энергоснабжения.
  3. Иных объектов, устанавливаемых законами РФ и субъектами РФ.

После обширных государственных строек, таких как олимпийские объекты, были приняты многочисленные поправки в земельном законодательстве, регламентирующем процессы отчуждения земельных владений для общегосударственных нужд. Полностью посвящена этому четвертая глава аграрного законодательства. Решение о реквизиции землевладения могут инициировать государственные органы власти, региональные и муниципальные. Новшество, введенное Земельным кодексом: недропользовательские организации, объекты естественных монополий также смогут ходатайствовать в органы власти разных уровней об отчуждении у владельца надела земли. Перечень этих организаций должен быть определен Правительством. Выкупная цена отчуждаемого участка формирует Федеральный Закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”.

Изображение - Может ли государство отнять, забрать приватизированную землю, в какой случае, через сколько proxy?url=https%3A%2F%2Fposobie.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fmfc_2_19183025-500x323

Для того чтобы произвести изъятие землевладения, необходимо выяснить его принадлежность:

  1. Ответственные органы власти делают запрос в Росреестр. Если он оказался безрезультатным, то аналогичные вопросы рассылаются в архивы, в муниципалитеты и предполагаемым владельцам.
  2. Заинтересованные отделы госвласти должны в срок не менее 60 дней до отчуждения разместить объявление о поиске владельца на официальном сайте.
  3. Если собственники не были найдены, уполномоченные лица обращаются в суд с признанием за собой права владения на данный земельный надел.

При применении этой нормы есть опасность появления у землевладения сразу двух собственников. Дело в том, что земли, полученные во владение до 1998 года, не занесены в Росреестр, и сведений об этой собственности в официальных источниках нет.

Поэтому субъектам, чье право на земельное владение было зарегистрировано до этого времени, необходимо уточнить информацию о праве на землю в ЕГРП .

Когда уполномоченными лицами будут найдены собственники, выносится постановление об отбирании искомого участка. В решении должны быть указаны:

  • отчуждаемые наделы земли;
  • если на них находятся здания или сооружения, они должны быть подробно перечислены;
  • цели изъятия;
  • указание на требования, в соответствии с которыми производятся мероприятия.

В течение 10 дней после вынесения постановления, оно направляется собственнику. Информация о нем располагается на официальном сайте и заносится в Росреестр. Это решение имеет силу в течение трех лет и может быть опротестовано заинтересованными лицами в суде.

Изображение - Может ли государство отнять, забрать приватизированную землю, в какой случае, через сколько proxy?url=https%3A%2F%2Fposobie.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fmfc_1_19183024-500x333

Цена на отчуждаемое землевладение формируется на основе результата проверки, как декларирует Федеральный Закон “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”. В оценочную стоимость входит не только коммерческая цена самого надела и объектов, находящихся на нем, но и также утерянная выгода и понесенные собственником убытки. На денежную компенсацию могут рассчитывать не только владельцы надела, но и когда осуществляется аренда земли у государства, и лица, владеющие землёй по договору бессрочного пользования. Не вносятся в оценочную ведомость и не подлежат компенсации сооружения, построенные с нарушением разрешений на пользование землевладения или противоречащие договору. Если на участке после уведомления об изъятии были произведены улучшающие или ремонтные работы, они также не подлежат компенсации. Сумма возмещения рассчитывается за два месяца до отправки собственнику договора об отчуждении.

Читайте так же:  Срочный трудовой договор в трудовой книжке

Изображение - Может ли государство отнять, забрать приватизированную землю, в какой случае, через сколько proxy?url=https%3A%2F%2Fposobie.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Fmaratoriy_1_19183022-500x355

С каждым владельцем земельных наделов или объекта недвижимости подписывается соглашение об изъятии. Если собственники согласны, взамен изымаемого земельного надела им могут быть предложены равноценные землевладения.

Проект договора направляется собственнику земли для согласования. В случае положительного решения, собственник подписывает его и направляет в ответственный за данное мероприятие орган. В случае несогласия, он указывает причины, по которым его не устраивает соглашение. Как правило, это выкупная цена. Собственник может приложить документы, доказывающие необходимость корректировки выкупной цены. Это могут быть договора купли-продажи участка или решения независимой экспертизы, которую он проводит за свой счет. Если органы власти сочтут эти доказательства убедительными, размер выплаты будет увеличен.

