Конституция рф статья 58

Информация на тему: "конституция рф статья 58" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Комментируемая норма Конституции корреспондирует ее ст. 42 об экологических правах граждан и ч. 2 ст. 36 о свободном владении, пользовании и распоряжении землей и другими природными ресурсами, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Реализация экологических прав граждан напрямую зависит от выполнения соответствующих обязанностей юридических и физических лиц, поскольку нет субъективного права, в том числе экологического, без аналогичной, адекватной ему экологической обязанности, направленной на его соблюдение – прямо или опосредованно. Напрямую соблюдение и защита экологических прав – обязанность государства и его должностных лиц; опосредованно – признание экологических прав своих соседей, других окружающих лиц начинается с выполнения каждым своих собственных экологических обязанностей. Экологические права человека и гражданина неотделимы от прав общества, государства и всего человечества на окружающую их природную среду и их взаимных обязанностей.

В ст. 1 Закона об охране окружающей среды под охраной окружающей среды (также природоохранной деятельностью) понимается деятельность органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Экологические обязанности граждан конкретизируются в названном Законе, согласно ст. 11 которого граждане обязаны: сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. Моральными требованиями являются обязанности своим личным трудом оберегать и приумножать природные богатства, постоянно повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, содействовать экологическому воспитанию подрастающего поколения. Нравственные требования, устоявшиеся в обществе, часто связаны с правовыми требованиями рационального использования и охраны природных ресурсов, с конституционными принципами правового демократического социального государства.

В соответствии с природоохранным законодательством РФ граждане обязаны принимать эффективные меры по соблюдению технологического режима и выполнению требований по охране природы, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды. Граждане обеспечивают установленные нормативы качества окружающей среды на основе соблюдения утвержденных технологий, внедрения экологически безопасных производств, надежной и эффективной работы очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и утилизации отходов, проводят мероприятия по охране земель, недр, вод, лесов и иной растительности, животного мира, воспроизводству природных ресурсов.

Экологические (природоресурсные и природоохранные) обязанности граждан классифицируются в Законе об охране окружающей среды по стадиям и по видам хозяйственной деятельности. При этом выделяются следующие стадии хозяйственной деятельности – размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию и эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, предприятий, сооружений и других объектов.

Экологические требования дифференцируются по видам деятельности – в сельском хозяйстве, при мелиоративных работах, при эксплуатации энергетических объектов, военных и оборонных объектов, в городах и иных населенных пунктах, при производстве и эксплуатации транспортных средств, объектов нефтегазодобывающих производств, при использовании радиоактивных материалов, химических веществ, обязанности по охране среды от вредного биологического воздействия, от шума, вибрации, магнитных полей и иных вредных физических воздействий, от производственных и бытовых отходов.

Обширным правам должностных лиц государственного экологического контроля, в частности принимать решения об ограничении, приостановлении, прекращении работы предприятий, сооружений, иных объектов и любой деятельности, причиняющей вред среде и несущей потенциальную опасность для здоровья человека, соответствуют обязанности всех организаций, должностных лиц и граждан исполнять эти решения, а банковских учреждений – прекращать финансирование запрещенной деятельности до отмены решения о ее запрете.

Конституционные экологические обязанности подкрепляются всеобщностью и комплексностью экологического образования. Овладение минимумом знаний, необходимых для формирования правовой и экологической культуры граждан, во всех дошкольных, средних и высших учебных заведениях, независимо от их профиля, обеспечивается обязательным преподаванием основ экологических знаний. Руководители любого ранга, иные должностные лица и специалисты, граждане, связанные с деятельностью, оказывающей вредное влияние на земли, окружающую среду и здоровье человека, обязаны иметь необходимую экологическую подготовку, которая учитывается при назначении на должность, аттестации и переаттестации работников. Лица, не имеющие необходимой подготовки, не должны допускаться к выполнению работы, требующей соответствующих земельно-правовых, экологических знаний (ст. 71-73 Закона об охране окружающей среды).

