Информация на тему: "дорожно транспортная экспертиза" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.
Рассказываем о том, в каких случаях необходимо проведение дорожно-транспортной экспертизы, сформулируем перечень типовых вопросов, которые рекомендуется использовать потерпевшим в их ходатайствах о назначении экспертизы.
Для установления виновного лица, ответственного за дорожно-транспортное происшествие, причиной которого явились опасные дорожные условия, назначается дорожно-транспортная экспертиза.
Без знаний основ, касающихся вопросов назначения и проведения дорожной экспертизы, у потерпевшего не остается и минимальных шансов на возмещение причиненного ему вреда.
Термин «дорожно-транспортная экспертиза» имеет несколько синонимов.
Тождественными, по сути, являются такие понятия как «дорожная экспертиза», «экспертиза состояния дороги», «экспертиза дорожных условий» и т.д.
Наиболее удачной, по нашему мнению, с точки зрения, исследуемых на сайте «ДТП и автострахование» проблем является предложенная формулировка.
Вопросы дорожных условий нами рассматриваются в связи с дорожно-транспортным происшествием.
Дорожно-транспортная экспертиза является одним из видов инженерных экспертиз, проводимых для диагностирования технического состояния автомобильной дороги, дорожного обустройства и внешних условий в обстановке и на участке места ДТП.
Экспертизой устанавливаются причины и условия, способствующие дорожной аварии.
Дорожная экспертиза решает множество задач, рассмотрим некоторые из них.
Экспертное исследование обстановки на месте происшествия.
Эксперт, по представленным в его распоряжение материалам и результатам непосредственного осмотра места дорожной аварии, анализирует состояние дорожного покрытия проезжей части дороги, обочин, а также участков, расположенных за пределами дорожного полотна.
Определение величин коэффициентов и параметров, относящихся к движению транспортного средства.
Эксперт рассчитывает коэффициенты сопротивления качению, сцепления колес с поверхностью дороги, определяет величину замедления при торможении на участке места происшествия.
Например, при осмотре места происшествия выявлено загрязнение дорожного покрытия проезжей части дороги от разлива моторного масла, которое могло явиться причиной потери управляемости автомобиля и его опрокидывания. Для ответа на ключевой вопрос о наличии у водителя технической возможности избежать опрокидывания, необходимо определить коэффициент сцепления колес автомобиля при его движении по загрязненной поверхности дороги.
Определение наличия на дороге уклонов и закруглений и их величин.
Не всегда при визуальном осмотре места происшествия имеется возможность определить геометрию проезжей части дороги и ее величину.
Значимость в определении экспертом указанных характеристик дороги обусловлена назначением по делу независимых автоэкспертиз.
Часто вопросы, решаемые дорожно-транспортной экспертизой, входят в предмет комплексных транспортно-трасологических экспертиз, определяющих механизм ДТП и действия его участников.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Статьи в помощь:
Установление уровня информационной безопасности на дороге, с точки зрения ее оборудования дорожными знаками, светофорными объектами, дорожной разметкой.
Обустройство дороги средствами регулирования движения и предупреждения об опасности, напрямую влияет на ее эксплуатационные качества и безопасность.
В компетенцию эксперта входит разрешение различных вопросов направленных на установление причинно-следственной связи при ДТП.
Например, могло ли способствовать совершению ДТП отсутствие соответствующих информационных знаков на участке дороги в месте проведения работ?
Таким образом, основной целью дорожно-транспортной экспертизы является определение влияния дорожных условий на механизм автодорожного происшествия в условиях обстановки места происшествия.
Назначение дорожной экспертизы целесообразно во всех случаях, когда причинами ДТП является загрязнение дорожного покрытия, несоответствие сцепных качеств дороги требованиям безопасности, при авариях в местах проведения ремонтных, строительных и иных дорожных работ, открытых (неисправных) крышек технологических колодцев, при наличии дефектов дорожного покрытия.
