Информация на тему: "доплата за разделение рабочего дня на части" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.
Интенсивность трудовой деятельности может различаться в зависимости от времени суток. Если перепады интенсивности значительны, актуальным становится внедрение разделения дня.
Разделение рабочего дня – это раздробление смены на ряд частей, между которыми полагаются перерывы. Продолжительность рабочего времени не должна превышать установленные нормативы. Данная форма труда регулируется статьей 105 ТК РФ. Она регламентирует:
- Основания для введения такого графика.
- Максимальную длительность рабочего времени.
В ТК изложены только самые общие принципы разделения. Однако в кодексе отсутствуют разъяснения касательно количества отрезков в рабочем дне, их продолжительности. Все это устанавливается на усмотрение работодателя. График должен быть вписан во внутренние нормативные акты. Как правило, смена разделяется на две части. Если перерыв между ними составляет меньше 2 часов, рабочий день будет стандартным. Время отдыха предназначается для приема пищи. Если же перерыв больше 2 часов, смену можно признать разделенной. Если требуется, количество этих отрезков может быть большим. Число перерывов зависит от особенностей конкретной работы.
ВАЖНО! Разделенный день не признается сменной работой. Данные формы труда регулируются различными нормативными актами.
ВНИМАНИЕ! Отдельные нюансы раздробленного дня устанавливаются частью 1 статьи 100 ТК РФ.
В каких случаях имеет смысл разделять рабочий день?
Как уже говорилось, в течение дня интенсивность работы может меняться. К примеру, во второй половине дня работы практически нет, но зато утром и вечером заказов крайне много. Раздробление дня в этом случае нужно для того, чтобы сотрудники находились на месте службы только при наличии работы. В обратном случае люди просто будут сидеть в офисе и ничего не делать. То есть главная цель разделения – рациональное распределение времени. Как правило, рассматриваемый график труда практикуется в коммунальных службах, в транспортных компаниях, гражданской авиации. Условия раздробления перечислены в статье 105 ТК РФ:
- Особая специфика деятельности.
- Работа с разной интенсивностью, которая изменяется в течение смены.
- На предприятии присутствует соответствующий внутренний акт, согласованный с профсоюзом.
- Невозможность работать на протяжении всего рабочего дня. К примеру, офисное помещение невозможно прибирать в присутствии сотрудников. В этом случае уборщица переходит в середине смены. На это время работникам полагается перерыв.
ВАЖНО! Работодатель не имеет права дробить смены по своему желанию. Для разделения нужны объективные основания. При возникновении трудовых споров придется доказывать наличие этих оснований. Работодателю рекомендуется досконально изучить статью 105 ТК РФ.
Перерывы между отрезками трудового дня оплачиваться не будут. Количество их зависит от усмотрения работодателя. Существуют профессии, перерывы для которых регламентируются отраслевыми актами:
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
- Участники судов гражданской авиации.
- Водители трамваев и троллейбусов, автобусов.
- Сотрудники железнодорожного транспорта, которые обслуживают служебные вагоны.
- Сотрудники метрополитена, которые занимаются обслуживанием пассажиров.
- Люди, работающие в образовательных учреждениях в случае, если ученики пребывают там круглосуточно.
- Сотрудники связи.
- Люди, которые занимаются уходом за животными.
- Служащие субъектов Спецстроя.
- Сотрудники наземного электрического ТС.
Специфика раздробления рабочего дня не должна нарушать права трудящихся. Это правило оговорено в части 2 статьи 329 ТК РФ. Если разделение регулируется нормативными актами отрасли, работодатель должен учесть это при установлении графика.
ВНИМАНИЕ! Для того чтобы ввести раздробление дня, работодатель должен получить согласие профсоюза, а затем составить внутренний акт. Если профсоюз отсутствует, при разработке графика нужно ориентироваться на мнение трудящихся. Если сотрудники против раздробления, однако работодатель настаивает на своем, следует обратиться в трудовую инспекцию.
Лица с разделенным рабочим днем не лишаются права на обеденный перерыв. Данное право регламентируется частью 1 статьи 108 ТК РФ. Длительность обеда составляет от 30 минут до 2 часов. Время перерыва на обед может присоединяться к времени перерыва между частями смены. Данное правило установлено частью 1 статьи 108 ТК РФ.
