Информация на тему: "кто составляет протокол" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.
Содержание
- 1 Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
- 2 Кто имеет право составлять протокол об административном правонарушении
- 3 Когда составляется протокол об административном правонарушении
- 4 кто может составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном
- 5 Перечень сотрудников ФСЭТАН, которые составляют протоколы по КоАП РФ
- 6 Составление протокола об административном правонарушении: порядок, место. Сроки составления протокола об административном правонарушении
Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
См. комментарии к статье 28.3 КоАП РФ
1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 233-ФЗ в часть 2 статьи 28.3 настоящего Кодекса внесены изменения
2. Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им осуществления полномочий Российской Федерации по государственному контролю и надзору на основании федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации о передаче полномочий федеральных органов исполнительной власти для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принятых в соответствии с федеральными законами, либо заключенных в соответствии с федеральным законом соглашений между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации о передаче осуществления части полномочий, указанные в настоящей статье:
Пункт 1 изменен с 29 марта 2019 г. – Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 28-ФЗ
Пункт 1 изменен с 18 марта 2019 г. – Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ
Кто имеет право составлять протокол об административном правонарушении
Система и структура федеральных органов исполнительной власти определена Указом Президента РФ о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти и Указом Президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Несоблюдение установленной компетенции по составлению протоколов об административных правонарушениях является существенным нарушением процессуальных требований, определенных КоАП РФ, и влечет за собой последствия, предусмотренные п.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Каков порядок составления протокола об административном правонарушении?
Протокол об нарушении — это составленный уполномоченным должностным лицом документ, в котором отображается событие нарушения закона (правонарушение).
О том, что собой представляет документ, какие сведения должен содержать и как должен быть составлен, пойдет речь в этой статье. На законодательном уровне протокол об административном упоминается статьей 28.
О совершении правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4 (возбуждение дела прокурором), частями 1 и 3 статьи 28.6 КоАП (при предупреждении или штрафе и фиксации камерами).
дата и место его составления; должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол; сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении; фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие; место, время совершения и событие; статья КоАП или закона субъекта РФ, предусматривающая ответственность за данное; объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело; иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Составление протокола административного правонарушения: обязательные реквизиты
В случае совершения правонарушения. а также в случае совершения должностными лицами определенных действий должен быть составлен соответствующий протокол. От того, что в нем содержится, зависит весь исход дела.
Поэтому вам всегда необходимо очень внимательно знакомиться с протоколом, не подписывать протокол, если вы с ним не ознакомились, вносить соответствующие замечания на протокол в случае, если вы не согласны с тем, что там написано. Протокол об административном .
Лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа. 2. Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье:
Возбуждение дела об административном правонарушении
Легальное понятие административного закреплено в части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об (далее – КоАП РФ): (далее также – АП) признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об правонарушениях установлена ответственность.
В случае отказа в возбуждении дела об административном при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в п. 2 и 3 ч. 1 ст. 28.1 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (подтверждающих событие административного правонарушения), должностным лицом, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.
Когда составляется протокол об административном правонарушении
Протокол об административном правонарушении — это главный документ, на основании которого выносится решение по делу. Требования к содержанию установлены в КоАП РФ. Если протокол составлен с нарушениями или не по форме, его вернут должностному лицу, которое составило бумагу.
В протоколе об административном правонарушении фиксируют факт нарушения закона. Его могут составить только уполномоченные должностные лица. Все они перечислены в КоАП РФ. Далее рассмотрим, кто составляет протокол об административном правонарушении и какие существуют особенности этого документа.
Основания для составления протокола об административном правонарушении
Причинами могут быть:
- обнаружение факта нарушения закона (если сотрудник не уполномочен сам рассматривать дело об административном правонарушении);
- обжалование предполагаемым нарушителем его вины;
- выявление нарушения, которое совершил гражданин, не достигший 18 лет;
- обнаружение факта нарушения, за которое предусмотрено более жесткое наказание, чем предупреждение, если его совершили сержант, старшина, солдат, матрос, служащие по призыву, или курсант военного вуза до заключения контракта.
Если протокол составлен после назначения наказания, которое обжалует нарушитель, его приобщают к постановлению. Оно может быть оспорено в порядке, предусмотренном КоАП РФ.
