Информация на тему: "иностранный гражданин определение" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.
Согласно ст.1 ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в России»:
Иностранный гражданин – это лицо, не являющееся гражданином России и имеющее доказательства принадлежности к гражданству или подданству другого государства.
Лицо без гражданства – это лицо, не являющееся гражданином России и не имеющее доказательств принадлежности к гражданству или подданству другого государства.
Правовой статус лиц без гражданства в принципе сходен с правовым статусом иностранных граждан. Однако имеются исключения – в отличие от иностранного гражданина лицо без гражданства не находится под защитой или покровительством какого-либо государства.
В МЧП иностранных граждан и лиц без гражданства принято именовать общим термином «иностранцы».
Виды иностранных граждан:
1) Временно пребывающие в Россию иностранные граждане
Это лица, прибывшие в Россию на основании визы или в безвизовом порядке. Данные лица не имеют разрешения на временное проживание или вида на жительство.
2) Временно проживающие в России иностранные граждане
Они имеют разрешения на временное проживание в России (выдаётся органами внутренних дел, срок его действия – 3 года). Закон установил основания для отказа в выдаче разрешения на временное проживание:
если иностранный гражданин создаёт угрозу безопасности России или её граждан
если иностранный гражданин осуждён за совершение тяжкого преступления
если иностранный гражданин представил поддельные документы
если иностранный гражданин не может представить доказательства возможности содержать себя и членов своей семьи
3) Постоянно проживающие в России иностранные граждане
Это лица, получившие вид на жительство (выдаётся органами внутренних дел сроком на 5 лет и может быть продлён ещё на 5 лет неограниченное количество раз). Для получения вида на жительство иностранное лицо должно прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство не выдаётся в тех же случаях, в которых не выдаётся разрешение на временное проживание. Порядок выдачи вида на жительство и разрешения на временного проживания регламентируется Постановлением Правительства от 01 ноября 2002 года.
Выделяются 4 режима:
1) национальный режим
2) режим наибольшего благоприятствования
3) специальный режим
4) режим недискриминации
Национальный режим – означает предоставление иностранным лицам тех же прав, которые предоставлены собственным гражданам.
В соответствии со ст.62 Конституцией РФ иностранные лица пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России (за исключением случаев, установленных законом).
Согласно ст.2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношением с участием иностранных лиц, если иное не установлено законом.
Законодательство России содержит изъятия из национального режима:
1) в некоторых случаях национальный режим предоставляется на основе взаимности (ст.36 патентного закона)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
2) для иностранцев установлены ограничения в отношении занятия ими определённых должностей в России – они не могут занимать государственные должности, нести воинскую повинность, не могут быть капитанами судов, не могут быть членами экипажа воздушных судов
3) установлены ограничения в отношении занятия иностранцами определённой деятельностью
Например: согласно закону «Об архитектурной деятельности в России» иностранные лица могут заниматься архитектурной деятельностью в России только в случае, если это предусмотрено международным договором (при отсутствии такого договора они вправе заниматься такой деятельностью только вместе с гражданами России)
4) установлены ограничения в отношении владения собственностью – не могут находиться в собственности иностранцев:
участки континентального шельфа
участки лесного фонда
земельные участки, предоставляемые членам крестьянского (фермерского) хозяйства
земельные участки сельскохозяйственного назначения
5) установлены ограничения для участия иностранцев в приватизации.
Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданство) иностранного государства.
Лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданство) иностранного государства.[1]
Иностранными гражданами в РФ признаются лица, не являющиеся гражданами России и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
В соответствии с Конституцией РФ иностранным гражданам и лицам без гражданства в РФ гарантируются предусмотренные законом права и свободы.
Иностранные граждане на территории Российской Федерации подразделяются на три категории:
1. Постоянно проживающие – имеющие разрешение и вид на жительство, выданные органами внутренних дел.
2. Временно прибывающие – иностранные граждане, находящиеся на территории Российской Федерации на иных законных основаниях.