Нужно понимать, что разделение дня обычно доставляет множество неудобств для сотрудников. Работнику приходится уходить с работы в разгар дня, а потом возвращаться. По этой причине раздробление должно компенсироваться. Порядок и размер выплат регулируются законами РФ, внутренними нормативными актами, что оговорено статьей 149 ТК РФ. Это именно компенсация, а потому она не входит в размер оклада. Размер выплат зависит от отрасли и устанавливается от оклада или тарифной ставки:
- Женщины, которые заняты в условиях сельской местности, – 30%.
- Люди, занятые в ЖКХ, областях бытового обслуживания, – 30%.
- Руководители РЖД – 30%.
Работодатель не имеет права устанавливать меньшую надбавку. Однако размер компенсации может быть увеличен. Размер выплат фиксируется во внутренних актах.
Ответственность работодателя за уплату компенсации в меньшем размере
Если работодатель устанавливает меньший размер компенсации, работнику нужно пойти с жалобой в Государственную инспекцию труда (ГИТ). На основании жалобы ГИТ предъявляет работодателю предписание об исправлении нарушений, что оговорено статьей 357 ТК РФ. Проводится проверка. Если в процессе ее обнаружены правонарушения, то на работодателя накладывается штраф:
- Для должностных лиц – от 1 до 5 тысяч рублей.
- Для ЮЛ – от 30 до 50 тысяч рублей.
Данные штрафы установлены частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Рассмотрим компенсации с точки зрения налогообложения:
- Средства учитываются для налогообложения, что оговорено в пункте 1 статьи 252 НК РФ.
- Входят в состав трат на оплату деятельности работников в целях исчисления налогов. Это актуально при УСН.
- Компенсации облагаются налогом на доходы ФЛ.
- Из них вычитаются страховые взносы.
Следовательно, начисляемые компенсации не снижают налоговую нагрузку.
Что делать работодателю, если он желает раздробить рабочий день? Актуален следующий порядок действий:
- Разработка внутреннего нормативного акта, который будет регламентировать порядок разделения.
- Направление локального акта в профсоюз. Получение от него разрешения на раздробление.
- Утверждение внутреннего акта.
- Ознакомление сотрудников с новым распорядком дня. Подробное разъяснение им всех нюансов нововведения.
- Заключение с трудящимися дополнительного соглашения, в котором оговорено раздробление.
На основании этого порядка можно сделать вывод о том, что работодатель не может установить раздробленный день единолично. Потребуется получить все разрешения. Профсоюз должен убедиться в том, что нововведения никак не нарушают права сотрудников.
В соответствие со ст. 105 ТК РФ разделение рабочего дня на части является одним из видов режима рабочего времени.
Так как условия работы в данном случае отличаются от нормальных, то трудовое законодательство обязывает работодателя установить для таких работников соответствующие доплаты (ст. 149 ТК РФ).
Случаи, в которых возможно разделение рабочего дня на части
Рабочий день может быть разделен на части:
- при особом характере труда;
- при производстве работ интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены).
При этом общая продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.
Для отдельных категорий работников данный вопрос регулируется отраслевыми нормативными актами:
- для работников метрополитена, непосредственно связанных с обслуживанием пассажиров, а также при проведении работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены) – «Положением об особенностях рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена» утв. Приказом Минтранса России от 08.06.2005 N 63;
- для работников отделений связи, непосредственно занятых обслуживанием населения – «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников связи, имеющих особый характер работы» утв. Приказом Минсвязи России от 08.09.2003 N 112;
- для водителей трамваев и троллейбусов – «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса» утв. Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 127;
- для водителей автобусов на регулярных городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах – «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15;
- для работников, осуществляющих управление воздушным движением судов гражданской авиации, работников плавающего состава судов внутреннего речного транспорта – «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации РФ» утв. Приказом Минтранса России от 21.11.2005 N 139.
Размер доплата за разделение рабочего дня на части
В настоящий момент размер доплат не регулируется законодательством. Исключение составляют следующие категории работников:
- женщины, работающие в сельской местности (если рабочий день разделен на части) – повышенная на 30 процентов оплата труда (п. 1.7 Постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 на основании ст. 423 ТК РФ);
- работники ряда организаций ЖКХ, сферы бытового обслуживания (если рабочий день разделен на части) – доплата не менее 30% от тарифной ставки (пп. «и» п. 2.8.2.1 «Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017 – 2019 годы»);
- руководители структурных подразделений железных дорог для руководителей структурных подразделений железных дорог – доплата до 30% от тарифной ставки или оклада (п. 4.4 «Положения об оплате труда работников филиалов ОАО «Российские железные дороги», утв. Решением Правления ОАО «РЖД» от 15.04.2004).