Предусмотренные в ст. 58 Конституции общие экологические обязанности развиваются и конкретизируются в природоресурсном законодательстве. Первостепенное место принадлежит земельным обязанностям, от которых во многом производны иные экологические обязанности. Земельные обязанности физических и юридических лиц предусматриваются в ряде природоресурсных и природоохранных законов РФ и субъектов РФ, иных нормативных правовых актах, регулирующих земельные общественные отношения. Все эти нормы должны соответствовать требованиям ЗК.

Читайте так же:  Купля продажа гаража образец договора и необходимые документы

В соответствии с земельным законодательством РФ собственники земельных участков, землевладельцы, землепользователи и арендаторы обязаны: эффективно использовать землю в соответствии с целевым назначением, повышать ее плодородие, применять природоохранные технологии производства, не допускать ухудшения экологической обстановки на территории в результате своей хозяйственной деятельности; осуществлять комплекс мероприятий по охране земель; своевременно вносить земельный налог или арендную плату; не нарушать права других землеобладателей.*(729)

Новеллами российского права являются обязанности землеобладателей сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельном участке; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, когда сроки их освоения предусмотрены договорами; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. В Федеральном законе от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях” (в ред. от 14.07.2008) предусматриваются правила поведения граждан на землях и территориях национальных парков, природных заповедников, заказников, ботанических садов, природных парков, обязанности должностных лиц этих государственных учреждений обеспечивать установленный в них режим и правопорядок.

Обязанности пользователей недр предусматриваются в Законе РФ “О недрах”. Специфическими обязанностями в этой области использования и охраны недр являются: соблюдение требований технических проектов и схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь и выборочной отработки полезных ископаемых; ведение геологической, маркшейдерской документации в процессе всех видов пользования недрами и ее сохранность; представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых; соблюдение утвержденных стандартов (норм, правил), регламентирующих условия охраны недр, зданий и сооружений от вредного влияния работ по использованию недр; приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования (рекультивация); выполнение условий лицензии или соглашения о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.*(730)

В лесном законодательстве предусматриваются обязанности граждан, иных участников лесных отношений при осуществлении ими лесопользования: вести работы способами, предотвращающими возникновение эрозии почв, исключающими или ограничивающими негативное воздействие пользования лесным фондом на состояние и воспроизводство лесов, на состояние водных и других природных объектов; соблюдать на предоставленных им в пользование лесных участках правила пожарной без опасности в лесах, проводить на них противопожарные мероприятия, а в случае возникновения лесного пожара обеспечивать его тушение; не оставлять недорубов (лесосек с незаконченными рубками) и заготовленной древесины в местах рубок по истечении сроков ее заготовки и вывозки; проводить очистку лесосек от порубочных остатков одновременно с заготовкой древесины; осуществлять лесовосстановительные мероприятия в сроки и на условиях, которые указаны в договоре аренды лесного участка.*(731)

В водном законодательстве предусматриваются обязанности водопользователей (физических и юридических лиц): соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование и договоре пользования водным объектом; не допускать ухудшения качества поверхностных и подземных вод, среды обитания объектов животного и растительного мира, а также нанесения ущерба хозяйственным и иным объектам; содержать в исправном состоянии очистные, гидротехнические и другие водохозяйственные сооружения; выполнять правила охраны жизни людей на водных объектах; вести в установленном порядке учет забираемых, используемых и сбрасываемых вод, количества загрязняющих веществ в них, а также систематические наблюдения за водными объектами и водоохранными зонами и представлять указанную информацию бесплатно и в установленные сроки в специально уполномоченные государственные органы.*(732)

Соответствующие обязанности граждан и должностных лиц предусматриваются в федеральных законах о животном мире, об охране атмосферного воздуха, в других федеральных и региональных законах. Указанные экологические обязанности распространяются как на физических, так и на юридических лиц.

Необходимость сочетания экологических прав и обязанностей граждан повышает роль и ответственность государства, его должностных лиц за выполнение своих собственных, координирующих, контрольно-надзорных и иных социальных, экологических задач и функций.