Уполномоченные составлять протоколы об административном правонарушении
Лица, уполномоченные составлять протокол об административном правонарушении:
- сотрудники полиции;
- должностные лица органов контроля за работой НКО, в том числе подразделений международных и зарубежных компаний, общественных объединений, политических партий, религиозных обществ;
- сотрудники налоговой инспекции;
- сотрудники МЧС;
- должностные лица Росреестра;
- должностные лица таможенной службы и органов экспортного контроля;
- пограничники;
- работники трудовой инспекции;
- должностные лица органов социальной защиты;
- сотрудники Росздравнадзора.
Список лиц, составляющих протоколы об административных правонарушениях, довольно объемный. Это те сотрудники, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях. Отдельно в статье 28.3 дается список должностных лиц, которые вправе только составлять протоколы. Это:
- члены избирательных комиссий и комиссий на референдумах;
- члены комиссий по делам несовершеннолетних;
- инспекторы Счетной палаты;
- сотрудники внебюджетных фондов РФ — нарушения, связанные с перечислением денег в фонды;
- сотрудники уголовно-исполнительной системы — нарушения в отношении объектов уголовно-исполнительной системы;
- должностные лица учреждений, подведомственных Минфину;
- сотрудники вневедомственной охраны и других организаций, которые подчиняются Росгвардии;
- должностные лица органов, ответственных за лесную охрану, а также за госпожнадзор;
- инспекторы по охране окружающей среды;
- должностные лица «Росатома»;
- капитаны судов;
- сотрудники органов, ответственных за охрану животного мира;
- руководители пожарно-спасательных подразделений противопожарной службы.
Порядок составления протокола об административном правонарушении
Для рассмотрения протокола об административном правонарушении должен быть соблюден порядок его оформления. Согласно КоАП РФ, сотрудник, составляющий протокол об административном правонарушении, должен объяснить сторонам их права и обязанности. Отметка об этом делается в документе.
Гражданину важно следить за тем, что пишет сотрудник в протоколе. По ходу составления документа он вправе заявлять свои возражения, если уверен, что процедура нарушена.
Гражданина обязательно должны ознакомить с протоколом. Если в совершении правонарушения подозревают юрлицо, с содержанием ознакомляют представителя компании. Эти лица вправе предоставить свои объяснения и заявить о замечаниях по тексту, их должны приложить к протоколу.
Если гражданин или представитель компании не явились к должностному лицу, протокол составляют без них. Копию направляют в течение 3 дней со дня формирования документа.
Срок составления протокола об административном правонарушении
Протокол об административном правонарушении составляется сразу же после того, как было выявлено нарушение. Конкретный срок составления протокола об административном правонарушении в КоАП РФ не назван, сказано лишь, что это должно произойти немедленно после задержания. Если нужно выяснить обстоятельства дела или информацию о нарушителе, на составление документа отводится максимум 2 суток.
Перечислим сведения, из-за отсутствия которых срок составления могут отложить до 2 дней:
- отягчающие или смягчающие обстоятельства, невыясненные детали нарушения, наличие у лица необходимых документов (лицензий, сертификатов);
- сведения о гражданине, включая ФИО, место работы, семейное положение, наличие детей и иждивенцев, размер дохода, привлечение к административной санкции ранее;
- данные о юрлице — ИНН, адреса, наличие факта постановки на учет, счета в банках и их реквизиты.
По итогам административного расследования также оформляется протокол.
Образец составления протокола об административном правонарушении
При составлении протокола об административном правонарушении используется форма, утвержденная административными регламентами. Протокол по делу об административном правонарушении должен содержать:
- дату и место оформления;
- должность и ФИО должностного лица;
- сведения о нарушителе;
- данные о свидетелях и пострадавших;
- обстоятельства дела;
- время и место нарушения;
- указание статьи КоАП РФ, устанавливающей санкции;
- письменное объяснение подозреваемого.
Если в производстве участвовали понятые, об этом сообщается в протоколе. Указываются их ФИО, адреса, контакты и данные паспорта.Число понятых должно быть не менее двух. В протоколе также могут быть отражены замечания этих граждан.
Если должностные лица при выявлении нарушения применили специальные средства, их показания также отражаются в документе. Важно прописать наименование техсредства и его номер.