В остальных случаях размер доплаты устанавливается работодателем самостоятельно с учетом специфики и характера работы.
В тоже время необходимо отметить что отсутствие доплат, равно как установление режима разделенного дня для работников без должного обоснования будет служить поводом для привлечения работодателя к административной ответственности (предусматривающей получение крупных штрафов).
При установлении для отдельных категорий работников графика, разделенного на части рабочего дня работодатель должен разработать и утвердить соответствующий приказ (или иной локальный нормативный акт), в котором необходимо указать:
- категории работников, в отношение которых вводится разделение рабочего дня на части;
- количество и продолжительность частей рабочего дня;
- количество и продолжительность перерывов;
- размер доплат за разделение рабочего дня на части;
- дата, с которой положения данного приказа вступаю в силу.
В тех случаях, когда разделение рабочего дня устанавливается для работников лишь на определенный срок, то в приказе необходимо указать дату начало и окончания данного периода.
Перед утверждением текст приказа должен быть согласован с выборным органом первичной профсоюзной организации.
Возможно, ли разделение рабочего дня на части водителя автобуса, который не работает на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах? В Приказе Минтранса № 299 прописан порядок разделения рабочего дня на части только для водителей автобусов, работающих на регулярных городских, пригородных и междугородных маршрутах. Если разделение все-таки возможно, то необходимо ли в данном случае руководствоваться приказом № 299?
Да, разделение возможно. Руководствоваться надо ст. 105 ТК РФ.
Статьей 105 ТК РФ установлено, что на тех работах, где это необходимо вследствие особого характера труда, а также при производстве работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены), рабочий день может быть разделен на части.
При этом надо соблюдать следующие правила:
– общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы;
– для разделения рабочего дня на части надо принять специальный локальный нормативный акт с учетом мнения первичной профсоюзной организации.
Трудовое законодательство не устанавливает количество частей, на которые может быть разделен рабочий день.
Подробно об этом см. материалы в обосновании.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Кадры».
Статья: «Порционная» работа, или Делим рабочий день на части
«Разделение рабочего дня на части является одним из видов режима рабочего времени* (ч. 1 ст. 100, ст. 105 Трудового кодекса РФ).
Такой режим не может быть установлен произвольно или по желанию одной из сторон трудовых отношений. В случае возникновения трудового или налогового спора работодатель должен будет доказать, что для подобного деления существовали объективные причины*.
Составляющие разделенного рабочего дня отдельных категорий работников определены отраслевыми нормативными правовыми актами. Работодателю нужно учесть их положения при разработке локального документа.
Вместе с тем наличие нормативно закрепленных перечней профессий и должностей сотрудников, рабочий день которых разрешено делить на части, не исключает возможности применения этого режима к иным работникам.
В статье 105 ТК РФ указано, что рабочий день разделяется на части работодателем на основании локального нормативного акта (далее – ЛНА), принятого с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (если в компании есть профсоюз). А значит, такой режим можно установить любому сотруднику, если для этого есть объективные причины и соблюдена определенная процедура.
Основания для разделения рабочего дня на части
• выполнение работ, где это необходимо вследствие особого характера труда;
• осуществление работ, интенсивность которых неодинакова в течение рабочего дня (смены)*
Как видно из определения обсуждаемого режима, при разделении рабочего дня на части действуют некоторые ограничения. Так, общая продолжительность рабочего времени не должна превышать установленной продолжительности ежедневной работы. При этом работодатель должен вести строгий учет отработанного времени в табеле учета рабочего времени. В нем проставляется общее количество фактически отработанных часов, которое должно соответствовать установленной продолжительности ежедневной работы.
К примеру, если рабочий день (смена) составляет 8 часов, то независимо от деления на части рабочее время должно также составлять 8 часов.
При этом в верхней строке графы «Отметки о явках и неявках на работу по числам месяца» напротив фамилии работника проставляется код «Я» или «01», а в нижней строке указывается продолжительность работы в таком режиме.
Работа при разделении рабочего дня на части не относится к сменной (ст. 103 ТК РФ). Это разные режимы рабочего времени, регулируемые различными нормами ТК РФ.