Статьи в помощь:
Дефекты дороги включают в себя следующие элементы.
Колейность дорожного покрытия, то есть деформация поперечного профиля относительно полос наката.
Выбоины в виде глубинных разрушений с выраженными краями общей площадью от 200 квадратных сантиметров и глубиной более 3 сантиметров.
Выкрашивание дорожного покрытия общей площадью от 200 квадратных сантиметров и глубиной более 3 сантиметров.
Сдвиги на покрытии, образованные, перемещением содержащего битум слоя.
Проломы дороги – прорези покрытия по полосам наката.
Гребенка в виде чередующихся поверхностных углублений и выступов дорожного покрытия.
Просадки в виде впадин с пологими склонами, искажающими профиль дороги.
Еще одной распространенной причиной автопроисшествий, о которой не принято говорить публично, является ненадлежащее обеспечение безопасности дорожного движения сотрудниками подразделений ГИБДД на местах дорожно-транспортных происшествий.
Низкий уровень профессионализма и организации службы в некоторых подразделениях дорожной полиции проявляется в том, что прибыв к месту ДТП, сотрудник ГАИ занимается только документированием аварии.
При отсутствии безопасных условий для других участников дорожного движения, по вине полиции на месте одного дорожно-транспортного происшествия происходит еще несколько.
Если кому-либо из лиц, читающих эти строки, не посчастливилось оказаться участником такой аварии, то для поиска и установления виновного должностного лица советую добиваться назначения независимой дорожно-транспортной экспертизы.
Разрешаемые автодорожной экспертизой вопросы, относящиеся к техническому состоянию дороги, дорожного обустройства и внешних условий на участке ДТП, в зависимости от конкретной ситуации могут формулироваться следующим образом.
Какой является обстановка на месте ДТП: дорожное покрытие проезжей части, обочины, прилегающая к дороге территория?
Возможно ли экспертным путем определить основные параметры и коэффициенты, характеризующие движение транспортных средств и других объектов на месте происшествия?
Какова величина уклона дороги в продольном и поперечном направлениях?
Какова видимость и обзорность дороги с места водителя в условиях дорожной обстановки, в момент ДТП с учетом ограничивающих видимость объектов при указанном росте водителя и других его индивидуальных особенностей?
Располагал ли водитель автомобиля Антонов Дмитрий Сергеевич технической возможностью предотвратить дорожно-транспортное происшествие с учетом состояния и обустройства дороги и других особенностей?
Имелись ли обстоятельства, связанные с состоянием дорожной и обустройством дороги, которые способствовали возникновению дорожно-транспортного происшествия?
Какими нормативно-техническими актами регламентированы эксплуатационные свойства участка автомобильной дороги, расположенного на 104 километре + 350 метров трассы М – 4, нарисованного в схеме дорожно-транспортного происшествия?
К какому из видов дефектов автомобильной дороги относится яма, обозначенная в схеме места происшествия под номером 1.3, допускается ли этот дефект нормативно-техническая документация?
Является ли дефект автомобильной дороги, обозначенный под номером 1.3 на схеме места происшествия, несоответствующим нормативно-технической документации, и находится ли такое несоответствие в причинно-следственной связи с фактом дорожно-транспортного происшествия от 13.12.2014 года на 104 километре + 350 метров трассы М – 4 с технической точки зрения?
Требованиями каких нормативно-технических документов, определены действия должностных лиц (организаций) ответственных за безопасную эксплуатацию дороги – трассы М-4?
Соответствуют ли действия должностных лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию дороги – трассы М-4, участок 104 километр + 350 метров, требованиям нормативно-технических документов, регламентирующих их деятельность?
Уважаемые читатели, нами рассмотрена еще одна важная и достаточно сложная тема из раздела «ДТП по вине дорожных служб».
Надеемся на то, что полученная информация о дорожно-транспортной экспертизе будет вам полезна.
Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.