Разумеется, право, государство, общество, провозгласив экологические права граждан, призваны назвать и ответственных за их реализацию, соблюдение, защиту, что и сделано в Конституции, в земельном и ином законодательстве, хотя порой это расплывчато, декларативно, недостаточно. Некоторые территории нуждаются в дополнительной экономической, правовой и иной помощи государства. Экологически неблагополучные территории вправе рассчитывать на выделение средств, предоставляемых государством и мировым сообществом для ликвидации экологических бедствий. Государство, допустившее, не предотвратившее либо создавшее чрезвычайную экологическую ситуацию, обязано ее ликвидировать всеми имеющимися в его распоряжении законными организационными, экономическими, правовыми, идеологическими средствами.

Согласно Постановлению КС РФ от 11.03.1996 N 7-П*(735) праву каждого на благоприятную среду корреспондирует обязанность государства принять достаточные меры для защиты природы и людей при радиационных авариях и катастрофах. Гарантии социальной защиты граждан применительно к праву на благоприятную окружающую среду и охрану здоровья могут включать комплекс льгот и компенсаций, выходящих за пределы возмещения ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Государство усиливает свой контроль за выполнением гражданами своих экологических обязанностей. К пользователям недр, например, или привлекаемым ими другим юридическим и физическим лицам предъявляются требования о наличии специальной квалификации и опыта, подтвержденных государственной лицензией, свидетельством или дипломом на проведение соответствующего вида деятельности: геологической съемки, поисков, разведки, разных способов добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений.

Читайте так же:  Как оформить налоговые льготы на имущество ветеранам боевых действий в 2019 году, подоходный налог п

Таким образом, конституционные экологические обязанности каждого должны сопровождаться ответственностью и обязанностями правового демократического государства. Выполнение государством и его органами своих природоресурсных обязанностей существенным образом влияет на формирование экологического правопорядка и реализацию прав граждан.

Текст Ст. 58 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Комментарий к Ст. 58 Конституции Российской Федерации

Обязанность, предусмотренная комментируемой статьей, распространяется и на граждан РФ, и на находящихся на территории России иностранцев и лиц без гражданства. Она связана с тем, что высокий уровень антропогенного воздействия на окружающую среду и вызванное им ухудшение экологической обстановки начиная с прошлого века стали важнейшими глобальными проблемами человечества. В силу этого обязанность, предусмотренную комментируемой статьей, следует распространить также на коллективных субъектов права — юридические лица, объединения физических лиц, не имеющих статуса юридического лица, органы государственной власти и местного самоуправления. Все они как при издании правовых актов, так и при осуществлении какой-либо (в том числе, хозяйственной) деятельности должны учитывать положения комментируемой статьи.

В конституционной норме можно выделить три логические части — обязанность:

сохранять (т.е. оберегать от разрушения, повреждения) природу;

сохранять окружающую среду;

бережно относиться к природным богатствам.

При этом природа представляет собой совокупность:

компонентов природной среды: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни;

природных объектов: естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства;

природно-антропогенных объектов: природных объектов, измененных в результате хозяйственной и иной деятельности, и (или) объектов, созданных человеком, обладающих свойствами природного объекта и имеющих рекреационное и защитное значение.

Окружающая среда — более широкое понятие. Помимо перечисленных элементов природы, она включает антропогенные объекты, созданные человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающие свойствами природных объектов*(272).

Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в ред. от 14 июля 2008 г.) устанавливает, что в первоочередном порядке охране подлежат естественные экологические системы, природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию. Особой охране подлежат объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия, государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы, исконная среда обитания, объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, а также редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания и т.д.

Охрану окружающей среды Федеральный закон «Об охране окружающей среды» определяет как деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленную на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Основными нормативно-правовыми актами, регламентирующими охрану окружающей среды и использование природных богатств, являются Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»*(273), Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»*(274), законы об отдельных видах природных ресурсов — Закон РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 «О недрах» (в ред. от 18 июля 2008 г.)*(275), Водный кодекс РФ от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ*(276), Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. N 22-ФЗ (в ред. от 22 июля 2008 г.)*(277), Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»*(278) и др.

