Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

Информация на тему: "административные правонарушения в области предпринимательской деятельности" в доступном виде. Если вы хотите задать вопрос, то вы можете это сделать в специальном окне дежурного юриста.

АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Общая характеристика правонарушений в области предпринимательской деятельности

В последнее время с каждым годом всё больше увеличивается роль предпринимательской деятельности в жизни граждан Российской Федерации. Предпринимательская деятельность все глубже проникает в жизнь каждого гражданина, и все чаще случаются правонарушения. Глава 14 КоАП РФ содержит 27 видов составов правонарушений в области предпринимательской деятельности. Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве (в качестве предпринимателей) в установленном законом порядке.

Вред, причиняемый правонарушениями в области предпринимательской деятельности, носит многосторонний характер и представляет собой реальную угрозу как экономической безопасности страны в частности, так и ее национальной безопасности в целом. Этим, собственно, и обусловлена ее правовая охрана, поскольку, с одной стороны, поощряя развитие предпринимательства, государство в то же время должно в интересах общества осуществлять и определенного рода контрольные и надзорные функции за ней, устанавливать определенные правила поведения на товарных рынках и, следовательно, ответственность (в том числе и административную) за нарушение этих правил.

В этих целях нормами главы 14 КоАП РФ и установлена административная ответственность граждан, должностных лиц (к категории которых согласно ст. 2.4 КоАП РФ относятся и индивидуальные предприниматели) и юридические лица.

Отдельные составы административных правонарушений при этом касаются ненадлежащего управления юридическим лицом, совершения лицом, выполняющим управленческие функции в организации, сделок и иных действий, выходящих за его пределы, а также нарушения законодательства о товарных биржах и биржевой торговле. Объективная сторона административных правонарушений в области предпринимательской деятельности, как и многих других административных правонарушений, характеризуется как действием, так и бездействием. Причем большинство правонарушений в этой сфере носит формальный состав и признается оконченными с момента совершения указанного в законе противоправного деяния, независимо от наступления вредных последствий, поскольку действующим законодательством степень общественной опасности исчерпывающе определена лишь применительно к классификации преступлений.

Глава 14 Особенной части КоАП кодифицирует ответственность в области предпринимательской деятельности. Содержащиеся в этой главе составы административных правонарушений большей частью касаются юридических лиц и предпринимателей. Установленные государством правила осуществления предпринимательской деятельности должны строго выполняться обозначенными выше субъектами.

Однако данная глава подразумевает административную ответственность не только лиц, зарегистрированных в качестве предпринимателей, но и организаций. Поэтому встает вопрос, что такое предпринимательская деятельность в контексте административной ответственности.

Как любая социальная деятельность предпринимательская деятельность может осуществляться на индивидуальной или коллективной основе. Коллективная предпринимательская деятельность может осуществляться как с образованием юридического лица, так и без его образования (например, договор простого товарищества). Некоммерческие юридические лица не входят в число предпринимателей.

Таким образом, понятия «юридическое лицо», «предприниматель» хотя и пересекаются, но не являются тождественными, что находит свое отражение, в том числе в правосубъектности юридических лиц.

Признание необходимости беспрепятственного осуществления прав влечет за собой их защиту от правонарушений. Одним из вариантов реализации права на защиту является обращение к компетентным государственным или общественным органам с требованием применить к правонарушителю меры государственно-принудительного характера, в том числе задействовать механизм ответственности

Новые правонарушения – закономерное следствие кардинальных экономических, политических и правовых изменений, происшедших за последние годы в России. Актуальным в настоящее время является вопрос о нарушении законодательства о рекламе. Реализация ответственности за нарушение норм, заложенных в Гражданском кодексе РФ, Закона о рекламе, Закона о защите прав потребителей предусмотрена ст. 14.3. КоАП. В данном случае виновное лицо осуществляет ненадлежащую рекламу. При этом используется реклама в целях дезинформации потребителей и иных лиц. Зачастую используется ложная информация, что выражается в недобросовестной рекламе, либо недостоверной рекламе, либо в скрытой рекламе. Также распространяется ложная информация относительно товаров (работ, услуг) и их изготовителей (исполнителей, продавцов).

Объектами многих административных правонарушений являются отношения в области предпринимательской деятельности (ст.14.1. КоАП), порядка организации предпринимательской деятельности, связанной с защитой прав потребителей (ст. ст. 14.4., 14.5., 14.8, 14.9. КоАП).