Судебная дорожно-транспортная экспертиза (далее – СДТЭ) относится к классу инженерно-транспортных экспертиз. Ее предмет — фактические данные о техническом состоянии автомобиля на месте происшествия, участке дороги, который примыкает к нему, дорожных условиях, действиях лиц – участников происшествия и других обстоятельствах, способствовавших возникновению ДТП. Они устанавливаются экспертом на основании специальных познаний и материалов дела.
Объект судебной дородно-транспортной экспертизы – вещественные доказательства (транспортное средство, дорога, место ДТП, водитель, следы, свидетели, материалы дела, которые не требуют правовой оценки).
Судебная дорожно-транспортная экспертиза на настоящем этапе своего развития состоит из 5 видов исследований:
- экспертное исследование обстоятельств ДТП, или ситуалогическая экспертиза;
- экспертное исследование технического состояния автомобиля, или технико-диагностическая независимая экспертиза;
- экспертное исследование следов на транспортном средстве, месте происшествия, или транспортно-трассологическая экспертиза;
- исследование водителей автомобилей и других участников движения, или судебная инженерно-психофизиологическая экспертиза участников движения;
- Обследование дороги, дорожных условий на участке дорожно-транспортного происшествия, или судебная автодорожная экспертиза.
Все эти виды экспертиз (по отдельности или комплексно) можно заказать в НП «Федерация Судебных Экспертов».
Задачи ситуалогической экспертизы:
- установить, как должен был действовать водитель в сложившихся обстоятельствах с точки зрения безопасности движения;
- оценить его действия согласно соответствию их техническим требованиям нормативных актов и правилам безопасности движения;
- установить места расположения автомобилей в конкретные моменты времени;
- определить скорость движения транспортных средств в определенный момент времени;
- определить тормозной и остановочный пути, расстояния, преодолеваемые транспортным средством в определенные промежутки времени, а также наличие возможности предотвратить столкновение путем торможения;
- определить время преодоления транспортным средством заданных участков пути.
Задачи транспортно — трассологической экспертизы:
- определить траекторию и характер движения транспортных средств и других, объектов до столкновения;
- определить относительное расположение транспортных средств и препятствий в момент удара;
- установить места столкновения;
- определить траекторию и характер движения транспортного средства и пешехода;
- установить место наезда транспортного средства на пешехода; установить механизм ДТП;
- идентифицировать лицо, управлюющего ТС на момент ДТП;
- установить конкретные транспортные средства, которые участвовали в столкновении;
- установить принадлежность отделившихся в процессе столкновения частей к конкретному транспортному средству.
Задачи технико-диагностической экспертизы:
- установить неисправности транспортных средств (узлов, механизмов, деталей);
- выяснить причины и временя их возникновения;
- выяснить влияние неисправностей на возникновение ДТП;
- установить соответствие технического состояния автомобиля требованиям и нормам безопасности движения;
- установить причинно-следственную связь между неисправностями и ДТП и обстоятельствами, способствовавшими возникновению неисправностей;
- определить возможность своевременного выявления неисправностей до ДТП.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Задачи инженерно-психофизиологической экспертизы:
- установить возможность своевременной оценки водителем опасной ситуации;
- определить время реакции водителя, участвовавшего в ДТП, в зависимости от сложившихся дорожных обстоятельств;
- выяснить возможность выполнения водителем требуемых действий в аварийной ситуации;
- определить возможность выявления и восприятия водителем сложившейся перед ДТП дорожной обстановки;
- установить возможность предотвращения водителем ДТП, учитывая психофизиологическое воздействие на него различных обстоятельств.
Автодорожная экспертиза отвечает на следующие вопросы:
- какая техническая документация (ТД) регламентирует те или иные эксплуатационные характеристики автодороги на участке ДТП;
- есть ли в допустимых техническими документами пределах обнаруженные дефекты дороги на участке ДТП;
- соответствуют ли сцепные характеристики покрытия на месте ДТП требованиям ТД;
- в случае несоответствия, если ли причинно-следственная связь между ДТП и этим несоответствием;
- есть ли техническая причинная связь между отклонением от нормы обнаруженного дорожно-технического фактора и заносом автомобиля на участке ДТП;
- есть ли какие-нибудь недостатки в организации движения на месте ДТП;
- какими требованиями ТД должны руководствоваться должностные лица, ответственные за эксплуатацию дороги на данном маршруте;
- соответствуют ли их действия данным требованиям и т.д.