Если собственник земли не подпишет договор на протяжении трех месяцев, заинтересованные органы власти могут обратиться в суд для вынесения решения и выкупить квартиру у государства вместе с находящейся на нем недвижимой собственностью. Суд, рассмотрев все доказательства и доводы сторон, решает – осуществлять принудительное отчуждение или нет.

Изображение - Может ли государство отнять, забрать приватизированную землю, в какой случае, через сколько proxy?url=https%3A%2F%2Fposobie.net%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F12%2Forganizaciya_4_19183029-500x375

Для того чтобы не оказаться в ситуации изъятия земли неожиданно, хозяевам наделов необходимо подготовиться:

Земля изымается в случае использования с нарушениями законодательства или если используется не по назначению. Если делянка не используется или не передается в аренду в течение трех лет, она признается невостребованной. Земля, которая значится в собственности невостребованной быть признана не может.

Земельное владение может быть реквизировано в связи с нарушением его использования:

  1. Если землевладение было передано для осуществления сельскохозяйственных работ и не используется в течение 3 и более лет.
  2. Если были грубо нарушены правила пользования земельным участком.
  3. Когда в результате использования земельного участка (в том числе и неправомерного) ухудшается экологическая обстановка близлежащих территорий.

В случае согласия собственника с изъятием по указанным причинам, земля продается с торгов. Если же собственник не согласен, дело передается в суд, и в случае проигрыша землевладельца продается по решению суда.

Возможно ли изъятие земельного участка у владельца

С целью установить максимально полезный режим использования земли в России издавна вся территория была разделена на категории, в зависимости от качества почвы, удаленности от населенных пунктов и других показателей, но наличие прав на землю далеко не всегда защищало ее от риска быть отобранной государством. Каждая категория имеет свои особенности, выделяется среди них сельскохозяйственные земли, регулирования статуса которых занимает особое место. Ценность таких территорий очевидна и если ее не использовать по назначению, государство может принимать меры. Стоит знать, могут ли отобрать земельный участок находящийся в собственности.

Изображение - Может ли государство отнять, забрать приватизированную землю, в какой случае, через сколько proxy?url=https%3A%2F%2Fprosobstvennost.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F12%2F%25D0%25B7%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25BB%25D1%258F1

Впоследствии появилось и такое понятие как разрешенное использование каждой из выявленных категорий земель. В настоящее время в России их семь:

  • специально выделенные для строительства и развития населенных пунктов;
  • используемые для сохранения лесного фонда;
  • тщательно охраняемые, в силу своей повышенной значимости;
  • пригодные для строительства объектов транспортной, промышленной и энергетической инфраструктуры;
  • земли неприкосновенного запаса;
  • расположенные под или около водных ресурсов;
  • земли сельскохозяйственного назначения.
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Для экономики страны и жизни людей наибольший интерес представляет последняя категория, так как именно за счет ее эффективного использования в стране каждый год увеличивается сбор урожая. Вообще вся земля является недвижимостью, то есть право собственности на нее подлежит регистрации в ЕГРП. Однако земля, используемая для сельскохозяйственных нужд, не всегда находится в собственности, зачастую по причине нежелания владельцев ее оформлять, а иногда из-за наличия препятствий для этого со стороны государственных органов. Что же касается регионов, чья экономика полностью зависит от уровня сбора урожая, там хорошую землю разбирают, ее перекупают и даже вымогают.

Изображение - Может ли государство отнять, забрать приватизированную землю, в какой случае, через сколько proxy?url=https%3A%2F%2Fprosobstvennost.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F12%2F000583461-150x150

Именно в силу высокой важности земли, которая пригодна для выращивания сельскохозяйственных культур, государство в некотором смысле ограничивает собственника такого земельного участка, а именно обязывает его использовать землю по назначению, а также осуществлять мероприятия, направленные на улучшение ее состояния и защиту от эрозии.

Если указанные мероприятия не осуществлять, земля просто испортится с годами, выращиваться в стране будет меньше культур, на рынок тоже станет поступать меньше продукции. Это приведет к необходимости массовой закупки фруктов, овощей и зерна за рубежом. Такой импорт приведет к уменьшению поступлений в казну государства, что в итоге сильно отразится на экономике в целом, даже несмотря на то, что Россия считается сырьевой страной, чья экономика может зависеть только от добычи полезных ископаемых.