Другая сфера административного правонарушения – незаконное получение кредита. Объективная сторона данного правонарушения состоит в том, что виновный представляет в банк заведомо ложные сведения о своем финансовом состоянии (например, сфальсифицированные выписки из своего расчетного счета) либо хозяйственном положении (например, данные о том, что он располагает недвижимостью, которая может выступать в качестве залога).

Изготовление подложных документов, равно как и сообщение ложной информации банку не охватываются объективной стороной ст. 14.11. КоАП; эти действия подлежат дополнительной квалификации либо по специальным составам административного правонарушения, либо по составам преступления (карающим за подлоги, за должностное преступление, использование заведомо подложного документа).

Читайте так же:  Документы при продаже автомобиля физическому лицу

Оконченным данное деяние считается с момента получения кредита, т. е. последствия роли не играют. Таким образом, по объективной стороне анализируемое правонарушение отличается от состава уголовного преступления, предусмотренного в п. 1 ст. 176 УК. «Незаконное получение кредита» (она устанавливает уголовную ответственность за получение кредита либо льготных условий кредитования путем предоставления банку или иному кредитору заведомо ложных сведений о хозяйственном положении либо финансовом состоянии индивидуального предпринимателя, если это деяние причинило крупный ущерб)1.

К числу административных правонарушений в сфере предпринимательской деятельности законодатель отнес фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12. КоАП) и неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13. КоАП). Объектами административных правонарушений в данном случае являются отношения в области банкротства юридических лиц и предпринимателей. При этом нужно учесть, что банкротство – это неспособность юридических лиц или индивидуального предпринимателя удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность перечислить обязательные платежи в бюджет, внебюджетные фонды в связи с превышением обязательств должника над его имуществом. Внешним признаком банкротства (несостоятельности) юридических лиц и индивидуального предпринимателя является неспособность удовлетворить требования кредиторов и (или) уплатить обязательные платежи в пределах 3-х месяцев со дня наступления сроков исполнения этих обязательств. Банкротство возникает после признания факта несостоятельности арбитражным судом или после официального объявления о нем должником при его добровольной ликвидации.

Виновное лицо при фиктивном или преднамеренном банкротстве заведомо ложно объявляет о своей несостоятельности, при этом ложно сообщает о неспособности удовлетворить требования кредиторов по оплате товаров (работ, услуг), о невозможности обеспечить своевременное выполнение обязательств перед кредиторами и т. д.

В данном случае преследуется определенная цель – введение в заблуждение кредиторов относительно имущественного положения юридического лица с тем, чтобы получить, например:

  • – отсрочку или рассрочку платежей (например, за поставленные товары, процентов по банковскому проценту, за выполненные строительные работы);
  • – скидку с долгов. При этом виновный добивается от кредиторов, по существу, уменьшения суммы (размера) долгов;
  • – освобождение от оплаты долгов. Сама по себе правомерная сделка по «прощению долга» используется виновным в неблаговидных целях.

Оконченным данное правонарушение считается с момента ложного объявления о банкротстве либо обращения в арбитражный суд с заявлением о банкротстве. Какие-либо иные последствия объективной стороной данного правонарушения не охватываются. Именно этим оно отличается от состава уголовного преступления, предусмотренного в ст. 197 УК «Фиктивное банкротство» (оно устанавливает уголовную ответственность за заведомо ложное объявление виновным о соей несостоятельности в целях введения в заблуждение кредиторов для получения отсрочки причитающихся кредиторам платежей; или скидки с долгов, а равно неуплаты долгов, если это деяние причинило крупный ущерб).

Следует также обратить внимание на важное отличие ст. 14.12.: в ней речь идет о неправомерных действиях, совершенных при банкротстве любой (в т. ч. и некоммерческой) организации, в то время как в ст. 196 УК «Преднамеренное банкротство» – только о коммерческих организациях.

Административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.13. КоАП следует отличать от состава уголовного преступления, предусмотренного в ст. 195 УК «Неправомерные действия при банкротстве». Она устанавливает уголовную ответственность за совершение действий, содержащихся в этой статье, если они причинили крупный ущерб, а также за неправомерное удовлетворение имущественных требований отдельных кредиторов, заведомо в ущерб другим кредиторам, принятие кредитором (знающим об отданном ему предпочтении) такого удовлетворения в ущерб другим кредиторам, если эти действия причинили крупный ущерб1.

Анализируя вышеприведенные статьи можно сделать вывод, что ответственность, предусмотренная Кодексом РФ об административных правонарушениях за те же деяния, что содержатся и в Уголовном кодексе, соразмерна причиненному вреду. Одним из важнейших условий применения административной или уголовной ответственности является размер причиненного ущерба.

Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности затрагивают сферу правил продажи, незаконного производства, поставки или закупки, а также использования этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции (ст. ст. 14.16. – 14.19. КоАП). Субъектами по всем вышеперечисленным статьям, несущими административную ответственность являются юридические лица и должностные лица. Причем за определенные, предусмотренные например, ч. 1, 4 ст. 14.17. КоАП правонарушения ответственность несут только юридические лица – организации, имеющие соответствующие лицензии и квоты на производство и оборот алкогольной продукции и этилового спирта; а по ч. 2, 3 ст. 14.17 – должностные, и юридические лица; по ст. 14.16 – должностные лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

До 1 июля 2002 года административная ответственность в виде штрафа за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции была установлена Федеральным законом от 8 июля 1999г. № 143-ФЗ «Об административной ответственности юридических лиц (организаций и индивидуальных предпринимателей за правонарушения в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции». Этим законом были предусмотрены минимальный и максимальный размеры штрафов.

Читайте так же:  Оплата проезда в санаторий военным пенсионерам к месту отдыха и обратно в 2019 году, как оплачиваетс

С 1 июля 2002 года ответственность за правонарушения в области производства алкогольной продукции установлена Кодексом РФ об административных правонарушениях, а Федеральный закон № 143-ФЗ утратил силу.

Как КоАП РСФСР, так и КоАП РФ содержат статьи (соответственно ст. 22 и ст. 2.9), предусматривающие, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно ч. 1 ст. 33 КоАП РСФСР взыскание за административное правонарушение налагается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с КоАП РСФСР и другими актами об административных правонарушениях. При наложении взыскания учитываются характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Аналогичная норма содержится и в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (п. 4.1).

Таким образом, правонарушение в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртсодержащей продукции является административным правонарушением, поэтому судья, рассматривая дело об административном правонарушении, имеет право применить общую норму, предусматривающую возможность освобождения от административной ответственность, если признает, что данное правонарушение является малозначительным.

На сегодняшний день глава 14 КоАП содержит 27 статей. Последняя – ст. 14.27. была введена совсем недавно и вступила в силу с 01.01.2004г. согласно ст. 25 Закона о лотереях.

В связи с постоянными изменениями, происходящими в экономической жизни страны, ее интенсивным развитием эта глава может быть в дальнейшем дополнена не одной статьей, предусматривающей административную ответственность в области предпринимательской деятельности

Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности

Глава 14 особенной части Кодекса об административных правонарушениях предусматривает 33 нарушения в области предпринимательской деятельности.

В том числе следующие:

Статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

Статья 14.2. Незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена

Статья 14.3. Нарушение законодательства о рекламе

Статья 14.4. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил

Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин

Статья 14.6. Нарушение порядка ценообразования

Статья 14.7. Обман потребителей

Статья 14.8. Нарушение иных прав потребителей

Статья 14.9. Ограничение свободы торговли

Статья 14.10. Незаконное использование товарного знака

Статья 14.11. Незаконное получение кредита

Статья 14.12. Фиктивное или преднамеренное банкротство

Статья 14.13. Неправомерные действия при банкротстве

Статья 14.14. Воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации

Статья 14.15. Нарушение правил продажи отдельных видов товаров

Статья 14.16. Нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе

Статья 14.17. Незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта

Статья 14.18. Использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции

Статья 14.19. Нарушение установленного порядка учета этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Статья 14.20. Нарушение законодательства об экспортном контроле

Статья 14.23. Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом

Статья 14.24. Нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле

Статья 14.25. Нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей

Статья 14.26. Нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения

Статья 14.27. Нарушение законодательства о лотереях

Статья 14.28. Нарушение требований законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости

Статья 14.29. Незаконное получение или предоставление кредитного отчета

Статья 14.30. Нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю

Статья 14.31. Злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке

Статья 14.31.1. Злоупотребление доминирующим положением хозяйствующим субъектом, доля которого на рынке определенного товара составляет менее 35 процентов

Статья 14.32. Заключение ограничивающего конкуренцию соглашения или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий

Статья 14.33. Недобросовестная конкуренция

Статья 14.34. Нарушение правил организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках

Статья 14.35. Нарушение законодательства о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и кадастровой деятельности

Частные охранные предприятия вправе осуществлять охранную деятельность только при наличии специального разрешения (лицензии).