Найти ответы на все эти вопросы может судебная дорожно-транспортная экспертиза, проведенная специалистами НП «Федерация Судебных Экспертов». Мы также можем написать ходатайство о назначении судом дополнительных экспертиз и исследований для прояснения ситуации и установления действительного состояния вещей.
Многолетний опыт, современное оборудование, юридическая подготовка позволяют нам оказывать квалифицированные экспертные услуги (в частности, судебную дорожно-транспортную экспертизу) и сотрудничать как с частными, так и с юридическими лицами (организациями, предприятиями, органами государственной власти и правоохранительными органами).
Предпосылок возникновения аварии несколько, это могут быть: техническая неисправность автомобиля, несоблюдение ПДД, отсутствие специальных дорожных знаков, несоответствующее государственным стандартам дорожное покрытие. В ситуации, когда определить настоящую причину аварии довольно сложно назначается дорожно-транспортная экспертиза. Данное мероприятие может проводиться экспертами МВД, или же автоэкспертами независимых структур.
Аварийная ситуация порождает много противоречий со стороны участников ДТП, свидетелей и инспекторов ГИБДД. Каждая из сторон может судить ситуацию субъективно, однако, в любом случае виновная сторона должна быть установлена. Для более четкого отображения картины ДТП на место происшествия вызываются эксперты. Сама экспертиза может иметь разный характер, предмет исследования зависит непосредственно от ситуации.
Как оспорить независимую экспертизу в суде.Что грозит при ДТП при обгоне на перекрестке читайте тут.
Все ДТП условно делятся на виды:
- Аварии, возникшие вследствие нарушения ПДД.
- Аварии, возникшие в результате технической неисправности ТС.
- Аварии, возникшие вследствие технической невозможности исключить столкновение.
Все вышеперечисленные вариации могут в той или иной степени стать причиной аварии. Касаемо технической невозможности, то к данному термину относят ДТП, возникшие из-за опасных дорожных условий.
Как правило, дорожно-транспортная экспертиза назначается в суде, целью ее проведения является установка виновных лиц в результате действий которых произошло ДТП.
Расследование и экспертиза дорожно-транспортных происшествий
Объектом изучения экспертизы выступают:
- Анализ обстановки на месте ДТП. Исследуется состояние дорожного полотна, проезжей части, обочины и участков, расположенных в непосредственной близости у дороги.
- Определение параметров движения автомобилей пострадавших в ДТП. Эксперт, опираясь на различные факторы (следы торможения, осколки, пятна масла и т.д), определяет с какой стороны и на какой скорости двигались автомобили.
- Исследование дорожного полотна на предмет уклонов, проломов, выбоин, просадок и других дорожных дефектов. В заключении экспертов указываются все размеры и параметры отклонений и особенностей дорожного полотна, которые могут являться причиной возникновения аварии.
- Анализ уровня информационной безопасности на дорожном участке. Проверяется нанесена ли дорожная разметка, присутствуют ли специальные знаки, светофоры и т. д.
Безопасность движения полностью зависит от структуры дорожного покрытия. Так, причиной аварийной ситуации могут стать сдвиги, выбоины, расколы, ямы, гребенки и впадины на дорогах. Ответственность за обеспечение дорожной безопасности несут городские власти и районное управление ГИБДД. Аварийные ситуации, возникающие в результате дефектов асфальтного покрытия, случаются также нередко. В данном случае объектом изучения экспертизы выступает дорога. Ответственность за подобные ДТП несут городские власти, которые собственно и обязаны возмещать ущерб пострадавшему.