3. Проезжающие через территорию Российской Федерации. Транзитный проезд через территорию РФ осуществляется, как правило, без права на остановку и разрешается по предъявлении российской транзитной визы, визы на въезд в сопредельное с Российской Федерацией по маршруту следования государства либо визы государства назначения и действительных для выезда из Российской Федерации проездных документов (билетов) или подтвержденной гарантии их приобретения в пункте пересадки на территории Российской Федерации. Данные нормы регламентируются Федеральным законом «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ» от 15 августа 1996 года (ред. от 06.12.2011).[2]
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ, Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ[3], иными федеральными законами, международными договорами Российской Федерации и другими правовыми актами.
Иностранные граждане могут проживать в Российской Федерации при наличии на то разрешения компетентных органов. Они не могут занимать выборные должности в аппарате исполнительной власти, а также не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству РФ.[4]
Иностранные граждане могут передвигаться по территории России и избирать место жительства в России в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ. Они обязаны соблюдать правило пребывания иностранных граждан в России и правила транзитного проезда иностранных граждан через территорию РФ. Ограничения в передвижении и выбора места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности. Так, существуют местности, закрытые для посещения иностранными гражданами, и въезжать на территорию таких местностей можно только по разрешению органов внутренних дел. Иностранные граждане, проезжающие через территорию РФ транзитом, следуют с соблюдением правил транзитного проезда в пограничный пункт выезда из России по установленному маршруту и могут останавливаться на территории при наличии разрешения, выданного компетентными органами.[5]
Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РФ. Они обязаны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из РФ по истечении определенного им срока пребывания.
На иностранных граждан не распространяется законодательство РФ о воинской обязанности и военной службе.[6]
На иностранных граждан возлагаются специфические обязанности. Они могут постоянно проживать в России, если имеют на то разрешение и вид на жительство, выданные уполномоченными органами исполнительной власти. Иностранные граждане, находящиеся в России на ином законном основании, считаются временно проживающими на территории РФ. Они должны в установленном порядке зарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы и выехать из Российской Федерации по истечении определенного им срока пребывания.[7]
Иностранные граждане могут пользоваться правом на объединение. Во-первых, они вправе вступать в общественные объединения, уже созданных на общих основаниях с российскими гражданами в профессиональные союзы, кооперативные организации, научные, культурные общественные объединения, если это не противоречит уставам (положениям) таких объединений. В развитии данной нормы уставы общественных объединений позволяют иностранным гражданам быть их членами. Исключение составляют политические партии и движения, в которых участвуют лишь российские граждане. Во-вторых, возможно создание иностранными гражданами собственных общественных объединений. В-третьих, в Российской Федерации могут осуществлять свою деятельность иностранные и международные общественные объединения. Для этого они организуют здесь свои отделения, секции и т.п. Однако требуется также соблюдение разрешительно-регистрационного порядка для размещения и работы таких филиалов.
Важные гарантии в области индивидуальной свободы относится к религиозной сфере. В соответствии с Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 19 сентября 1997г.[8] иностранные граждане, законно находящиеся на территории РФ, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами РФ.
Иностранномугражданину, нарушившему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, может быть сокращен определенный ему срок пребывания. Иностранный гражданин может быть выдворен из пределов России, если:
· Его действия противоречат интересам обеспечения государственной безопасности или охраны общественного порядка;
· Это необходимо для охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан РФ и других лиц;
· Он грубо нарушил законодательство о правовом положении иностранных граждан в России, таможенное, валютное или иное российское законодательства;
· Особое правовое положение у глав и сотрудников дипломатических и консульских представительств, а также у лиц, которые являются официальными представителями иностранных государств. Эти иностранные граждане в соответствии с законодательством РФ и международными договорами РФ с соответствующим иностранным государством пользуются привилегиями и обладают дипломатическим иммунитетом, в силу чего они не попадают под юрисдикцию Российской Федерации.