Изображение - Может ли государство отнять, забрать приватизированную землю, в какой случае, через сколько proxy?url=https%3A%2F%2Fprosobstvennost.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F12%2F800px-Ford_tractor_Sweden-sm1-150x150

У владельцев земли нередко возникает вопрос – а могут ли отобрать у лица земельный участок, находящийся в собственности? Однозначно и кратко на него ответить невозможно. С точки зрения действующего законодательства РФ, без веских причин забрать собственность никто не может. Однако ситуации бывают разные. По закону права на землю в Российской Федерации могут быть выражены в разных вариантах:
  • непосредственно право собственности на земельный участок;
  • безвозмездное срочное пользование;
  • постоянное бессрочное пользование;
  • нахождение в аренде;
  • сервитут;
  • пожизненное владение.
Читайте так же:  Неустойка за просрочку по договору долевого участия

Из перечисленных только право собственности дает полный комплекс прав на земельный участок, то есть возможность пользоваться, владеть и распоряжаться им. А вот иные, вещные, права, кроме права собственности, предоставляют только ограниченный комплекс прав. Отобрать землю государство может как у собственников, так и у владельцев. Произойти это может при наступлении следующих условий:

Изымаемый участок, как правило, проходит сложную процедуру изъятия и оформления документов. Изъятая земля передается муниципальным органам для принятия решения о дальнейшем использовании. Она может быть передана другому лицу на любом из вещных прав, описанных выше. При этом, режим использования земли не меняется, а новый владелец должен точно также соблюдать его, чтобы не лишиться земли.

В случае, если участок ранее использовался на основании договора аренды, процедура отбора включает досрочное расторжение договора аренды по инициативе арендодателя, с последующим изъятием.

Изъятие земельного участка возможно в следующих случаях:

1. Для государственных или муниципальных нужд.

2. В целях комплексного развития территории.

3. В случае ненадлежащего использования земли.

4. В случае реквизиции.

5. В случае конфискации.

Изъятие для государственных или муниципальных нужд

Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются в исключительных случаях, связанных с государственными (муниципальными) нуждами (ст. 49 ЗК РФ).

В зависимости от того, для чьих нужд изымается земля, выкуп осуществляют Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование.

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления (п. 3 ст. 279 ГК РФ; ст. 56.2 ЗК РФ; п. 5.52 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 N 432; пп. 73.1 п. 9 Положения, утв. Указом Президента РФ от 11.08.2003 N 960).

Правообладатель земельного участка должен быть письменно уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд органом, принявшим решение об изъятии (п. 5 ст. 279 ГК РФ).

За изымаемый земельный участок его правообладателю предоставляется возмещение.

При этом при определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.

В случае если одновременно с изъятием земельного участка осуществляется изъятие расположенных на нем и принадлежащих правообладателю данного земельного участка объектов недвижимого имущества, в возмещение за изымаемое имущество включается рыночная стоимость объектов недвижимого имущества, право собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (п. п. 1, 2, 3 ст. 281 ГК РФ).

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости (п. 6 ст. 279 ГК РФ).

Примечание. При наличии согласия лица, у которого изымается земельный участок, в соглашении об изъятии может быть предусмотрено предоставление этому лицу иного земельного участка и (или) иного недвижимого имущества на условиях и в порядке, которые определены законодательством, с зачетом стоимости такого земельного участка и (или) иного недвижимого имущества или прав на них в размер возмещения за изымаемый земельный участок ( п. 3 ст. 281 ГК РФ).

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд допускается при условии предварительного и равноценного возмещения. При этом сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется принудительное изъятие земельного участка, определяются судом (п. 6 ст. 279, п. 4 ст. 281 ГК РФ).

Изъятие для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории

Изъятие земельного участка возможно, если он расположен в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии и заключен договор о комплексном развитии территории с победителем открытого аукциона на право заключения такого договора (п. 1 ст. 56.12 ЗК РФ; ст. 46.10 ГрК РФ).

Решение об изъятии земельного участка в данном случае принимает орган местного самоуправления на основании утвержденных проекта планировки территории и проекта межевания территории (п. 2 ст. 56.12 ЗК РФ).

Копию решения и проект соглашения об изъятии земельного участка и (или) объектов недвижимости орган местного самоуправления направляет правообладателю земельного участка в течение семи рабочих дней с даты принятия решения об изъятии (пп. 4 п. 4 ст. 56.12 ЗК РФ).

Соглашение об изъятии земельного участка и (или) объектов недвижимости должно содержать помимо прочего выкупную цену изымаемого имущества и размер убытков, подлежащих возмещению в связи с таким изъятием (п. 6 ст. 56.12 ЗК РФ).