Дорожно-транспортная экспертиза обстоятельств ДТП должна разрешать такие вопросы:
- Какая обстановка на месте аварии. Какое состояние дорожного покрытия, обочины, прилегающих участков к магистрали?
- Может ли эксперт путем расчета коэффициентов определить параметры движения автомобиля?
- Есть ли уклоны на дороге (если есть, то какие размеры)?
- Какой обзор и видимость дороги был у водителей ТС, которые участвовали в аварии?
- Где возникло и как столкнулись ТС?
- Как располагались ТС относительно дорожного участка на момент аварии?
- Была ли техническая возможность у участников аварии избежать происшествия?
- Какое состояние дорожного полотна и придорожного обустройства?
- Могли ли неправильное дорожное обустройство (ямы, расколы, отсутствие знаков) повлиять на управление ТС попавшее в ДТП?
- Какими нормативными актами регламентируются эксплуатационные параметры данного дорожного участка?
- Какие дефекты были обнаружены на дорожном участке где возникла авария? Какой вид дефекта (размер выбоин и т.д)?
- Соответствует ли исследуемый участок эксплуатационным параметрам по нормативной документации?
- Кто должен отвечать за соблюдение требований, перечисленных в нормативно-технической документации на данных автодорожных участках?
Частная независимая экспертиза может осуществляться через несколько часов после ДТП, за счет одного из участников аварии. Проводить экспертизу разрешается до судебного разбирательства для выяснения обстоятельства аварии, однако, как уже было сказано данная процедура не бесплатна.
Судебную дорожно-транспортную экспертизу могут назначить исключительно в суде по ходатайству одного из участников аварии либо с целью дополнительного расследования для определения виновника. Проводить экспертизу имеет право исключительно эксперт-автотехник (1, 2, 3 разряда). Эксперт-автотехник является специалистом, имеющим специальность «Автомобилетракторостроение» и «Автомобили и автомобильное хозяйство» и опыт работы по направлению подготовки не менее 1 года.
Для проведения экспертизы требуется предъявить:
- схему ДТП;
- задокументированные письменно опросы свидетелей и участников ДТП;
- видеозаписи, фотоснимки с места происшествия;
- акт осмотра ТС;
- справка о ДТП;
- постановление об административном правонарушении;
- протокол административного правонарушения (копия);
- заключение о наличии неисправностей ТС и стоимости восстановительного ремонта.
Акты осмотра ТС и заключения предоставляет страховая компания, которая выплачивает компенсацию ущерба.
Сроки проведения экспертизы могут колебаться от 2 до 7 дней в зависимости от обстоятельств. В основном на проведение судебной экспертизы отводится не более 10 дней.
Стоимость экспертизы дорожно-транспортного происшествия
Судебная экспертиза должна быть бесплатной. Независимая экспертиза проводится за счет заказчика. Истец имеет право требовать с виновника аварии или страховщика возместить затраты на проведение экспертных работ. Стоимость зависит от вида процедуры, например, комплексная экспертиза может обойтись от 5000 до 7000 рублей. Стоимость автотехнической экспертизы в зависимости от состояния автомобиля вследствие ДТП может обойтись от 1500 до 4000 рублей.
Как заполнить извещение о ДТП читайте тут.
Оригинал заключения выдается на руки заказчику экспертизы. Если человек намерен взыскать ущерб с виновника аварии либо судится со страховой, тогда необходимо уведомить ответственное лицо о дате и месте проведения экспертизы. Копии документов могут быть предоставлены сразу же всем заинтересованным лицам на месте проведения диагностики. В случае подачи иска в суд копия заключения предоставляется вместе с заявлением в качестве дополнительного документа.
Точная стоимость зависит от конкретного случая. Оставьте заявку или уточняйте по телефону.