Все иностранные граждане во время их пребывания в РФ в той или иной степени вступают в административно-правовые отношения с органами исполнительной власти в различных сферах.[13]
Регулируя отношения с иностранными гражданами, государство не только устанавливает правоспособность, определяет их права и обязанности, но и обеспечивает реализацию и защиту их правового статуса с помощью гарантий, которые объединяют условия и средства, необходимые для осуществления процесса формирования юридического и фактического положения лица.
Юридические гарантии закреплены в законах и подзаконных актах. Они включают меры по защите принадлежащих иностранному гражданину личных, имущественных, семейных и иных прав, право обратиться в суд и иные государственные органы и найти там необходимую защиту своих субъективных прав, а также восстановить их в случае нарушения.
Вместе с тем органы исполнительной власти осуществляют меры надзора и контроля за правомерным поведением иностранных граждан с целью выявления правонарушений, предупреждения, пресечение противоправных действий, применения мер юридической ответственности, используют процессуальные формы охраны прав и обязанностей (включая применение правоохранительных мер) и др.[14]
В силу этого иностранные граждане практически никогда полностью не уравниваются с собственными гражданами в правах и обязанностях, т.е. объем их прав и обязанностей в любом случае несколько меньше. Есть область общественных отношений, к участию которой государство допускает своих граждан.
Это – сфера конституционного и административного права, и прежде всего та их часть, которая определяет условия и порядок формирования органов государственной власти. Согласно ст. 32 Конституции России только гражданам России принадлежит право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
Тем не менее, на этот вопрос следует обратить более серьезное внимание. Так, в большинстве учебников по административному праву при характеристике административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации их право на занятие какой-либо должности в государственном аппарате практически не рассматривается.
В результате проводимого Российской Федерацией курса на преодоление тоталитарного изоляционизма и интеграцию страны с мировым сообществом на территории Российской Федерации стало проживать — постоянно и временно — много иностранных граждан и лиц без гражданства. Конституция РФ устанавливает, что они пользуются правами и несут обязанности наравне с российскими гражданами. Исключения возможны только в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 3 ст. 62 Конституции РФ)
Федеральный закон — О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, N 115-ФЗ, ст 5
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток суммарно в течение каждого периода в сто восемьдесят суток, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом, а также в случае, если такой срок не продлен в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Основы правового положения иностранных граждан в Российской Федерации
Иностранным гражданином считается лицо, находящееся на территории РФ, не принадлежащее к гражданству РФ и обладающее документами, доказывающими наличие у него гражданства (подданства) иностранного государства. Другой категорией лиц, находящихся в РФ и не обладающих гражданством РФ, могут быть лица без гражданства .
Они не являются РФ и не имеют доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Все иностранные граждане на территории Российской Федерации обладают определенным статусом. А статус иностранного гражданина уже определяет порядок их привлечения, трудоустройства, пенсионного страхования, медицинского социального обеспечения и другие моменты.
Давайте рассмотрим временно прибывающего в Российской Федерации иностранного гражданина. Он является лицом, прибывшим в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание (ст.
2 ФЗ от 25.07.2002 № 115 — ФЗ, в новой редакции от 29.12.2010)
Общие положения правового регулирования трудовых отношений с участием иностранных граждан
Правовое определение понятия иностранный гражданин изначально было сформулировано в Федеральном законе «О гражданстве Российской Федерации» Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. (ред. 31.12.2014), № 62-ФЗ Справочно-правовая система КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 31.10.2015).
Видео (кликните для воспроизведения). |
в соответствии с которым гражданином
«признается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства»
При приеме на работу компании сталкиваются с различными проблемами: оформление разрешений на привлечение работников, уведомление контролирующих органов.
В этой статье мы постарались показать все «подводные камни», с которыми может столкнуться организация, если решит принять на работу иностранного гражданина.
Напомним правовые статусы иностранцев, установленные в Федеральном законе «О правовом положении иностранных в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ (далее — Закон № 115-ФЗ).