Если соглашение не заключено в течение месяца со дня предоставления правообладателю земельного участка проекта соглашения для ознакомления, изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости происходит принудительно через суд. В этом случае денежные средства в счет возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости в течение семи дней со дня вынесения решения суда перечисляются лицом, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, на банковский счет правообладателя, а при отсутствии информации о счете — в депозит нотариуса (п. п. 9, 11 ст. 56.12 ЗК РФ).

Читайте так же:  Стоимость страховки гражданской ответственности

Решение суда об изъятии земельного участка для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано только в части размера возмещения за изымаемый земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимости (п. п. 10, 13 ст. 56.12 ЗК РФ).

Изъятие в случае неиспользования по целевому назначению или использования с нарушениями

Земельный участок может быть изъят у собственника, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется для этих целей в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование (ст. 284 ГК РФ).

Земельный участок может быть изъят у собственника, если участок используется с нарушением требований законодательства РФ, в частности используется не по целевому назначению или его использование приводит к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения либо причинению вреда окружающей среде (ст. 285 ГК РФ).

В отношении земельных участков, которые после изъятия могут быть предоставлены гражданам, проводится административное обследование ( п. п. 1 , 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251).

В ходе обследования должностные лица органов государственного земельного надзора проверяют состояние и способы использования земельного участка правообладателями.

В случае выявления нарушений земельного законодательства правообладатель может быть привлечен к административной и иной ответственности ( п. п. 8 , 14 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 N 251).

Изъятие в порядке реквизиции

Земельный участок могут изъять у собственника уполномоченные исполнительные органы государственной власти в порядке реквизиции. Это возможно только в случае стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер. Стоит отметить, что реквизиция подразумевает временный характер изъятия, а если изъятый земельный участок будет невозможно вернуть, то собственнику выплатят его рыночную стоимость или по его желанию предоставят равноценный участок в другом месте (ст. 242 ГК РФ; ст. 51 ЗК РФ).

Изъятие в случае конфискации

Земельный участок может быть безвозмездно изъят (конфискован) у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (ст. 243 ГК РФ; ст. 50 ЗК РФ).

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

С 1 июля вступает в силу Закон “О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения”, который позволит местным властям в принудительном порядке изымать не используемые по назначению или с явными нарушениями земли сельскохозяйственного назначения. Кроме того, государство сможет наконец разобраться с земельными долями и с невостребованными земельными долями , которые были в свое время щедро розданы колхозникам. Неоформленные и невостребованные доли также перейдут в собственность местных муниципалитетов.

Сегодня, по данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, 80 процентов земель сельскохозяйственного назначения до сих пор юридически не оформлены. Это земли дачников и огородников, дольщиков и организаций. Например, собственники долей осуществили государственную регистрацию своих прав только на 18 млн га земельных угодий из 115 имеющихся. Основная проблема легитимности использования земли существует и у сельскохозяйственных организаций. В собственности этих организаций оформлено 3,5 млн га, остальные земельные доли используются на правах: аренды с госрегистрацией договоров аренды и без госрегистрации, а еще на правах представительства без оформления каких-либо документов на землю (фактически это самозахват невостребованных земельных долей).

Новый закон, по мнению экспертов комитета, восполнит пробелы в законодательстве и позволит в ближайшее время осуществить госрегистрацию прав 9 млн земельных долей и сформировать земельные участки на площади 95 млн га.

Если дольщики и собственники земельных участков самостоятельно не начнут приводить свои земельные дела в порядок, к делу подключатся муниципалитеты. Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу. Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной. По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га. Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей. Хороший стимул для работы, уверены в комитете, и это только часть возможного заработка.

Эксперты отмечают, что на практике заработать смогут не только муниципалитеты, но и председатели дачных, садовых товариществ и кооперативов, общества которых расположены на землях сельхозназначения. Кстати, большинство из них как раз и находятся на таких землях. Заросшие бурьяном и много лет не используемые садовые и дачные участки также можно будет изымать. Условия и процедура такой передачи устанавливаются данным законом.

Конечно, панике поддаваться не надо, эксперты считают, что добросовестным земледельцам беспокоиться нечего, отобрать землю будет все же не так просто. Однако привести в порядок документы и свои участки будет не лишним.