Одним из инструментов расследования последствий дорожно-транспортных происшествий, где был поврежден автотранспорт, и где пострадали пешеходы, водитель и (или) пассажиры служит экспертиза дорожно-транспортных происшествий, которую в тех или иных условиях обыватели именуют то дорожной экспертизой, то дорожно-транспортной, или даже автодорожной экспертизой.
Примечательно и то, что ни одно из вышеуказанных названий дорожной экспертизы не является правильным и научно-обоснованным наименованием, но об этом чуть позже. Итак, судебная дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная или дорожная экспертиза) происшествий до настоящего времени продолжает оставаться самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз, чему служит целый набор объективных факторов.
Во первых, до принятия приказа Минюста № 114 от 14.05.2003г. «Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства Юстиции Российской Федерации, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации» дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная экспертиза или дорожная экспертиза) по исследованию дорожных условий, знаков, разметки, и прочих элементов дорожных происшествий как отдельный вид судебных экспертиз вообще не была определена ни в одном из приказов Минюста РФ.
Лишь только после издания вышеуказанного Приказа № 114 автодорожная независимая экспертиза (дорожно-транспортная экспертиза или дорожная экспертиза) приобрела свой уникальный номер -13.3., только в данном приказе экспертизе было установлено точное и научно обоснованное наименование — «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия».
Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (автодорожная или дорожная) экспертиза обрела свое уникальное наименование более 7 лет назад, подавляющее большинство практикующих юристов, адвокатов, судей и следователей все также продолжает назначать в суде (или на следствии) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая лишь класс экспертиз, без уточнения точного вида экспертного исследования.
В результате столь общего и абстрактного обозначения требуемой экспертизы, в нашей практике зачастую складываются ситуации, когда в адрес какого-либо экспертного учреждения, где присутствуют тоже вроде бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), поступают материалы уголовного дела, где требуется познания именно эксперта по исследованию дорожных условий ДТП (дорожно-транспортных происшествий, дорожной разметки, дорожных знаков и полотна дороги).
В таких случаях возникает неприглядная ситуация, в результате которой дело возвращается в судебно-следственные органы без исполнения, в результате чего сроки расследования дела затягиваются по причине элементарной безграмотности участников судебного процесса.
На сегодняшний день, т.е. уже по прошествии более чем семи лет, с даты возникновения и нормативного закрепления экспертной специальности 13.3. «Исследование технического состояния дороги, дорожных условий на месте дорожно-транспортного происшествия», нам очень бы хотелось увидеть у уважаемых юристов самый минимальный набор прикладных знаний о действующей и нормативно-закрепленной классификации судебно-экспертных специальностей, о которой мы указали выше.
Цели и задачи судебной дорожно-транспортной (автодорожной) экспертизы:
Вопросы, на судебную дорожно-транспортную (автодорожную / дорожную) экспертизу:
Примечание: Вышеуказанный перечень вопросов на автодорожную экспертизу (дорожно-транспортную или дорожную экспертизу) условный. Просим относиться к нему творчески, уточняя вопрос в зависимости от актуальной дорожно-транспортной ситуации. Все возможные вопросы рекомендуем согласовывать с нашими экспертами по телефонам, указанным на сайте.
Перечень материалов, требуемых для проведения автодорожной (дорожно-транспортной) экспертизы
Для проведения судебной автодорожной (дорожно-транспортной или дорожной) экспертизы в распоряжение эксперта необходимо предоставлять все материалы гражданского, административного, гражданского или уголовного дела, относящиеся к ДТП. Должностному лицу, назначающему дорожную экспертизу, следует знать, что для полного и всестороннего исследования необходимо изучение всего комплекса информации о ДТП. Соответственно ни один протокол допроса, ни один акт и ни одна фотография по факту ДТП лишней не будет.
Кстати, в ситуациях, где одним из важных фактором ДТП являются погодные условия обязательным документов станет справка о погодных условиях из регионального Гидрометцентра в момент дорожно-транспортного происшествия (ДТП).Дорожные условия – это совокупность геометрических параметров, транспортно-эксплуатационных качеств дороги, дорожных покрытий, элементов обустройства и обстановки, непосредственно влияющих на условия дорожного движения.