Протокол об административном правонарушении подписывает составивший его сотрудник, а также нарушитель. Если последний отказывается ставить свою подпись, об этом делается отметка в документе.
Бывает так, что нужно изложить дополнительные обстоятельства, включение которых в протокол не предусмотрено. В таком случае сотрудник составляет рапорт и излагает там установленные факты. Например, дорожный полицейский может приложить к делу составленную им схему дорожно-транспортного происшествия. Ее также подписывают и должностное лицо, и нарушитель.
Гражданину под расписку вручают копию акта об административном правонарушении.
Когда не нужен акт об административном правонарушении
Протокол об административном правонарушении не всегда нужен для назначения наказания. Если за нарушение грозит штраф или предупреждение, должностное лицо вправе на месте составить постановление, а копию выдать гражданину.
В этом случае протокол может понадобиться, только если гражданин не согласен с выводами должностного лица и пытается оспорить свою вину. В такой ситуации документ прикладывается к постановлению.
Если правонарушение связано с благоустройством территории или сферой дорожного движения и совершено водителем или хозяином земельного участка, протокол не составляется. Это правило действует для ситуаций, при которых нарушения зафиксированы автоматическими техническими средствами. Постановление выносят без участия нарушителя. Экземпляры постановления и доказательств направляют по почте или электронными документами в течение 3 дней.
Если нарушение касается налоговой сферы и было выявлено во время проверки автоматизированной системы ФНС, а нарушитель признал вину, протокол не составляется, постановление выносят без участия виновного. Это касается следующих нарушений:
- работа без кассовой техники;
- использование несоответствующей требованиям кассовой техники;
- невыдача покупателю чека.
Во время производства по делу об административном нарушении оформляется несколько документов. Один из них — протокол. Форма утверждена в административных регламентах госорганов, чьи должностные лица вправе оформлять эти документы. В каждом протоколе должны быть следующие сведения:
- дата и место составления;
- должность и ФИО сотрудника;
- сведения о нарушителе;
- данные о свидетелях и пострадавших;
- обстоятельства дела;
- время и место нарушения;
- статья КоАП РФ, устанавливающая санкцию;
- письменное объяснение подозреваемого.
Если протокол составлен с нарушениями и в таком виде направлен в суд, судья отошлет его обратно на доработку.
В связи с вышеописанным у меня возник ряд вопросов:
Действительно ли в случае отказа от подписи копия протокола и постановления не выдается?
Кто должен вынести постановление по делу об административном правонарушении в моем случае – сотрудник составивший протокол, его руководство или суд?
После вынесения постановления – как я могу получить его на руки?
Действительно ли я могу подать жалобу в суд не имея на руках постановления?
Если да – то в каком порядке и в какой суд?
Хватит ли нарушений допущенных сотрудником полиции при составлении протокола для выигрыша в суде?
Есть ли судебная практика по статье 19.15 КоАП? Можно ли доказать что мой паспорт не является «недействительным»?
кто может составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном
кто может составлять протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.7 КоАП РФ. есть ли судебная практика по ст. 20.7 КоАП РФ?
составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 20.7 КоАП РФ, в пределах компетенции вправе должностные лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Примеры из судебной практики приведены в обосновании.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
«Статья 28.3. Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях
1. Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
2. Помимо случаев, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений и территориальных органов, должностные лица иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, должностные лица органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае передачи им полномочий Российской Федерации на осуществление государственного контроля и надзора, указанные в настоящей статье:
7) должностные лица органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, — об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 9.19, частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.5.1, 19.6, 19.7, 20.5 — 20.7* настоящего Кодекса;»
2.Приказ МЧС РФ от 27.01.2011 № 18 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях»
“В соответствии с пунктом 7 части 2 и частью 4 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — Кодекс) составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, частью 1 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, 20.5 — 20.7 Кодекса, в пределах компетенции вправе следующие должностные лица Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее — МЧС России*):
1. В центральном аппарате МЧС России:
главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору;
должностные лица Департамента надзорной деятельности:
заместитель директора департамента;
заместитель начальника отдела;
2. В региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий:
должностные лица управлений надзорной деятельности:
заместитель начальника регионального центра по надзорной деятельности — начальник управления;
заместитель начальника управления;
заместитель начальника отдела;
старший специалист 1 разряда.