Время перерывов в рабочее время не включается и не оплачивается. Количество частей, на которое может делиться рабочий день, а также продолжительность неоплачиваемых перерывов между ними ТК РФ не регламентированы и определяются работодателем. Как правило, это две приблизительно одинаковые части с перерывом более двух часов.
Разделение рабочего дня на части создает неудобства сотрудникам, которые вынуждены оставлять рабочее место, а затем возвращаться на работу. Поэтому несмотря на неоплачиваемость перерывов такие издержки работодателю все-таки придется возместить.
При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты. К таким условиям относится в т. ч. режим разделения рабочего дня на части. Указанные выплаты могут быть предусмотрены законодательством, коллективным договором, соглашениями, ЛНА, трудовым договором (ст. 149 ТК РФ). Они относятся к числу компенсационных и не учитываются в размере оклада (определение Верховного Суда Республики Коми от 13.01.2011 № 33–8/2011).
Женщинам (независимо от места их проживания), работающим в сельской местности, где по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более двух часов), предусмотрена оплата труда, повышенная на 30% (п. 1.7 постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 № 298/3–1 «О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе»).
Руководителям структурных подразделений железных дорог при работе с разделением рабочего дня (смены) на части (с перерывом в работе более двух часов) может устанавливаться доплата в размере до 30% тарифной ставки (оклада) за фактически отработанное время (п. 4.4 Положения об оплате труда работников филиалов открытого акционерного общества «Российские железные дороги», утв. решением Правления ОАО «РЖД» от 15.04.2004, протокол № 8).
Неустановление доплаты или установление ее в меньшем размере, чем это предусмотрено нормативными актами На практике далеко не все работодатели устанавливают работникам доплату за разделение рабочего дня на части, ошибочно считая, что законом не определен ее размер для всех категорий работников.
Работодатель не вправе установить и меньший размер доплаты, чем предусмотрен отраслевым нормативным правовым актом или отраслевым соглашением, к которому он присоединился.
Работнику, у которого рабочий день разделен на части, нужно предоставить перерыв для отдыха и питания
Норма о предоставлении перерыва обязательна для исполнения всеми работодателями вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности, а также от режима рабочего времени, установленного в организации, продолжительности рабочего дня (смены) и т. д.(определение Верховного Суда Республики Коми от 25.06.2012 № 33-2603АП/2012).
Время, предоставляемое для отдыха и питания, может быть использовано в любой части рабочего дня, его также можно присоединить к одному из перерывов между частями. Главное, чтобы оно составляло не менее 30 минут и не более двух часов. Такой перерыв не включается в рабочее время и не оплачивается (ч. 1, 2 ст. 108 ТК РФ).
Введение режима разделения рабочего дня на части предполагает следующий алгоритм действий.
ЭТАП 1. Разрабатываем проект ЛНА
Это может быть специальный раздел правил внутреннего трудового распорядка или отдельный ЛНА, устанавливающий порядок и условия разделения рабочего дня на части, например Положение о режимах рабочего времени (приложение 2).
В таком документе нужно указать следующую информацию:
категории, должности работников, для которых вводится разделение рабочего дня;
количество частей рабочего дня;
Видео (кликните для воспроизведения). |
продолжительность, время начала и окончания каждой части;
количество и продолжительность неоплачиваемых перерывов в течение рабочего дня;
продолжительность, время начала и окончания перерыва для отдыха и питания;
дата, с которой вводится разделение рабочего дня на части;
период, в течение которого действует данный режим (при установлении определенного срока);
размер доплаты работнику за разделение рабочего дня на части;
иные условия (при необходимости).
ЭТАП 2. Получаем мотивированное мнение профкома (при его наличии)
Если в компании создан профком, то ЛНА принимается с учетом его мнения (ст. 105, 372 ТК РФ). Соответственно, если профсоюза в организации нет, этот этап исключается.
Шаг 1. Направляем ЛНА в профком
Документ прилагается к сопроводительному письму (приложение 1). В содержательной части письма нужно изложить причины утверждения режима разделения рабочего дня на части и обратиться к профкому с просьбой об оформлении мотивированного мнения.
Важно зафиксировать факт получения профкомом такого письма (например, отметкой о получении на копии), так как с этой даты начнется отсчет срока, в течение которого профком обязан направить мотивированное мнение.