это лицо, не являющееся гражданином данного государства и имеющее доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.
Во многих демократических государствах иностранцы по своему правовому положению в основном приравниваются к собственным гражданам (национальный режим), за отдельными изъятиями.
Федеральный закон от 25 июля 2002 г.
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
делит иностранцев, которые находятся в РФ на законных основаниях, на три категории: временно пребывающие (до 90 суток); временно проживающие (до 3 лет в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ); постоянно проживающие (получившие вид на жительство на срок не более 5 лет).
Гражданская правоспособность физического лица определяется его личным законом.
При этом иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими, кроме случаев, установленных законом. 1. Правоспособность физического лица — способность иметь гражданские права и нести гражданские обязанности — определяется его личным законом.
Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .
Смотреть что такое “ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН” в других словарях:
Иностранный гражданин — физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства;. Источник: Федеральный закон от 25.07.2002 N 115 ФЗ (ред. от 12.11.2012) О правовом положении… … Официальная терминология
ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН — лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства … Юридическая энциклопедия
Иностранный гражданин — Физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; ст. 2 федерального закона от 25.07.2002 № 115 ФЗ О правовом положении иностранных граждан в… … Словарь: бухгалтерский учет, налоги, хозяйственное право
Иностранный гражданин — лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющее гражданства Российской Федерации. Закон Российской Федерации от 28.11.91 N 1948 I, ст.11 … Словарь юридических понятий
Иностранный гражданин — Лицо, принадлежащее или имеющее гражданство другого государства. см. также иностранец … Международное миграционное право: глоссарий терминов
Иностранный гражданин — это физическое лицо (человек), не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства … Административно-процессуальное право: словарь терминов и понятий
Иностранный гражданин — лицо, обладающее гражданством иностранного государства и не имеющего гражданства Российской Федерации. По общему правилу избирательными правами наделяются только граждане Российской Федерации. Исключение из этого правила установлено в п. 4 ст. 18 … Российское избирательное право: словарь-справочник
ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ — ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН, ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ В КАЧЕСТВЕ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ иностранный гражданин, зарегистрированный в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования… … Юридическая энциклопедия
ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН ВРЕМЕННО ПРОЖИВАЮЩИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН, ВРЕМЕННО ПРОЖИВАЮЩИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВРЕМЕННО ПРОЖИВАЮЩИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН … Юридическая энциклопедия
ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН ЗАКОННО НАХОДЯЩИЙСЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН, ЗАКОННО НАХОДЯЩИЙСЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗАКОННО НАХОДЯЩИЙСЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИНОСТРАННЫЙ ГРАЖДАНИН … Юридическая энциклопедия
Основу правового положения иностранных граждан в России составляют нормы ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 г. (в ред. от 2 ноября 2004 г.), а также международные соглашения России.
Иностранный гражданин – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный Федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.
Лицо без гражданства – это физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в России, являются:
1) документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ;
2) разрешение на временное проживание;
3) вид на жительство;
4) иные документы, предусмотренные законом или международным договором РФ.
Правовое положение лиц без гражданства определяется законодательством государства, где они постоянно проживают, с учетом международных обязательств этого государства. Правовой статус лиц без гражданства во многом совпадает с тем, который имеют иностранные граждане, но существуют и различия. Так, в отличие от иностранных граждан, лица без гражданства не пользуются защитой и покровительством какого-либо государства. В международном частном праве иностранных граждан и лиц без гражданства принято обозначать единым термином – «иностранцы».
Основу правового положения иностранцев в России составляют положения международных договоров РФ о правах человека. В соответствии со ст. 17 Конституции РФ в России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина «согласно общепризнанным принципам и нормам международного права». Нормы международных договоров, в которых участвует Россия, содержащие перечень прав и свобод, а также раскрывающие их основное содержание, распространяются, в том числе на иностранцев (например, Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г.).