3. В главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации:
должностные лица управлений надзорной деятельности:
заместитель начальника главного управления по надзорной деятельности — начальник управления;
заместитель начальника управления;
заместитель начальника отдела;
должностные лица территориальных подразделений надзорной деятельности:
заместитель начальника отдела;
4. В Главном управлении МЧС России по г. Москве:
заместитель начальника главного управления по надзорной деятельности;
должностные лица управления надзорной деятельности:
заместитель начальника управления;
заместитель начальника отдела;
должностные лица отделов надзорной деятельности управлений по административным округам:
заместитель начальника управления — начальник отдела;
заместитель начальника отдела;
должностные лица региональных отделов надзорной деятельности управлений по административным округам:
заместитель начальника отдела;
старший специалист 1 разряда.
5. В Главном управлении МЧС России по г. Санкт-Петербургу:
заместитель начальника главного управления по надзорной деятельности;
должностные лица управления надзорной деятельности:
заместитель начальника управления;
заместитель начальника отдела;
должностные лица отделов надзорной деятельности районов г. Санкт-Петербурга:
заместитель начальника отдела;
3.Постановление ФАС УО от 10.03.2009 № А60-39326/2008-С10
4. Постановление 15 ААС от 13.11.2013 № А53-15977/2013
5.Постановление Верховного Суда РФ от 28.03.2014 № 15-АД14-3
6.Постановление Верховного Суда РФ от 28.03.2014 № 15-АД14-1
7.Постановление Верховного Суда РФ от 17.02.2014 № 88-АД13-5
8.Постановление Верховного Суда РФ от 29.11.2013 № 11-АД13-24
Видео (кликните для воспроизведения). |
9.Постановление Хабаровского краевого суда от 03.04.2014 № 4а-150/2014
Перечень сотрудников ФСЭТАН, которые составляют протоколы по КоАП РФ
04 декабря 2017 года вступил в силу Приказ Ростехнадзора от 27.10.2017 № 454, который утвердил новый перечень должностных лиц ФСЭТАН и ее территориальных органов, которые уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях в отношении поднадзорных службе организаций.
Одновременно утратили силу следующие нормативно-правовые акты:
- Приказ ФСЭТАН от 30 июня 2009 г. № 588 «Об утверждении перечня должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях».
- Приказ ФСЭТАН от 8 декабря 2010 г. № 1101 «О внесении изменений в приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 июня 2009 г. N 588».
- Приказ ФСЭТАН от 17 июля 2015 г. № 279 «О внесении изменений в перечень должностных лиц Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденный приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30 июня 2009 г. N 588».
Кто может составлять протоколы об административных правонарушениях
Согласно п. 1 утвержденного Перечня, протоколы об административных правонарушениях вправе составлять следующие должностные лица Ростехнадзора:
1. В центральном аппарате ФСЭТАН:
- руководитель Ростехнадзора;
- начальники управлений и их заместители;
- начальники отделов и их заместители;
- главные государственные инспекторы, старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы;
- другие должностные лица, в обязанности которых входит осуществление государственного надзора и контроля, лицензирования видов деятельности, отнесенных к компетенции ФСЭТАН.
2. В территориальных управлениях ФСЭТАН:
- руководитель территориального органа и его заместители;
- начальники отделов и их заместители;
- главные государственные инспекторы, старшие государственные инспекторы, государственные инспекторы;
- другие должностные лица, в обязанности которых входит осуществление государственного надзора и контроля, лицензирования видов деятельности, отнесенных к компетенции ФСЭТАН.
По каким статьям КоАП можно составлять протоколы об административных правонарушениях
В соответствии с п. 2 утвержденного Перечня должностные лица ФСЭТАН могут составлять протоколы об административных правонарушениях в следующих сферах:
– 7.19 (в отношении должностных лиц и юридических лиц в части самовольного подключения к электрическим, тепловым сетям, а также самовольного (безучетного) использования электрической, тепловой энергии).
– 9.7, 9.8, 9.9, 9.10 (в части повреждения тепловых сетей либо их оборудования).
– 9.11, части 7, 8 ст. 9.16, часть 10 ст. 9.16 (в части административных правонарушений, совершаемых организациями с участием государства или муниципального образования).