Законодательство России сочетает административные и экономические меры охраны природы и окружающей среды. Административные меры сводятся к установлению обязательных требований экологического характера, предъявляемых к антропогенной деятельности, оказывающей воздействие на окружающую среду, проведение обязательной экологической экспертизы проектов строительства и иных подобных мероприятий. Нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда такой деятельности.

Читайте так же:  Размер единовременного пособия беременной жене по уходу за ребенком военнослужащих по призыву, контр

Последняя редакция Статьи 58 Конституции РФ гласит:

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

Разрушительная деятельность людей в природной среде совершенно обоснованно вызывает тревогу и порождает ответную реакцию государства – не допустить гибели планетарной природы как среды обитания человечества и важнейшей предпосылки его выживания. Поэтому закрепленная в комментируемой статье юридическая обязанность одновременно предстает и как нравственное требование общества, через Конституцию обращенное ко всем без исключения гражданам государства. Это новое нравственное требование есть хорошо забытое старое: насадив райский сад, Господь заповедал Адаму возделывать и хранить его (Быт. 2:15).

Обязанность сохранять природу относится не только к гражданину, но и к юридическим лицам и общинам. Термин “сохранять” предполагает активные действия, направленные на сбережение человеческой среды обитания. Причем эти действия представлены в качестве двух разноплановых правовых обязанностей. Обязанность сохранять природу имеет на первый взгляд только нравственный аспект и не снабжена нормативной санкцией, поскольку трудно принудить к сохранению природы каждого, кому это прямо не предписано. И тем не менее право здесь присутствует. Это связано с тем, что Конституция – нормативный акт прямого действия, обязательный к применению непосредственно. Это означает, что конституционная норма, сформулированная как моральная установка, не только регулирует соответствующие отношения указанных в ней субъектов, но и является одновременно нормой для правоприменителя.

Сохранять природу и окружающую среду в контексте данной статьи означает по меньшей мере не допустить ухудшения существующего состояния природы, причинения ей ущерба как в целом, так и отдельным ее объектам в результате действия или бездействия.

Понятие “окружающая среда” представляет собой понятие природы, взятое применительно к конкретному субъекту – человечеству, отдельному человеку.

Деятельность человека, так или иначе связанная с воздействием на окружающую среду или с использованием природных ресурсов, оказывает влияние на планетарную природу. Проведение ядерных испытаний, работа атомных электростанций, строительство плотин и рытье каналов, запуск ракет и т.д., являясь на первый взгляд делом локальным, через окружающую среду данной территории оказывают отрицательное воздействие на природу планеты в целом. Появление “озоновых дыр” в атмосфере, загрязнение территорий радиоактивными отходами и выбросами АЭС, гибель части животного мира, а в итоге – уничтожение человечества суть наглядное подтверждение тому, что окружающая каждого среда является частью природы, и в правовом смысле их нельзя рассматривать раздельно.

Важно отметить, что правовая обязанность сохранять природу и окружающую среду корреспондирует праву каждого на благоприятную окружающую среду (соответственно природу), а также праву государства применять санкции за нарушение природоохранного законодательства или устанавливать льготы и компенсации людям, оказавшимся в условиях неблагоприятной окружающей среды (см. комм. к ст. 42).

Действующее законодательство об охране природы можно условно разделить на три группы.

Первая группа включает, например, ФЗ от 10 января 2002 г. “Об охране окружающей среды” (СЗ РФ. 2002. N 2. ст. 133), относящий к объектам охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности земли, недра-почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иную растительность, животных и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство (ст. 4).

ФЗ от 14 марта 1995 г. “Об особо охраняемых природных территориях” (СЗ РФ. 1995. N 12. ст. 1024) определяет особо охраняемые природные территории как участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение. Статья 2 Закона относит к ним: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки; государственные природные заказники, памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты.

ФЗ от 30 ноября 1995 г. “О континентальном шельфе Российской Федерации” (СЗ РФ. 1995. N 49. ст. 4694) включает в континентальный шельф морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка. Внешняя граница подводной окраины материка простирается, как правило, на 200 морских миль (ст. 1).

