Информация на тему: "антимонопольные требования к торгам" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.
Содержание
- 1 Антимонопольные требования к проведению торгов и запроса котировок цен на товары
- 2 Антимонопольные требования, предъявляемые к торгам и запросам котировок цен на товары
- 3 Какие антимонопольные требования к торгам существуют
- 4 Антимонопольные требования к торгам: юридический анализ норм Закона “О защите конкуренции” и практики их применения (Истомин В.Г.)
Статья 17 . Антимонопольные требования к торгам
1. При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
2. Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
3. Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
4. Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона
Антимонопольные требования к проведению торгов и запроса котировок цен на товары
Обеспечение конкуренции при проведении торгов, т.е. механизма определения победителей за право заключения определенных хозяйственных договоров, является одним из направлений государственной антимонопольной политики. Представляется, что в целом можно выделить две основных группы правовых способов регламентации обеспечения конкуренции при проведении торгов. Во-первых, установление в законодательстве и подзаконных нормативных правовых актах таких правил проведения торгов, которые сами по себе максимально обеспечивают добросовестную конкуренцию при их проведении, в том числе путем создания прозрачных условий торгов, в частности, качественного, полного и своевременного информирования о торгах и всех необходимых процедурах, с ними связанных, путем создания недискриминационного доступа к торгам всех желающих лиц, обладающих соответствующим правом, путем создания эффективных судебных и досудебных механизмов защиты прав участников торгов, чьи права и интересы были нарушены и т.д.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ЮРИСТА
8 800 350 84 37
Эти механизмы закладываются непосредственно в нормативных правовых актах, регламентирующих те или иные виды торгов. В зависимости от степени проработанности соответствующих отраслевых правовых актов с точки зрения обеспечения конкуренции при проведении торгов в различных сферах хозяйственной деятельности – недропользования, лесопользования или финансовой области и т.д. – находится во многом эффективность защиты конкуренции по конкретным видам торгов, в том числе торгов, где организатором выступает государственный орган или иной получатель бюджетных средств.
Помимо этих механизмов обеспечения конкуренции, заложенных непосредственно в правовых актах, регламентирующих торги, права и обязанности их участников и организаторов применительно к конкретным сферам хозяйствования, где эти торги проводятся, в законодательстве Российской Федерации, во-вторых, используется институт специальных антимонопольных требований к торгам, которые могут быть как общими, т.е. касаться всех торгов, так и специальными, т.е. применяться к отдельным видам торгов, например, при отборе банков-агентов, которые должны осуществлять выплаты возмещения по вкладам физических лиц в банках Российской Федерации, при распределении прав на участки недр или на объекты животного мира и т.д.
Антимонопольные требования к торгам установлены ст. 17 Закона о защите конкуренции. Глава 4, в которую включена эта статья, устанавливает антимонопольные требования к любым торгам, в том числе проводимым публичными (властными) и частными субъектами права (например, коммерческими и некоммерческими организациями)[426].
Антимонопольные требования к торгам вообще, установлены частью 1 ст. 17, они универсальны и касаются любых торгов, т.е. при проведении любых торгов, будь организаторами торгов частные лица или публичные органы и организации, заказчики в сфере публичных закупок или иные лица, проводящие торги обязаны данные требования выполнять. Понятие торгов, организатора торгов, базовые положения о проведении торгов и заключении договоров на торгах определены в ГК РФ, точнее в ст. ст. 447- 449.
Согласно статье 447 ГК РФ договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги. В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени. В случаях, указанных в ГК РФ или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.
Гражданский кодекс понимает под торгами одну из процедур – аукцион или конкурс.
Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу – лицо, которое, по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.
Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом. Аукцион и конкурс, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися.
Статья 448 ГК РФ определяет основные вопросы организации и порядка проведения торгов, ст. 449 ГК РФ – последствия нарушения правил проведения торгов.
Закон о защите конкуренции устанавливает в ст.17 универсальные антимонопольные требования к торгам, организаторами которых выступают любые субъекты.
Помимо торгов ст. 17 устанавливает также требования к запросу котировок. В отличие от торгов, понятие запроса котировок не раскрывается в Гражданском кодексе. Запрос котировок – это особый способ размещения заказов, установленный и регламентированный законодательством о размещении заказов (публичных закупках). Закон о контрактной системе закупок для государственных и муниципальных нужд понимает под запросом котировок способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о потребностях заказчика в товаре, работе или услуге сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок и победителем запроса котировок признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта[427].