– 9.17, 9.18, 9.19, части 1-6 ст. 9.22.
– 14.43, 14.61 (в части нарушения установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, сопряженного с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по их оплате).
– часть 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, часть 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7.
– часть 1 ст. 20.25.
– часть 2 ст. 7.2 (об уничтожении и о повреждении маркшейдерских знаков, знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов).
– часть 2 ст. 7.3 (в части нарушения требований утвержденного в установленном порядке технического проекта по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами),
– 7.4 (в части необеспечения требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами).
– 7.10 (в части самовольной уступки права пользования недрами и самовольной мены участка недр).
– 7.19 (в отношении должностных лиц и юридических лиц в части самовольного подключения к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам, а также самовольного (безучетного) использования нефти, газа или нефтепродуктов).
– 8.7 (в части невыполнения или несвоевременного выполнения обязанностей по рекультивации земель при разработке полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, за исключением земель сельскохозяйственного назначения).
– часть 2 ст. 8.10, части 1 и 3 ст. 8.17, ст. 8.19 (в пределах своих полномочий).
– 8.39 (об административных правонарушениях, совершенных на территориях санитарных (горно-санитарных) зон и округов).
– 9.1, 9.2 (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).
– часть 2 ст. 9.5, ст. 9.7, 9.8.
– 9.10 (за исключением случаев повреждения тепловых сетей либо их оборудования).
– 9.11, 9.19, часть 7 ст. 9.22.
– 10.10 (в части гидротехнических сооружений, за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).
– части 2 и 3 ст. 11.6 (за исключением судоходных и портовых гидротехнических сооружений).
– 11.14 (в части перевозки опасных веществ).
части 2, 3 и 4 ст. 14.1, ст. 14.26, ст. 14.43, 14.44, 14.46.2.
– 14.61 (в части нарушения установленного законодательством порядка предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате газа, сопряженного с неисполнением (ненадлежащим исполнением) обязательств по его оплате).
– 19.2, 19.4, 19.4.1, части 1, 11, 15 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7, 19.20.
– часть 1 ст. 19.22 (в части механизмов и установок), ст. 19.33.
– части 1, 2, 6, 6.1 и 9 ст. 20.4, часть 1 ст. 20.25.
– 8.5 (в части сокрытия или искажения экологической информации о радиационной обстановке).
– части 2, 3 и 4 ст. 14.1.
– части 1 и 2 ст. 14.43.
– часть 3 ст. 14.43 (в части объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии).
– 14.44, 14.45, 14.46, части 1 – 4 ст. 14.46.2.
– часть 5 ст. 14.46.2 (в части объектов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением ядерной и радиационной безопасности в области использования атомной энергии).
– 14.49 (в части продукции и процессов, для которых устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии).
– 19.2, часть 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, части 1, 15, 17 ст. 19.5.
– 19.6, 19.7, 19.20, 19.33.
– часть 1 статьи 20.25.
– 6.3 (при осуществлении федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства).
– 8.1 (при осуществлении федерального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства).
– 9.5.1 (в части административных правонарушений, совершенных лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства).
– часть 3 статьи 9.16.
– 19.4.1, части 6, 15 ст. 19.5.
– части 1, 2, 6, 6.1, 9 ст. 20.4.
– часть 1 ст. 20.25.
– часть 1 ст. 19.4.1.
– часть 1 статьи 20.25.
Обратите внимание: составлять протоколы об административных правонарушениях могут только те должностные лица Ростехнадзора и только по тем статьям КоАП РФ, которые указаны выше. Если сотрудник ФСЭТАН не подтвердил свои полномочия и хочет оштрафовать вас по статье, не указанной в Перечне, то это прямое нарушение федерального законодательства.
Составление протокола об административном правонарушении: порядок, место. Сроки составления протокола об административном правонарушении
Составление протокола об административном правонарушении – главное действие, которое возлагается на должностное лицо, выявившее соответствующий факт. Законом перечислен ряд обязательных требований к документу.
Составление протокола об административном нарушении регулируется КоАП. Кроме него, в стране действует еще ряд актов, затрагивающих административное производство. И лишь КоАП описывает процедуры привлечения к ответственности, в частности и составление протокола. Все иные законы, принимаемы на федеральном или региональном уровне, не могут противоречить кодексу. В частности, положения о сроках составления протокола об административном правонарушении.