Шаг 2. Получаем мотивированное мнение профкома
Профком должен направить работодателю письменное мотивированное мнение по проекту ЛНА не позднее пяти рабочих дней со дня его получения. Если этого не произошло или профком представил немотивированное мнение, работодатель имеет право утвердить ЛНА в первоначальном виде.
Учет мнения профкома не означает согласования с ним ЛНА. Работодатель вправе прислушаться к мотивированному мнению профкома или решить вопрос на свое усмотрение и утвердить ЛНА в том виде, в каком считает целесообразным.
Шаг 3. Учитываем мотивированное мнение профкома
Если профком согласен на утверждение ЛНА в представленном виде, то после получения его письменного мотивированного мнения на ЛНА делается отметка: «Мнение профкома учтено (протокол от “____” _________ 20 ___ г. № ______)». Такая отметка может быть проставлена под подписью составителя документа или визами согласования.
Если же профком не согласился на утверждение ЛНА в представленном виде и работодатель согласен с внесенными поправками, ЛНА направляется на доработку с учетом внесенных замечаний и только после этого утверждается с той же пометкой об учете мнения представительного органа работников.
Если работодатель не согласен с внесенными поправками, в течение трех дней после получения мнения он должен:
1. Известить профком о времени и месте проведения дополнительных консультаций.
2. Провести дополнительные консультации.
3. Оформить протокол по результатам консультаций, указав в нем:
• (или) достигнутые договоренности по ЛНА;
• (или) факт недостижения согласия сторон по возникшим разногласиям.
После оформления протокола работодатель утверждает ЛНА и делает отметку об учете мнения профкома.
ЭТАП 3. Утверждаем ЛНА
ЛНА, в котором предусмотрено разделение рабочего дня на части (приложение 2), должен быть утвержден руководителем организации путем:
проставления в верхнем правом углу на титульном листе ЛНА грифа «Утверждаю», наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, Ф. И. О. и даты утверждения;
или издания приказа по основной деятельности, вводящего в действие этот документ (с указанием конкретной даты введения, а также лиц, ответственных за контроль исполнения ЛНА).
ЭТАП 4. Знакомим работников с ЛНА
Работодатель должен ознакомить работников, для которых введен режим разделения рабочего дня на части, с соответствующим ЛНА под подпись как при приеме на работу (до подписания трудового договора), так и в том случае, когда трудовой договор с ними уже заключен.
ЭТАП 5. Заключаем дополнительные соглашения к трудовым договорам
Режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя) относится к числу условий, обязательных для включения в трудовой договор (абз. 6 ч. 2 ст. 57 ТК РФ).
В связи с этим введение режима разделения рабочего дня на части в соответствии с утвержденным ЛНА признается изменением обязательных условий трудового договора. Оно может быть произведено только с согласия работника, т. е. после внесения соответствующих изменений в письменной форме в заключенный с ним трудовой договор (ст. 72 ТК РФ).
В дополнительном соглашении к трудовому договору нужно предусмотреть условия о новом режиме разделения рабочего дня на части, времени отдыха и доплате за такой режим.
В отношении вновь принимаемых на работу сотрудников, чей рабочий день разделен на части, все перечисленные условия будут прописаны в тексте трудового договора (приложение 3).
Если работодатель не установит доплату за разделение рабочего дня на части, работник может обратиться за защитой своих прав в государственную инспекцию труда. Рассмотрев жалобу, ГИТ может предъявить предписание об устранении нарушений трудового законодательства, обязательное для работодателя (ст. 356, абз. 6 ч. 1 ст. 357 ТК РФ).
Приложение 2. Пример оформления Положения о режимах рабочего времени (фрагмент)
Приложение 3. Пример оформления трудового договора с условием о разделении рабочего дня на части (фрагмент)
На некоторых предприятиях нередко фиксируются существенные перепады интенсивности труда в пределах одной рабочей смены. В зависимости от сферы деятельности и профиля производства, его масштабов и количества привлеченных сотрудников, на предприятии может вводиться режим разделенного трудового дня.Понятие разделенного рабочего дня, его правовая база
Разделенный график трудового дня представляет собой такой порядок исполнения рабочих обязанностей сотрудником, при котором смена делится на конкретные временные отрезки, между которыми существуют перерывы фиксированной длительности. При этом общее количество фактически отработанных часов в день не должно превышать стандартную норму.