Суть антимонопольных требований к торгам и запросу котировок, установленных в Законе о конкуренции, в следующем. При проведении торгов, запросе котировок запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов, запроса котировок или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов, запроса котировок или нескольким участникам торгов, запроса котировок преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок;
4) участие организаторов торгов, запроса котировок или заказчиков и (или) работников организаторов торгов, запроса котировок или работников заказчиков в торгах, запросе котировок.
Союз «в том числе»указывает на то, что представленный перечень является не исчерпывающим, а лишь примерным. По общему правилу указанная норма запрещает любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Исходя из формулировки данных требований видно, что основным объектом внимания антимонопольного контроля выступают организаторы торгов. Именно к ним относятся эти четыре сформулированных запрета. Однако в практике могут быть случаи, когда и участники торгов или иные лица будут создавать барьеры для конкуренции при их проведении. Такие действия также будут нарушениями ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции.
Помимо указанных общих для всех процедур торгов, а также процедур запроса котировок, предусмотренных закупочным законодательством, антимонопольное законодательство устанавливает и иные, особые, дополнительные антимонопольные требования к торгам, запросу котировок проводимым публичными субъектами.
Если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок.
Также при проведении торгов, запроса котировок на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов запроса котировок.
Антимонопольные требования к торгам устанавливаются также отдельными федеральными законами, однако, в отличие от требований ст. 17 Закона о конкуренции имеют узкоотраслевое значение. Так, особые антимонопольные требования к торгам установлены, в частности, в законодательстве об иностранных инвестициях. Ст. 18 Федерального закона от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» ( «Антимонопольное законодательство Российской Федерации и соблюдение добросовестной конкуренции иностранным инвестором»), определяет, что иностранный инвестор обязан соблюдать антимонопольное законодательство Российской Федерации и не допускать недобросовестной конкуренции и ограничительной деловой практики, в том числе посредством злонамеренного соглашения об участии в торгах (аукционах, конкурсах).
Антимонопольные требования к торгам установлены Законом о животном мире. Также в ст. 39 устанавливаются дополнительные положения об антимонопольных требованиях к проведению конкурсов на право пользования животным миром. Согласно указанной статье, запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также юридических лиц и граждан, направленные на:
ограничение вопреки условиям конкурсов доступа к участию в них всех желающих приобрести право на пользование животным миром;
уклонение от предоставления лицензий на пользование животным миром победителям конкурсов.
Возложением Законом на Агентство обязанности согласовывать с антимонопольным органом порядок конкурсного отбора банков-агентов, которые должны осуществлять выплаты возмещения по вкладам физических лиц в банках Российской Федерации, устанавливается механизм, который позволяет антимонопольному органу в порядке предварительного контроля проверять проект указанного порядка на предмет содержания в нем механизмов, обеспечивающих добросовестную конкуренцию при проведении конкурсов по отбору указанных банков-агентов. Также антимонопольный орган в процессе согласования проекта данного порядка, внесения в него различных изменений или дополнений может сам давать соответствующие предложения по содержанию порядка, направленные на обеспечение конкуренции при конкурсном отборе банков-агентов. Обязанность Агентства согласовывать с антимонопольным органом указанный порядок и есть особое антимонопольное требование к проведению торгов по конкурсному отбору банков-агентов, которые должны осуществлять выплаты возмещения по вкладам физических лиц в банках Российской Федерации. В настоящее время в данной сфере действует «Порядок конкурсного отбора банков-агентов», утвержденный решением совета директоров ГК «Агентство по страхованию вкладов» от 17 сентября 2004 г.[428]
Дополнительные антимонопольные требования установлены также в сфере недропользования. Так, ст. 17 Закона о недрах, устанавливает ряд дополнительных антимонопольных требований к проведению торгов на право получения лицензии на освоение полезных ископаемых. Запрещаются или в установленном порядке признаются неправомочными действия органов государственной власти, а также любых хозяйствующих субъектов (пользователей недр), направленные на:
ограничение вопреки условиям данного конкурса или аукциона доступа к участию в них юридических лиц и граждан, желающих приобрести право пользования недрами в соответствии с Законом о недрах;
уклонение от предоставления лицензий победителям в конкурсе либо на аукционе, а также от предоставления предусмотренных ст. 11 Закона о недрах лицензий на пользование недрами на условиях соглашений о разделе продукции;
Статья 17 . Антимонопольные требования к торгам
1. При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
2. Наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
3. Наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
4. Нарушение правил, установленных настоящей статьей, является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона
Видео (кликните для воспроизведения). |
Требования к торгам, предъявляемые антимонопольным законодательством РФ
Какие действия запрещаются при проведении торгов?
При проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе, такие действия как:
1) координация организаторами торгов или заказчиками деятельности его участников;
2) создание участнику торгов или нескольким участникам торгов преимущественных условий участия в торгах, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом;
3) нарушение порядка определения победителя или победителей торгов;
4) участие организаторов торгов или заказчиков и (или) работников организаторов торгов или работников заказчиков в торгах.
Наряду с установленными запретами при проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды , а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
Наряду с установленными запретами при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Нарушение правил является основанием для признания судом соответствующих торгов и заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Антимонопольные требования, предъявляемые к торгам и запросам котировок цен на товары
Важной гарантией обеспечения равного и недискриминационного доступа хозяйствующих субъектов к предмету торгов являются максимальная прозрачность и открытость их организации и проведения, которые в ряде случаев обеспечиваются подробной регламентацией процедуры торгов.
Вместе с тем подробная законодательная регламентация процедуры торгов не во всех случаях имеет место. Поэтому многие правила организации торгов определяются их организаторами самостоятельно. Например, Федеральный закон «О рекламе» предусматривает, что заключение договора на оказание услуг по распространению телевизионной рекламы на федеральных телеканалах с государственным участием осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых указанными телеканалами в соответствии с законодательством РФ. При этом форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается федеральными телеканалами самостоятельно. Кроме того, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основе торгов (в форме аукциона или конкурса), проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления или уполномоченными ими организациями. При этом форма проведения торгов (аукцион или конкурс) устанавливается органами государственной власти или представительными органами муниципальных образований.
Однако даже если процедура проведения торгов подробно не регламентирована федеральным законодательством и определяется организатором торгов самостоятельно, при проведении торгов обязательно следует соблюдать антимонопольные правила, предусмотренные Федеральным законом «О защите конкуренции».
Федеральный закон «О защите конкуренции» содержит общий запрет при проведении торгов совершать действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В настоящее время данный запрет распространяется на все случаи проведения торгов независимо от того, как они проводятся — в инициативном порядке или в обязательном порядке в соответствии с законодательством. Также не имеет значения, кто выступает организатором торгов: государство в лице соответствующего органа, орган местного самоуправления или частная компания.
Однако в настоящее время Правительство РФ рассматривает вопрос о возможном сужении антимонопольных требований, распространяя их только на торги, проведение которых обязательно в соответствии с законодательством. Это позволит вывести из-под административного регулирования инициативные торги небольших частных компаний, а возможные споры по поводу результатов таких торгов и порядка их организации перенести в суды, исключив возможность рассмотрения жалоб на такие торги антимонопольным органам.
Помимо торгов, предусмотренные Федеральным законом «О защите конкуренции» антимонопольные требования распространяются также на запросы котировок цен на товары, а также на запросы предложений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Кроме того, рассматриваемые антимонопольные требования распространяются на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Федеральный закон «О защите конкуренции» выделяет несколько форм антиконкурентных действий на торгах, оставляя этот перечень открытым. Так, при проведении торгов организатору торгов и их заказчику запрещается совершать действия, приводящие к координации деятельности его участников. Кроме того, организатору торгов и их заказчику запрещается создавать одному или нескольким участникам торгов преимущественные условия участия в торгах, в том числе путем доступа к информации. Исключения, когда такие действия признаются допустимыми, могут определяться федеральными законами.
Также к антиконкурентным действиям при проведении торгов относится нарушение порядка определения победителя или победителей торгов.
В качестве нарушения антимонопольных требований рассматривается участие организаторов торгов (заказчиков) или их работников в торгах.
Поскольку перечень запрещенных действий, предусмотренный ч. 1 ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции», является открытым, недопустимыми могут быть признаны и иные действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Кроме того, самостоятельный запрет содержится в ст. 11 Федерального закона «О защите конкуренции». Согласно указанной статье признаются картелем и запрещаются соглашения между хозяйствующими субъектами — конкурентами, если такие соглашения приводят или могут привести к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах.
При проведении торгов, если организаторами или заказчиками торгов, запроса котировок являются органы власти или органы местного самоуправления, а также при проведении торгов на размещение заказов на поставки товаров для государственных или муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах.
При проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок, запроса предложений путем включения в состав лотов продукции, технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Изложенные антимонопольные правила распространяются на любые торги, организуемые в соответствии с законодательством РФ.
В ряде же случаев в целях обеспечения конкуренции законодательство подробно регламентирует процедуру организации и проведения торгов, что является большей гарантией соблюдения прозрачного, равного и недискриминационного доступа участников товарных рынков к предмету торгов.