Суть и особенности дорожно-транспортной экспертизы после ДТП
Можно выделить несколько причин возникновения ДТП. Предпосылкой для аварийной ситуации может быть как техническая неисправность автомобиля или несоблюдение водителем правил дорожного движения, так и состояние дорожного покрытия.
Дорожно-транспортная экспертиза после ДТП назначается в тех случаях, когда доподлинно определить, по какой именно причиной произошло столкновение, невозможно. Исследование может быть проведено сотрудниками МВД или специалистами независимых экспертных компаний.Автомобильная авария вызывает много вопросов, как у участников аварии, так и специалистов, расследующих обстоятельства ДТП. Каждая из сторон произошедшего рассматривает ситуацию субъективно, но в любом случае, прежде всего, участникам необходимо определить виновника столкновения.
Наиболее четко определить обстоятельства автомобильной аварии можно путем вызова на место аварии экспертов. Исследование может иметь разный характер и объект исследования, в зависимости от конкретных обстоятельств случившегося.
ДТП можно разделить на несколько видов:
- Аварии, которые произошли из-за нарушений водителем правил дорожного движения.
- Аварии, произошедшие вследствие технической неисправности транспортного средства.
- Аварии, причинами которых стала невозможность избежать столкновения.
Чаще всего дорожно-транспортную экспертизу назначают в суде, чтобы определить реального виновника ДТП для его последующего привлечения к ответственности.
Объектом может выступать:
- Анализ обстановки на месте автомобильной аварии. В этом случае специалисты исследуют состояние дорожного покрытия, проезжей части, тротуара и иных участков дороги, которые расположены в непосредственной близости от дороги.
- Определение параметров движения транспортных средств, ставших участниками аварии. При помощи определенных факторов, эксперту удается установить, с какой скоростью двигалось транспортное средство.
- Исследование дорожного покрытия на предмет различных дефектов. Эксперт определяет наличие уклонов, проломов, выбоин. В заключении специалистом должны быть указаны те несоответствия, которые могли стать причиной случившегося.
- Анализ уровня безопасности на данном участке дороги. В этом случае эксперт определяет, есть ли на дороге различные знаки, специальная разметка.
В случае если экспертом будет установлено, что причиной столкновения стало некачественное дорожное покрытие, к ответственности привлекаются городские власти.
Вопросы, на которые отвечает дорожно-транспортная экспертиза
Проведение дорожно-транспортной экспертизы после ДТП необходимо для того, чтобы у заявителя была возможность получить ответы на следующие вопросы:
- Какая обстановка была на месте ДТП. Особое значение имеет состояние дорожного покрытия на месте столкновения, а также обочины и прилегающей территории.
- Можно ли определить параметры движения транспортного средства.
- Имеются ли на дороге уклоны.
- Какой обзор и видимости дороги были у водителя транспорта, принимавшего участие в ДТП.
- Где произошло столкновение автомобилей.
- Была ли у водителей техническая возможность избежать происшествия?
- Какое состояние дорожного покрытия было на место аварии.
- Могло ли некачественное дорожное покрытие стать причиной столкновения.
- Какие дефекты удалось обнаружить на месте дорожно-транспортного происшествия.
- Кто отвечает за состояние дорожного покрытия на том участке дороги, где произошло столкновение.
В соответствии с нормами законодательства, дорожно-транспортное происшествие может проходить сразу с несколькими объектами исследования. В некоторых случаях допускается проведение комплексного исследования, есть у участников ДТП какие-либо разногласия со сделанными по обычной экспертизе (автотехнологической или трасологической) выводами.