В ст. 105 ТК РФ определяются общие условия действия такого режима в рабочем процессе. При этом ТК РФ не регламентирует максимальное или минимальное количество дробных частей одной трудовой смены, как и их длительность.
Однако, как показывает практика, работодатели зачастую предпочитают делить смену на две части с перерывом свыше 2 часов. Также, если направленность предприятия предполагает более частые остановки производственного процесса, то перерывы определяются в большем количестве.
Для того чтобы выявить, является ли рабочий день раздробленным, необходимо определить характер перерыва. Так, пауза на отдых и прием пищи для сотрудников – обеденный перерыв – регламентируется ст. 108 ТК РФ. Исходя из обозначенной статьи, если подобный перерыв длится более двух часов, то рабочий день считается разделенным. При этом работодатель в таких обстоятельствах должен опираться на ст. 105 ТК РФ в процессе ведения дальнейшей трудовой деятельности.
Случаи, в которых актуально разделение рабочего дня на части
Интенсивность работ на протяжении одной трудовой смены может быть изменчива. Например, производство предполагает большое количество заказов в утреннее время, при этом к вечеру остаются единичные клиенты. Деление смены в таких обстоятельствах создано для удобства руководящего аппарата и самих сотрудников, которые смогут находиться на рабочих местах только по факту необходимости, то есть при наличии конкретной работы. Основной целью деления трудового дня выступает оптимизация распределения временных ресурсов.
Представителями подобного рабочего режима являются многие службы коммунальной сферы и транспортные организации.
Условия применения данного режима трудового времени описаны в ст. 105 ТК РФ. К ним относятся:
- особая направленность производства;
- наличие в производственном процессе перепадов интенсивности на протяжении одного рабочего дня;
- фиксация подобного положения в локальном нормативном документе, основываясь на одобрении профсоюзного образования;
- отсутствие возможности организации беспрерывно работать целый трудовой день. Например, если в середине смены определенное количество времени выделено на уборку офиса. В таких обстоятельствах работникам предоставляется перерыв.
Практика показывает, что в ситуациях, когда между работодателем и подчиненным возникают споры относительно профессиональных отношений, правовые структуры в первую очередь требуют предоставление обоснований для разделенного трудового графика.
Сотрудникам, трудящимся при разделенном рабочем графике, также полагаются перерывы в течение дня для отдыха и приема пищи. Это фиксируется в ст. 108 ТК РФ. Подобное положение строго обязательно для любых управленцев вне зависимости от правовой формы организации, а также от режима трудового дня, предполагаемого в компании.
Подобный период на восстановление сил и приема обеда может использоваться сотрудником в любой момент смены. Основным требованием выступает временной промежуток. Так, стандартный перерыв должен длиться более получаса и менее двух часов. Подобная пауза не учитывается при начислении зарплаты, а также не включается в общее трудовое время.
Неоплачиваемые перерывы между частями трудового дня
Периоды перерывов при разделенном рабочем графике не подлежат оплате. При этом количество частей, на которые может делиться одна рабочая смена, а также длительность каждого перерыва между частями, определяется руководителем компании и фиксируется в локальном нормативном документе. Возможность управленца самостоятельно определять подобное положение фиксируется в ст. 8, ст. 22, ст. 105 ТК РФ.Наиболее распространенным вариантом является деление одной смены на две части с одним неоплачиваемым перерывом, длящимся более двух часов.
Также существуют отдельные нормативные документы, регламентирующие частные профессии и порядок их труда при разделенном рабочем графике. В частности, отдельные правила предусмотрены для следующих профессий:
- водители общественного транспорта (трамваи и троллейбусы);
- водители автобусов, работающих по междугородним маршрутам.
Важно помнить, что, если деление трудового дня предусмотрено отраслевыми нормативами, то принятие во внимание положений таких документов необходимо при составлении локальных документов.
Дробление одной трудовой смены обуславливает неудобство для подчиненных, которым приходится покидать рабочее место, чтобы через несколько часов туда вернуться. Подобные обстоятельства являются причиной обеспечения субъектов доплатой за труд при раздробленном трудовом режиме.
Порядок выплат и объем дополнительных начислений фиксируется местным нормативным документом или в коллективном соглашении. Также, в соответствии со ст. 149 ТК РФ, данный вопрос может регулироваться индивидуально, то есть, обозначаться в трудовом соглашении с конкретным подчиненным.