Нарушение положений законодательства РФ, устанавливающих антимонопольные требования к торгам, является основанием для признания судом соответствующих торгов или заключенных по результатам таких торгов сделок недействительными, в том числе по иску антимонопольного органа.
Кроме того, если по результатам торгов, проведенных с нарушением установленных антимонопольных требований, была выдана лицензия на осуществление определенного вида деятельности, то на основании п. 7 ч. 2 ст. 23 Федерального закона «О защите конкуренции» антимонопольный орган вправе внести в лицензирующий орган предложение об аннулировании, отзыве лицензии на осуществление хозяйствующим субъектом, нарушающим антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия такой лицензии.
Ниже мы рассмотрим некоторые способы регламентации процедуры торгов, проводимых в соответствии с требованиями законодательства РФ.
Какие антимонопольные требования к торгам существуют
Основными принципами проведения торгов является их доступность, открытость и прозрачность при определении результатов. Соблюдение антимонопольных правил обеспечивает соблюдение указанных принципов и делает торги конкурентными. Рассмотрим антимонопольные требования к торгам более детально.
Федеральный закон «О защите конкуренции» № 135-ФЗ от 26.07.2006 в пункте 1 ст. 17 предусматривает 4 основные вида действий, влекущих нарушение антимонопольных требований:
- сговор организаторов торгов или госзаказчиков с лицами, принимающими участие в проводимых торгах и госзакупках с целью ограничения конкуренции и создания каких-либо преимуществ;
- создание для лиц, участвующих в торгах и госзакупках преимуществ, в том числе путем предоставления информации;
- наличие нарушений в процессе выявления победителя проводимой процедуры;
- участие организаторов торгов, госзаказчиков, их работников в проводимой процедуре.
Сговор или координация действий заказчиков и участников торгов является наиболее опасной формой нарушения конкуренции. Можно выделить следующие виды достигнутых соглашений:
- заранее определяется участник, указывающий наименьшую цену;
- часть участников представляет намеренно завышенные заявки;
- часть потенциальных участников отказывается от представления своих предложений или отзывает уже поданные предложения.
Такие соглашения могут устанавливать выплату компенсаций лицам, отказавшимся от участия в закупках или намеренно проигравшим торги. В качестве примера приведем установление соглашения, направленного на оформление контракта по итогам закупки с определенным лицом (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 20.07.2016 по делу № А69-1723/2015).
«Управление закупками (120 часов)»
Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.
Электронные аукционы , получившие распространение в последнее время, имеют специфические проявления сговора:
- действия, направленные на резкое снижение цены госконтракта лицами, заранее намеривающимися не заключать госконтракт. При этом, третий участник сговора подает предложение о цене немного ниже последнего предложения добросовестного участника;
- осуществление снижения цены закупки одним из участников, при отсутствии действий прочих участвующих в аукционе лиц.
✔ Материалы по теме:
Указанные выше требования универсальны и распространяют свое действие на любые торги, в том числе на:
- закупки, проводимые для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках 44-ФЗ (конкурсы, электронные аукционы, запросы котировок и предложений);
- торги, организуемые в соответствии со статьями 447-449 ГК РФ;
- закупочные процедуры, осуществляемые госкорпорациями, субъектами естественных монополий и их дочерними предприятиями в рамках Федерального закона № 223-ФЗ.
Частные случаи ограничения конкуренции при госзакупках
В Федеральном законе «О защите конкуренции» для случаев проведения торгов:
- органами госвласти, местного самоуправления гос. внебюджетными фондами;
- в целях обеспечения гос. и муниципальных нужд установлены следующие дополнительные запреты:
- запрет на непредусмотренное законодательством ограничение доступа к участию в запросе котировок, запросе предложений, торгах (пункт 2 ст. 17);
- запрет на включение в состав лотов закупки товаров, работ и услуг функционально и технологически не связанных с товарами, работами и услугами, являющимися предметом закупки (пункт 3 ст. 17).
Пункт 4 ст. 17 указанного выше закона предусматривает возможность признания контрактов, оформленных по результатам закупок, произведенных с нарушением антимонопольных требований, недействительными. Такое решение может быть принято судебным органам по искам:
- участников закупок, чьи права были нарушены;
- антимонопольного органа.
В случае признания контрактов недействительными госзаказчик проводит повторные торги для определения лица, которое будет осуществлять поставку товаров, работ или услуг.