Дорогие читатели! В статье мы говорим о типовых способах разрешения юридических вопросов, однако ваш случай может быть индивидуальным. Мы поможем вам решить конкретно Вашу проблему – просто обратитесь к нашему юристу:
За время вождения любой автолюбитель, так или иначе, сталкивался с опасностью ДТП или даже являлся его непосредственным участником. Даже при соблюдении всех правил дорожного движения ни один водитель не может быть полностью защищен от подобных происшествий. И далеко не всегда виновником обязан быть один из водителей.
Только что же делать в тех случаях, когда виновниками ДТП являются дорожные условия и целостность дорожного полотна в целом. Уже на месте происшествия это может быть очевидным, однако не всегда можно так просто доказать собственную правоту. Именно для этого и назначаются дорожно-транспортные экспертизы. А в нашей статье мы расскажем о ней подробнее и о тех вопросах, которые можно с помощью нее решить.
Дорожно-транспортная экспертиза – это одна из разновидностей расследования, проводимого экспертами, на основе имеющихся данных о требуемом предмете выяснения. В данном случае изучению подлежат причины, которые повлекли за собой ДТП, связанные непосредственно с дорожными условиями.
Подобную процедуру называют по-разному: экспертиза состояния дороги, дорожная экспертиза, экспертиза дорожных условий и прочие смежные с этим формулировки. Однако все это представляет собой выяснение одинаковых по факту обстоятельств ДТП. Так же проводится и судебная дорожно-транспортная экспертиза, когда ведется разбирательство по происшествию.
Полное изучение ситуации экспертами часто помогает выделить во время дорожно-транспортных расследований самые различные детали, ранее не очевидные. Так, к примеру, дорожно-транспортные экспертизы дают ответы на следующие вопросы:
- Соответствует ли участок дороги необходимым нормативным требованиям;
- Какие факторы обстановки на дороге способствовали возникновению ДТП (качество или наличие разметки, наличие необходимых дорожных указателей, регуляторов движения);
- Как должен был повести себя водитель при сложившихся обстоятельствах;
- Каким был угол обзора водителя в сложившейся ситуации и насколько он мог быть осведомлен;
- Какие действия мог предпринять водитель для предотвращения аварии с технической стороны вопроса;
- Какие были именно технически возможные варианты для предотвращения ДТП, учитывая общую дорожно-транспортную обстановку;
- Соответствует ли полотно и его состояние на момент происшествия всем необходимым нормам строительства;
- Были ли на участке дороге нарушения, которые подвергали участников движения непосредственной опасности;
- Могли ли являться причиной аварии именно нарушения в расположении или отсутствии дорожных знаков, разметки, светофоров.
Как видите, проведение подобной дорожной экспертизы помогает установить огромное количество фактов для успешного рассмотрения в суде.
В первую очередь следует отметить тот факт, что время проведения экспертизы и ее специфика зависит напрямую от того является ли она частной или нет. То есть можно условно разделить проводимые дорожно-транспортные экспертизы на два вида:
- Частные независимые экспертизы. Подобная дорожная экспертиза может быть проведена в самое ближайшее после аварии время. Услуга не бесплатна, включая и сам вызов эксперта по факту происшествия. Оплата производится обычно тем участников аварии, кто заказывает процедуру. Следует помнить, что проведение дорожно-транспортной экспертизыперед судебным разбирательствомне запрещено. То есть Вы можете собрать необходимые доказательства своей невиновности предварительно. Помимо прочего, эксперту будет проще восстановить ситуацию «по горячим следам»;
- Судебные дорожно-транспортные экспертизы. Подобная дорожная экспертиза назначается исключительно в суде, после подачи соответствующего ходатайства (прошения) о ее необходимости. Она довольно часто используется в судебном процессе для вычисления виновника происшествия, если ранее точное определение не было возможным. Судебную экспертизу имеет право проводить только определенный назначенный специалист, который является экспертом-автотехником требуемого разряда.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Если у частной больше возможностей собрать требуемую информацию самостоятельно, то специалист судебной экспертизы вынужден будет в основе своей опираться на имеющиеся документы. Именно для этого потребуется предоставить информацию в полном объеме.
Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.