Статья 14.1. КоАП РФ Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)

1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

Читайте так же:  Жилищная субсидия военнослужащим на приобретение жилья, расчет денежной компенсации, калькулятор, за

2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), – влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Под предпринимательской деятельностью имеется в виду деятельность, преследующая извлечение прибыли в качестве основной цели. Предпринимательской деятельностью в сфере частной охраны вправе заниматься только юридические лица в форме ООО – Общества с ограниченной ответственностью.

Однако такое право наступает только после их государственной регистрации в качестве юридического лица в Инспекции Федеральной налоговой службы.

Охранное предприятие вправе заниматься только охранной деятельностью, никакие другие виды коммерческой деятельности осуществляться не могут.

Согласно ст. 49 ГК РФ для занятия отдельными видами деятельности юридическое лицо помимо государственной регистрации должно получить специальное разрешение (лицензию).

Частная охранная деятельность также подлежит лицензированию в органах внутренних дел.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 данной статьи, выражается в осуществлении предпринимательской деятельности без предварительной государственной регистрации, а предусмотренного ч. 2 – в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковые для данного вида деятельности обязательны. Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 3, заключается в нарушении условий специального разрешения (лицензии).

Незаконное предпринимательство, причинившее крупный ущерб гражданам, организациям или государству, а равно сопряженное с извлечением дохода в крупном размере, влечет уголовную ответственность по ст. 171 УК РФ.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные данной статьей, могут быть совершены как умышленно, так и по неосторожности.

Субъектами ответственности по ч. 1 могут быть только граждане, по ч. 2 и 3 – наряду с гражданами индивидуальные предприниматели, работники, осуществляющие в коммерческих организациях управленческие функции, и юридические лица.

Рассматривают дела этой категории и назначают наказание судьи.

Протоколы об административных правонарушениях правомочны составлять должностные лица органов внутренних дел (милиции), по ч. 1 данной статьи – должностные лица органов, осуществляющих государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по ч. 2-4 – должностные лица органов Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, должностные лица антимонопольного органа, а также соответствующих лицензирующих органов.

Видео (кликните для воспроизведения).

185.244.173.14 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Административная ответственность за нарушения в сфере хозяйственной (предпринимательской) деятельности

Административная ответственность участников отношений в сфере предпринимательства установлена за совершение ими административного правонарушения при осуществлении предпринимательской деятельности. Под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Она возникает при невыполнении законных обязанностей, если эти нарушения по своему характеру не влекут за собой в соответствии с действующим законодательством уголовной ответственности.

К основным особенностям административной ответственности можно отнести то, что:

административные наказания налагаются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц;

административные наказания налагаются не в порядке подчиненности по службе;

факт наложения административного наказания не влечет судимости или увольнения с работы (но имеет иные юридические последствия);

законодательством предусмотрен упрощенный (внесудебный) порядок наложения административных наказаний;

порядок привлечения к административной ответственности регламентируется нормами административного права.

Административные правонарушения всегда имеют конкретно сформулированный состав, который содержится в КоАП РФ либо в законах субъектов РФ.

К видам административных правонарушений, которые непосредственно связаны с предпринимательской деятельностью, в первую очередь относятся:

осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);

Читайте так же:  Налоговые льготы при покупке жилья

незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена;

нарушение законодательства о рекламе;

продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества; с нарушением санитарных правил; при отсутствии установленной информации; без применения контрольно-кассовых машин;

нарушение порядка ценообразования;

обман потребителей или нарушение их иных прав;

ограничение свободы торговли;

незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров;

незаконное получение кредита;

фиктивное или преднамеренное банкротство, неправомерные действия при банкротстве;

воспрепятствование должностными лицами кредитной организации осуществлению функций временной администрации;

нарушение установленных правил продажи отдельных видов товаров;

нарушение установленного порядка учета и правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; незаконные производство, поставка или закупка этилового спирта; использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции;

нарушение законодательства об экспортном контроле;

ненадлежащее управление юридическим лицом;

совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий;

осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом;

нарушение законодательства о товарных биржах и биржевой торговле;

нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Статьями 15.3—15.9 и 15.11 КоАП РФ предусмотрена ответственность за следующие административные правонарушения в области налогов и сборов:

нарушение установленного срока подачи налогоплательщиком заявления о постановке на учет в налоговом органе;

нарушение налогоплательщиком установленного срока предоставления в налоговый орган информации об открытии и о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;

нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета;

непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;

нарушение порядка открытия счета налогоплательщику;

нарушение срока исполнения поручения о перечислении налога или сбора (взноса);

неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

Субъектами ответственности в данных случаях являются должностные лица организаций.