Вторую группу составляют многочисленные нормативные акты, регулирующие охрану отдельных природных объектов, не привязанных к конкретным территориям. ФЗ от 24 апреля 1995 г. “О животном мире” (СЗ РФ. 1995. N 17. ст. 1462) определяет животный мир России как совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны России. Охраной животного мира признается деятельность, направленная на сохранение биологического разнообразия и обеспечение устойчивого существования животного мира, а также на создание условий для устойчивого использования и воспроизводства объектов животного мира (ст. 1).

Читайте так же:  Как выбить долг с должника по алиментам

Водный кодекс от 3 июня 2006 г. (СЗ РФ. 2006. N 23. ст. 2381) исходит из представления о водном объекте как о важнейшей составной части окружающей среды, среде обитания объектов животного и растительного мира, как о природном ресурсе, используемом человеком для личных и бытовых нужд, осуществления хозяйственной и иной деятельности (ст. 3).

Видео (кликните для воспроизведения).

Лица, виновные в нарушении водного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Привлечение к ответственности за нарушение водного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный ими вред (ст. 68).

Лесной кодекс от 4 декабря 2006 г. (СЗ РФ. 2006. N 50. ст. 5278) указывает на то, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе (ст. 5). Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов, а также недревесных лесных ресурсов, за исключениями, установленными Кодексом (ст. 11). За нарушение лесного законодательства также установлена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность (ст. 99).

ФЗ “Об охране атмосферного воздуха” от 4 мая 1999 г. (СЗ РФ. 1999. N 18. ст. 2222) выделил атмосферный воздух в качестве одного из основных жизненно важных элементов окружающей среды.

Закон запрещает внедрение новых техники, технологий, материалов, веществ и другой продукции, а также применение технологического оборудования и других технических средств, если они не отвечают установленным законодательством требованиям охраны атмосферного воздуха. Производство и использование на территории РФ технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок допускаются только при наличии сертификатов, устанавливающих соответствие содержания вредных (загрязняющих) веществ в выбросах технических, технологических установок, двигателей, транспортных и иных передвижных средств и установок техническим нормативам выбросов.

Запрещается выброс в атмосферный воздух веществ, степень опасности которых для жизни и здоровья человека и для окружающей природной среды не установлена. Лица, виновные в нарушении законодательства РФ в области охраны атмосферного воздуха, несут уголовную, административную и иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вред, причиненный здоровью, имуществу граждан, имуществу юридических лиц и окружающей природной среде загрязнением атмосферного воздуха, подлежит возмещению в полном объеме и в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда, при их отсутствии в полном объеме и в соответствии с фактическими затратами на восстановление здоровья, имущества граждан и окружающей природной среды за счет средств физических и юридических лиц, виновных в загрязнении атмосферного воздуха (ст. 32).

Законодательство об охране природы представлено также нормативными актами и отдельными нормами в комплексных законах, регулирующих деятельность граждан и организаций по использованию различных природных объектов или конкретных территорий.

ФЗ от 21 февраля 1992 г. “О недрах” (СЗ РФ. 1995. N 10. ст. 823) регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории России, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горно-добывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств.

Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях национальной безопасности и охраны окружающей среды (ст. 8). Нарушения стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, по охране недр и окружающей среды, в том числе нарушения, ведущие к загрязнению недр и приводящие месторождение полезного ископаемого в состояние, непригодное для эксплуатации, влекут административную, уголовную или имущественную ответственность.

ФЗ от 10 января 1996 г. “О мелиорации земель” (СЗ РФ. 1996. N 3. ст. 142) устанавливает права и обязанности граждан и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области мелиорации земель и обеспечивающих охрану мелиорированных земель. Статья 32 Закона предусматривает, что осуществление мелиоративных мероприятий не должно приводить к ухудшению состояния окружающей природной среды. За нарушение законодательства в области мелиорации земель наступает административная и иная ответственность (ст. 39).

ФЗ от 23 февраля 1995 г. “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах” (СЗ РФ. 1995. N 9, ст. 713) предусматривает, в частности, что технология добычи, подготовки и использования минеральных вод, лечебных грязей и т.п. должна гарантировать защиту месторождений от преждевременного истощения и загрязнения и защиту полезных ископаемых от утраты лечебных свойств (п. 3 ст. 11).