Протокол – не единственный документ в деле, но занимает он в нем центральное место. Именно его наличие служит для судьи или органа, рассматривающего дело, ориентиром в том, как поступить.
Определение того, чем является протокол, законом не дано. Основная статья, посвященная ему, – 28.2 КоАП.
Форма протокола утверждается органами, имеющими отношение к административной практике. Сказать, что разработанные бланки ведомств серьезно отличаются между собой, нельзя.
Значение имеет и Постановление Пленума от 2005 года № 5, его разъяснения изданы для помощи судам и гражданам, отстаивающим свои права.
На подход к делам сказывается судебная практика, сложившаяся в конкретном регионе.
Составление протокола об административном правонарушении – написание документа уполномоченным должностным лицом. Он описывает правонарушение, допущенное по мнению должностного лица гражданином.
Как он формируется? Ответственное лицо (полицейский или чиновник) обязаны описать все согласно пунктам закона, иначе в суде протокол признают непригодным, и дело прекратится. Если гражданин проявляет смекалку и знания, а также не отказывается от жалоб в прокуратуру или иные вышестоящие органы, в зависимости от того, в какой сфере рассматривается дело, то материалы имеют шанс вообще не дойти до суда или органа, выносящего решение по протоколу.
В бланках протоколов строки для заполнения подписаны, и сотрудник знает, как их заполнять. Порядок составления протокола об административном правонарушении, предусматривает следующие пункты:
- дата и место составления;
- должность (звание), фамилия и инициалы сотрудника или чиновника;
- паспортные данные привлекаемого человека (фамилия, имя, отчество);
- регистрационные данные о предприятии или организации, которые привлекаются;
- фамилии, имена, отчества свидетелей, их место жительства;
- место и событие совершения нарушения, в чем именно оно заключается;
- статья закона, служащая основанием для привлечения к ответственности;
- объяснения привлеченного лица;
- опись материалов дела;
- отметка о разъяснении прав;
- отметка о выдаче копии протокола;
- подпись должностных лиц, составивших протокол;
- подпись привлекаемого лица, объяснения о причинах отказа.
В КоАП описывается, какие органы и лица имеют полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях.
Как, например, действуют, если правонарушение зафиксировано полицейским, а протокол по закону составляется трудовым инспектором или сотрудником иной профильной организации, смотря какое нарушение выявлено? Лицо, считающее, что им обнаружено нарушение, составляет рапорт или иным образом направляет сообщение в компетентную организацию. Там уже и принимается решение о составлении протокола об административном правонарушении.
Производством по делам занимается уполномоченное лицо. Его назначают по приказу вышестоящего чиновника или начальника. На некоторых должностных лиц имеется непосредственная ссылка в законе, в частности, на старших инспекторов ГИБДД и начальников отделов органов власти. Так, в отделах полиции формируются подразделения, ответственные за административную практику, в основном они работают с нарушениями ПДД.
Если же документы составлены лицом, не назначенным на соответствующую должность, они считаются незаконными.
Так что, если материалами начал заниматься один человек, а продолжил другой, хотя в документах имеется ссылка только на одного из них, это тоже считается нарушением. Поэтому на предложение составить новый документ лучше не соглашаться.
Автовладельцы сталкиваются с тем, что живут в одном регионе, а протокол на них составляют в другом. Остальные граждане сталкиваются с подобными вещами, но не так часто.
Не имея возможности задержаться в регионе пребывания, человек вправе просить направить дело в орган рассмотрения по месту его жительства. Судьи и чиновники почти никогда не отказывают в просьбе.
За время, пока материалы передадут, гражданин сумеет подготовиться, в частности, найти юриста, который проконсультирует или представит его в суде.
Нельзя забывать, что положения закона о месте составления протокола об административном правонарушении дают лишь выигрыш во времени. Ведь на время передачи материала течение сроков привлечения к ответственности приостанавливается.
Под событием подразумевается перечень действий, которые произвел нарушитель. Если нет достаточного описания, состав правонарушения не является доказанным. Копия протокола дополнительно удостоверяется должностным лицом, его подписью, в противном случае она считается недействительной.