Виды иностранных граждан. Во многих странах иностранцы дифференцированы на различные категории, в зависимости от цели, длительности пребывания и т.д. (студенты, туристы, сезонные рабочие и т.д.). Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» делит иностранных граждан на три категории:
1) временно пребывающие – лица, прибывшие в Россию на основании визы (или в порядке, не требующем получения визы) и не имеющие вида на жительство или разрешения на временное проживание;
2) временно проживающие – лица, получившие разрешение на временное проживание;
3) постоянно проживающие – лица, получившие вид на жительство.
Временно пребывающие иностранные граждане обязаны выехать из России по истечении срока действия визы. Разрешение на временное проживание выдается иностранному гражданину органами внутренних дел в пределах квоты, утвержденной Правительством РФ. Срок действия разрешения – три года. Разрешение на временное проживание не выдается, если данный иностранный гражданин создает угрозу безопасности России или ее граждан, представил поддельные документы, осужден либо имеет непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления, не может представить доказательств возможности содержать себя и членов своей семьи в РФ в пределах прожиточного минимума и др.
Вид на жительство выдается иностранному гражданину по его заявлению органами внутренних дел в течение срока действия разрешения на временное проживание. Для получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в России не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет, однако данный срок по его заявлению может быть продлен еще на пять лет неограниченное количество раз. Вид на жительство не выдается в тех же случаях, в которых не выдается разрешение на временное проживание. Порядок выдачи разрешения на временное проживание и вида на жительство регламентируется Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание и Положением о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства вида на жительство, утвержденными постановлениями Правительства России от 1 ноября 2002 г.
Иностранные граждане имеют право осуществлять трудовую деятельность в России только при наличии разрешения на работу. Однако такого разрешения не требуется постоянно и временно проживающим в России иностранцам, сотрудникам дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств в России и некоторым другим.
2. Коллизионные вопросы право- и дееспособности иностранных граждан
Гражданская правоспособность. В соответствии со ст. 1196 ГК РФ иностранцы пользуются в России гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленных Законом. Таким образом, вопрос о содержании правоспособности иностранца по большей части не является коллизионным. Это в основном вопрос материального гражданского права, который решается на основе принципа национального режима. В частности, согласно п. 1 ст. 2 ГК РФ правила, установленные гражданским законодательством РФ, применяются к отношениям с участием иностранцев, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Гражданская дееспособность. Исходя из содержания п. 1 ст. 1195 и п. 1 ст. 1197 ГК РФ, гражданская дееспособность иностранцев в России определяется законодательством их гражданства. Из этого правила имеются три исключения:
1) если иностранец, не обладающий дееспособностью по своему личному закону, совершает в России сделку, то он признается в России дееспособным при наличии двух условий: а) если обладает дееспособностью по российскому праву; б) другая сторона сделки не знала и не должна была заведомо знать, что он недееспособен по своему личному закону (п. 2 ст. 1197 ГК РФ);
2) способность лица нести ответственность за вред определяется правом, применимым к обязательству из причинения вреда (ст. 1220 ГК РФ). Поэтому если иностранец причиняет вред на территории России, то его деликтоспособность по общему правилу будет определяться российским правом (п. 1 ст. 1219 ГК РФ);
3) способность лица к составлению завещания или акта его отмены, в том числе в отношении недвижимого имущества, определяется по праву страны, где завещатель имел место жительства в момент составления такого завещания или акта его отмены (п. 2 ст. 1224 ГК РФ).
Право физического лица заниматься предпринимательской деятельностью определяется по праву страны, где лицо зарегистрировано в качестве предпринимателя, а если в данной стране регистрация не предусмотрена, то по праву страны основного места осуществления предпринимательской деятельности (ст. 1201 ГК РФ). В остальном же праводееспособность предпринимателя определяется исходя из общих положений, то есть личным законом (ст. 1195-1197 ГК РФ). Если физическое лицо зарегистрировано в качестве индивидуального предпринимателя в нескольких государствах, в том числе в России, то в литературе предлагается по аналогии с правилом п. 2 ст. 1195 определять правоспособность такого предпринимателя по российскому праву.