Как пояснил Виталий Бородкин, старший юрист юридической компании “Приоритет”, основанием для изъятия сельскохозяйственных земель стали следующие критерии: если участок земли используется с нарушением земельного законодательства и это повлекло существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологического состояния. Конкретизировать критерии на “изъятие” еще предстоит правительству РФ. И если земельный участок в течение трех лет подряд с момента возникновения права собственности на него не использовался в соответствии с назначением. Признаки неиспользования также будут установлены правительством РФ. При этом закон предоставляет право землевладельцам устранить нарушения порядка использования земельных участков. Если нарушения не будут устранены, то только в этом случае органы исполнительной власти субъектов РФ обратятся в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов. Собственники могут избежать негативного сценария “расставания с земельным ресурсом”, если будут следовать нормам действующего законодательства, которое регулирует вопросы использования сельскохозяйственных земель.

Читайте так же:  Реорганизация тсж в форме выделения

“На мой взгляд, ситуация на рынке земли кардинально в ближайшее время не изменится, до тех пор пока правительством страны не разработаны критерии “ненадлежащего использования” и “неиспользования” земель сельхозназначения, – уверен Виталий Бородкин. – Ожидать повального принудительного изъятия земель уже в июле или августе не стоит. У крупных собственников земель есть время начать или продолжить использовать земли в соответствии с целевым назначением, продать или перевести эти земли в другие категории”.

Сама процедура изъятия земель будет выглядеть следующим образом. Законом установлено, что реализация земельного участка, изъятого в принудительном порядке, осуществляется в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, возможна только с публичных торгов по правилам, которые определены Гражданским кодексом РФ, но в случае, если торги признаны несостоявшимися, земельный участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.

Денежные средства, полученные в процессе реализации земельного участка, выплачиваются бывшему собственнику за вычетом расходов, которые были произведены на подготовку и проведение публичных торгов.

Большую роль при разрешении вопросов, связанных с распределением земельных участков сельскохозяйственного назначения, закон отводит органам местного самоуправления.

“Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), – пояснил Николай Степанов, партнер юридической фирмы “Муранов, Черняков и партнеры”. – Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка”.

Особо, по словам эксперта, следует выделить положения закона о невостребованных земельных долях. “Так, неосуществление сельскохозяйственных работ собственником или иным лицом, владеющим земельным участком на законном праве в течение трех и более лет подряд, а также земельная доля, о которой отсутствуют сведения в решениях органов местного самоуправления, принятых до введения в действие Федерального закона “О государственной регистрации на недвижимое имущество и сделок с ним”, будет считаться невостребованной долей, – отметил эксперт. – Орган местного управления составляет списки таких невостребованных земель, списки утверждаются общим собранием участников долевой собственности”.

Для нормального развития земельного рынка, по мнению экспертов, безусловно, обозначенные проблемы нужно было решить. Более того, представляется, что соответствующие изменения произведут определенный позитивный эффект на земельном рынке. Однако насколько сильным он будет, зависит от правоприменительных органов, а также от самих пользователей соответствующих земельных участков.

“Для эффективной работы предлагаемых норм нужна сильная и квалифицированная исполнительная власть на местах, – говорит Эдуард Олевинский, председатель совета директоров правового бюро “Олевинский, Буюкян и партнеры”. – Не сомневаюсь, что снова встанет вопрос о качестве системы управления, сбалансированности различных ветвей власти, их ответственности и компетентности, состоятельности органов государственной власти и местного самоуправления”.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

В равной степени, по мнению эксперта, это относится и к компетенции и ответственности различных собраний граждан, в данном случае владельцев земельных паев в общей долевой собственности. “Чтобы собрание не только состоялось, но еще приняло решение, требуется большое и, кажется, теперь забытое “искусство”, которое раньше называлось умением работать с людьми, – отметил Эдуард Олевинский. – Проблему иллюстрирует сложившаяся с ТСЖ ситуация, когда результаты собрания жильцов нередко просто фальсифицируются, а их отмена требует длительных судебных тяжб. Полагаю, что закон оставляет возможность обойти предлагаемые нормы юридическими способами: перед правительством встанет весьма непростая задача установления критериев плодородия которые в принципе можно измерять и по ржи, и даже по камышу, если мода на камышовые крыши для бунгало докатится до России”.

Изображение - Может ли государство отнять, забрать приватизированную землю, в какой случае, через сколько 457334143346008
Автор статьи: Екатерина Павлова

Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 10

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here