Следует понимать, что доплата представляет собой компенсационные выплаты, которые не входят в объем оклада. Объем таких выплат определяется, исходя из конкретной ситуации, специфики деятельности и труда самого сотрудника. Размер доплаты определяется как процент от оклада или ставки подчиненного.
Ст. 149 ТК РФ предполагает такой объем доплаты конкретным группам работников:
- женщинам, трудящимся в сельскохозяйственной отрасли, полагаются дополнительные 30% от установленной оплаты труда;
- гражданам, трудящимся в жилищно-коммунальных организациях, также полагается 30%;
- управляющему аппарату РЖД – 30%.
При этом наниматель не вправе устанавливать меньшую по объему надбавку. Однако сумма компенсационного процента может увеличиваться, исходя из желания работодателя.
За выдачу доплаты в меньшем объеме работодатель может понести ответственность. Так, сотрудник вправе подать соответствующую жалобу в инспекцию труда. Регулировка данной ситуации будет основываться в своем порядке на ст. 357 ТК РФ.
Если по факту проверки на предприятии были выявлены соответствующие нарушения, на сотрудников компании будет наложена административная ответственность, основываясь на ст. 5/27 КоАП РФ:
- для должностных лиц – от 1.000 до 5.000 руб.;
- для юридических лиц – от 30.000 до 50.000 руб.
Алгоритм действий по оформлению раздробленного рабочего дня выглядит следующим образом:
- Проектировка локального нормативного документа, основываясь на котором, работодатель сможет регулировать порядок режима труда при разделенном рабочем времени.
- Предоставление проекта документа в службу профсоюза. После рассмотрения профсоюзом проекта, выносится решение.
- Утверждение документа, его официальная публикация.
- Обеспечение подчиненных возможностью ознакомиться с документом, получив их подпись в доказательство осуществления указанного действия. Также, в случае необходимости, работникам следует разъяснить детали и подробности нового режима.
- Составление дополнительных соглашений с подчиненными. Данный документ призван фиксировать разделенный трудовой график по отношению к каждому сотруднику в частности.
Так, наниматель не имеет права единолично принять решение об использовании подобного режима труда. Ему также необходимо получить согласие профсоюза, который должен убедиться, что принимаемые корректировки не отразятся на служащих негативно, а также не нарушат их права.
Деление трудового дня, в частности, характерно для водителей рейсового транспорта. Это обусловлено необходимостью водителя подстраиваться под график движения автобусов, который определяет руководитель организации пассажирских перевозок. Таким образом, трудовой период, включающий все поездки сотрудника, может превышать зафиксированную законом норму. Однако получить надбавку за сверхурочный труди или ненормированный день не представляется возможным ввиду того, что:
- общее сверхурочное время не должно превышать отметки в 120 часов в год. Поездки между городами осуществляются ежедневно;
- ст. 101 ТК РФ определено, что использование ненормированного графика только при краткосрочной необходимости (на несколько дней) запрещено.
В данных обстоятельствах трудностью является также посменный график, так как определить нормированную смену проблематично. Помимо этого, труд на протяжении двух рабочих смен подряд законодательно запрещен, но, как показывает практика, имеет место быть. Так, когда водитель осуществляет одну поездку, он ждет необходимое количество времени (зачастую более 2-х часов), после чего осуществляет новую поездку.
Оптимальным решением становится использование дробленного рабочего графика, так как режим работы водителей попадает под положения ст. 105 ТК РФ.
Нюансами данного режима труда для водителей являются:
- Перерыв между частями рабочей смены должен начинаться не позднее первых пяти часов с начала рабочего дня.
- Когда разрыв рабочего времени достигает более 4 часов, работник имеет право брать перерыв в первой части смены. При этом длительность перерыва не может быть менее 15 минут.
- Временной отрезок, находящийся между рабочими частями, не должен быть более двух часов. В него не учитывается законодательно положенный субъекту перерыв на еду и отдых.
Так, для оформления подобного режима труда, наниматель должен получить письменное согласие водителя. В иных случаях привлечение субъекта к подобной деятельности незаконно.
Видео (кликните для воспроизведения). |
Таким образом, разделенный график труда используется для оптимизации использования рабочего времени. Это характерно для предприятий, у которых существуют сильные перепады интенсивности работы. Для оформления подобного графика нанимателю требуется получить согласие сотрудников и профсоюзного органа.
Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.