Наряду с вышеуказанными составами правонарушений, установленными КоАП РФ, налоговые санкции предусмотрены за:

ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе;

неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия);

неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом;

несоблюдение установленного НК РФ порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест;

неявку либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля;

неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дачу заведомо ложных показаний;

отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки;

дачу экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода;

непредставление банком по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или индивидуальных предпринимателей в установленный срок.

КоАП РФ предусматривает административную ответственность также за:

нарушения трудового законодательства, включая законодательство о социальном партнерстве, разрешении коллективных трудовых споров и об охране труда;

нарушения правил привлечения и использования иностранной рабочей силы в России, а также незаконную деятельность по трудоустройству российских граждан за границей;

правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную безопасность;

нарушения земельного, водного, экологического законодательства;

нарушения законодательства об интеллектуальной собственности;

нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия;

правонарушения в промышленности, строительстве, энергетике, сельском хозяйстве, в области связи и информации, на транспорте;

правонарушения в области финансов, рынка ценных бумаг;

нарушения таможенных правил;

правонарушения, посягающие на институты государственной власти;

нарушения антимонопольного законодательства;

нарушения обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных документов по обеспечению единства измерений;

нарушения правил государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним, транспортных средств, механизмов и установок;

нарушения требований пожарной безопасности;

незаконную частную детективную или охранную деятельность.

Для предпринимателей основной и самой распространенной мерой административной ответственности является административный штраф.

1. Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — одного миллиона рублей, или может выражаться в величине, кратной:

1) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;

2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин, либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо, сумме валютной выручки, не проданной
в установленном порядке, либо сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках, либо сумме денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, либо сумме неуплаченного административного штрафа;

Читайте так же:  Все о военной ипотеке - ответы экспертов на все волнующие вопросы

3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель
не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

2.Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

3.Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов или таможенных пошлин, либо суммы незаконной валютной операции, либо суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, либо суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке, либо суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на ?дета в уполномоченных банках, либо суммы денежных средств, не возвращенных в установленный срок в Российскую Федерацию, не может превышать трехкратный размер стоимости предмета административного правонарушения либо соответствующей суммы или стоимости.

4.Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, не может превышать одну двадцать пятую совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (работ, услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо
за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (работ, услуг) в предшествующем календарном году.

5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет
в полном объеме в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.Административный штраф не может применяться к сержантам,
старшинам, солдатам и матросам, проходящим военную службу по призыву, а также к курсантам военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.

Иными административными наказаниями, предусмотренными КоАП РФ за вышеуказанные правонарушения, являются: предупреждение; возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; лишение специального права; административный арест; дисквалификация.

Предупреждение выражается в официальном порицании правонарушителя и выносится в письменной форме.

Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения являются их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета.

При конфискации не изъятые из оборота вещи, которые стали орудием совершения или предметом административного правонарушения, принудительно и безвозмездно обращаются в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ.

За грубое или систематическое нарушение порядка пользования специальным правом физическое лицо, совершившее административное правонарушение, может быть судом лишено этого права.

Административный арест представляет собой содержание нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается по общему правилу на срок до 15 суток.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица на срок от шести месяцев до трех лет права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов и представительств, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий и сооружений. Данное наказание может устанавливаться на срок до 90-то суток по постановлению суда.

Административные наказания могут быть наложены только уполномоченными на то органами (должностными лицами). Они именуются субъектами административной юрисдикции. Помимо органов административной юрисдикции, указанных в КоАП РФ, такие органы могут быть установлены и соответствующими законами субъектов РФ.

Видео (кликните для воспроизведения).

После принятия КоАП РФ значительно возросла роль и существенно расширились полномочия суда как органа административной юрисдикции. Применение административных наказаний, кроме предупреждения и административного штрафа, отнесено к исключительной компетенции суда.

Изображение - Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности 457334143346008
Автор статьи: Екатерина Павлова

Позвольте представиться. Меня зовут Екатерина. Я уже более 12 лет работаю юристом. Считая себя специалистом, хочу научить всех посетителей сайта решать сложные задачи. Все данные для сайта собраны и тщательно переработаны с целью донести как можно доступнее всю требуемую информацию. Перед применением описанного на сайте всегда необходима консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 9

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here