Если иностранный гражданин имеет место жительства в России, его личным законом является российское право (п. 3 ст. 1195 ГК РФ). Понятие «место жительства» понимается в ст. 20 ГК РФ как «место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает». Данное определение, ориентированное на внутренний гражданский оборот, нуждается в толковании. Так, в одном из своих решений Экономический суд СНГ констатировал, что «национальное законодательство не определяет, что имеется в виду под местом постоянного жительства. В доктрине международного частного права под ним понимается «место средоточия жизненных связей лица, центр его существования». Следовательно, является ли место жительства лица в государстве, гражданином которого он не является, местом его постоянного жительства, решается судом на основе выяснения всех обстоятельств, характеризующих его как место «средоточения его жизненных связей» (проживание совместно с ним детей, постоянная работа, длительность проживания, наличие вида на жительство и т.д.)». В связи с квалификацией понятия «место жительства» представляет интерес норма швейцарского Закона о МЧП 1987 г., в котором под местом жительства понимается государство, где лицо проживает с намерением жить в нем постоянно.
Пункт 3 ст. 1197 ГК РФ содержит специальное правило, касающееся признания в России лица недееспособным или ограниченно дееспособным: «Признание в Российской Федерации физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется российскому праву». Согласно российскому праву гражданин может быть признан судом недееспособным в случае, когда вследствие психического расстройства он не может понимать значения своих действий или руководить ими. Над ним устанавливается опека (ст. 29 ГК РФ). Гражданин может быть ограничен судом в дееспособности в случае, если он вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами ставит свою семью в тяжелое материальное положение. Над ним устанавливается попечительство (ст. 30 ГК РФ). При этом право, подлежащее применению к опеке и попечительству, в том числе обязанность опекуна (попечителя) принять опеку (попечительство), отношения между опекуном (попечителем) и лицом, находящимся под опекой (попечительством), определяется в соответствии со ст. 1199 ГК РФ.
Ряд договоров о правовой помощи содержат постановления, касающиеся применимого права и компетенции судов в отношении признания лица недееспособным или ограниченно дееспособным. Так, в соответствии со ст. 20 Договора между РФ и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам 1996 г. при признании лица ограниченно дееспособным либо недееспособным компетентен суд договаривающейся стороны, гражданином которой является лицо, которое должно быть признано ограниченно дееспособным либо недееспособным. Суд применяет законодательство своего государства.
Всеобщая декларация прав человека провозглашает, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Каждый человек должен обладать всеми правами и свободами, провозглашенными в этой Декларации, без какого бы то ни было различия, как-то: в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения. В Декларации также провозглашается, что каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности. Все люди равны перед законом и имеют право без всякого различия на равную защиту закона. Каждый человек имеет право на равную защиту от какой бы то ни было дискриминации, ущемляющей права и свободы человека, изложенные в Декларации. По мере развития глобального общества, совершенствования средств сообщения и развития мирных и дружественных отношений между странами все большее число лиц проживают в странах, гражданами которых они не являются.
Вопрос о субъектах административного права является одним из важнейших, так как они выступают участниками административно – правовых отношений. Что касается индивидуальных субъектов административного права, то относительно принадлежности к конкретному государству личность может выступать в одном из трех правовых состояний: отечественного гражданства, иностранного гражданства и так называемые апатриды.
Распад Советского Союза, провозглашение государственного суверенитета России, появление новых независимых и суверенных государств, взамен союзных республик привел к росту интенсивности международных отношений Российской федерации с другими государствами, в особенности с бывшими союзными республиками в различных областях, что стало причиной значительного увеличения числа иностранных граждан, приезжающих в Россию. В международном рейтинге Россия занимает третье место по миграционной привлекательности. При этом туристы занимают не основную часть мигрантов, что как уже отмечалось связано со сложившийся геополитической ситуацией.
КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
Понятие иностранный гражданин и лицо без гражданства
Гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности и взаимных прав, и обязанностей. Иногда гражданство называют принадлежностью лица к государству. Гражданство – устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается. Гражданство регулируется внутренним законодательством государства. Гражданство – понятие, неразрывно связанное с государственностью. Витрук, Н.В. Основы теории правового положения личности в обществе / под. общ. ред. Викут М.А.- 4-е изд., доп. -М.: Юрист, 2004, с.7.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года (редакция от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ) иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательство наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Лицом без гражданства признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Различие между иностранцами и лицами без гражданства в основном состоит в том, что иностранцы имеют юридическую связь с отечественным государством и это государство несет определенную ответственность за своего гражданина и обязано в случае возникновения необходимости прийти к нему на помощь. Что же касается лиц без гражданства, то единственным защитником их прав и свобод является государство места их пребывания. Правовой статус гражданина и лица без гражданства определяется тем государством, гражданином которого данное лицо является или на территории которого лицо без гражданства проживает.
Правовой статус – это емкое понятие. Объем прав и обязанностей общего правового статуса регулируется почти всеми отраслями права. Исходя из особенностей общественных отношений, являющихся предметом регулирования каждой из отраслей права, допустимо говорить об отраслевом аспекте правового положения гражданина, в частности гражданском, уголовном, уголовно-процессуальном и т.д. То же самое можно сказать и об иностранцах.
Основы правового статуса иностранцев, находящихся на территории Российской Федерации, определяются ст. 62 Конституции Российской Федерации, содержащей норму прямого действия: Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
Иностранные граждане могут быть временно пребывающие в Российской Федерации. Срок временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации определяется сроком действия выданной ему визы.
Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяносто суток, Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия визы если на момент истечения указанных сроков им не получено разрешение на продление срока пребывания либо разрешение на временное проживание. Срок временного пребывания в Российской Федерации иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и заключившего трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) продлевается на срок действия заключенного договора, но не более чем на один год, исчисляемый со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию. Решение о продлении срока временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, о чем делается отметка в миграционной карте.
Действующее законодательство Российской Федерации предусматривает возможность вступления этих лиц в российское гражданство. На основании ст. 13 и 14 Федерального Закона «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. (редакция от 12 ноября 2012 г. N 182-ФЗ) обычным условием получения гражданства нашей страны является проживание на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно, за исключением следующих случаев:
а) рождения лица на территории РСФСР и наличия у него в прошлом гражданства СССР;
б) состояния в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет;
в) наличия у нетрудоспособного лица дееспособных сына или дочери, достигших возраста восемнадцати лет и имеющих гражданство Российской Федерации;
г) наличия у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры; обладания лицом профессией либо квалификацией, представляющими интерес для Российской Федерации;
д) предоставления лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
е) признания лица беженцем в порядке, установленном федеральным законом.
Наличие хотя бы одного из перечисленных положений дает основание для сокращения срока проживания на территории Российской Федерации и приема в гражданство Российской Федерации до одного года. Кобец П.Н. Особенности конституционно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации на современном этапе развития общества // «Конституционное и муниципальное право».- №1.- 2004 с. 164.
В следующую категорию относятся иностранные граждане постоянно проживающие в Российской Федерации. В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание. До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание. Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет. Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Под понятием иностранный гражданин подразумевается лицо, которое состоит в гражданстве или подданстве иного государства, подтвержденном соответствующими документами, не является гражданином Российской Федерации или не имеет гражданства или подданства какого-либо другого государства. В понятиях иностранный гражданин и лицо без гражданства содержится объединяющий эти категории лиц признак – они не имеют гражданства Российской Федерации. Боярс, Ю.Р. Вопросы гражданства в международном праве.- изд. 3-е, перераб. СПб.: изд. центр Юринформ, 2003. с. 75.
Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.