Кроме того, КоАП РФ содержит следующие составы нарушений антимонопольных требований:
- ст. 14.31 – злоупотребление доминирующим положением;
- ст. 14.32 – заключение соглашения, приведшего к ограничению конкуренции;
- ст. 14.33 – недобросовестная конкуренция.
Таким образом, обеспечение соблюдения антимонопольных требований является гарантом осуществления действительно конкурентных торгов и закупок.
Ответы на любые вопросы о закупках вы найдете в журнале «Госзаказ в вопросах и ответах» Подписаться
Антимонопольные требования к торгам: юридический анализ норм Закона “О защите конкуренции” и практики их применения (Истомин В.Г.)
Дата размещения статьи: 20.06.2015
Вместе с тем, как свидетельствует российский и зарубежный опыт, практическая реализация положений законодательства о торгах нередко сопряжена с различными неправомерными действиями их организаторов и участников, направленными на нарушение общих основополагающих начал состязательности и добросовестного поведения при проведении торгов. В литературе утверждается, что “Россия – одна из первых стран, где для государства стала очевидной общественная опасность антиконкурентного поведения участников рынка, в том числе путем вступления в сговоры при проведении торгов” .
——————————–
Кинев А.Ю. Антимонопольный “заслон” сговорам на торгах // Юрист. 2011. N 16 / СПС “КонсультантПлюс”.
Современное российское законодательство тоже содержит нормы, устанавливающие различные запреты в отношении неправомерного поведения при организации и проведении торгов. Часть из указанных запретов содержится в ст. 17 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ “О защите конкуренции” и направлена на недопущение и пресечение антиконкурентных действий в ходе торгов. Помимо торгов, эти запреты распространяются также на такие конкурентные способы заключения договоров, как запрос котировок и запрос предложений, однако содержание данных запретов одинаково независимо от применяемой при заключении договора конкурентной процедуры, поэтому представляется возможным рассмотреть их применительно прежде всего к торгам. Имеющаяся правоприменительная практика свидетельствует о достаточно большом количестве дел, связанных с применением антимонопольным органом и судами норм данной статьи.
——————————–
Далее по тексту – Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ, Закон о защите конкуренции.
В частности, предусмотренный п. 1 ч. 1 ст. 17 запрет координации организаторами торгов или заказчиками деятельности их участников предполагает взаимное согласование организаторами (заказчиками) торгов и их участниками своего поведения в ходе торгов, поскольку термин “координация” в буквальном смысле обозначает “согласование, приведение в соответствие с чем-либо каких-либо действий, явлений, понятий” .
——————————–
Большой академический словарь русского языка. Т. 8. М.; Санкт-Петербург, 2004. С. 417.
Такое нарушение порядка проведения торгов, как участие организатора торгов или заказчика и (или) работников организатора или работников заказчика в торгах, также встречается в правоприменительной практике . При этом суды исходят из принципа расширительного толкования указанного запрета, относя к нарушениям п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции также участие в торгах по реализации арестованного за долги имущества его собственника, в отношении которого принято решение об обращении взыскания на имущество путем проведения торгов . Несмотря на то что подобное ограничение напрямую не предусмотрено ст. 17 Закона о защите конкуренции, подобная позиция суда в целом заслуживает поддержки, поскольку у должника есть возможность остаться собственником имущества, добровольно исполнив судебный акт, выполнив обязательство перед взыскателем.
——————————–
См., например: Постановление ФАС Уральского округа от 30 сентября 2013 г. N Ф09-9536/13 по делу N А71-113/2013; Определение ВАС РФ от 15 ноября 2013 г. N ВАС-15518/13 по делу N А71-113/2013 / СПС “КонсультантПлюс”.
См.: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 февраля 2014 г. N 17АП-868/2014-АК по делу N А60-33516/2013 / СПС “КонсультантПлюс”.
Частью 3 ст. 17 Закона о защите конкуренции дополнительно установлен запрет на ограничение конкуренции при проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов. Данная норма также находит достаточно широкое применение при рассмотрении конкретных дел .
——————————–
См., например: Постановление ФАС Дальневосточного округа от 28 марта 2014 г. N Ф03-891/2014 по делу N А59-3107/2013; Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 6 сентября 2012 г. по делу N А03-16708/2011; Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 4 сентября 2012 г. по делу N А53-629/2012 // СПС “КонсультантПлюс”.
Видео (кликните для воспроизведения). |
В целом изучение правоприменительной практики показывает, что различные неправомерные действия в процессе организации и проведения торгов достаточно разнообразны, что требует серьезной и постоянной работы антимонопольных и судебных органов.
Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.