Читайте так же:  Количество дней просрочки

Рассматривая вопрос о конституционности ст. 16 ФЗ “О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах”, Конституционный Суд указал, что содержащиеся в данной статье положения, как устанавливающие запрет на проживание на соответствующих территориях и тем самым направленные на сохранение уникальных природных объектов и территорий – народного достояния, имеющего повышенную публичную значимость в силу исключительности и невосполнимости, с учетом конституционно-значимой ценности здоровья как неотъемлемого и неотчуждаемого блага, принадлежащего человеку от рождения и охраняемого государством, сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие какие-либо конституционные права и свободы (Определение Конституционного Суда от 16 февраля 2006 г. N 49-О).

ФЗ от 30 декабря 1995 г. “О соглашениях о разделе продукции” (СЗ РФ. 1996. N 1. ст. 18) предусматривает, что деятельность инвесторов должна включать меры, “направленные на предотвращение вредного влияния: работ на окружающую природную среду, а также по ликвидации последствий такого влияния” (п. 2 ст. 7).

ФЗ от 23 ноября 1995 г. “Об экологической экспертизе” (СЗ РФ. 1995. N 48. ст. 4556) имеет особую направленность на реализацию конституционного права граждан России на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и на обеспечение экологической безопасности. Исходя из принципа потенциальной экологической опасности любой хозяйственной и иной деятельности, Закон предусматривает обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решения о реализации объекта (ст. 3). Перечень таких объектов федерального уровня установлен в ст. 11. Виды и субъекты нарушения законодательства об экологической экспертизе указаны в ст. 30. Ответственность – административная, уголовная, материальная и гражданско-правовая – определяется по правилам соответствующего законодательства. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, подлежит компенсации причинителем в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.

ФЗ от 21 ноября 1995 г. “Об использовании атомной энергии” (СЗ РФ. 1995. N 48. ст. 4552) также направлен на защиту здоровья и жизни людей, охрану окружающей среды при использовании атомной энергии. Законом регулируются отношения, связанные с эксплуатацией ядерных объектов, транспортировкой, хранением и переработкой ядерных материалов, их захоронением (ст. 44-48). Предусмотрена ответственность за убытки и вред, причиненные радиационным воздействием юридическим и физическим лицам, здоровью граждан (ст. 53-60).

Термин “природные богатства” можно применять в отношении каждого из объектов природы, связанного с разумной и волевой деятельностью человека. Природа сама по себе богатство. Однако в контексте статьи имеются в виду богатства недр, флоры, фауны и других природных объектов, которые используют люди для удовлетворения своих потребностей.

Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

ФЗ о страховых пенсиях

ФЗ о пожарной безопасности

ФЗ об образовании

ФЗ о государственной гражданской службе

ФЗ о государственном оборонном заказе

О защите прав потребителей

ФЗ о противодействии коррупции

ФЗ об охране окружающей среды

ФЗ о бухгалтерском учете

ФЗ о защите конкуренции

ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности

ФЗ о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц

ФЗ о прокуратуре

ФЗ о несостоятельности (банкротстве)

ФЗ о персональных данных

ФЗ о госзакупках

ФЗ об исполнительном производстве

ФЗ о воинской службе

ФЗ о банках и банковской деятельности

Проценты по денежному обязательству

Ответственность за неисполнение денежного обязательства

Уклонение от исполнения административного наказания

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя

Предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам

Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения

Особенности правового положения казенных учреждений

Общие основания прекращения трудового договора

Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

Судебный порядок рассмотрения жалоб

Основания отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела

Документы, прилагаемые к исковому заявлению

Изменение основания или предмета иска, изменение размера исковых требований, отказ от иска, признание иска, мировое соглашение

Форма и содержание искового заявления

Видео (кликните для воспроизведения).

(c) 2015-2019 Законы, кодексы, нормативные и судебные акты

Изображение - Конституция рф статья 58 457334143346008
Автор статьи: Екатерина Павлова

Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here