Привлекаемое лицо вправе не давать объяснения в отношении себя и близких лиц, кроме того, изложить свои замечания на отдельном листе бумаги. Об отдельных записях обязательно сделать отметку в протоколе. И полностью описать все нарушения, какие, по его мнению, имели место. Затем подставить свою подпись и дату. Свободное от записей место юристы советуют зачеркивать буквой Z, чтобы недобросовестные должностные лица не вписали свой текст.
В обязанности прокуратуры входит обеспечивать надзор за деятельностью органов власти, в частности полиции и других контрольных органов. Жалобу в прокуратуру на нарушения КоАП при составлении протокола об административном правонарушени надо подавать как можно скорее, до того как протокол с материалами передадут в комиссию или суд. Данное учреждение вынуждено будет отреагировать.
Если же ответа от него не будет, то после получения повестки в суд или на заседание комиссии направить все свои возражения надо еще и им, сообщив одновременно о жалобе в прокуратуру, на которую не было ответа.
Подача жалобы начальнику полиции или другому чиновнику, который может повлиять на дело, делается исключительно в письменной форме. Устные заявления, которые нигде не зафиксированы, никакого результата не принесут.
Порядок составления протокола об административном правонарушении обязывают уполномоченных лиц действовать немедленно. Его написание законом отмечено как один из моментов начала производства по делу.
В качестве поводов кодекс указывает заявления граждан и организаций, выявление нарушений другими органами, должностными лицами, сообщения, полученные, в частности, из СМИ. Не так давно в список добавилась съемка с камер, расположенных вдоль дорог.
В большинстве случаев документы составляются на месте происшествия, в противном случае протокол должен отсылаться виновному лицу по почте.
Что говорит закон о сроках составления протокола об административном правонарушении? Дается 3 варианта:
- немедленно;
- не позже 2 дней;
- после завершения административного расследования.
Первый вариант характерен для автомобилистов, других категорий граждан, действия которых не нуждаются в длительном процессе документирования. Например, нет нужды проводить экспертизу, оценку имущества, иные действия.
Составление могут отложить на два дня для выяснения каких-то подробностей или сведений, имеющих значение.
Расследование проводится, если об этом говорится в законе. Его проводит должностное лицо, готовящее документы для комиссии или суда.
На него же возлагается и ответственность за направление уведомления о составлении протокола об административном правонарушении.
Мероприятия проводятся в двухмесячный отрезок времени с момента выявления или совершения, включая разбирательство на комиссии. На дела, где решение принимает суд, дается 3 месяца.
Выход за рамки срока давности делает составление материалов бессмысленным, и дело прекращается автоматически. На практике прекращение оформляется уже в комиссиях или судах.
Указанный перечень пунктов в ст. 28.2 КоАП является обязательным, неточности или нарушения в отношении их приводит к признанию протокола недопустимым доказательством.
Например, документ составлен без присутствия виновного лица и нет достоверных сведений о разъяснении ему прав и обязанностей. Подобные вещи считаются существенным нарушением прав гражданина.
При составлении должностными лицами протокола об административном правонарушении исправления удостоверяются их же подписями.
Как писалось выше, гражданин вправе сделать замечания, изложив их отдельно.
Все ошибки, не считающиеся существенными, не препятствуют дальнейшему ходу дела.
Например, орфографические ошибки, за исключением написания фамилии и имени человека. Аналогично судебная практика оценивает и использование инициалов граждан, а не их полного имени и отчества.
Составление протокола по делу об административном правонарушении обязательно за исключением ситуаций, если:
- нарушение не несет большой опасности;
- выносится предупреждение или штраф, и гражданин с ним согласен;
- по делу выносится сразу же постановление.
Если привлекаемое лицо не соглашается с претензиями, составляется протокол и формируется дело в общем порядке.
Протокол – главный документ в деле, не считая исключений, прямо обозначенных в законе, и то, как он составлен, влияет на исход дела. Активное участие гражданина – отказ его соглашаться с незаконными действиями, использование законных прав, заставит чиновников или полицейских отступиться или увеличит шансы на победу в суде. Полагаться лишь на их добрую волю или советы, в частности, сотрудников ГИБДД, не стоит.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Победы в ряде дел удается добиться лишь в Верховном Суде страны, пройдя все инстанции.
Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.